Отраслевые эксперты выделяют наиболее значимые виды оборудования для нефтегазового сектора. К ним относятся техника для бурения и ремонта скважин, аппаратура для геофизических и геологических работ, оборудование для добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья, насосы, компрессоры и теплообменники. В этот список также входят устройства и аппаратура для проверки отбора жидкостей, контрольных технологических операций и исследований.
Зависимость от импорта технологий
В 2023 году для российского топливно-энергетического комплекса установлен запрет на поставки оборудования из 48 иностранных государств, ограничено участие на международных рынках углеводородов подавляющего большинства российских энергетических компаний, введены финансовые ограничения для государственных и частных компаний ТЭК. Эта информация содержится в «Путеводителе по санкциям и ограничениям против Российской Федерации».
По оценкам консалтингового агентства «Яков и партнеры» (бывшее российское подразделение McKinsey), на недружественные страны в марте 2023 года приходилось более половины рынков гидроразрыва пласта и систем телеметрии для определения траектории скважин в России, а по роторным управляемым системам зависимость от импорта составила 100%.
Россия может сохранить рекордные объемы нефтяного бурения до 2030 года, если сумеет импортозаместить сегменты высокотехнологичного сервиса в первую очередь в технологиях бурения на шельфе и гидроразрыва пласта. Согласно исследованию компании «Яков и партнеры», для этого необходима господдержка и создание единого заказа в сфере критических технологий, что позволит российскому рынку нефтесервиса достичь к 2030 году объема в $24 миллиарда.
На площадке Тюменского нефтегазового форума (TNF), который прошел в сентябре 2023 года, отмечалось, что в 2022 году санкционное давление на нефтегазовый сектор значительно возросло. Это потребовало усиленных мер по замещению критически важной номенклатуры продукции. Сегодня, как подчеркнули эксперты TNF, в списке 250 тыс. позиций. Уровень импортозависимости в ТЭК по разным группам материалов, оборудования и комплектующих варьируется от 5% до 100%, при этом 220 наименований — приоритет технологического дефицита.
Доля российского оборудования в нефтегазовом секторе выросла с 20% до 60%
Закупать комплектующие и технологии для нужд российского ТЭКа частные компании стали в начале девяностых годов прошлого века. Тогда же начал реализовываться переход на услуги иностранных сервисных компаний. Стали появляться новые формы сотрудничества между отечественными производителями и зарубежными.
Ситуация с отечественными технологиями в промышленности была сложная. По данным Минпромторга России, в 2014 году доля импорта в поставках критически важного нефтегазового оборудования составляла 80%, а по отдельным позициям российских аналогов в принципе не существовало. В частности, у бизнеса была высокая зависимость от зарубежного насосно-компрессорного, сейсморазведочного оборудования, технологий и техники для морского бурения, систем автоматизации и программного обеспечения.
Политику импортозамещения в ТЭК начали реализовывать в 2014 году, когда страны Евросоюза и США ввели первые секторальные санкции и торговые ограничения против российского нефтегазового и химического секторов экономики. Ограничения касались импорта технологического оборудования, оказания услуг иностранными специалистами по проведению работ, связанных с добычей нефти на глубоководном шельфе и на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами.
С 2014 года появились федеральные программы по государственной поддержке импортозамещения и ряд федеральных законов. Усилия властей принесли первые результаты.
Как отмечал в сентябре 2022 года заместитель председателя правительства РФ — министр промышленности и торговли Денис Мантуров, доля российского оборудования в нефтегазовом секторе составила уже около 60%. На увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе из бюджета потребовалось около 30 млрд рублей. Кроме того, еще 30 млрд руб., по словам Мантурова, были привлечены из внебюджетных источников. К 2025 году увеличение доли отечественного оборудования в нефтегазовом секторе должно достичь 80%, прогнозируют в Минпромторге.
