Природный газ — один из наиболее предпочтительных видов топлива для автотранспорта в соответствии с глобальной повесткой устойчивого развития (ESG) и снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду, полагают отраслевые эксперты.
Согласно статистике, которую приводит «Коммерсантъ», в 2020 году в России более 5 млн т загрязняющих веществ выделено в атмосферу от автомобильного транспорта. Использование же газомоторной техники позволит снизить выбросы парниковых газов на 25%, а также увеличить срок службы двигателя автомобиля, потому что такая техника соответствует экологическому классу «Евро-6».
По данным «Автостата», стандартам «Евро-5» и выше в России соответствуют 3,5% парка автобусов, 8% — грузовых автомобилей, 8% — легких коммерческих автомобилей и 22,6% — легковых автомобилей. По состоянию на 1 января 2021 года более половины российского грузового автопарка не соответствовало нормам «Евро-2», поэтому объемы выбросов вредных веществ в окружающую среду имеют сегодня одно из приоритетных направлений.
Высокий потенциал для дальнейшего роста
На сегодняшний день автомобилей на ГМТ в России немного. В процентном отношении газомоторное топливо более популярно на коммерческом транспорте — грузовых автомобилях и автобусах, где экономия расходов на топливо играет важную роль. Таким образом, переходить на газ коммерчески выгодно пока только для общественного транспорта, а личные автомобили требуют конкретных условий эксплуатации для экономии.
Российский автопарк, по данным VYGON Consulting, составляет более 55 млн единиц. В зависимости от того, кто ведёт подсчёт автомобилей, использующих в качестве моторного топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ), статистические данные о доле этого рынка в России разнятся. Так, по оценке Росстата, эта величина составляет 2,2%, а согласно данным Всемирной ассоциации сжиженного газа — the World LPG Association (WLPGA) — более 5%.
Доля транспортных средств на компримированном природном газе (КПГ) в структуре российского автопарка, по данным VYGON Consulting, занимает 0,4%.
Но российский рынок ГМТ растёт в сегменте КПГ. В частности, темпы роста транспортных средств на КПГ в последние годы, по данным VYGON Consulting, составляют более 7% в год. Такие темпы, по мнению отраслевых экспертов, являются опережающими. Поскольку общая доля автомобилей в России на ГМТ пока еще низка, потенциал для дальнейшего роста довольно высокий.
Запланированные темпы развития сети крио-АЗС
В настоящее время транспортные средства на СПГ составляют незначительную часть, их доля исчисляется сотыми долями процента. Но, по прогнозу Минэнерго России, к 2025 году при консервативном сценарии количество заправляемого транспорта на СПГ в целом по России превысит 5 тыс. ед., а к 2029 году достигнет 6,5 тыс. ед. техники. Для реализации этих планов ведомство намерено субсидировать строительство 79 криогенных станций (крио-АЗС) на основных федеральных трассах.
Запланированные темпы развития сети крио-АЗС, исходя из консервативного сценария Минэнерго, позволят заместить 182 тыс. т дизельного топлива в год сжиженным газом, что предполагает экономию в 6,38 млрд руб. в год (расчеты сделаны исходя из стоимости СПГ, равной 70% от стоимости дизтоплива). В базовом сценарии Минэнерго эти цифры предполагаются на уровне 256 тыс. т и 9 млрд руб. в год соответственно.
СПГ — это газ, уменьшенный в 600 раз под действием низких температур, что обеспечивает увеличение запаса хода автомобиля на сотни километров. КПГ, в свою очередь, сжимается в 200 раз. Но, несмотря на ряд преимуществ, рынок газомоторного СПГ-топлива в России развит гораздо слабее по сравнению с компримированным.
Период бума на СУГ завершается
Ситуация на рынках СУГ и КПГ различается. По данным WLPGA, с 2000 года по 2006 год рост рынка СУГ в России был ограничен в связи с тем, что в рамках реализации социальной политики значительные объёмы СУГ направлялись на коммунально-бытовые нужды. Таким образом, рост рынка в этот период составил 6,3%. С 0,6 млн т в 2000 году он вырос до 0,8 млн т в 2006 году.
Затем, с 2008 года по 2012 год, шло динамичное развитие с ростом в 26,2%. С 1 млн т в 2008 году российский рынок СУГ увеличился до 2,6 млн т в 2012 году.
Следующий период — с 2014 года по 2020 год — характеризуется замедлением роста, который составил 3,1%. За это время он вырос с 2,9 млн т в 2014 году до 3,3 млн т в 2020 году. Период бума, который наблюдался с конца 2000-х годов, завершается, что, по мнению отраслевых экспертов, обусловлено и насыщением рынка, и ощутимым ростом цен на СУГ.
