С учетом социального аспекта
По мнению Вячеслава Чиркова, при принятии решений по этим вопросам важно учитывать социальный аспект, поскольку зачастую они касаются регионов, где предприятие, занимающееся производством нефти, является градообразующим.
Поэтому и бизнесу, и государству крайне важно понимать, что задача в данном случае ставится не только исходя из проблем рентабельности разработки текущих запасов углеводородов, но и сточки зрения социально-экономической стабильности моногородов региона нефтедобычи. «Какой бы вариант оптимизации затрат мы не выбрали на месторождениях, содержащих ТРИЗ, отказ от бурения новых скважин, снижение высокозатратных мероприятий, он влечет за собой ряд острых социальных проблем», — заметил главный геолог «Сургутнефтегаза».
При сокращении численности предприятия население таких городов и поселков лишается возможности какого-либо трудоустройства по месту жительства. Регион, кроме полученной социальной напряженности, еще и потеряет существенную часть поступлений в бюджет. Более того, пострадают многие предприятия смежных отраслей, выполняющих производственные заказы нефтяников и газовиков.
«Решение такого важного аспекта, как социальный, требует введения новых стимулирующих мер для обеспечения рентабельной добычи трудноизвлекаемой нефти. Сегодня необходимо создать условия для рентабельного освоения текущих запасов нефти, большая часть из которых характеризуется, как трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ)», — подчеркнул представитель ВИНК.
«Сургутнефтегаз» является градообразующим предприятием для ряда монопоселений ХМАО-Югры. В данных поселениях проживает более полумиллиона жителей, большая часть которых трудится в компании. Как правило, большие поселения находятся непосредственно вблизи с крупными месторождениями нефти и газа, введенными в эксплуатацию в 70–80-е годы прошлого столетия. В настоящее время они находятся на последней стадии разработки, которая характеризуется высокой степенью обводненности и низкими дебитами по нефти. Экономическая рентабельность этих месторождений, по утверждению Вячеслава Чиркова, «без применения режима льготирования отрицательная». В этих же зонах находятся месторождения, залежи которых являются нерентабельными в действующих налоговых условиях, запасы которых относятся к ТРИЗ».
Также «Сургутнефтегаз» является градообразующим предприятием для ряда монопоселений Республики Саха-Якутия. Данный регион характеризуется большим потенциалом запасов нефти и газа, значительная доля которых относится к трудноизвлекаемым. «Кадровая политика компании направлена на безусловное и приоритетное трудоустройство местного населения с процедурой их обучения и повышения квалификации за счет работодателя», — заметил главный геолог — заместитель генерального директора «Сургутнефтегаза».
Нужен единый подход
По мнению Вячеслава Чиркова, у нас в министерствах и ведомствах до сих пор нет единого подхода к понятию ТРИЗ. В налоговом кодексе и в отраслевом законодательстве существуют свои различные классификации трудноизвлекаемых запасов углеводородов. Всего лишь небольшая часть реально трудноизвлекаемой нефти подпадает под соответствующие определения и льготируется. Поэтому крайне важно синхронизировать налоговый кодекс РФ и отраслевые подходы к определению ТРИЗ на основе единой классификации. Современные геологические и экономические условия указывают на необходимость создания единого определения для понятия трудноизвлекаемые запасы.
В «Сургутнефтегазе» это понятие формулируют так: трудноизвлекаемые запасы — это запасы углеводородов в залежах, характеризующихся сложным геологическим строением, свойства и параметры которых препятствуют рентабельной разработке и представлены маломощными, низкопроницаемыми, глубокозалегающими, низконефтенасыщенными, расчлененными, а также длительно разрабатываемыми обводненными подгазовыми залежами и залежами, содержащими нефть с аномальными характеристиками.
Доля трудноизвлекаемой нефти в середине 1990-х годов составляла не более 3% от общего годового объема. А в 2020 году доля ТРИЗ находится на уровне уже 88% от годовой добычи. Начальные дебиты скважин на залежах с ТРИЗ даже с применением дорогостоящих новых технологий в несколько раз ниже начальных дебитов скважин, работающих на залежах с активными запасами. Продолжительность эффекта от применения новых технологий на ТРИЗ в среднем составляет около 6-ти месяцев, что требует регулярного повторного их применения.
«Сургутнефтегаз» предлагает использовать классификацию трудноизвлекаемых запасов, состоящих из шести основных групп:
- Длительно разрабатываемые и обводненные до 80% залежи и месторождения.
- Низкопроницаемые коллекторы продуктивных пластов до 10 милидарси (мД).
- Нетрадиционные коллектора — баженовские, абалакские, доюрские — продуктивные отложения.
- Недонасыщенные нефтью коллекторы продуктивных пластов. Коэффициент нефтенасыщенности (КН) менее 40%.
- Подгазовые зоны нефтегазоконденсатных месторождений.
- Аномальные физико-химические характеристики нефти.
Кроме того, необходимо отметить удаленные участки недр от действующей инфраструктуры сбора и подготовки, которые обладают значительным потенциалом запасов нефти, но ввод в разработку таких участков требует значительных вложений в обустройство.
