Для предприятий, желающих подтвердить содержащиеся в отчетах сведения, было решено привлечь независимых верификаторов, прошедших необходимые процедуры проверок в Росаккредитации. К настоящему времени в реестр внесены семнадцать организаций с действующей аккредитацией в качестве органа валидации и верификации парниковых газов. В их число в июне 2023 года вошло РЭА Минэнерго России.
В статусе аккредитованного органа
Получение такого статуса структурой министерства энергетики РФ неслучайно, поскольку основным источником выбросов в России является энергетический сектор. Как отмечают экологи, его доля в совокупном выбросе в 2020 году составила 77,9%.
В соответствии с областью аккредитации уполномоченные сотрудники РЭА Минэнерго России смогут работать на всех объектах российского ТЭКа (угольной, нефтегазовой (нефтегазовая промышленность России), электро- и теплоэнергетической отраслях, а также в части транспортировки нефти и газа по магистральным трубопроводам).
«Аккредитация в качестве органа валидации и верификации является важным шагом в расширении деятельности Агентства, — прокомментировал получение статуса генеральный директор РЭА Минэнерго России Алексей Кулапин. — У нас сосредоточены необходимые отраслевые компетенции, задействованы высокопрофессиональные специалисты, которые прекрасно знают особенности российского ТЭКа и отдельных его отраслей».
В части климатических проектов РЭА Минэнерго России будет сотрудничать с Аналитическим центром ТЭК (АЦ ТЭК). АЦ ТЭК осуществит разработку документации, отчетов о мониторинге, сопровождение проектов на всем жизненном цикле, а Агентство может выступать независимым валидатором или верификатором таких проектов в любой отрасли российского ТЭК.
По мнению руководителя АЦ ТЭК по консалтингу Дениса Дерюшкина, «такое партнерство позволит компаниям получить полностью подготовленный климатический проект “под ключ” — от выбора потенциальных направлений работы до выпуска углеродных единиц».
Реализуя климатическую повестку
21 апреля 2021 года в послании к федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поручил правительству и бизнесу в ближайшие 30 лет обеспечить накопление чистой эмиссии парниковых газов в объеме меньшем, чем в Евросоюзе. Согласно поручению, Минэкономразвития разработало проект национальной стратегии низкоуглеродного развития, который был утвержден распоряжением правительства РФ от 29 октября 2021 года.
В базовом сценарии нацстратегии прописано выполнение задачи, поставленной президентом. В документе говорится: «В рамках целевого сценария станет возможным рост экономики при уменьшении выбросов парниковых газов. К 2050 году их чистая эмиссия снизится на 60% от уровня 2019-го и на 80% от уровня 1990 года. Дальнейшая реализация этого сценария позволит России достичь углеродной нейтральности к 2060 году».
Декарбонизация экономики предполагает реализацию предприятиями мероприятий, таких как: модернизация технологий и оборудования по добыче и производству топливно-энергетических ресурсов, получение тепла и электроэнергии с использованием возобновляемых источников энергии или низкоуглеродного топлива, применение технологий улавливания и хранения углерода. В случае регистрации проектов их результативность оценивается в углеродных единицах, которые можно использовать для снижения «углеродного следа» или продать в соответствии с действующим законодательством.
Обращение углеродных единиц — это, как правило, система торговли квотами на выбросы. Участие в ней поможет компаниям сократить «углеродный след» и экономить на экологических платежах.
Чтобы проверить углеродную отчетность, проконтролировать результаты климатических проектов, а также проследить влияние «углеродного следа», нужны независимые органы валидации и верификации парниковых газов. Раньше такие услуги компаниям предоставляли зарубежные верификаторы, поскольку система национальной аккредитации таких организаций в РФ отсутствовала.
В настоящее время, по мнению директора проекта департамента валидации и верификации РЭА Минэнерго России Михаила Гитарского, «в стране отстроена архитектура и структура реализации климатических проектов, которые позволяют инициировать и выполнить соответствующий проект, получить результат и даже распорядиться этим результатом». Появился новый вид аккредитованных лиц. «Такие органы, — пояснили в Минэкономразвития, — смогут заниматься как валидацией проектов по парниковым газам, так и верификацией результатов деятельности организаций, в том числе по сокращению выбросов парниковых газов».
Следование «зеленому» курсу — необходимость
В нашей стране не все положительно относятся к перспективам развития низкоуглеродной экономики. Скепсис усилился на фоне санкционного давления. Некоторые политики и бизнесмены безапелляционно высказывались по поводу замедления или потери актуальности преобразований в сфере сокращения парниковых выбросов. Однако, по наблюдениям экспертов, в настоящее время положительные тенденции в национальной климатической повестке стали не просто восстанавливаться, а вышли на восходящую траекторию. Совершенно очевидно, что сегодня проведение независимого мониторинга становится необходимым, поскольку, как показывают экологические исследования, объемы выбросов многих крупных компаний из разных отраслей существенно превышают норматив в 150 тыс. т в год.
