Цены в пересчёте на эквивалент ДТ в феврале 2022 года, по данным VYGON Consulting, составили: ДТ — 45,5 руб./л, АИ-92 — 52,6 руб./л, СУГ — 44,3 руб./л, СПГ — 33,4 руб./л, КПГ — 23,5 руб./литр.
Метан по итогам 2021 года остался самым низкозатратным топливом в России, считают в компании «Газпром газомоторное топливо». На каждой тысяче километров при расходе в 8 л экономится 2560 руб., по сравнению
с 95-м бензином. За год получается почти 45 тыс. рублей. Средний годовой пробег машины в России составляет
17,5 тыс. км, отметили специалисты компании.
Чтобы заправить полный бак легковой машины бензином, по данным «Глобалтехэкспорта», сегодня нужно около
1,5–2 тыс. руб., метаном — 400 рублей. Газ в 3–5 раз дешевле дизельного топлива (дизельное топливо цена) и бензина, отмечают отраслевые эксперты.
Экономия затрат на топливо для владельцев «метановых машин»
В последние годы в России растёт реализация газомоторного топлива. По данным компании «Газпром газомоторное топливо», в январе — марте 2022 года более 360 млн куб. м природного газа было продано в качестве моторного топлива. Это на 10% больше аналогичного периода 2021 года.
Экономию затрат на топливо владельцами «метановых машин», которые используют компримированный природный газ (КПГ) или метан, эксперты компании оценили в 13 млрд руб. за счет разницы между стоимостью кубометра КПГ и литра традиционных видов топлива — бензина (А-95) и дизеля.
Ожидается, что по итогам 2022 года продажи должны вырасти минимум на 10%. В компании «Газпром газомоторное топливо» отметили, что этот прогноз касается заправок «Газпрома», а если оценивать ситуацию в целом по стране, то этот показатель может быть выше.
Перевод транспорта с бензина на метан субсидируют
Правительство увеличило долю субсидирования расходов бизнеса и граждан по переводу транспорта с бензина на метан. Теперь власти будут оплачивать 48% таких расходов вместо 24%, как это было ранее.
Соответствующее постановление 18 августа 2022 года подписал премьер-министр Михаил Мишустин. Изменения вносятся в одно из приложений к госпрограмме «Развитие энергетики», принятой в 2018 году.
По данным «Автостата» на апрель 2022 года, бензиновым типом двигателя пользовались 84% автовладельцев, второе место по популярности держит дизельное топливо (более 10%), на третьем месте — газ (около 5%).
При использовании газового топлива меньше загрязняется машинное масло. Кроме того, увеличивается межремонтный период работы двигателя и срок службы масла в полтора-два раза, а свечей зажигания — на 40%. Токсичность выхлопных газов (СО) снижается в два-три раза, отмечают отраслевые эксперты.
В январе этого года комитет Совета федерации по экономической политике предложил Минэнерго упростить процесс перевода автомобилей на газовое топливо, сократив количество согласований с ГИБДД для автовладельцев. Однако независимые эксперты говорили, что при реализации этого решения будет не хватать испытательных лабораторий, где проводится экспертиза переоборудования на газовое топливо.
Заправочная инфраструктура
Несмотря на все меры поддержки, число газомоторного транспорта в РФ может остаться незначительным, пока в стране не будет обеспечена необходимая заправочная инфраструктура, отмечают в ассоциации «Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов).
В конце 2021 года, по данным в Минэнерго России, в стране насчитывалось 734 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), предназначенных для заправки транспорта метаном, к концу 2022-го увеличение их числа прогнозируется до 892 единиц.
Председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков сообщил, что к 2030 году газозаправочные станции можно будет строить на всей территории страны, объем потребления метана в газомоторном секторе должен достичь 10 млрд куб. м против нынешних 1,3 млрд кубометров.
Перспективное направление
К началу 2022 года, по данным «Автостата», в России было зарегистрировано 11,7 тыс. автобусов на метане, или 2,8% от их общего количества. В это число входят и автобусы на СПГ, но их не больше сотни на всю страну. Также зарегистрировано 629 автобусов, использующих в качестве моторного топлива сразу бензин и метан, и шесть автобусов — дизель и метан.
По мнению специалистов Минэнерго, рыночное ценообразование в сегменте сжиженного природного газа, используемого в качестве моторного топлива, зарекомендовало себя как наиболее устойчивый и объективный индикатор рынка.
На рынке СПГ-топлива обеспечивается баланс спроса и предложения и сохраняется эффективная межтопливная конкуренция. Средняя стоимость 1 кг СПГ остается более чем вдвое ниже 1 л дизельного топлива, подчеркнули в министерстве.
Сейчас СПГ использует небольшое количество транспорта в России, но это направление перспективно и может значительно расшириться, поэтому логично заранее создать нормативную базу для растущего рынка, полагают отраслевые эксперты.