Российский рынок КПГ растет
По КПГ картина противоположная. По данным «Газпрома», с 1998 года количество автозаправочных газовых станций на КПГ выросло более чем в десять раз, а объем сбыта достиг 1,3 млрд кубометров.
Рост отсчитывается с довольно низкой базы: в результате с 2018 года, когда было потреблено 680 млн куб. м, к 2021 году этот показатель достиг 1300 млн кубометров. Среднегодовой темп роста российского рынка метана в качестве моторного топлива составил 24,1%, согласно данным государственной программы РФ «Развитие энергетики». Рост отмечался и в 2020 году на фоне пандемии и повсеместного сокращения спроса на моторное топливо.
В программе «Развитие энергетики» установлены целевые показатели на текущий год и ещё на два года вперёд. Прогнозируется, что в 2022 году потребление КПГ в России составит 1710 млн куб. м, а в 2024 году — 2720 млн кубометров. С учетом текущей динамики, а также ряда факторов, стимулирующих рост спроса, отраслевые эксперты ожидают, что эти цели будут успешно достигнуты.
Поддержка, мотивация и стимулирование
Практически во всех странах, где применение КПГ получило развитие, создавались специальные условия, начиная от льготного кредитования, специальных налоговых вычетов, корректировки технических стандартов, заканчивая прямым финансированием создания инфраструктуры.
Весомую роль в развитии российского рынка КПГ играют предоставляемые государством меры поддержки. Таких мер много, и они носят комплексный характер. Мотивируется перевод автотранспортных средств на ГМТ. Идёт стимулирование продаж новой техники через субсидии производителям, оказывается поддержка развития сети газозаправочных станций. Таким образом, господдержка идет по двум направлениям — стимулированию спроса на ГМТ и развитию инфраструктуры.
На совещании в правительстве в начале февраля 2022 года было принято решение об увеличении бюджетных ассигнований по поддержке спроса на работающие на газомоторном топливе автомобили до 10 млрд рублей.
Государственное стимулирование развития отрасли, согласно приложениям № 28 и № 29 программы «Развитие энергетики», предполагает в срок с 2022 года по 2024 год увеличение субсидий с 8,3 млрд руб. до 11 млрд руб. на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры КПГ/СПГ и переоборудование техники.
Согласно ожидаемому эффекту, это нарастит объем потребления природного газа в качестве моторного топлива в России до 2,72 млрд куб. м, а количество объектов реализации ГМТ — до 1273 единиц. В то время как субсидии производителям техники по подпрограмме «Развитие транспортного и специального машиностроения» в аналогичный период будут расширены с 9,1 млрд руб. до 9,9 млрд руб., что позволит пополнить парк техники на природном газе новыми транспортными средствами в количестве не менее 40 тыс. единиц.
По данным Минэнерго России, на развитие сети заправок на компримированном газе планируется направить 23,6 млрд руб. за пять лет. Таким образом, в этой области будет возмещаться часть затрат на строительство объектов инфраструктуры, также они пойдут на компенсацию отрицательных финансовых потоков в первые три года работы. Сроки окупаемости планируется довести до экономически целесообразных в течении семи лет. В целом до 2024 года субсидии получат 538 заправок.
Участники V конференции «Газомоторное топливо 2022», прошедшей в марте, обратили внимание на то, что для достижения заявленных показателей текущих мер стимулирования недостаточно, необходимо увеличить объемы субсидирования до 4,95 млрд руб. на строительство станций, до 1,4 млрд руб. — на переоборудование транспортных средств на КПГ, до 10 млрд руб. — на производство автомобилей на КПГ.
На конференции отмечалось, что для развития рынка газомоторного топлива необходимо расширять перечень регионов, имеющих право на получение дотаций из федерального бюджета. Сегодня 28 субъектов РФ включены в этот список. Предлагалось предусмотреть возможность перераспределения выделенных бюджетных средств между субъектами РФ.
Автомобильные газонаполнительные компрессорные станции
В целом динамика развития рынка газомоторного топлива в России положительная, отмечают отраслевые эксперты, обращая при этом внимание на то, что на пути развития заправочной инфраструктуры все же имеются определенные барьеры. Тем не менее количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) ежегодно растет почти на 20%. Их количество близко к целевым показателям государственной программы РФ «Развитие энергетики». Проблема дефицита инфраструктуры постепенно решается, в том числе благодаря государственным мерам поддержки, позволяющим инвесторам покрыть часть капитальных затрат.
