Усовершенствование Севморпути необходимо ради поддержания канала экспорта, возможности обезопасить часть российских поставок, а также для потенциальных будущих заработков на транзите грузов в регионе, отмечают отраслевые эксперты.
История СМП
Интерес к Северному морскому пути появился давно. Первое сквозное плавание с востока на запад с зимовкой у полуострова Таймыр было совершено в конце первой четверти XX века, а уже в 1932 году маршрут удалось пройти за одну навигацию. Еще через год состоялась первая транспортная перевозка из Ленинграда во Владивосток.
В 70-е и 80-е годы прошлого столетия освоение Северного морского пути велось активными темпами, что во многом стало возможным благодаря формированию единственного в мире атомного ледокольного флота.
В 1991 году СМП был открыт для международного судоходства. Сегодня протяженность от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения составляет 5,6 тыс. километров. Судоходный маршрут проходит через шесть морей Северного Ледовитого океана: Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово. Транспортировка товаров из Азии в Европу по Северному морскому пути занимает на треть меньше времени по сравнению с перевозками через Суэцкий канал.
Проект «Развитие Северного морского пути»
В настоящее время реализуется федеральный проект «Развитие Северного морского пути». Его задача заключается в расширении инфраструктуры, которая обеспечит эффективную территориальную связанность Дальнего Востока и западных регионов России, а также круглогодичную навигацию по Северному морскому пути.
Предусматривается внедрение беспилотных технологий в грузовых перевозках и судовождении, устойчивое повышение экологичности энергетики и транспорта.
По арктической трассе транспортируется ряд товаров, среди которых наибольшая доля приходится на сжиженный природный газ (СПГ) и нефть.
Маршрут Севморпути проходит в территориальных водах России, что исключает возможность внешнего давления и делает магистраль максимально надежной для создания новых логистических цепочек. Кроме этого, как отмечают отраслевые эксперты, развитие инфраструктуры СМП создаст «точки роста» для социально-экономического развития арктических регионов, будет способствовать формированию новых компетенций российской промышленности и центров энергопотребления. Таким образом, Севморпуть может стать еще одним мощным драйвером развития всей российской экономики.
Два сценария развития от «Росатома»
Оператором СМП является «Росатом». Госкорпорация создает необходимую инфраструктуру для компаний, которые перевозят грузы по арктическому маршруту. В 2022 году «Росатом» создал единый центр управления судоходством в акватории Северного морского пути. Это позволило ввести принцип «единого окна» на выдачу и приостановку разрешения на плавание судов, а также — согласование районов гидрографических работ.
Кроме того, удалось централизовать разработку маршрутов плавания и выдачу рекомендаций судам, а также аккумулировать данные о гидрометеорологической и ледовой обстановке.
«Росатом» подготовил два сценария развития Северного морского пути до 2040 года. Оба предполагают меньший грузопоток по сравнению с утвержденным правительством в 2022 году планом развития транспортной магистрали. Сценарии были представлены в сентябре на заседании совета участников судоходства. Об этом сообщило агентство РБК.
Согласно базовому (негативному) сценарию, в 2031 году по Северному морскому пути будет перевезено 117 млн т, в 2035-м — 150 млн т грузов. Перспективный (позитивный) сценарий предполагает перевозку 150 млн т, в 2035-м — 192 млн тонн.
Нужно отметить, что в соответствии с приложением к Плану развития Северного морского пути (распоряжение правительства РФ от 1 августа 2022 года № 2115-р), в 2031 году по Северному морскому пути ожидалась перевозка 224,96 млн т грузов, а в 2035-м — 238,11 млн тонн.
В 2023 году объем перевезенных грузов по Северному морскому пути составил 36,254 млн т, в результате целевой показатель был превышен более чем на 250 тыс. тонн. Основные грузы, которые перевозились по СМП в 2023 году, — это СПГ и нефть. Причем СПГ только с одного проекта — «Ямал СПГ» — в общем объеме грузопотока имеет долю более 50%.
Мощность портов на СМП
Мощность действующих портов и терминалов Северного морского пути в 2022 году составила более 32 млн т, сообщил заместитель председателя правительства РФ Александр Новак. А по итогам 2023 года она увеличилась до 40,5 млн тонн. Это превышает плановый показатель, заложенный в федеральном проекте «Развитие СМП», согласно которому предусмотривалось 36 млн т, сообщили в дирекции Севморпути «Росатома».
