По данным аналитического агентства Natural Gas Vehicle Global (NGV), в 2019 году в мире насчитывалось 28,5 млн ед. транспорта на природном газе, которые заправлялись на 33,4 тыс. газовых автозаправочных станциях. Объем мирового рынка автомобильных транспортных средств на природном газе в 2019 году составил $8 510 миллионов.
Согласно прогнозу экспертов NGV, он вырастет до $14 200 млн к 2026 году. Таким образом, ожидается, что прирост составит 7,5% в течение этого периода.
Как считают в Международном энергетическом агентстве (МЭА), в приросте потребления энергетического топлива к 2030 году в транспортном сегменте 8% будет приходиться на газ. В общей структуре потребления топлива в транспортном сегменте к 2030 году доля газа будет составлять от 4 до 5,5%.
Италия — лидер европейского газомоторного рынка
Большая часть транспортных средств на газомоторном топливе в прошлом году, по данным экспертов группы «Газпромбанк Лизинг», пришлась на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (19,8 млн ед.) и Латинской Америки (5,48 млн ед.). Мировыми лидерами являются Китай, Иран, Индия, Пакистан и Аргентина. В Европе природный газ в качестве топлива используется на 2 млн автомобилей. Безусловным лидером на европейском рынке является Италия, где эксплуатируются 1,1 млн машин на газе.
Интерес к «голубому топливу», как альтернативе бензину и дизельному топливу (ДТ), в Италии появился во времена топливного кризиса в 1930-х годах. Она стала первой европейской страной, начавшей массово газифицировать национальный автопарк. Именно на Апеннинском полуострове появилась первая концепция развития газозаправочной сети. Имея самую долгую историю газификации автотранспорта в мире, Италия и сегодня является европейским лидером по использованию природного газа в качестве моторного топлива и количеству газовых заправок.
Содействие развитию сжиженного углеводородного газа
Большая доля автомобилей, работающих на СУГ, по данным аудиторско-консалтинговой британской компании Ernst & Young (EY), приходится на Турцию, Россию, Республику Корея и ряд европейских стран, где развита довольно обширная инфраструктура специализированных заправок. А толчок развитию, как и всему альтернативному топливу, дали меры государственной поддержки.
Во многих странах потребители СУГ освобождались от налога на топливо — акциза. Помимо этого, для перехода от бензина и ДТ к использованию СУГ, например, итальянским правительством субсидировалось переоборудование автомобилей и их покупка.
В Республике Корея правительство субсидировало переоборудование на СУГ старых дизельных грузовиков. Во многих государствах субсидируется и создание инфраструктуры — строительство стационарных автомобильных газозаправочных станций (АГЗС). Так, в США есть программа по стимулированию использования альтернативного топлива, которая субсидирует около 30% капвложений в подобную инфраструктуру. В Японии 10 лет назад такое субсидирование составляло около 50%.
Лондонские кэбы переходят на газ
В Великобритании субсидировали лондонские такси. Программа перевода части парка таких авто на сжиженный углеводородный газ была анонсирована в декабре 2018 года.
В следующем году мэр Лондона Садик Хан объявил о планах инвестировать дополнительные £24 млн для перевода такси на альтернативные виды топлива. Из этой суммы £5 млн затем было потрачено на оснащение газобаллонным оборудованием (ГБО) таксомоторов TX4 Euro 5.
Программа Transport for London (TfL) предусматривает, чтобы такси, использующие СУГ в качестве топлива, наряду с последними моделями, работающими на топливе стандарта «Евро-6», и электромобилями, лицензировались еще в течение 15 лет. Тем самым авторы программы TfL признали тот факт, что оснащенные ГБО таксомоторы соответствуют стандартам ULEZ (Ultra Low Emission Zone англ. — зона с чрезвычайно малыми уровнями выброса вредных веществ).
Программа ULEZ направлена на улучшение качества воздуха в Лондоне за счет сокращения парка автомобилей, загрязняющих атмосферу, то есть использующих топливо ниже стандарта «Евро-5». Основная задача ULEZ — сокращение содержания в воздухе твердых частиц и опасных для человека соединений азота с кислородом (NOx).
Автомобили на КПГ
Парк автомобилей на компримированном природном газе (КПГ) сопоставим по размерам с парком автомобилей на СУГ. Однако структура использования КПГ отличается от структуры СУГ. В настоящее время, по данным EY, более 80% автомобилей на КПГ сосредоточено в нескольких странах. Прежде всего, это — Китай. На втором месте — Иран, на третьем — Индия, затем — Пакистан, Аргентина и Бразилия.
Европа представлена на рынке КПГ скромнее. Более всего, как уже отмечалось, процесс использования КПГ развивается в Италии, что связано с наличием в стране разветвленной сети газопроводов, к которым можно подключать АГНКС (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, где газ, поступающий из магистральных трубопроводов, сжимается до давления 200–250 бар для использования в двигателях).
