Дальний Восток обладает существенными конкурентными преимуществами для реализации проектов по нефте- и газопереработке (переработка газа). Здесь, по данным Минвостокразвития, сконцентрировано 27% запасов газа и 17% запасов нефти АТР, низкие операционные издержки, есть выходы к морским портам, а рядом — крупные рынки АТР, в первую очередь Китай, который ежегодно наращивает импорт углеводородов. Согласно стратегии развития энергетической отрасли России, к 2035 году добыча газа на Дальнем Востоке вырастет почти в 2,5 раза, до 80 млрд куб. м в год, нефти — на 70%, до 118 млн тонн.
Завод СПГ и газовый терминал в 50 км от Владивостока
Синьсин Ли Шаоши — генеральный директор «Дальневосточной корпорации Синьсин», которая является дочерним предприятием китайской корпорации энергетической промышленности «Чжуню Синьсин». В конце апреля 2022 года, он рассказал о темпах подготовки к строительству крупнотоннажного завода по производству СПГ мощностью 7 млн т в год в районе Бухты Пяти Охотников Шкотовского района Приморского края, в 50 км от Владивостока. А также о строительстве морского порта — газового терминала Валентина, по перевалке 7 млн т СПГ и 1 млн т СУГ в год.
Это будет второй подобный проект в регионе после Сахалина, где проектная мощность завода (в рамках проекта «Сахалин-2») составляет 9,6 млн т СПГ в год. «Сахалин-2» — первый в РФ завод по производству СПГ.
Государственная политика по формированию газовой промышленности на Востоке России определена в «Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР» («Восточная газовая программа»).
Инвестиции — 490 млрд рублей
Объекты планируется ввести в эксплуатацию в 2027 году. Объем инвестиций в реализацию проекта может составить порядка 490 млрд рублей. Уже проведены геологические, геодезические и археологические изыскания. Получены технические условия от ресурсоснабжающих организаций на подключение к электросетям и водоснабжению на период строительства. Ведется разработка технико-экономического обоснования и проектной документации.
Создание морского терминала предполагает и зоны таможенного контроля. Для доставки в порт и дальнейшей перевалки СУГ будет проложена железнодорожная ветка. В настоящее время «Дальневосточная корпорация Синьсин» выбирает генерального подрядчика.
Согласно требованиям госпрограмм КНР по обеспечению углеродной нейтральности объем импорта и потребления СПГ в обозримой перспективе будет неуклонно расти. Это, как отмечают отраслевые эксперты, говорит о больших перспективах проекта. «Дальневосточная корпорация Синьсин» рассчитывает занять около 10% в общем объеме импорта СПГ в КНР после ввода в эксплуатацию всех объектов. Согласно предложенному китайской стороной плану, в Приморье будет создано около 500 новых рабочих мест. Помимо этого, регион получит налоговые отчисления.
Китай планирует не только поставлять СПГ для своих нужд, но готов взять на себя программу газификации Приморья, реализация которой на данный момент составляет 10–20%.
Год назад на Восточном экономическом форуме «Восточно-арктическая нефтегазовая корпорация», «Газпромбанк», «Газпром межрегионгаз» и правительство Приморского края подписали соглашение о сотрудничестве по реализации проекта по газификации Приморского края, структурированного с применением механизма концессионных соглашений.
Самый крупный в мире СПГ-импортёр
Китай пытается извлечь максимум выгоды из сложившейся ситуации, отмечают отраслевые эксперты. Он хочет получить доступ к ресурсной базе природного газа, без чего реализация проекта в Приморье невозможна. По данным Shell LNG Outlook 2022, Китай в 2021 году стал самым крупным импортёром сжиженного природного газа в мире, закупил его больше прогнозируемых объёмов — 12 млн т, или на 18%.
Китай в 2021 году потребил примерно пятую часть всего мирового импорта СПГ, который составил 380 млн тонн. Причём спотовые закупки (с поставкой в ближайшее время) в Китае продолжают расти и в прошлом году приблизились к 50%.
Вторым крупнейшим импортёром СПГ в 2021 году, по данным Shell LNG Outlook 2022, стала Япония, за ней последовала Южная Корея, а на четвёртой и пятой строчках расположились Индия и Тайвань.
Использование российского оборудования и технологий
Руководство китайской корпорации заявило, что готово вносить свой вклад в социально-экономическое развитие Дальнего Востока. Инвестор намерен подать заявку на получение статуса резидента свободного порта Владивосток. Обсуждается возможность использования российского оборудования и технологий в реализации проектов помимо ранее планируемых только иностранных. Рассматривается вопрос участия «Дальневосточной корпорации Синьсин» в создании российско-китайской площадки бартерной торговли и включения представителя компании в состав российско-китайского Делового совета.
Китайские инвестиции всегда приветствовались на Дальнем Востоке и приобретают дополнительную актуальность сегодня, сообщила заместитель генерального директора «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики» Дарья Кирьянова. Она также отметила, что рада продолжению сотрудничества в контексте развития торгово-экономической и инвестиционной кооперации между Россией и Китаем. Ключевые сферы, особенно энергетика и промышленность, где предполагается локализация производственных мощностей, являются одним из приоритетных направлений для макрорегиона.