Нефтяная промышленность начала формироваться во второй половине XIX века. Из нефти сначала делали керосин, который использовали, например, в настольных лампах, а потом она стала важнейшим источником энергии во многих отраслях промышленности.
К концу ХХ века, в эпоху нефти и газа, стали появляться альтернативные источники топлива и энергии. В конце концов это привело к тому, что на Парижском климатическом саммите в 2015 году были объявлены цели по снижению потребления ископаемых источников топлива, главным образом угля и нефти. Эксперты давали прогнозы о том, когда на смену углю, нефти и газу придут возобновляемые источники энергии.
В последние годы крупнейшие мировые нефтегазовые компании ставили цели по снижению выбросов. Они заявляли о сокращении инвестиций в нефтегазовые проекты. Некоторые банки отказывались выдавать деньги на реализацию таких проектов. Компании декларировали стратегию развития, которая предусматривает заботу об экологии — Environment, Social, Governance (ESG) «окружающая среда, общество, управление».
Желание заменить нефть и газ на альтернативную энергию стало мировым трендом с начала нашего столетия. Однако в последнее время возрос спрос именно на нефть.
В середине 2021 года активно проявился энергетический кризис. Рост цен на нефть подорвал возможности по восстановлению ослабленной пандемией COVID-19 мировой экономики. Выросли цены и на газ, который, как предполагалось, должен был пропасть из энергобалансов намного позже нефти.
Отказ от использования углеводородов откладывается
Сегодня отношение к нефти изменилось в обратную сторону. Если на конференцию ООН по климату СОР26 (COP26 — название ежегодной конференции Организации Объединённых Наций по изменению климата. COP означает «Конференция сторон», число 26 указывает на количество лет, в течение которых они проводились с момента первого совещания в Берлине в 1995 году. Мероприятие проходило в Глазго с 31 октября по 12 ноября 2021 года. Является
26-й конференцией участников Рамочной конвенции ООН по изменению климата и третьей встречей сторон Парижского соглашения. Конференция была запланирована на ноябрь 2020 года, но отложена из-за пандемии COVID-19.) в 2021 году представителей нефтегазовых компаний и отраслевых организаций, как они сами говорят, не приглашали, то уже в 2022 году они вновь стали желанными гостями.
Министр энергетики ОАЭ Сухейль Аль-Мазруи вспоминает, как в 2021 году на конференции СОР26 производители нефти и газа чувствовали себя нежеланными, но уже в 2022 году, по его выражению, они снова оказались на авансцене, поскольку возникла потребность в увеличении добычи нефти. Министр обратил особое внимание на то, что такие призывы не работают в промежутке одного года — для этого необходимо долгосрочное планирование.
«Инвесторам нужна уверенность. Вчера им говорили, что нефть и газ не нужны, а сегодня — придите и спасите нас. Нам нужно, чтобы такие институты, как МЭА, EIA, были реалистичными, мудрыми и не сообщали миру информацию, которая вводит в заблуждение. Мы видели заявления, что нам не нужны инвестиции в нефть. Теперь же они поменяли свое мнение. Это уважаемые организации, они не должны предоставлять миру подобную информацию», — заявил Аль-Мазруи.
После этого ОПЕК+, которая использует в своих прогнозах и подсчетах оценки шести агентств, заменила выкладки МЭА на расчеты Wood Mackenzie и Rystad Energy. В ответ МЭА заявило, что сделает свой ежемесячный нефтяной отчет открытым для всех.
«Прекрасная Ferrari, но без топлива»
Глава итальянской нефтяной корпорации Eni Клаудио Дескальци в прошлом году заметил, что Европа снижает инвестиции в нефть и газ, поэтому она имеет рынок, но не имеет энергии. Он сравнил её с «прекрасной Ferrari, но без топлива».
Глава британской BP Бернард Луни согласился с этим мнением. «Многие из нас опасаются, что следующая зима может быть даже сложнее предстоящей», — сказал он, отметив, что при этом встает вопрос о планировании затрат в долгосрочной перспективе.
Президент США Джо Байден, прежде обещавший сделать из Саудовской Аравии страну-изгоя, в июле прошлого года прилетел в королевство просить об увеличении производства нефти.
После переговоров Белый дом сообщил, что Саудовская Аравия согласилась скорректировать планы по приросту производства, и в июле — августе 2022 года увеличит показатель на 50%, таким образом, будет добывать на 250 тыс. барр. в сутки больше, чем раньше.
