«Было ощущение быстронесущегося поезда с громкоговорителем в голове состава. Поезд пролетал мимо станций различных конференций, люди слышали и повторяли аббревиатуру ESG…», — такими словами в предисловии доклада «ESG и зеленые финансы России 2018–2022» описано продвижение в течении последних четырех лет в российской экономике принципов устойчивого развития. Но в нынешнем году, отмечают эксперты, система координат в этом направлении стала кардинально меняться. Как будет складываться судьба ESG в нашей стране — покажут новые времена.
Выступая в июне на 25-м ПМЭФ в Санкт-Петербурге, президент России Владимир Путин затронул одно из направлений ESG-повестки — касающееся сохранения климата. В частности, он заявил, что работа «зеленых» проектов продолжится, чистые технологии в РФ будут развиваться, чтобы снижать вредные выбросы в атмосферу, особенно в крупных индустриальных центрах.
Задел в сфере ESG
Определенный задел в этой сфере в России уже сделан. Так, вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, выступая в январе 2022 года на совещании у председателя правительства Михаила Мишустина, заявила, что в прошлом году были утверждены несколько важнейших регулирующих документов: Стратегия развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, базовый федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов, приняты критерии проектов устойчивого развития, так называемая «зелёная» таксономия, подготовлены условия для «зелёного» финансирования. По итогам 2021 года было размещено «зелёных» облигаций на сумму 94 млрд рублей. Подготовлена к утверждению Федеральная научно-техническая программа в сфере климата.
Как отмечают аналитики экспертно-аналитической платформы «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» (INFRAGREEN), по состоянию на 31 декабря 2021 года в сферу устойчивого развития включены 22 выпуска «зеленых», социальных и адаптационных облигаций российских эмитентов суммарным объемом 192,6 млрд рублей.
Один из важнейших проектов, отметила Виктория Абрамченко, «Генеральная уборка», которая будет проводится как на суше, так и в море. По поручению президента РФ, правительство выделило на реализацию проекта 20 млрд руб. на трёхлетний период. «Пришло время убрать всё, что накапливалось десятилетиями: это кладбища затопленных кораблей в морских бухтах, свалки в границах наших городов, опасные скважины и забытые собственниками бывшие промышленные предприятия, которые до сих пор отравляют окружающую среду и негативно влияют на здоровье наших граждан», — подчеркнула вице-премьер.
По ее мнению, нужно не только провести генеральную уборку, но и предотвратить новое захламление. Для этого приняты важнейшие для природоохранной сферы законы. Теперь нельзя затапливать корабли и бросать производство. На собственниках имущества будет полная финансовая ответственность за ликвидацию накопленного вреда на суше и на море.
С опережением срока, в 2021 году была начата уборка на море. По итогам года в акватории морей Дальневосточного федерального округа удалось поднять и утилизировать 17 судов.
В 2022 году планируется обеспечить поднятие и утилизацию 68 кораблей на Камчатке, Сахалине, в Магаданской области, Хабаровском и Приморском краях, а к 2024 году — 213 судов. «Они перестанут мешать судоходству, рыболовству и наносить вред окружающей среде», — отметила Виктория Абрамченко.
Масштабная работа по этому проекту предусмотрена на суше. В 2021 году началась инвентаризация объектов накопленного вреда. К настоящему времени выявлены 1929 таких объектов. В нынешнем году будут обследованы 192 объекта. По словам заместителя председателя правительства, их ликвидация улучшит качество жизни более 10 млн человек. «Планируем приступить в этом году к подготовке проектно-сметной документации по ликвидации пяти наиболее опасных объектов, а к 2024 году проведём оценку влияния на окружающую среду и здоровье граждан всех объектов накопленного вреда, выявленных в рамках данной инициативы», — проинформировала Абрамченко.
В рамках «Генеральной уборки» будет проводится ликвидация заброшенных скважин. В 2022 году поставлена задача провести ликвидационный тампонаж на 60 скважинах, а к концу 2024 года ликвидируют 500 наиболее опасных скважин.