«Биржа импортозамещения»
Весной 2022 года после масштабного введения секторальных санкций российская политика импортозамещения получила импульс для мобилизации национальных ресурсов. По поручению Минцифры, при участии «Газпромбанка» и «Агентства по технологическому развитию» был запущен цифровой сервис «Биржа импортозамещения». Его целью является управление взаимодействием между отечественными производствами и заказчиками.
Цифровой сервис «Биржа импортозамещения» создан для помощи российским предприятиям, которые ищут новых партнеров и поставщиков или хотят вывести свою продукцию на новые рынки внутри страны. Он также открыт и для иностранных участников, готовых продолжать конструктивное сотрудничество с Россией.
В Минпромторге отметили, что на «Бирже импортозамещения» контракты заключаются с минимальной долей бумажной нагрузки. База работает по такому принципу: заказчик оставляет запрос на покупку продукции, запчастей и различных комплектующих, а поставщик направляет ему свои предложения с указанием цены. Все это происходит без чрезмерных затрат, согласований и без посредников, отмечают в Минпромторге.
Группы оборудования, необходимого для нефтегазовых компаний
Для формирования спроса на высокотехнологичную продукцию и развитие промышленного производства создан Координационный совет по импортозамещению нефтегазового оборудования при правительственной комиссии. Постановление о создании совета 30 мая 2023 года подписал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Сопредседателями совета являются вице-премьеры Денис Мантуров и Александр Новак.
В июле 2023 года на первом заседании профильного координационного совета при правительстве РФ участники решили разделить на 7 групп всё необходимое нефтегазовым компаниям оборудование: геологоразведка, бурение и добыча как на суше, так и на шельфе, транспортировка углеводородов, нефтегазохимия, переработка нефти и газа, получение СПГ.
В каждой группе должна находиться компания-лидер, которая будет отвечать за освоение выпуска соответствующей продукции. Часть лидеров определили на этом же координационном совете. Первенство в направлении «геологоразведка» получила «Росгеология», «Газпром нефть» возглавила работу по направлению «бурение и добыча на суше». Лидером направления «нефтегазохимия» стал «СИБУР».
Необходимость назначения лидера для направления «транспортировка нефти и газа» пока осталась под вопросом, поскольку уровень технологической независимости российских компаний по нему приближается к 100%. Об этом рассказали в департаменте машиностроения для ТЭКа Минпромторга России. Еще по трем направлениям — «бурение и добыча на шельфе», «нефтепереработка» и «получение СПГ» — лидеры определяются.
Дорожные карты как инструмент по снижению зависимости от импорта
Дорожные карты в Минпромторге опробовали в 2022 году на высокотехнологичном направлении — производство водорода. Этим же путем решили пойти и для замещения нефтегазового оборудования.
По данным Минпромторга, сейчас согласованы две программы — «Оборудование для бурения и добычи на суше» и «Оборудование для нефтегазохимии». Ожидается утверждение направления «Оборудование для геологоразведки» с «Росгеологией», «Башнефтегеофизикой» и с научно-производственной организацией «Морская арктическая геологоразведочная экспедиция». Остальные дорожные карты планируется принять до середины II квартала 2024 года.
В ведомстве отмечают, что основное преимущество таких программ — это комплексный подход. В документе четко указывается весь спектр необходимой продукции, технические требования формируются сразу на уровне всей отрасли. Затем отбираются предприятия, которые потенциально могли бы освоить выпуск продукции. После этого определяются источники финансирования, они могут быть государственными, частными или комбинированными. Затем начинается реализация проекта.
Таким образом описывается спектр номенклатур для импортозамещения, где обозначены этапы исполнения и сроки, а также объем требуемого финансирования и его источники.
Импортозамещение в ТЭК оценивается десятками миллиардов рублей
Инвестиции в разработку отечественного оборудования для бурения скважин и добычи нефти и газа на суше в 2023–2030 годах составят около 19,8 млрд рублей. Это следует из паспорта дорожной карты развития направления «Оборудование для бурения и добычи на суше» до 2030 года (разработана Минпромторгом, Минэнерго, «Газпром нефтью»).