В свою очередь, Эр-Рияд не подтвердил эту информацию. В итоге Байдену пошли навстречу, но ненадолго. На эту тему шутили, что самолёт с американским президентом потратил топлива на перелет больше, чем Саудовская Аравия поставила на рынок по итогам этих переговоров, да и то лишь в течение месяца!
Прогноз EIA на 2023–2024 годы
Управление энергетической информации — независимое агентство в составе федеральной статистической системы США EIA впервые представило прогноз на 2024 год.
Специалисты ждут, что мировой спрос на нефть вырастет с 99,4 млн барр. в сутки в 2022 году до 100,5 млн барр. в сутки (+1,05 млн г/г) в 2023 году, и до 102,2 млн барр. в сутки (+1,72 млн г/г) в 2024 году. Оценка 2023 года была понижена агентством на 340 тыс. барр. в сутки.
Уровень предложения вырастет со 100 млн барр. в сутки в 2022 году до 101,1 млн барр. в сутки (+1,12 млн г/г) в 2023 году, и до 102,83 млн барр. в сутки (+1,73 млн г/г) в 2024 году. Оценка 2023 года была повышена экспертами EIA
на 40 тыс. барр. в сутки.
Таким образом, в ближайшие два года EIA ждет профицит на нефтяном рынке на уровне 0,6 млн барр. в сутки. Это должно способствовать постепенному восполнению мировых запасов и снижению цен.
Средний уровень добычи в США ожидается на уровне 12,41 млн барр. в сутки в 2023 году, и 12,81 млн барр. в сутки в 2024 году. Оценка 2023 года повышена экспертами EIA на 70 тыс. барр. в сутки. При этом помесячный прогноз предполагает ощутимый рост только ближе к концу года. Большую часть времени добыча может быть в коридоре
12,3–12,4 млн барр. в сутки.
Прогноз EIA по спросу и ценам понижен, а по добыче — повышен.
Мировой спрос на нефть достигнет рекордного уровня — МЭА
По мнению аналитиков МЭА, в 2023 году мировой спрос на нефть достигнет рекордного уровня — 101,72 млн барр. в сутки.
В январском отчете агентства по рынку нефти прогноз по мировому спросу на «чёрное золото» на 2023 год был пересмотрен в сторону повышения на 80 тыс. барр. в сутки по сравнению с предыдущим прогнозом.
Аналитики агентства считают, что в 2023 году мировой спрос на нефть увеличится на 1,87 мллн барр. в сутки, по сравнению с прошлым годом, и достигнет 101,72 млн барр. в сутки. Это количество рассматривается как высочайший уровень всех времен.
Сообщается, что 50% предполагаемого увеличения мирового спроса на нефть будет приходиться на КНР на фоне постепенной отмены антиковидных ограничений.
Аналитики прогнозируют, что авиационное топливо все также будет крупнейшим источником роста при увеличении примерно на 840 тыс. барр. в сутки.
Глава МЭА отметил устойчивость экспорта нефти из России
Исполнительный директор МЭА Фатих Бироль заявил, что экспорт российской нефти оказался более устойчивым, чем ожидалось в начале прошлого года.
Агентство переоценило влияние санкций Запада на объемы экспорта российской нефти с начала конфликта на Украине, заявив, что потери рынка могут составить до 3 млн барр. в сутки.
При этом Бироль спрогнозировал сокращение экспорта нефти из РФ в первом квартале 2023 года. Он также добавил, что российскую нефть и нефтепродукты продолжат покупать страны Азии, в частности Индия и Китай.
По мнению экспертов МЭА, около половины роста мирового спроса в 2023 году связано с отменой строгой политики Китая по борьбе с пандемией. Она предусматривала такие меры, как масштабные проверки и повсеместное блокирование городов, что уже давно сдерживает экономическую активность в Китае. Ожидается, что по мере отмены этих правил промышленность и миграция будут расти.
Изменение политики также вызвало всплеск инфекции в Китае, что привело к сокращению потребления. Хотя эксперты МЭА предполагают повышение китайского спроса, форма и скорость этого процесса остаются неясными, поэтому агентство определило КНР как одного из потенциальных «нарушителей порядка» на нефтяном рынке в этом году.
Еще одним «нарушителем», по данным МЭА, может стать риск, связанный с предложением российской нефти. После введения Европейским союзом эмбарго в декабре 2022 года российское «чёрное золото» экспортировалось в такие не участвующие в санкциях страны, как Индия и Китай, по ценам значительно ниже международных. В результате с точки зрения мирового предложения в целом санкции не привели к значительному сокращению поставок.
В феврале в качестве дополнительной санкции Европа вводит эмбарго на российские нефтепродукты. Если оно повлияет на экспорт из России, то, по прогнозам экспертов МЭА, баланс предложения нефти в начале 2023 года может резко нарушиться.