Проект «Экономика замкнутого цикла» призван создать условия для минимизации образования отходов и вовлечения полезных фракций из отходов во вторичный оборот, что должно привести к снижению к 2030 году захоронений твёрдых коммунальных отходов в два раза.
Здесь речь идет не только о бытовом мусоре, который накапливается каждый день и в каждом доме, но, прежде всего, о промышленных отходах — с учетом недропользования на территории РФ их насчитывается более 8 млрд тонн. Промышленные отходы, по мнению Виктории Абрамченко, нужно вводить во вторичный оборот и привлекать в экономику. «По экспертным оценкам, например, извлечение золота, платины и серебра из бытовой техники и электроники в 13 раз эффективнее, чем из руды», — проинформировала вице-премьер. В бюджете на данную инициативу на период трёх лет заложено 10,6 млрд руб., в том числе в 2022 году — 5,8 млрд рублей. К концу 2024 года в рамках «Экономики замкнутого цикла» будут построены восемь современных экотехнопарков. Доля использования вторичных ресурсов в сельском хозяйстве должна достигнуть 25%, в строительстве — 20%, в промышленности — 15%, а половина видов упаковки должна перерабатываться.
Для этого началась разработка стимулирующих и ограничительных мер. Внедряют правила поддержки проектов с использованием «зелёных» облигаций, подготовлен справочник наилучших доступных технологий (НДТ) по утилизации и обезвреживанию отходов, разработан базовый проект федерального закона об использовании вторичных материальных ресурсов.
В 2022 году будет завершена работа по разработке и утверждению необходимых нормативных актов, а также четырех отраслевых программ применения вторсырья в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве. Сейчас совместно с регионами ведется работа по поиску площадок для экотехнопарков.
Большое внимание в правительстве уделяют низкоуглеродному развитию. Виктория Абрамченко отметила, что на реализацию мер по адаптации российской экономики к возникающим внешним вызовам в рамках климатической повестки, которые включают в себя создание системы мониторинга и учёта климатически активных газов и соответствующих поглотителей, а также стимулирование инвестиций экспортёров в климатические проекты на территории нашей страны, в бюджете на три года заложены средства в объёме 10,9 млрд руб., в том числе на текущий год — в объёме более 4,5 млрд рублей.
По словам вице-премьера, к 2024 году в рамках реализации важнейших инновационных проектов государственного значения будет создана система высокоточного мониторинга парниковых газов, которая позволит дать объективную оценку поглощающей способности экосистем, прогнозировать изменение климата, предупреждать негативные последствия для граждан и экономики от климатических изменений.
В климатические проекты планируется привлечь инвестиций на сумму до 600 млрд руб., включая размещение «зелёных» облигаций на сумму более 400 млрд рублей. К 2024 году будут созданы условия для вовлечения в климатические проекты до 15 млн га лесов на землях сельскохозяйственного назначения и до 25% площади резервных лесов. Всё это позволит увеличить на 10% поглощающую способность российских экосистем.
К 2024 году планируется утвердить 78 национальных стандартов в сфере климата (в 2021 году уже приняли пять таких стандартов). К этому же периоду будет создана система аккредитации российских верификаторов, которая должна получить международное признание. Кроме того, будут синхронизированы международная и национальная инфраструктуры для реализации климатических проектов в рамках Парижского соглашения, что позволит обеспечить международное признание российских углеродных единиц и дать возможность их международного оборота.
Вкратце
В ноябре 2020 года распоряжением правительства РФ за Минэкономразвития России закреплена координирующая роль по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого (в том числе «зеленого») развития. В качестве методологического центра по финансовым инструментам ESG определена государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.
В декабре 2020 года приказом Минэкономразвития России была создана межведомственная рабочая группа (МРГ) по вопросам развития инвестиционной деятельности и привлечения внебюджетных средств в проекты устойчивого развития.
Основным документом для развития устойчивого финансирования, разработанным ВЭБ.РФ и согласованным на площадке МРГ, является таксономия «зеленых» и адаптационных проектов, а также требования к системе верификации, утвержденные постановлением правительства России в сентябре 2021 года.
