Пять лет назад проект «Ямал СПГ» получил государственное разрешение на ввод в эксплуатацию основных технологических объектов первой очереди завода сжиженного природного газа, включающих первую технологическую линию производства, 58 газовых скважин и масштабную инфраструктуру.
Строительство объектов, реализуемое в арктических широтах, велось при активном участии зарубежных компаний из 15 стран с активным привлечением и российских производителей, и поставщиков 700 предприятий из 60 регионов России.
Отечественная технология сжижения газа — выход из положения
Все терминалы СПГ России работают на импортных технологиях. Единственное исключение — четвертая очередь «Ямал СПГ», где применяется среднетоннажная технология «Арктический каскад». Ее запустили на полтора года позже графика — в мае 2021 года, так как пришлось дорабатывать. Она позволила увеличить проектную мощность на 0,95 млн т, до 20 млн т в год. В условиях санкций, когда западные страны запретили поставки технологий и оборудования для производства СПГ в Россию, действующая отечественная технология сжижения газа может быть выходом из положения, считают эксперты.
Глава «НОВАТЭКа» Леонид Михельсон критиковал качество этой линии, но не самой технологии, а оборудования. «Надо признать, что нашим заводам-производителям еще учиться и учиться делать хорошую продукцию. У нас претензии ко всем поставщикам оборудования!», — подчеркнул бизнесмен на брифинге в рамках Восточного экономического форума.
Отечественная технология СПГ при морозе работает сверхмощно
Сегодня отечественная технология сжижения газа «Арктический каскад» стабильно работает на проекте «Ямал СПГ» и при отрицательных температурах выходит на сверхпроектную мощность. Об этом сообщил замдиректора по производству компании «Ямал СПГ» Владислав Хлыбов.
— Мы вышли на 120% от проектной мощности по трем основным технологическим линиям, получив проектную документацию, все экспертизы. «Арктический каскад» тоже позволяет, но не с таким превышением, с каким работают основные линии. Но от номинала выше он работает, 106% при минусовой температуре, — подчеркнул Владислав Хлыбов. Он также отметил, что четвертая линия «Ямал СПГ», построенная на отечественной технологии, может дать в этом году 1 млн т СПГ вместо 950 тыс. тонн.
Российское оборудование для крупнотоннажной технологии сжижения газа
«Атомэнергомаш» — машиностроительный дивизион ГК «Росатом» — займется созданием оборудования для крупнотоннажной технологии сжижения природного газа «НОВАТЭКа». Компании планируют объединить усилия в рамках разработки российской технологии сжижения природного газа на смешанном хладагенте. Речь идет о таких ключевых компонентах, необходимых для производства СПГ, как криогенные теплообменники.
Генеральный директор «Атомэнергомаша» Андрей Никипелов отметил, что на предприятии создали полную линейку криогенных насосов для любых СПГ-объектов. «Инициативно развиваем новые для нас направления — жидкостные детандеры и стендеры отгрузки. Построили первый не только в России, но и в Европе стенд для испытаний средне- и крупнотоннажного СПГ-оборудования, где можно тестировать как наши разработки, так и СПГ-оборудование других изготовителей. С «НОВАТЭКом» приступаем к совместной разработке линейки криогенных аппаратов, которые до сих пор у нас в стране не производились», — рассказал Андрей Никипелов.
В настоящий момент «Атомэнергомаш» является единственным в России изготовителем криогенных насосов для средне- и крупнотоннажного производства СПГ.
TotalEnergies не намерен выходить из проекта «Ямал СПГ»
TotalEnergies не планирует выходить из российского проекта «Ямал СПГ», в котором имеет 20% долю, поскольку по требованию властей ЕС французская компания должна обеспечивать продолжение поставок газа в Европу через «Ямал СПГ». Об этом в декабре сообщило агентство Reuters после того, как руководство TotalEnergies заявило о решении вывести своих представителей из состава совета директоров «НОВАТЭКа» и объявило, что больше не будет учитывать в отчетности свою 19,4% долю в компании.
TotalEnergies владеет 20% в «Ямал СПГ», CNPC — 20%, Фонд Шелкового пути — 9,9%, «НОВАТЭК» — 50,1%.
Ещё в апреле глава компании Патрик Пуянне заявил, что TotalEnergies будет продолжать соблюдение контрактов на поставку сжиженного природного газа с «Ямала СПГ» до тех пор, пока позволяют санкции. Он также отметил, что сейчас сложно сказать, будет ли достроен проект «Арктик СПГ-2», в котором компания владеет 10%.
Сроки реализации проекта «Арктик СПГ-2» не пересматривались
Что же касается проекта «Арктик СПГ-2», то, по словам заместителя гендиректора по капитальному строительству компании Тимофея Сазонова, сроки реализации проекта не пересматривались. «Стоит задача по запуску первой очереди в декабре 2023 года. Вторая и третья очереди — 2024 и 2026 годы», — сказал он. Прибытие первой линии завода со сборочной площадки Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений в Мурманской области к месту установки запланировано на август 2023 года, добавил Тимофей Сазонов.
«Я думаю, что возможно выйти на производство выше проектной мощности. Есть проектная мощность, а уже дальше исходя из режимов работы технологи подбирают оптимальные режимы, добиваясь максимального эффекта. Нет ничего невозможного», — сказал топ-менеджер.
«Арктик СПГ-2» — второй СПГ-проект «НОВАТЭКа». Он предусматривает строительство трех линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год. Ресурсной базой проекта является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в ЯНАО.
Сдача танкеров для «Арктик СПГ-2» задержится
Судоверфь «Звезда» не успевает в срок — к марту 2023 года — выпустить головной танкер Arc7 для «Арктик СПГ-2» (СПГ-проект «НОВАТЭКа»). Об этом сообщила газета «Ъ», ссылаясь на источники среди судостроителей, знакомые с ситуацией. Сдача первого судна сдвигается как минимум на год, примерно на то же время могут быть перенесены сроки производства еще четырех танкеров для первой линии СПГ-завода. В таких обстоятельствах «НОВАТЭК» вероятно будет вынужден отложить свои планы по поставке большей части грузов с нового СПГ-завода в Азию, перенаправляя партии СПГ в Европу, где транспортное плечо короче.
Согласно планам, первый танкер должен быть сдан в марте 2023 года, следующие четыре — в конце сентября, октября, ноября и декабря. Сроки поставок еще десяти танкеров ранее не назывались. Сроки выпуска танкеров должны быть синхронизированы с запуском линий сжижения «Арктик СПГ-2» — конец 2023 года, 2024 и 2026 годы. Эксперты связывают задержку в том числе со сложностью закупки судового оборудования.
Для отгрузок продукции с «Арктик СПГ-2» планировалось создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на «Звезде», шесть — на южнокорейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). Судовладельцем трех последних должен стать «Совкомфлот», еще трех — японская Mitsui O. S. K. Lines. Однако, 25 мая, DSME разорвала контракт на строительство танкеров с «Совкомфлотом».