Справка
Валидация — процесс проверки принципов намечаемой деятельности в рамках климатических проектов на соответствие установленным правилам. Это подтверждение того, что заложенные в проект допущения и ограничения отвечают требованиям, предъявляемым к климатическим проектам; то есть валидация — это качественная и количественная оценка сокращения выбросов парниковых газов, достигаемых за счет реализации планируемых проектов, а также подтверждение соответствия таких проектов требованиям законодательства.
Верификация — исследует исторические данные и устанавливает факт их соответствия заявленным требованиям. Верификация применяется в ходе реализации климатического проекта или после его реализации для подтверждения факта сокращения выбросов. По итогам верификации собственнику климатического проекта начисляются углеродные единицы, которые впоследствии можно продавать, накапливать или засчитывать для снижения выбросов парниковых газов.
Работа аккредитованных верификаторов нацелена на привлечение бизнеса к работе над сокращением более 2,1 млрд т выбросов СО2 (столько выбросов регистрируется в стране за год). За счет контролирующих мероприятий по верификации и валидации будет ограничиваться негативное воздействие предприятий на окружающую среду.
Сейчас в нефтяной отрасли и в сфере электроэнергетики под положения федерального закона «Об ограничении выбросов парниковых газов» подпадают более 20 компаний в каждом секторе. При этом некоторые из них имеют превышение норматива в десятки и даже сотни раз — вплоть до 33,5 млн т в год. Также к числу крупных загрязнителей относятся более 70 компаний угольной промышленности.
Для них проведение процессов верификации/валидации с привлечением независимых организаций становится обязанностью, поскольку без нее невозможно соответствовать новым законодательным нормам.
При этом, как утверждают верифицирующие органы, сама по себе процедура не является дорогостоящей, правда, на итоговую цену влияют множество факторов (сфера деятельности компании, масштаб и разветвленность сети, сложность производства продукта). Тем не менее следование «зеленым» курсом и, в частности, участие в процессах верификации/валидации способны обеспечить бизнесу существенные экономические выгоды.
О гармонизации с международными стандартами
Система углеродного регулирования, формирование которой сейчас происходит в нашей стране, не должна быть изолированной, считают эксперты. Общие усилия в рамках климатической повестки и развитие рынка углеродных единиц могут дать эффект только в масштабе планеты. Поэтому совместимость с международными стандартами подразумевается изначально.
По мнению Артема Рафальского, который руководит органом по валидации и верификации парниковых газов МГТУ им. Н. Э. Баумана, зарубежный покупатель должен иметь не только техническую возможность приобретения российских углеродных единиц, но и в высшей степени быть уверенным в их качестве и возможности использования в системах углеродного регулирования в своей стране. «Это и достигается в том числе путем гармонизации российских правил с международной практикой», — говорит Артем Рафальский.
Однако в настоящее время вопрос о встраивании российского углеродного рынка в глобальную систему по понятным причинам завис. Тем не менее о гармонизации законодательств кураторы климатических программ не забывают, работа в этом направлении ведется. «Когда геополитическая ситуация, наконец, стабилизируется, мы увидим прорывные решения и договоренности в этой сфере», — уверен Рафальский.
Конечно, об аккредитации в Евросоюзе, где создана Система торговли квотами на выбросы (EU ETS), и компании предоставляют ежегодно данные об уровне эмиссии парниковых газов в регулирующий орган, речь не идет. Как отметил в своем выступлении в рамках сессии Петербургского международного экономического форума «Климатическая повестка VS технологический суверенитет: как превратить вызовы в возможности?» генеральный директор РЭА Минэнерго России Алексей Кулапин, сейчас особую значимость приобретает Платформа энергетических исследований БРИКС, российский секретариат которой действует на базе Агентства.
Международный рынок торговли квотами находится на этапе становления и работает через биржевой механизм, где стоимость углеродных единиц в настоящее время варьируется от €50 до €87 за тонну СО2-эквивалента. Однако на уровне отдельных стран и регионов продажа углеродных единиц уже начала функционировать.
В этой связи стоит упомянуть опыт Китая, где национальная система торговли выбросами (China ETS) была запущена в 2021 году. В основном ETS распространяется только на энергетический сектор (40% выбросов парниковых газов), но планируется расширение системы торговли выбросами на химию и нефтехимию, производство стали, цветных металлов, строительных материалов, целлюлозно-бумажную промышленность и авиационный сектор. В конце 2021 года министерство экологии и окружающей среды КНР ввело требование по раскрытию экологической информации со стороны предприятий, превышающих установленный лимит потребления энергии на единицу продукции, использующих токсичное сырье или осуществляющих выбросы вредных веществ в процессе производства. Как утверждают аналитики, в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока «зеленая» повестка становится трендом, углеродное регулирование набирает обороты.