Не климатом единым…
Но сфера ESG — это не только про климат и защиту окружающей среды. E (environment) — ответственное отношение к окружающей среде — лишь часть тренда, который также подразумевает активность, позволяющую минимизировать социальные (S, social) и корпоративные (G, governance) риски.
В России отношение к ESG особое. Каждый из соприкасавшихся с этим понятием имеет в виду что-то свое. Специалисты, ведущие консалтинг, констатируют, что для многих российских компаний вся деятельность в сфере соблюдения принципов устойчивого развития сводится к подаче правильной нефинансовой отчетности, чтобы получить ESG-рейтинг.
«Многие внешнеэкономические “чемпионы” в России живут форматом “ESG на экспорт”, то есть работают над устойчивым развитием только из-за давления зарубежных инвесторов и ради отчета перед иностранными контрагентами. Но это — не ESG. Нельзя считать настоящей ESG-трансформацией ситуацию, когда вовлеченных в повестку компаний становится все больше, их позиции в рейтингах все выше, а дышать все тяжелее не только в Минусинске и Абакане, но и в большом количестве российских городов.
Настоящая ESG-трансформация — это про нас, про то, как меняется наша жизнь. Задача экспертного сообщества развернуть эту тенденцию, чтобы на смену “ESG на экспорт” пришло “ESG на районе”», — отмечает Светлана Бик.
Известно, что 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые Генассамблея ООН утвердила в 2015 году, сформировали ESG-принципы, нашедшие отражение в стратегиях развития компаний по экологической, социальной и управленческой темам. От соблюдения и ответственного отношения к ним зависит привлекательность конкретных фирм и корпораций для клиентов, инвесторов и партнеров.
Первыми в России ESG-повестку подхватили крупные холдинги и банки. Последние три года наиболее активны
в ESG-проектах СБЕР, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, «Альфа-Банк», «Центр-инвест», «Открытие», Росбанк, Райффайзенбанк. По мнению аналитиков, непростая геополитическая обстановка, складывающаяся в мире, не ставит крест на устойчивом развитии, более того, ESG-повестка становится еще более актуальной, поскольку во времена кризисов и масштабных военных действий обостряются экологические (E), социальные (S) и управленческие (G) риски. Для устранения таких рисков нужны соответствующие программы, а чтобы их реализовывать, необходимо вкладывать средства. Причем получить финансирование можно у банков. Для этого нужно обладать соответствующим ESG-рейтингом.
Для продвижения в РФ повестки, связанной с ESG, и получения соответствующих рейтингов ранее важными стимулами считались, как правило, международные требования. Регуляторы из европейских стран и США в отношении экспортеров активно применяли в качестве инструментария углеродный налог и достижение углеродной нейтральности, что в определенной степени влияло на возможность доступа к «зеленому» финансированию и выстраиванию долгосрочных отношений с международными партнерами. Но, как заметил профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Михаил Аким, «в текущих обстоятельствах актуальность европейских и американских критериев для российских компаний снижается. Для успешного развития ESG-повестки, ESG-стандартов, ESG-экономики в России необходимы новые стимулы, и большой вопрос, какими они должны быть».
Стимулы и место в рейтинге
Стимулы для устойчивого развития в России задают не частные инвесторы, а государство, которое, как видим из доклада вице-премьера Виктории Абрамченко, основные усилия направляет на продвижение проектов, связанных с улучшением экологической ситуации.
«На текущий момент в российском экономическом пространстве отсутствуют явные материальные стимулы
для ESG-трансформации для компаний и банков, — считает Михаил Аким. — Государство могло бы предложить налоговые льготы, иные формы материального поощрения бизнеса с целью добиться улучшения экологии и социальной среды. Это, в свою очередь, требует совершенствования регуляторной базы. По аналогии с кредитными рейтингами необходимо совершенствовать и финансовую отчетность. И, таким образом, национальные рейтинги могут быть использованы в направлении стимулирования ESG-экономики, ESG-активности бизнеса».
