Идущие по Северному морскому пути танкеры огибают арктическое побережье России, сокращая таким образом более чем в два раза время доставки грузов из портов Балтийского моря к основным покупателям в Китае. При отправках с арктических терминалов в Мурманске возникает еще большая экономия, отмечают отраслевые эксперты.
Как правило необходимо чуть более недели на пересечение северного побережья России от Новой Земли на западе до Берингова пролива на востоке, а оттуда еще 12–14 дней, чтобы достичь портов Китая. При этом время в пути от Балтики до Шанхая через Суэцкий канал составляет примерно 1,5 месяца, а из Мурманска — до 50 дней.
Расширяя арктический грузовой флот
Российские верфи способны построить к 2030 году 16 арктических грузовых судов из необходимых как минимум 70, заявил вице-премьер — полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев на правительственном совещании по развитию Арктики. Он считает критически важным вопрос создания новых верфей, чтобы строить грузовые суда ледового класса, предназначенные для Северного морского пути. По мнению вице-премьера, создание подобных верфей возможно совместно с партнерами из дружественных стран, обладающими опытом крупнотоннажного судостроения.
«Уход с рынка ряда иностранных компаний сформировал необходимость поддержания работоспособности имеющейся иностранной техники и оборудования, создания собственных линий продукции, ускоренного развития отечественных технологий в сфере бурения, геологоразведки, строительства судов и верфей, арктической инфраструктуры и ряда других», — перечислил Трутнев. Он уточнил, что для удержания главенствующих позиций в Арктике необходимо действовать быстрее.
Вице-премьер напомнил, что утвержден план развития Северного морского пути, предусматривающий до 2035 года более 150 мероприятий с общим объемом капитальных вложений более 1,7 трлн рублей. По его словам, правительством ведется работа по его реализации, при этом остается нерешенным ряд вопросов, в том числе связанных с технологическим развитием.
Говоря о необходимости развития СМП, заместитель председателя правительства РФ Александр Новак сообщил, что в настоящий момент в эксплуатации находится 45 грузовых судов высокого арктического класса. Он отметил, что ведется работа над расширением арктического грузового флота. С учетом инвестиционных планов грузоотправителей к 2030 году до 132 должно увеличиться количество судов высокого арктического класса.
В настоящее время строительством всех типов морских судов занимается судостроительный комплекс «Звезда». Для расширения мощностей российского судостроения гос-корпорация «Росатом» ведет работу над созданием судоверфи для строительства специализированных судов и платформ для собственных нужд, отметил Александр Новак.
Потребности в дополнительном флоте
В «Росатоме» видят потребность в работе на Северном морском пути 160 судов высокого ледового класса к 2030 году для экспорта продукции арктических проектов. Об этом говорится в презентации замгендиректора «Росатома» — директора дирекции Северного морского пути Вячеслава Рукшина, представленной в ходе экспертного совета по Севморпути в Госдуме.
Согласно презентации, для перевозок грузов по СМП расчетная потребность в дополнительном флоте для каботажного плавания оценивается в 50 судов ледовых классов Arc 4–7. Еще 10 универсальных судов (до 25 тыс. т) ледового класса Arc 5 необходимо для «северного завоза». В сегменте балкерных перевозок потребуется 3 судна среднего тоннажа (до 40 тыс. т) класса Arc 4 и 25 балкеров большого тоннажа (до 100 тыс. т) класса Arc 5. Потребность в контейнеровозах класса Arc 7 к 2030 году оценивается в 15 судов, из них 9 судов контейнеров вместимостью до 5 тыс. TEU и 6 судов среднего тоннажа до 700 TEU (TEU от англ. twenty-foot equivalent unit — условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств, которая часто используется при описании вместимости и пропускной способности контейнеровозов и контейнерных терминалов).
Танкерный флот для перевозки СПГ и газоконденсата по СМП в 2023 году состоял из 17 судов, говорится в презентации, к 2030 году потребность флота в этом сегменте оценивается в 39 судов. Кроме того, согласно презентации, необходимо строительство 11 нефтяных танкеров большого тоннажа (до 120 тыс. тонн). По данным на 2023 год нефтяной флот перевозок по СМП состоит из 7 нефтетанкеров среднего тоннажа до 40 тыс. тонн.