А что в России? Здесь уместно упомянуть о стартовавшем 1 сентября 2022 года в Сахалинской области эксперименте по ограничению выбросов парниковых газов. Он предполагает, что Сахалин станет первым в России регионом, который достигнет углеродной нейтральности до конца 2025 года. Для этого необходимо сократить в размере 1,2 млн т СО2-экв. разницу в выбросах и поглощении парниковых газов. В рамках проекта также отрабатываются методики учета выбросов, и формируется методика обращения и торговли углеродными единицами. Как подчеркнул Алексей Кулапин, выступая в прошлом году на сессии «Россия — АСЕАН» в ходе Восточного экономического форума: «Это могло бы стать первым шагом для обмена опытом и к созданию единого регионального рынка углеродных единиц со странами АСЕАН. Мы считаем такое сотрудничество целесообразным. Уже сейчас, на этом этапе, мы могли бы совместно с нашими партнерами из АСЕАН выстраивать такие алгоритмы, такие механизмы взаимодействия, которые бы позволили снять определенные ограничения для наших бизнес сообществ».
Как видим, климатической повесткой в РФ занимаются достаточно плотно, и российским компаниям, нацеленным на экспорт, следует учитывать этот фактор. Подтверждая свои усилия по сокращению выбросов, они не только смогут продемонстрировать готовность защищать природу от воздействия производственных процессов, но и будут интересны иностранным инвесторам, которые должны быть уверены в искренности заявлений о снижении негативного влияния на окружающую среду. К тому же, в перспективе признание реализуемых климатических проектов, подтверждение сокращения выбросов парниковых газов и торговля углеродными единицами имеют шансы, чтобы привлечь инвестиции от «зеленых» фондов.
Однако по-настоящему огромный прорыв произойдет только в том случае, если российские органы, получившие право на аккредитацию по валидации и верификации парниковых газов, получат признание на международном уровне. Пока Росаккредитация не заключила соглашение о взаимном признании органов по валидации и верификации парниковых газов с Международным форумом по аккредитации (IAF), который координирует деятельность национальных органов по аккредитации и определяет условия признания той или иной аккредитации. Так что пока российская аккредитация является чисто локальной историей. Но вполне вероятно, что ее признают отдельные зарубежные ассоциации бизнеса и потребители.
О выгодах и стимулах
Стремление к снижению «углеродного следа» может дать положительный эффект уже на первых этапах реализации программ декарбонизации. Для энергоемких предприятий (прежде всего, в энергетическом секторе) будет важно повышать энергоэффективность производства.
Относительно недорогим способом сокращения выбросов парниковых газов является внедрение элементов экономики замкнутого цикла. Такой подход, считают эксперты, может обеспечить существенный вклад в декарбонизацию российской экономики.
Вкратце
13 июня 2023 года президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому с 1 июля 2025 года устанавливается административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчёта о выбросах парниковых газов либо представление в указанном отчёте заведомо недостоверной информации.
Согласно новым нормам, это повлечет предупреждение или наложение административного штрафа. Для должностных лиц он составит от 10 тыс. до 50 тыс. руб., для предпринимателей — от 50 тыс. до 150 тыс. руб., для юридических лиц — от 150 тыс. до 500 тыс. рублей.
Поэтому уже на начальном этапе ставится задача сформировать систему сбора первичных данных на регулярной основе. На предприятиях и в организациях должны организовываться процессы, связанные с непрерывным мониторингом выбросов парниковых газов. Понятно, что на последующих этапах меры регулирования будут ужесточаться. После сдачи углеродной отчетности произойдет переход к ее обязательной верификации, потом будет квотирование выбросов, установление предельного уровня эмиссии парниковых газов по отраслям и регионам.
Квоты могут давать права предприятиям на определенный объем выбросов и подтверждать их сокращение в случае реализации климатических проектов. Образование излишков такой квоты и возможность извлечения из этого прибыли, в том числе за счет снижения налоговых и штрафных расходов в долгосрочной перспективе, является серьезным стимулом для реализации проектов по модернизации и переходу на наилучшие доступные технологии для промышленных и производственных предприятий.
Нужно отметить, что принятие конкретным регионом решения о достижении им углеродной нейтральности предполагает начало активной инвестиционной деятельности, развитие новых отраслей промышленности, создание стимулов для повышения энергоэффективности, подготовку и воспитание собственных кадров в новых сферах деятельности.