Компании | Сфера деятельности | Количество индикаторов | Сумма баллов по методике ИНФРАНРИН | |
---|---|---|---|---|
1. | «НЛМК» | металлургия | 14 | 599,30 |
2. | «СИБУР Холдинг» | химическая промышленность | 12 | 561,15 |
3. | «Газпром» | нефтегазовая промышленность | 11 | 542,80 |
4. | «Интер РАО» | электроэнергетика | 13 | 531,91 |
7. | «ЛУКОЙЛ» | нефтегазовая промышленность | 13 | 518,23 |
9. | «Роснефть» | нефтегазовая промышленность | 11 | 513,52 |
16. | «Россети» | электроэнергетика | 11 | 481,72 |
18. | «РусГидро» | электроэнергетика | 10 | 468,72 |
19. | «НОВАТЭК» | нефтегазовая промышленность | 10 | 468,70 |
23. | «Транснефть» | нефтегазовая промышленность | 10 | 417,42 |
В нашей стране существует порядка 20 рейтингов (ренкингов) и индексов, которые замеряют деятельность компаний как комплексно, так и по отдельным факторам E, S, G или их подфакторам. При этом консолидированный индикатор, который отражает ESG-трансформацию экономической деятельности, отсутствует.
Тем не менее командой INFRAGREEN была предпринята попытка создать консолидированный индикатор
ESG-трансформации экономики, который объединяет существующие на рынке индикаторы ESG.
В ТОП-25 нефинансового сектора ИНФРАНРИН в основном вошли компании тяжелой индустрии экспортной направленности: 11 — металлургия, 5 — нефтегазовая промышленность, 3 — химическая промышленность, 3 — электроэнергетика, 2 — телекоммуникации, 1 — транспорт.
Как подчеркнул на XXV Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2022) заместитель председателя правления ВЭБ. РФ Алексей Мирошниченко, «совокупный объем всех существующих в стране ESG-проектов составляет порядка 6 трлн руб., они дают экономике 11 тыс. рабочих мест». Столько же трудится по заказам компаний, которые реализуют ESG-проекты.
Выступая на сессии ПМЭФ-2022, которая была посвящена российскому потенциалу торговли углеродными единицами, специальный представитель президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев заметил, что «международный рынок закрылся для России, поэтому будут выбраны ориентиры на новых партнёров, например, на Китай. И, если раньше нашим преимуществом была дешевизна, то сейчас это качество. Если мы не можем участвовать на конкурсных международных площадках, то тогда будем создавать свой рейтинг — экономический и климатический». Работу над этим рейтингом уже начали в Институте глобального климата имени академика Израэля.
Актуальность не исчезла?
Несмотря на возросшие риски в связи с нынешней геополитической ситуацией, необходимость ESG-трансформации российских компаний в условиях санкций никуда не исчезла, считает доцент кафедры госуправления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС Александр Воротников.
В какой-то мере об этом свидетельствует исследование, проведенное Лигой зеленых брендов в партнерстве с аналитической компанией Deloitte и автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» («Роскачество»). В рамках исследования, которое касалось вопросов устойчивого развития в современных условиях, были опрошены более 50 коммерческих организаций, из них 53% — крупные компании с выручкой от 2 млрд руб., 47% — предприятия малого и среднего бизнеса.
Согласно опросу, 49% респондентов заявили, что были вынуждены оптимизировать затраты на фоне кризисных явлений и геополитической обстановки; 37% пытаются восстановить нарушенные цепочки поставок, 23% — ищут новые рынки сбыта.
При этом у 78% опрошенных кадровый состав, отвечающий за устойчивое развитие, практически не изменился; 54% считают, что в связи со сложившейся ситуацией, в России должны быть разработаны собственные стандарты ESG.
По мнению 52% участников исследования, наиболее дорогостоящие проекты в ESG-сфере замедлятся; 43% предполагают, что борьба с изменением климата временно утратит актуальность, 39% убеждены, что ESG-повестка будет отброшена на несколько лет назад.
