Ситуация с выбросами СО2
По данным Emissions Database for Global Atmospheric Research (EDGAR), в этом макрорегионе наименьшее количество выбросов парниковых газов регистрируется в Катаре. Однако в тоже время эта страна находится в лидирующей группе по эмиссиям СО2 на душу населения, заняв по итогам 2020 года второе место в мире по этому показателю. В ОАЭ выбросы СО2 на душу населения зафиксированы на уровне 20,7 т (этот показатель на 30% превышает уровень США и в 4,3 раза больше, чем в среднем по миру). При этом нужно отметить, что именно ОАЭ стали первым ближневосточным государством, которое ратифицировало Парижское соглашение, за ними последовали Катар и Египет. Турция ратифицировала договор лишь в октябре 2021 года, хотя подписала соглашение еще в 2016-м. Наибольшее количество выбросов парниковых газов в странах Ближнего Востока производит Иран — 690,2 мегатонн за 2020 год, 8,26 т СО2 на человека.
Заявленные цели и механизмы регулирования
Планы по достижению углеродной нейтральности пока существуют лишь в ОАЭ и Турции — государства планируют достичь целей к 2050 и 2053 годам соответственно. При этом главная стратегическая цель ОАЭ — диверсифицировать экономику и уйти от нефтяной зависимости в энергетическом секторе. Турции придется решать задачу по отказу от угля — в 2020 году его доля в выработке электроэнергии составляла 35%. В Египте, Иране и Катаре цели по достижению углеродной нейтральности пока не определены. Нужно заметить, что Египет выступил страной-организатором конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) — СОР27, которая состоялась в ноябре 2022 года. В связи с этим эксперты не исключают активизацию Египтом работы в области декарбонизации. Также ни в одной из перечисленных стран пока не введены системы торговли квотами на выбросы.
Тем не менее движение в сторону декарбонизации и углеродного регулирования в регионе уже наметилось. Например, Египет утвердил Интегрированную стратегию устойчивой энергетики, согласно которой к 2035 году страна должна получать 42% энергии из возобновляемых источников. А Катар намерен к 2030 году снизить объемы выбросов на 25%.
Кроме того, правительство Катара планирует запустить механизм учета эмиссий парниковых газов к 2030 году. Главный климатический проект страны — чемпионат мира по футболу, прошедший в ноябре 2022 года — был объявлен полностью углеродно-нейтральным за счет использования возобновляемой энергии, покупки квот на выбросы, систем экономии воды и электричества. В Арабских Эмиратах называют приоритетом развитие альтернативных источников энергии, выделяя существенные средства для их поддержки. При этом международная исследовательская группа Climate Action Tracker считает «зеленую» политику ОАЭ «крайне недостаточной» из-за отсутствия ограничительных мер.
В Турции, Иране и Египте механизмов, контролирующих выбросы парниковых газов, пока нет. К середине 2022 года Каир планировал отменить субсидии на ископаемые виды топлива, но сроки были сдвинуты на 2025 год.
Развитие ВИЭ
Наибольшая доля ВИЭ в структуре выработки электроэнергии наблюдается в Турции. Уже в 2017 году за счет возобновляемых источников (включая гидроэнергетику) в стране производилось 30% местного электричества. А в 2020 году объем энергетической выработки от ВИЭ составил 40%. В этом же году Турция начала собственное производство солнечных батарей.
Катар в 2022 году запустил крупную солнечную электростанцию (СЭС) Al Kharsaah мощностью 800 МВт, которая, согласно проекту, сможет обеспечивать 10% нужд страны в энергии. При этом ее работа позволит избежать 26 млн т выбросов СО2 в год.
В Египте в 2020 году совокупная мощность солнечных батарей составляла 3,51 ГВт. Они установлены на крышах миллиона домохозяйств. Также в 2020 году в Египте выработка за счет ветряных электростанций достигла 500 МВт, а в скором времени планируется ввести 1340 МВт дополнительных мощностей.
Эмират Абу-Даби в ОАЭ предполагает обогнать катарскую Al Kharsaah. В настоящее время там строится крупнейшая солнечная электростанция «Аль-Дафра», которая будет генерировать 2 ГВт электричества. В октябре 2022 года Национальная нефтяная компания Абу-Даби (ADNOC) и «Национальная энергетическая компания Абу-Даби» (TAQA) объявили о финансовом закрытии своего стратегического проекта стоимостью $3,8 млрд, который должен обеспечить значительное обезуглероживание морских производственных операций ADNOC. Речь идет о первой в своем роде подводной линии электропередачи постоянного тока высокого напряжения (HVDC). Строительство началось в январе 2022 года и соответствует позиции как ADNOC, так и TAQA в борьбе с изменением климата и поддержке «Стратегической инициативы ОАЭ Net-Zero by 2050». Консорциум будет строить и эксплуатировать современную систему передачи электроэнергии на нефтяные платформы. Ожидается, что разработка сократит углеродный след морских операций ADNOC более чем на 30%, заменив существующие морские газотурбинные генераторы более устойчивыми источниками энергии, доступными в береговой электросети Абу-Даби.
В Иране большое развитие получили ГЭС. Их совокупная мощность в 2020 году составила 13 ГВт (или 6,4% выработки электроэнергии в стране). Однако доля ГЭС в производстве энергии колеблется из-за изменений в количестве осадков. Согласно данным IRENA, в 2019 году доля электроэнергии от ГЭС в энергобалансе Ирана составляла 11,48%. Для сравнения: в 2018 году ГЭС производили всего 5,1% электричества.
24 октября 2022 года Суверенный фонд Саудовской Аравии (PIF) объявил о создании совместно с холдингом Saudi Tadawul Group региональной компании добровольного углеродного рынка (Regional Voluntary Carbon Market Company). Суверенный фонд будет владеть 80% акций компании, остальные 20% будут принадлежать саудовскому холдингу. Компания предоставит поддержку предприятиям в регионе в приобретении углеродных кредитов. Реализуемые инициативы королевства являются частью стратегической программы «Видение Саудовской Аравии: 2030», принятой в 2016 году на фоне резкого снижения мировых цен на нефть. Кроме того, в ноябре 2020 года Саудовская Аравия заявила о том, что планирует стать крупнейшим экспортером водорода. Крупные запасы природного газа в стране позволяют ей производить «голубой» водород. В сентябре 2020 года саудиты поставили первую в мире партию «голубого» водорода, который был синтезирован в аммиак, в Японию.