Зафиксируют ли цену на ГМТ?
В России предложили зафиксировать цену газомоторного топлива для перевозчиков, в частности сжиженного природного газа. Такую инициативу в конце апреля рабочая группа Госсовета по энергоэффективности направила в кабинет министров РФ.
Предполагается, что по льготной цене СПГ смогут покупать городские и междугородние перевозчики пассажиров. Мера позволит сдержать цены на топливо и увеличить долю газомоторного транспорта в стране, считают эксперты. Сейчас СПГ стоит примерно 35 руб. за 1 кг, за последние два года природный газ подорожал в полтора раза.
Согласно протоколу рабочей группы Госсовета, компании-перевозчики, которые заключают контракты с муниципальными или региональными властями, могли бы приобретать СПГ по регулируемым тарифам в регионах, то есть по льготной цене.
Комментируя эту инициативу, в Минэнерго сообщили, что пока не видят необходимости в регулировании цен для отдельных категорий транспорта. Но в случае резких колебаний регуляторы рассмотрят различные механизмы балансировки.
По данным «Известий», из 50 млн зарегистрированных в России машин число автомобилей на СПГ и КПГ составляет 240 тысяч. Глава Минэнерго Николай Шульгинов прогнозирует, что к 2030 году количество транспорта на СПГ увеличится до 30 тыс. ед., а число автомобилей на КПГ превысит 700 тысяч.
Есть два основных плюса использования природного газа в качестве моторного топлива — дешевизна и экологичность. Тем не менее, согласно исследованию аналитического центра «НАФИ», более половины (59%) автовладельцев не готовы переходить на газ с бензина или дизеля даже в случае компенсации расходов государством. Основная причина — неуверенность в безопасности газового топлива. В качестве других причин отказа от перехода на газ назывались нежелание занимать пространство багажника газовым баллоном (16%) и боязнь порчи автомобиля (16%).
Справка
Преимущества СПГ по сравнению с КПГ на автотранспорте:
- низкое давление хранения СПГ (максимум до 10–20 кгс/ кв. см по сравнению с давлением в 250 кгс/кв. см в автомобильных баллонах КПГ);
- большая относительная экологичность топлива за счет более тщательной предварительной подготовки СПГ перед охлаждением;
- меньшие габариты, масса и стоимость резервуаров хранения и транспортировки топлива (топливных баков) одного и того же энергосодержания;
- увеличенная длина пробега транспортных средств (примерно в два раза) при одинаковых размерах топливных баков СПГ и баллонов КПГ.
Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина
Бизнес предлагает
Представители бизнеса предложили ряд мер поддержки для газомоторной отрасли страны. В их числе — обнуление ставки налога на добавленную стоимость для продажи КПГ и СПГ. Это изложено в резолюции Всероссийского газомоторного форума от 21 апреля. Документ разрабатывался рядом компаний и ассоциаций, в числе которых «Газпром», группа «ГАЗ», Национальная газомоторная ассоциация. Также бизнес призвал освободить автомобили на природном газе от транспортного налога. Ранее такую меру предлагало Минэкономразвития.
Кроме того, деловое сообщество выступает за освобождение транспорта на природном газе от платы за пользование платными автодорогами и в системе «Платон». Среди других мер — увеличение программы субсидирования автопроизводителей, выпускающих транспорт и технику на КПГ и СПГ, с 3,3 млрд до 10 млрд руб. на 2023–2030 годы.
СПГ или КПГ, что лучше?
Технология производства, доставки и реализации СПГ идентична процессам для жидкого моторного топлива и включает в себя завод по производству, перевозку в транспортных емкостях и реализацию через заправочные станции.
Технология производства, реализации КПГ предполагает его производство и сбыт в одном месте с необходимостью подключения к газовым сетям, что существенным образом ограничивает места их расположения относительно транспортных магистралей. Скорость заправки СПГ-топливом сопоставима со скоростью заправки традиционными видами топлива (около 5–6 минут). При этом вес заправленного топливного бака СПГ значительно ниже массивных баллонов КПГ, что позволяет увеличивать запас топлива и, как следствие, запас хода без потерь массы полезного груза на автомобиле.
Но, несмотря на ряд преимуществ, рынок газомоторного СПГ-топлива в России развит гораздо слабее по сравнению с компримированным. «Дорожная карта» по развитию этого сектора и сферы малотоннажного СПГ до 2025 года была утверждена в феврале 2021 года.
В Национальной газомоторной ассоциации это объясняют более дорогой технологией производства СПГ по сравнению с КПГ при практически нулевом начальном спросе на топливо. Но сейчас накопленный в этой сфере опыт позволит сократить разрыв между двумя видами газового топлива уже к 2024 году.