За сохранение приоритетов и обязательств в сфере устойчивого развития высказались 68,6% опрошенных, а 47,1% респондентов утверждают, что хотели бы транслировать ESG-повестку на международном рынке для зарубежных партнеров. В качестве приоритетных регионов сотрудничества представители бизнеса назвали страны БРИКС, Азиатского-Тихоокеанского региона и Евросоюз, а также ОАЭ, Китай, Турцию.
Недавно назначенный на пост заместителя председателя правительства, и по совместительству глава Минпромторга Денис Мантуров утверждает, что реформы экологического регулирования и переход на наилучшие доступные технологии будут продолжены, но с корректировкой. «Совместно с Минприроды были предложены поправки о переносе на два года сроков получения комплексных экологических разрешений и сроков проведения эксперимента по квотированию выбросов. В конце марта президентом был подписан федеральный закон, который как раз содержит указанные предложения. Но корректировка не повлечет за собой остановку экологической модернизации производств, поскольку для соблюдения требований экологического законодательства работа большинством предприятий и так ведется на системной основе», — сказал Денис Матуров. Он также заметил, что «для отечественных производителей оборудования текущая ситуация — вызов и стимул приобретать компетенции, осваивать технологии производства и наращивать, отвечая запросу потребителей, производственные мощности — в том числе природоохранного оборудования, технологий, направленных на повышение ресурсной и энергетической эффективности».
ESG нужны деньги
Чтобы продвигать ESG-повестку российскому бизнесу необходимо дополнительное финансирование. К сожалению, как считают эксперты, правительство РФ и Центробанк в должной мере не стимулируют к внедрению в стране ESG. Понижающий процент по финансированию «зеленых» технологий для предприятий так и не был предусмотрен, поэтому единственное направление, где они экономически обоснованы — это экспорт.
«Мир смотрит на ESG, как на возможности, мы — как на ограничения. Мы играем в игру, где в воротах стоит купленный вратарь, а арбитр выносит решения против нас. На самом деле, ESG — больше про возможности, чем про ограничения», — заявил на полях ПМЭФ-2022 генеральный директор Российского экологического оператора Денис Буцаев. По его мнению, российскому бизнесу для устойчивого развития не хватает денег.
Об этом же говорит и вице-президент ВЭБ.РФ Дмитрий Аксаков: «Если раньше тон ESG задавали международные компании, то сегодня эстафету переняли отечественные, ищущие новый свод правил и новую систему рейтингов для инвесторов, восточных партнёров и самих себя. Полученные на Западе “зелёные” сертификаты “сгорели” в марте 2022 года, но Газпромбанк призывает объединиться со странами третьего мира, чтобы продолжить участвовать в процессе уже на равных».
О создании ESG-стандартов на уровне стран, объединенных в БРИКС, заявляют в Торгово-промышленной палате (ТПП) России. В пресс-релизе ТПП говорится, что российская сторона поддерживает данную инициативу: «С учетом важности сохранения суверенитета в регулировании кредитных рейтингов в каждой из стран “пятерки” наиболее перспективным решением в этой связи представляется создание Альянса рейтинговых агентств БРИКС, объединенных общей методологией».
В сентябре 2021 года глава Мин-экономразвития России Максим Решетников проинформировал о том, что национальная система финансирования «зелёных» проектов и инициатив в сфере устойчивого развития готова к запуску в РФ. Пакет документов, утвержденный правительством, включает в себя критерии «зеленых» и адаптационных проектов и требования к системе верификации этих проектов в России. «Мы уже в 2022 году сможем начать процесс верификации климатических проектов по российским стандартам. Эти стандарты сделаны на основе международных признанных стандартов», — отметил министр. Формировать ESG-инфраструктуру на национальном уровне призывают
и в ESG-альянсе: «В связи с тем, что компании потеряли или временно утратили доступ к так называемой западной
ESG-инфраструктуре, но при этом хотят продолжать работу в контуре ESG, возникает потребность в восполнении этой инфраструктуры на национальном уровне. <…> Уже сейчас можно предположить, что востребованным будет, например, создание национального технологического ESG-реестра, а также создание так называемого национального ESG-скоринга как потенциальной базы для льготного финансирования “зеленых” проектов».