По данным портала АГНКС.com, в 2020 году в России более 5 млн т загрязняющих веществ выделено в атмосферу от автомобильного транспорта. Количество АГНКС также увеличилось примерно в три раза. На сегодня построено более 600–650 газонаполнительных станций. Согласно государственной программе, на этот уровень должны были выйти в 2020 году.
В 2021 году, по данным Минэнерго, действовало 734 АГКНС, а к концу 2022-го прогнозируется увеличение их числа до 892 единиц. В 2021 году количество крио-АЗС (заправка техники на СПГ), по данным издания Neftegaz.RU, составило 34 единицы. Как отмечает портал АГНКС.com, количество АГЗС (заправка пропан-бутана) достигло почти 4000 ед., а традиционных заправок дизтоплива и бензина — более 25 000 единиц.
В 2017 году прогнозировалось, что к 2022 году количество заправок на газомоторном топливе будет гораздо больше, чем есть сейчас. Но время внесло свои коррективы — началась пандемия и стагнация автомобильного рынка.
Рейтинг регионов по уровню развития рынка ГМТ
Такое исследование провела компания «Газпром газомоторное топливо» с целью объективной оценки текущего состояния применения КПГ в качестве моторного топлива в российских субъектах.
Оценка уровня развития рынка в регионах за 2020 год проводилась по семи основным показателям:
- объем потребления природного газа в качестве моторного топлива;
- развитость газозаправочной инфраструктуры;
- автопарк на метане;
- действующие региональные меры поддержки рынка;
- динамика потребления газомоторного топлива;
- эффективность использования газозаправочной инфраструктуры;
- исполнение индикаторов подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» государственной программы «Развитие энергетики».
Первое место по уровню развития рынка заняла Ростовская область, набрав 87,5 баллов из 100 возможных. Ключевым фактором успеха региона стал баланс между вводом новых газовых заправок и приростом автопарка на метане. Губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил, что в период с 2021 года по 2023 год на развитие газозаправочной инфраструктуры области планируется направить 684 млн рублей.
Первая пятёрка победителей
В топ-5 регионов, помимо Ростовской области, вошли Республика Татарстан, Ставропольский край, Краснодарский край, Нижегородская область. Санкт-Петербург занял шестое место. Этот город один из пяти регионов — участников пилотного проекта по ускоренному формированию рынка, проводимого «Газпромом». Как подчеркнули в компании «Газпром газомоторное топливо», с учетом планов Петербурга по выводу на линию 2800 автобусов на КПГ и СПГ, город в 2022 году может занять первое место в рейтинге регионов по уровню развития рынка газомоторного топлива.
Тридцать регионов-участников рейтинга получили оценку 50 баллов и выше. При формировании рейтинга был проанализирован экологический эффект перевода транспорта на КПГ за последние 5 лет. За счет использования метана в качестве топлива было зафиксировано снижение выбросов парниковых газов более, чем на 7 млн т, снижение выбросов загрязняющих веществ составило почти 120 тыс. тонн.
В компании «Газпром газомоторное топливо» также обратили внимание на тот факт, что часть регионов продолжает медлить в вопросах перехода на метан в качестве топлива, ссылаясь на недостаточность инфраструктуры, объемов потребления газа и так далее.
Наиболее актуальным направлением в России сегодня является локализация и производство оборудования для автомобильного транспорта на природном газе. В сфере строительства АГНКС в нашей стране есть отечественные производители. Частные лица, строящие газозаправочные станции, в большинстве своем используют отечественную продукцию. С производством оборудования для перевода транспортных средств на газ в России есть проблемы, они будут расти, если не приложить усилий в этом направлении, отмечают эксперты компании «Газпром газомоторное топливо».
Замена бензину и дизельному топливу
В качестве чистой энергии с достаточными ресурсами и промышленной технологией природный газ служит одним из наиболее подходящих видов топлива в качестве замены бензина и дизельного топлива в текущем и будущем периодах, полагают отраслевые эксперты.
По мере того, как растут требования к мощности, экономичности и долговечности двигателей, а общемировые стандарты по контролю выбросов загрязняющих веществ становятся все более жесткими, будущее развитие газовых двигателей сталкивается с техническими проблемами.
Соответственно, необходимо повысить технический уровень оборудования и сооружений, совершенствовать отраслевые стандарты и получить от правительства официальную поддержку развития отрасли газомоторного топлива, полагают отраслевые эксперты.