За последние 20 лет структура рынка КПГ существенно изменилась. Раньше, по данным EY, лидировала Латинская Америка, а теперь 70% транспортных средств на компримированном газе приходится на Азию, прежде всего на Китай.
Доля транспортных средств, работающих на КПГ, различается в разных странах. Так, в Узбекистане 99% транспортных средств используют сжатый газ, там развита сеть АГНКС, в Иране автомобили на КПГ составляют 30% парка, а в Индии — 1,5%.
Господдержка развитию рынка КПГ
Развитию КПГ во всех странах способствовала государственная поддержка, например, в Китае к 2000 году, по информации EY, парк транспортных средств на КПГ составлял 1 млн ед., а к настоящему времени увеличился более чем в 6 раз. Такому росту значительно способствовало государственное регулирование. В пятилетние планы развития включались показатели по снижению выбросов, субсидировалось переоборудование автомобилей, предоставлялся бесплатный проезд по платным дорогам.
В Иране интерес к КПГ возник в 2000-х годах под влиянием санкций. В Индии использование сжатого газа было инициировано специальной программой. В Дели в сегменте такси предъявлялись повышенные требования к состоянию и техобслуживанию старых такси на бензине и дизтопливе, чтобы вытеснить их из эксплуатации. Стимулировался перевод транспортных средств на КПГ. В России и странах БРИКС также успешно стимулируют использование ГМТ на транспорте.
Развитие КПГ протекает по-разному
Использования КПГ в транспортных средствах протекает по-разному. В Китае, Индии, Италии, по данным EY, развитие продолжается, в Иране и Бразилии — под вопросом, а в Аргентине и Пакистане использование КПГ сокращается, несмотря на принятие таких же стимулирующих мер, как и в других странах. В последнем случае решающую роль сыграло сокращение собственных запасов газа в Аргентине и Пакистане. Появилась зависимость от импортного сырья, и многие программы поддержки транспорта на КПГ были приостановлены.
Развитие транспорта на КПГ происходит в основном в развивающихся странах, отмечают отраслевые эксперты. По их мнению, использование более дешевого КПГ вместо бензина и ДТ позволяет частникам экономить средства. В развитых странах больше внимания уделяется развитию электромобилей и водорода.
Прогнозируется увеличение потребления СПГ на автотранспорте
Мировой опыт применения сжиженного природного газа (СПГ) потребителями различных категорий показывает, что эти технологии являются более сложными, чем с применением сжиженного пропан-бутана. Однако природный газ в сжиженном виде достаточно часто является незаменимым экономичным и экологичным энергоносителем.
По оценкам зарубежных и отечественных аналитиков, спрос на сжиженный природный газ в мире увеличится с 25% до 50% к 2030 году, при этом на Европу и преимущественно Азию придется до 88% прироста спроса. В частности, прогнозируется увеличение потребления в секторе автомобильного транспорта.
Китай, в котором, по данным правительства этой страны, в 2020 году насчитывалось 600 тыс. грузовиков и автобусов, работающих на СПГ, сохранит лидирующие позиции.
Ожидается, что использование СПГ в КНР на автомобильном транспорте расширится более чем на 40% уже к 2024 году из-за местных стимулов (запреты на дизельное топливо и субсидии) и меньших расходов на топливо по сравнению с дизельными грузовиками.
По европейским данным, на тяжелом грузовике двигатель на СПГ по сравнению с дизельным мотором в смешанном цикле движения (автодорога, проходящая через небольшие города) существенно сокращает выбросы оксидов азота со 122 до 38 г/100 км; CO2 c 93 до 82 кг/100 км; практически до нуля снижаются выбросы сажи.
Количество СПГ-АЗС в Европе превысило 500 станций
По данным недавно выпущенного отчета (февраль 2022 года) европейской Ассоциации транспортных средств, работающих на природном и биогазе (NGVA Europe), в Европе сейчас действует 505 АЗС, предлагающих СПГ или био-СПГ.
На сегодняшний день странами с наибольшим количеством крио-АЗС являются Италия (112), Германия (108), Испания (79) и Франция (60 станций СПГ). Германия, имеющая прирост в 140% всего за один год, входит в число лидеров роста (начиная с 45 станций в феврале 2021 года). За тот же период прирост в Италии составил 35% (из 83), в Испании 23% (из 64) и во Франции 25% (из 48) новых станций.
Отчет NGVA Europe, который также включает данные стран, входящих в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), показывает, что этот прирост соответствует увеличению эквивалентных регистрационных номеров автомобилей, работающих на СПГ.
Генеральный секретарь NGVA Europe Йенс Андерсен отметил, что экспоненциально рост числа потребителей происходит благодаря тому, что они выбирают СПГ в качестве перспективного транспортного топлива из-за его доступности и сокращения выбросов. По его словам, законодательство также должно поддерживать дальнейшее развертывание в ЕС инфраструктуры заправок СПГ, необходимой для увеличения потребления в том числе и био-СПГ.