Реализация нефтегазовых проектов в Арктической зоне России потребует наличия порядка 200 судов ледового класса к 2035 году. Отечественным верфям придется их строить самостоятельно. Такую оценку приводит консалтинговая компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России).
Добыча на северных проектах потребует вывоза в 2035 году порядка 210 млн т грузов по СМП. Приобретение необходимых для этого танкеров и танкеров-газовозов ледового класса на международном рынке маловероятно, отмечают аналитики, поскольку подходящих по критериям судов, владельцами которых были бы компании из дружественных стран, сейчас нет.
По данным «Яков и партнеры», из 748 танкеров-газовозов, которые находятся в эксплуатации по всему миру, лишь 24 соответствуют необходимым критериям для перевозок по Северному морскому пути. При этом операторами 22 таких судов уже являются компании из России, одного судна — компания из США, еще одного — из Норвегии. Из мирового танкерного флота в размере 2319 судов только девять способны обеспечить перевозки по СМП. Два из них уже эксплуатируют российские компании, семь — греческие.
Возможность заказа строительства танкеров на зарубежных верфях также ограничена, отмечают в компании «Яков и партнеры». Суда нужного ледового класса в основном способны строить предприятия трех стран — Республики Корея, Китая и Японии. При этом корейские и китайские верфи загружены заказами вплоть до 2028–2029 годов.
Аналитики также указывают, что некоторые зарубежные верфи под давлением санкций могут отказываться от заказов из России. Так, южнокорейская верфь DSME (позднее переименованная в Hanwha Ocean) в 2022 году расторгла контракт на строительство трех газовозов для проекта «НОВАТЭКа» «Арктик СПГ 2». Но даже при условии исполнения заказов, например, в Китае цена на новые суда будет включать в себя так называемую российскую премию за риск, отмечают аналитики.
Надежный вариант — строительство судов своими силами
В условиях отсутствия предложения на рынке и возможности разместить заказы за рубежом России необходимо сосредоточиться на строительстве судов своими силами, делают вывод эксперты «Яков и партнеры». Они отмечают, что в сложившихся обстоятельствах это единственный надежный вариант с акцентом на долгосрочную перспективу.
Для этого российским судостроителям предстоит преодолеть ряд серьезных проблем. Основные из них — отсутствие свободных мощностей у крупнотоннажных верфей, а также необходимость импортозамещения судового комплектующего оборудования и основных судовых материалов.
Средне- и малотоннажные верфи в России не способны работать с заказами на большие суда, а крупнотоннажные верфи либо загружены нецелевыми типами судов, либо на них отсутствует крупноблочная сборка, уточняют эксперты «Яков и партнеры». Отмечается, что из существующих в России верфей производством необходимых судов может заняться только ССК «Звезда» на Дальнем Востоке. Поэтому одним из способов решения проблемы является расширение мощностей этой судоверфи.
Исходя из опыта Китая и Республики Корея целевое развитие судостроительной отрасли может занять 10–15 лет. Ускорить его в России можно за счет расширения господдержки судостроительных компаний для улучшения и развития инфраструктуры, верфей и ускорения процесса строительства судов.
Государство должно обеспечить поддержку проектов, направленных на импортозамещение, создание судового комплектующего оборудования и необходимых материалов. В том числе необходимо кратно увеличить уровень финансирования и господдержки НИОКР в судостроении, считают в «Яков и партнеры».
Большие грузовые суда для Севморпути с ядерной установкой
Минпромторг совместно с госкорпорацией «Росатом» прорабатывает возможность строительства грузовых судов с использованием ядерной энергетической установки, сообщил замглавы ведомства Виктор Евтухов в ходе сессии «Северный морской путь: расширяя арктические горизонты» на ПМЭФ 2024.
«Здесь, во-первых, вопрос цены строительства такого парохода, а второе — той услуги, которую он будет предоставлять конечным пользователям. Но так или иначе вопрос нами также прорабатывается», — сообщил Виктор Евтухов.