Прогноз ОПЕК мирового спроса на нефть
Организация стран — экспортёров нефти (ОПЕК) сохранила прогноз по росту мирового спроса на нефть в 2023 году.
По-прежнему ожидается рост на 2,2 млн барр. в сутки, до 101,77 млн барр. в сутки, против 99,55 млн барр. в сутки в 2022 году, говорится в январском докладе организации.
При этом в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рост составит 0,3 млн барр. в сутки, а в странах, не входящих в ОЭСР, прогнозируется рост на 1,9 млн барр. в сутки.
Рекорд по спросу на нефть
В 2023 году мировой спрос на нефть достигнет рекордного уровня, об этом в январе сообщило японское издание Nihon Keizai. Дисбаланс спроса и предложения может привести к росту стоимости. Одной из причин являются санкции против Кремля, из-за которых российская нефть стала экспортироваться в Индию и Китай.
Наблюдалась тенденция к снижению цен на нефть, однако они начали расти и достигли самого высокого уровня за последние месяцы (декабрь — январь). Это, по мнению авторов статьи в Nihon Keizai, связано с ослаблением мер, принимаемых Китаем против нового коронавируса, что повысило ожидания по поводу восстановления спроса.
Расплата за решения политиков
Газета Nihon Keizai сообщила о том, что поддержанные властями в Токио антироссийские санкции оказались тяжелым бременем для японского бизнеса и вынуждают жителей страны платить высокую цену за действия своего руководства.
В статье отмечается, что в настоящее время усиливается зависимость Японии от нефти с Ближнего Востока. Это обстоятельство, по мнению издания, способно увеличить риски, связанные с логистикой в том случае, если что-то произойдет со странами-экспортерами «чёрного золота». При этом указывается, что при таком сценарии возможности решить проблемы поставок за счет России не будет.
Переориентация импорта на другие рынки неминуемо приведет к росту затрат на доставку нефти, подчёркивается в статье Nihon Keizai и приводится мнение сопредседателя Market Risk Advisory Наохиро Ниимуры: «Фрахтовые ставки на танкеры будут расти, так как больше “черного золота” будет поставляться морскими путями на большие расстояния».
Факторы неопределенности на нефтяном рынке
Инвесторы в основном не ожидают значительных изменений нефтяных цен в 2023 году. Межу тем существует два фактора неопределенности, которые могут изменить их прогнозы, пишет Reuters. Во-первых, пока непонятно, найдется ли в Китае достаточно работников, чтобы экономика могла восстановиться в условиях ослабления карантинных ограничений. Во-вторых, неизвестно, не произойдет ли в США очередной сланцевый бум на фоне высоких цен на нефть.
Самым важным фактором неопределенности для нефтяных цен является ситуация в Китае. Аналитики Bank of America Corp. прогнозируют, что восстановление экономики КНР после отмены карантинных ограничений приведет к увеличению мирового спроса на нефть на 700 тыс. барр. в сутки в этом году. Тем не менее неопределенность относительно дальнейшей динамики числа новых случаев коронавируса в Китае может повлиять на восстановление экономики страны.
Некоторые аналитики полагают, что цены на нефть могут превысить ожидания и даже подняться выше $100 за барр., если экономика Китая продемонстрирует неожиданно сильное восстановление.
Осторожная позиция по сланцам
Энергетические компании США, добывающие в основном сланцевую нефть, на долю которой приходится почти две трети от общей добычи в стране, придерживаются осторожной позиции в начале 2023 года. Они не стремятся увеличить капиталовложения с целью стимулирования производства.
В 2023 году, согласно ряду прогнозов, рост добычи в США вновь окажется намного ниже уровней прошлых 10 лет, на которые пришелся бум производства. Наиболее актуальный прогноз EIA предполагает рост добычи в 2023 году на 380 тыс. барр. в сутки, что ниже показателя предыдущего года.
Если сланцевая отрасль в США продолжит ограничивать расходы на развитие производства, то это окажет давление на рост цены, пишет Reuters. Кроме того, компаниям нечего будет противопоставить росту цен на нефть, причиной которого станут другие факторы, такие как всплеск спроса в Китае.
Несмотря на высокие доходы, некоторые инвесторы с опасением относятся к инвестициям в сланцевый сектор, говорит Мэтт Стефани, президент Cavanal Hill Investment Management. После нескольких лет убытков, связанных со стремлением добиться высоких темпов роста добычи, инвесторы по-прежнему сохраняют осторожность.