Согласно документу, из федерального бюджета на разработку оборудования будет выделено около 2,5 млрд руб., еще 17,3 млрд руб. составит внебюджетное финансирование, в том числе 147 млн руб. должна будет вложить «Газпром нефть», которая отвечает за реализацию проекта.
В дорожной карте отмечается, что драйвер развития технологий бурения скважин — необходимость обеспечить технологическую устойчивость, непрерывность бизнеса и снять риски для добычи во всех крупнейших нефтегазовых компаниях России. Также подчеркивается, что в стране высока степень зависимости от импорта в нефтесервисе, производстве оборудования и химических реагентах для буровых растворов. Задача нефтяных компаний — формировать отраслевой заказ на оборудование, разработанное в рамках дорожной карты, и помогать разработчикам экспертизой.
К 2030 году планируется провести 19 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по оборудованию и компонентам для бурения, добычи и внутрискважинных работ, а также заключить 19 долгосрочных договоров на поставку технологий. Это позволит повысить долю импортонезависимости до 80% по направлению «бурение и добыча», отмечается в документе.
При импортозамещении оборудования для бурения и добычи на суше речь идет о развитии направления высокотехнологичного нефтегазового машиностроения, которое в России находится «в ранней степени зрелости», отмечают эксперты Kasatkin Consulting (экс-команда Deloitte в России). По оценкам компании, только для налаживания промсборки флотов гидроразрыва пласта мощностью 20 штук в год потребуется вложить 50–60 млрд руб., без учета НИОКР и создания производств комплектующих для оборудования.
Совокупно требуемые инвестиции в экономически целесообразные объемы производства высокотехнологичного, конкурентоспособного на международных рынках оборудования и компонентов для добычи на суше в Kasatkin Consulting оценили в 300 млрд рублей.
Поправки к законодательству, регламентирующему вопросы импортозамещения
Правительство РФ 8 февраля 2024 года внесло на рассмотрение Госдумы проект поправок к закупочному законодательству (№ 547 583–8), регламентирующих вопросы импортозамещения.
Правила проведения закупочных процедур и выбора победителя должны стать максимально простыми и понятными для всех сторон и опираться на безусловный приоритет российских брендов, заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, подчеркнув, что такой подход позволяет стимулировать создание новых производств. При этом председатель правительства отметил, что поправки дадут правовые основания для полного запрета на закупку госзаказчиками и госкомпаниями определенных иностранных товаров или услуг.
Документ предусматривает включение в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также в закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положений, наделяющих правительство РФ полномочиями на установление в определенных случаях изъятий из национального режима. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран Евразийского экономического союза, если на торгах они конкурируют с иностранными.
По данным Минфина, в случае утверждения законопроекта необходимо будет принять два подзаконных акта, внести изменения в шесть документов, признать утратившими силу восемь актов, а также внести изменения в пять ведомственных актов, сообщило агентство «Интерфакс».
Законопроектом предусмотрено, что часть поправок вступит в силу с 1 октября 2024 года, а отдельные положения — с 1 января 2025 года.
Россия занимает прочные позиции на мировом рынке энергетики
Россия противодействует попыткам стран Запада выдавить ее с мировых рынков, заявил министр экономического развития РФ Максим Решетников. «Мы видим, что являемся надежным поставщиком для очень многих экономик глобального Юга, для активно развивающихся экономик. И они нуждаются в этих ресурсах по разумным ценам, поэтому себя здесь достаточно уверенно чувствуем», — сказал министр.
Источниками роста российской экономики он назвал внутренний рынок, импортозамещение по широкому перечню направлений. По словам министра, прочны позиции РФ на мировом рынке энергетической, металлургической продукции, черных и цветных металлов.
«В то же время постоянно требуется донастройка транспортной системы, платежных систем, финансовых расчетов, потому что “наши коллеги” — в кавычках — постоянно создают нам проблемы, — заявил Решетников. — Просто используют текущую ситуацию для того, чтобы выдавить Россию с рынков и представить свою продукцию, свое сырье по гораздо более высоким ценам другим странам, навязать им такую торговую политику в ущерб их интересам».