СПГ для различных видов транспорта
До 2020 года в России основной объем продаж СПГ в сегменте ГМТ приходился на тяжелую горную технику. В 2021 году началось активное использование СПГ для линейных грузовых транспортных средств, что привело к росту на 150% использования СПГ на транспорте.
В 2022 году, с вводом в эксплуатацию морского бункеровщика «Дмитрий Менделеев» и паромов на СПГ, по мнению экспертов, следует ожидать рост потребления СПГ в качестве ГМТ.
Значительный потенциал использования СПГ в качестве ракетного топлива связан с разработкой проекта ракетоносителя «Союз-7» («Амур-СПГ»). Это разрабатываемая многоразовая двухступенчатая ракета-носитель среднего класса на метановом двигателе РД-0169. Предполагается, что после 2026 года она сможет заменить все семейство ракет-носителей «Союз-2».
Применение СПГ в качестве топлива для железнодорожных локомотивов осталось неизменным за последние 3 года. Локомотивы (тяговые ГТ1h и маневровые ТЭМ-19) курсируют на Уральской железной дороге, а планы по развитию использования СПГ на Ямале и на других направлениях не реализованы. В 2021 году собственный проект использования СПГ на железнодорожном транспорте был начат в Якутии в компании «Железные дороги Якутии» с поставкой газа с комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа «Нижний Бестях».
Использование СПГ в качестве судового топлива является одним из наиболее привлекательных вариантов в направлении повышения энергетической эффективности судоходства и выполнения международных требований по декарбонизации судоходства.
Значительную роль в снижении парниковых газов в глобальном масштабе может внести арктическое судоходство и рост интенсивности использования Северного морского пути при обязательном условии применения альтернативных топлив.
По состоянию на конец 2021 года российский флот на СПГ составляет 9 судов, включая бункеровщик СПГ «Дмитрий Менделеев». В начале 2022 года он совершил переход к месту постоянной дислокации в Финском заливе. «Дмитрий Менделеев» будет работать по логистике и бункеровке в портах Балтийского моря.
Общее количество заказанных судов в период до 2029 года составит 24 ед., из которых 12 должны поступить в эксплуатацию в 2022 году. В основном флот российских компаний, использующих СПГ, представлен танкерами, продуктовозами, среди заказанных судов выделяются ледоколы.
Сдерживающим фактором в использовании СПГ выступает недостаточно развитая инфраструктура бункеровки в России, отсутствие необходимого нормативно-правового регулирования и опыта практической бункеровки судов, отмечают отраслевые эксперты.
Крио-АЗС для заправки СПГ
В 2020–2021 годах произошел рост количества заправочных станций СПГ. В настоящее время, по данным издания Neftegaz.RU, действуют 34 крио-АЗС (стационарные и мобильные), из которых 14 ед. принадлежит группе «НОВАТЭК», 11 ед. — группе «Газпром».
При строительстве комплексов по производству СПГ и сети заправок, «НОВАТЭК» столкнулся со сложностью подключения комплексов по производству СПГ к газотранспортной системе.
Ещё одна проблема связана с избыточностью норм проектирования и эксплуатации подобных объектов. Все эти трудности напрямую влияли на стоимость проекта, поэтому было принято решение отказаться от строительства стационарных СПГ-заправок в пользу модульных. Это позволило сократить капитальные затраты и ускорить ввод объектов, а клиентам — начать эксплуатировать технику.
Компания обеспечила станциями магистраль М10 (Санкт-Петербург — Москва), а также возможность движения большегрузного транспорта на трассе М5 «Урал» (Москва — Челябинск — Екатеринбург).
В «НОВАТЭКе» рассчитывают, что к концу текущего года в розничной сети будет заправляться более 1,6 тыс. транспортных средств на СПГ. Это на два порядка выше показателей первого полугодия 2019 года. С учетом растущей потребности на рынке СПГ компания на территории Самарской и Московской областей начала строительство заводов мощностью до 14 тыс. т в год каждый.
СПГ-автобусы
Прогнозы специалистов «НОВАТЭКа» не учитывают автобусный парк Санкт-Петербурга в 2,4 тыс. ед. техники. В рамках транспортной реформы субъект в текущем году должен стать первым российским регионом, в котором количество
СПГ-автобусов превысит парк дизельных. Для реализации этого проекта привлечены крупнейшие производители автобусов: Volgabus, «ЛиАЗ», «НефАЗ», «МАЗ».
При этом эксплуатация городского автобуса, работающего именно на сжиженном газе, началась в Челябинске. На данный момент город приобрел для работы на городских маршрутах 87 СПГ-автобусов (33 — «МАЗа», 7 — «ЛиАЗов», 47 — Volgabus), которые эксплуатируются на 22 маршрутах. Треть челябинского парка работает на сжиженном газе.