В настоящее время «Атомфлот» эксплуатирует атомный лихтеровоз «Севморпуть» — единственное в мире грузовое судно с ядерной силовой установкой. Лихтеровоз или баржевоз — специализированное судно для перевозки груза в лихтерах или баржах, контейнерах. Лихтеровоз «Севморпуть» спущен на воду в 1986 году. Был временно выведен из эксплуатации в период 2007–2013 годов до принятия решения о его восстановлении.
Ввод в техническую эксплуатацию после восстановительных работ состоялся в ноябре 2015 года. Мощность ядерной энергетической установки лихтеровоза составляет 29 МВт. В настоящее время судно осуществляет грузовые перевозки по Северному морскому пути.
План на 2024 год по грузоперевозкам сопоставим с результатом 2023 года
Согласно перспективному плану «Росатома», по итогам 2024 года объем перевезенных по Северному морскому пути грузов составит около 36 млн тонн. План на 2024 год сопоставим с результатом 2023 года, когда по Севморпути было перевезено 36,254 млн т грузов, что стало абсолютным рекордом за всю историю освоения Северного морского пути. Тогда целевой показатель был превышен на 250 тыс. т, сообщили в госкорпорации «Росатом».
«Газпром нефть» рассматривает увеличение перевозок нефти по СМП в будущем, а в 2024 году сохранит их на уровне прошлого года, сообщил глава компании Александр Дюков. Он подчеркнул, что ВИНК видит экономическую эффективность перевозок по Севморпути: «Если бы ее не было, то мы бы не использовали этот маршрут. Те тарифы, которые на сегодня установлены, позволяют нам получать положительный экономический эффект».
Комментируя планы роста перевозок нефти по СМП, он отметил, что в компании рассматривают такой вариант. Говоря о возможности круглогодичной перевозки по СМП, Дюков подчеркнул, что для этого нужны специальные танкеры 7-го арктического класса.
Экспорт углеводородов из России в Азию через Севморпуть растет
По данным компании Kpler, экспорт углеводородов из России через восточный сектор Северного морского пути достиг 4,47 млн т, увеличившись на 14,5% в 2024 году.
«НОВАТЭК» отправил 35 партий, увеличив отгрузки с «Ямал СПГ» до 2,4 млн т (на 5% в годовом выражении). Основное увеличение объема грузопотока связано с ростом поставок нефти в Китай, которые выросли на 33%, достигнув 2 млн т, преимущественно через мурманские порты.
В конце ноября в китайских портах Цзянсу и Чжоушань была осуществлена разгрузка последних поставок СПГ из проекта «Ямал СПГ», доставленных по Севморпути. Танкеры Arc7 «Николай Зубов» и «Рудольф Самойлович» планируют вернуться в Сабетту в декабре в балласте. Отправка новых танкеров на восток не ожидается. Это означает завершение навигационного сезона по СМП. Кроме «НОВАТЭКа», в этом сезоне «Газпром» также отправил в Китай партию СПГ объемом 72 тыс. т из проекта «Портовая СПГ».
По информации «Росатома», подводить итоги года преждевременно, но уже можно говорить о росте общего грузопотока по СМП более чем на 5% в годовом исчислении. В 2023 году «НОВАТЭК» отправил по восточному сектору Севморпути 31 партию СПГ, или 2,27 млн тонн.
Рекордный объем поставок был зафиксирован в 2021 году, когда «НОВАТЭК» отправил 44 партии СПГ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что эквивалентно примерно 3,29 млн тонн.
Ожидалось, что в 2024 году объем отгрузок углеводородов по Северному морскому пути значительно увеличится, благодаря запуску проекта «Арктик СПГ — 2», в котором «НОВАТЭК» владеет 60%. Но заводу по производству СПГ, попавшему под американские санкции, сейчас сложно выполнять заказы из-за отказов покупателей и нехватки танкерного флота.
В октябре объем экспорта СПГ стал самым высоким в 2024 году, достигнув 3,06 млн т, что на 2,5% больше показателя за аналогичный период 2023 год. По данным Kpler, результат октября уступает только рекорду в 3,2 млн т, достигнутому в декабре 2023 года. В аналитической компании отмечают, что в целом за 10 месяцев этого года поставки СПГ из России выросли до 27,4 млн т, или на 4,7% в годовом исчислении.