Важнейшими проектами, позволившими на 100% выполнить показатели федерального проекта, стали работы на терминале «Утренний», который строится в рамках проекта Арктик СПГ-2. Помимо этого, была обеспечена проводка основания гравитационного типа (или гравитационной морской платформы для добычи нефти или газа, удерживаемой на дне за счёт собственного веса и связей нижней части платформы с грунтом) водоизмещением свыше 600 тыс. т по Морскому каналу Обской губы.
Перспективы увеличения грузопотока по СМП
Несмотря на то что из-за санкционных ограничений российские компании были вынуждены сдвинуть сроки ввода по ряду крупных проектов, все они находятся в стадии реализации и будут успешно завершены. Такую уверенность выразил Александр Новак. Он подчеркнул, что на сегодняшний день более половины грузопотока Северного морского пути составляет сжиженный природный газ.
На маршруте СМП сосредоточены ключевые действующие и перспективные проекты производства СПГ России. «НОВАТЭК» ведет отгрузку продукции с завода «Ямал СПГ», производственного комплекса «Арктик СПГ 2». В планах компании — реализация проектов «Арктик СПГ 1», «Арктик СПГ 3», «Обский ГХК», «Юрхаровнефтегаз».
«Газпром нефть» продолжает реализацию проекта по вывозу нефти с месторождения Новый порт. Ожидается, что по итогам 2024 года компания добудет 5,08 млн т сырья.
На Таймыре в Енисейском заливе в рамках проекта «Восток Ойл» ведется строительство порта Бухта Север, готовится инфраструктура по добыче и транспортировке нефтяного сырья с месторождений.
«Северная звезда» реализует проект по добыче и транспортировке угля с Сырадасайского месторождения. Первая партия угля отгружена в октябре 2022 года. По итогам 2024 года ожидается, что будет вывезено 3,5 млн т, с 2030 года — 10 млн тонн.
Поставки угля в Азию
Экспортеры российского угля после трехлетнего перерыва возобновили отгрузки в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) из балтийских портов по Северному морскому пути. Об этом говорится в июльском отчете агентства Argus. Информация подтверждается данными аналитической компании Kpler.
Argus сообщает, что 13 июля из Усть-Луги по маршруту СМП в китайский Цаофэйдянь вышло судно класса Babycape «Адмирал Шмидт» дедвейтом 106 тыс. тонн.
В последний раз судно из Усть-Луги в АТР по Северному морскому пути ушло в сентябре 2021 года, когда балкер Roland Oldendorff перевозил уголь «Сибантрацита» в Республику Корея.
В Argus считают, что подобные грузы сегодня лучше направить через Северный морской путь, который короче, дешевле и безопаснее Суэцкого канала даже для судов не ледового класса.
Участники рынка отмечают возросшие риски по маршруту, пролегающему через Красное море. В отчете Argus говорится, что в этом районе участились нападения на суда, следовавшие с российским углем. Так, уточняют в агентстве, 12 июня было атаковано судно Tutor, которое в результате затонуло с грузом из Усть-Луги на борту.
Судно Transworld Navigator, зарегистрированное в Либерии, также подверглось нападению в июне, однако нанесенный ущерб был незначительным, оно продолжило свой путь. Это судно также используется для перевозки российского угля.
Как отмечают в Argus, после начала атак хуситов несколько российских грузовых судов с углем были перенаправлены в обход мыса Доброй Надежды. Но этот маршрут оказался более дорогостоящим, особенно его рентабельность снизилась после падения цен на уголь, указывают в агентстве.
Исходя из сложной международной обстановки на Ближнем Востоке и учитывая, что наблюдается неспокойное положение дел в Красном море, Суэцком канале, увеличиваются шансы СМП как более стабильного и устойчивого пути для поставок энергоресурсов и других товаров, отмечают отраслевые эксперты. С этим маршрутом они связывают меньше политических рисков.
Мурманск увеличивает отгрузку нефти
В 2024 году нефтяные компании, по данным консультационного центра «Гекон», сократили объемы отгрузок нефти по Северному морскому пути через балтийские порты (Приморск и Усть-Луга) на 47%, до 320 тыс. т, отдав предпочтение отправке из Мурманска из-за более короткого логистического плеча до Китая.