«Голубые коридоры на СПГ»
В рамках Европейского союза осуществляется проект «Голубые коридоры на СПГ», который является первым масштабным мероприятием в области продвижения природного газа, используемого в качестве моторного топлива. Цель проекта заключается в содействии снижению выбросов парниковых газов автомобильного транспорта и привлечении новых инвестиций в сегмент газомоторного топлива и заправочной инфраструктуры СПГ.
Проект предполагает строительство новых криогенных станций и приобретение новых, либо переоборудование уже имеющихся грузовиков. Продажи сжиженного природного газа для тяжелых транспортных средств растут из-за его различных преимуществ по сравнению с автомобилями на дизельном топливе.
По оценкам аналитиков Европейского союза, в прогнозируемых сценариях странам Европы для удовлетворения растущего спроса на сжиженный природный газ в качестве моторного топлива потребуется построить в совокупности 750 ед. крио-АЗС к 2025 году и до 1500 ед. к 2030 году.
Новые крио-АЗС в Европе
В течение 2021 года Novatek Green Energy, европейское подразделение независимого производителя СПГ, открыло в Европе 10 новых заправочных станций, увеличив розничную сеть компании до 16 СПГ-АЗС, из которых 12 находятся в Германии и 4 — в Польше. В управлении по связям с инвесторами «НОВАТЭКа» сообщили, что компания планирует расширить розничную сеть в Европе до 40 розничных заправочных станций СПГ.
В начале февраля 2022 года Shell открыла две новые СПГ-АЗС в Польше. Заправочные станции СПГ в Илове и Петркув-Трыбунальском присоединятся к двум другим станциям Shell в Белянах-Вроцлавске и Свецко. Обе станции имеют пропускную способность 70 куб. м, что позволяет им обеспечивать заправку до 150 грузовиков СПГ в сутки.
До конца этого года Shell введет в строй еще три станции, сообщили в компании. Всего Shell планирует построить в Польше одиннадцать СПГ-АЗС.
В настоящее время концерн из Нидерландов имеет в Европе 46 станций СПГ, а к концу 2022 года планирует расширить европейскую сеть до 80 единиц. Помимо Польши, станции Shell расположены в Германии, Нидерландах, Бельгии, Франции, Испании, Португалии и Турции.
Финская энергетическая компания Gasum открыла в Котке первую в Юго-Восточной Финляндии СПГ-АЗС. Новая станция, начавшая работу в апреле 2022 года, призвана укрепить пропускную способность в портовом городе.
АЗС в Котке дополняет растущую сеть газозаправочных станций Gasum в скандинавских странах. На данный момент эта сеть насчитывает 100 АЗС в странах Северной Европы, причем 30 из этих станций предлагают сжиженный газ для большегрузного дальнемагистрального транспорта.
Gasum заявила, что в скором времени запустит новую заправочную станцию СПГ и КПГ в Кивисто, Вантаа. Строительные работы на АЗС начались в апреле, открытие ожидается осенью 2022 года.
Испанская компания HAM Group, расширяя свою европейскую сеть, открыла в городе Монмаро (Франция) новую СПГ-АЗС для грузовых автомобилей.
Заправочная станция позволяет заправлять тяжелые транспортные средства и тягачи с помощью одного раздаточного устройства, оснащенного двумя шлангами для СПГ.
Запустив новую станцию, компания HAM расширила свою сеть из 100 АЗС, расположенных на основных транспортных маршрутах Испании и Европы.
В марте 2022 года HAM Group ввела в эксплуатацию крио-АЗС в испанском городе Саламанка.
Крио-АЗС в Китае
Мировым лидером по использованию сжиженного природного газа в качестве моторного топлива на автотранспорте с 2010 года является Китай. По состоянию на 2012 год в КНР насчитывалось 700 ед. криоАЗС, а в 2020 году — более 4100 ед., по данным, которые приводит Neftegaz.RU.
Прогнозируется, что к 2025 году количество криогенных АЗС в стране достигнет 7500 ед, а количество автотранспорта на СПГ составит более 700 тысяч. Таким образом, Китай останется лидером по реализации проектов строительства крио-АЗС в ближайшие годы.
Одним из важных факторов, способствующих увеличению потребления СПГ в качестве моторного топлива, является введение в июле 2019 года обновленных национальных стандартов выбросов (China VI), которые ужесточили требования к выбросам для оксидов азота и твердых частиц.
Благодаря государственной поддержке использования КПГ и СПГ в транспортном секторе, потребление их будет увеличиваться в среднем на 3,2% ежегодно, до 74 млрд куб. м в 2050 году.
Основной объем потребления (более 85%) будет приходиться на тяжелые магистральные тягачи, работающие на СПГ, численность которых в Китае уже превысила 450 тыс. единиц.