Цитата
«Мы с коллегами поднимали эти вопросы на площадке Минприроды. И здесь важно подчеркнуть такой момент: мы работаем с первичными документами. Эти первичные документы являются базой для последующих решений, в том числе и по прозвучавшим предложениям «Сургутнефтегаза». Так вот, качество документации и ее достоверность — это всегда достаточно рискованный вопрос. Почему? Потому что чиновник не будет брать на себя ответственность за качество предоставляемого материала. Иными словами, сейчас чиновник не может проверить те документы, которые предоставляет бизнес. Как только мы урегулируем его — то есть обеспечим четкую проверку предоставляемых документов, поверьте мне, у нас тематика с ТРИЗами, в принципе, закончится».
Министр природных ресурсов и экологии РФ Александр Козлов
Быть уверенными в защите своих инвестиций
Для разработки запасов всех этих групп необходимо масштабное и регулярное применение передовых дорогостоящих технологий: бурение новых скважин, зарезки боковых стволов со сложной конструкцией с большой протяженностью горизонтальных участков до 1,5 км, с проведением многостадийных гидроразрывов пласта до 15 портов, химических методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Поэтому очень важно принятие долгосрочного законодательного обеспечения рентабельной разработки запасов трудноизвлекаемой нефти. Нефтегазодобывающие компании должны быть уверены в защите своих инвестиций в разработку таких запасов на долгую перспективу. Как заметил главный геолог «Сургутнефтегаза» Вячеслав Чирков, окупаемость инвестиций в текущих реалиях в разработку извлекаемых запасов — от 10 лет.
«Текущая налоговая система РФ сформировалась с 2002 года с момента введения НДПИ и привязке экспортной пошлины к цене на нефть. С этого периода она менялась более 30 раз. При этом налоговая нагрузка постоянно росла, не учитывая естественные изменения качества разрабатываемых запасов нефти», — посетовал представитель ВИНК.
Он также отметил крайне негативное последствие для отрасли отмену льгот по НДПИ для выработанных месторождений: «Непрекращающийся рост НДПИ происходит одновременно с удорожанием услуг естественных монополий, на которые мы не можем оказать влияние. Такое положение дел с постоянной трансформацией законодательства недопустимо. Необходимо отказаться от практики регулярного изменения налогового законодательства, нужны четкие и понятные правила действия государства в этом направлении».
Все дальнейшие перспективы в области нефтедобычи связаны только со сложными и трудноизвлекаемыми запасами, подчеркнул выступающий. По его мнению, «крайне важно создать условия, направленные на сохранение инвестиционной активности в нефтяной отрасли в условиях ухудшения ресурсной базы, способствующие эффективному вовлечению в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти».
ВИНК предлагает
Исходя из вышеизложенного, «Сургутнефтегаз» предлагает:
- Продолжить разработку стимулирующих мер при реализации в полном объеме мероприятий «дорожной карты», утвержденной 25 января 2019 года.
В ходе выступления Вячеслав Чирков подчеркнул, что основной этап «дорожной карты», связанный с инвентаризацией текущих запасов нефти, «Сургутнефтегазом» полностью выполнен. Результаты инвентаризации подтвердили актуальность стимулов в данном направлении. - Для высоковыработанных и высокообводненных участков недр, переведенных на налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД), необходимо скорректировать условия с возможностью получения вычета НДПИ с 1 января 2023 года на основании исторической степени выработанности запасов.
Необходимо также обеспечить включение высокообводненных участков недр (с обводненностью более 80%) в режим НДД с применением коэффициентов, характеризующих обводненность, к ставке НДПИ. - Для низкопроницаемых и нетрадиционных залежей, в том числе и на участках с НДД, нужно расширить градации низкопроницаемых залежей с увеличением критериев по проницаемости до 10 мД и установлением коэффициента, характеризующего степень сложности добычи нефти, к ставке НДПИ.
Это подразумевает снижение ставки НДПИ при добыче нефти на месторождениях, признанных нерентабельными в действующих налоговых условиях, распространение льготы, которая применяется на баженовских отложениях, на аналогичные по сложности добычи нефти отложения палеозоя и триаса, так называемого доюрского комплекса. «Сургутнефтегаз» также предлагает ввести заявительный порядок перевода на НДД участков недр Западной Сибири, соответствующим критериям 3-й и 4-й групп с установлением поправочных коэффициентов, учитывающих характеристики ТРИЗ на участках недр НДД. При этом нужно рассмотреть возможность возврата к первоначальной концепции НДД с обнулением НДПИ. - Для малых и удаленных участков необходимо принять изменение критериев отнесения участков недр категории «малый участок» с 5 млн до 20 млн т в целях исчисления НДПИ. Кроме того, предлагается расширить периметр действия пятой группы НДД участков, расположенных в Восточной Сибири и Ненецком автономном округе.
- Нужно стимулировать проведение геологоразведочных работ (ГРР) с учетом регионального расположения участков недр. Для этого необходимо ввести стимулирующие вычеты из НДПИ по затратам на ГРР, установить повышающие коэффициенты к затратам на ГРР.
Главный геолог — заместитель генерального директора «Сургутнефтегаза» Вячеслав Чирков в ходе выступления подчеркнул, что запасы углеводородов в стране остались очень сложные. Он предложил поддержать предложения компании, «которые позволят сохранить уровни добычи нефти, рост инвестиций в производство, увеличение налогооблагаемой базы и социальную стабильность в регионах».