На отгрузки из Мурманска пришлось более 70% перевезенных по Северному морскому пути в Китай объемов нефти в 2024 году. Рост поставок по СМП связан с еще одним неожиданным трендом. Российские нефтяные компании стали менять привычные логистические схемы отгрузок сырья с арктических месторождений, перенаправляя грузы на восток по Северному морскому пути. Так, суммарно около 150 тыс. т нефти по СМП было поставлено напрямую с Приразломного и Нововортовского месторождений. Это было связано с необходимостью проведения планового ремонта флота в Китае.
Кратчайший путь из западной части Евразии на Дальний Восток
Северный морской путь — кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Дальним Востоком. Согласно данным консультационного центра «Гекон», российские нефтяные компании в 2024 году нарастили на 30% поставки сырья по Севморпути в Китай, до 1,9 млн тонн. Кроме того, Россия планирует наращивать грузооборот с Индией посредством запуска на СМП новых маршрутов.
Согласно октябрьскому отчету ОПЕК, организация снизила прогноз роста спроса на нефть в КНР в 2024 году. Ожидается, что в Поднебесной в текущем году по отношению к прошедшему спрос увеличится на 580 тыс. барр. в сутки, до 16,94 млн барр. в сутки, вместе с тем в Индии он повысится на 270 тыс. барр. в сутки, до 5,61 млн барр. в сутки. В 2025-м году в Китае спрос вырастет на 410 тыс. барр. в сутки, до 17,36 млн барр. в сутки, в Индии — на 240 тыс. барр. в сутки, до 5,85 млн барр. в сутки.
В то же время с логистической точки зрения поставки в Индию по Северному морскому пути менее интересны, чем перевозки в Китай, считают отраслевые эксперты. Индия географически расположена так, что туда отправлять товар примерно одинаково и по Северному морскому пути, и вокруг Европы. При этом надо отметить, что Индия остается самым привлекательным рынком для морского экспорта российской нефти, отмечают отраслевые эксперты.
Ледокольный флот для Севморпути
Основой успешного развития Северного морского пути является современный ледокольный флот. В этой связи сегодня ведется работа по созданию линейки самых мощных ледоколов, что обеспечит круглогодичную навигацию на этом маршруте. Налажено серийное производство новых атомных ледоколов проекта «22220».
Универсальный атомный ледокол «Якутия» вышел на ходовые испытания в Финский залив. Он был заложен 26 мая 2020 года и спущен на воду в ноябре 2022 года. Это уже четвертый ледокол проекта «22220». А 6 ноября 2024 года в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония спуска на воду пятого судна этого же класса; атомоход «Чукотка» был построен на Балтийском заводе по заказу «Росатома».
В настоящее время успешно эксплуатируются новые ледоколы «Арктика», «Сибирь» и «Урал». Всего планируется вывести на Северный морской путь семь таких судов. Строятся — «Ленинград» и «Сталинград». Доля отечественных материалов и оборудования при изготовлении ледоколов этой серии составляет более 90%.
Новые суда, которые смогут проводить караваны через Северный Ледовитый океан, должны прийти на смену ледоколам «Таймыр», «Ямал» и «Вайгач», которые уже выработали свой ресурс. Особенность нового проекта — изменяющаяся осадка, благодаря которой суда не только могут двигаться на большой воде, но и заходить в русла рек.
Расчетный срок службы ледоколов — 40 лет. Перезарядка двум реакторам четвертого поколения гражданского судового класса «РИТМ-200», потребуется раз в 5–7 лет.
Заместитель председателя правительства РФ Александр Новак сообщил, что особое внимание сосредоточено на строительстве инновационного суперледокола «Россия» проекта «10 510» («Лидер») мощностью 120 МВт.
Прорабатывается возможность строительства за счет средств инвесторов шести дополнительных ледоколов класса Icebreaker 8–9 для работы вблизи портов и терминалов Западной части СМП в устье реки Енисей и в Обской губе. Это позволит высвободить более мощные автономные атомные ледоколы для работы в Восточном секторе Севморпути. Строительство первых четырех дополнительных ледоколов планируется завершить до 2030 года.
К 2030 году атомный ледокольный флот госкорпорации «Росатом» будет включать 9 суперсовременных атомных ледоколов, при этом общая группировка арктического ледокольного флота к 2030 году в акватории Северного морского пути должна составить не менее 13 единиц, подчеркнул Александр Новак.
В состав ледокольного флота России сегодня входит 41 ледокол, в том числе семь атомных. Такие данные приводит консалтинговая компании «Яков и партнеры» (ранее McKinsey в России). В компании считают, что создание новейших атомных судов, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, позволяет России существенно расширить возможности своего ледокольного флота для развития СМП.