России необходимо уделять особое внимание проектам и планам, связанным с развитием Арктики, заявил президент РФ Владимир Путин на совещании по вопросам развития Арктической зоны РФ 13 апреля 2022 года. По итогам мероприятия глава государства поручил проработать вопросы поддержки уже действующих инвестиционных проектов в Арктике. Он подчеркнул, что компании, уже реализующие инвестиционные проекты в Арктике, при оказании помощи получат «возможность наращивать свои мощности, расширять производство». «И прошу проработать вопрос о порядке предоставления таких льгот», — добавил Владимир Путин. Он также высказался за более активное привлечение к освоению Арктической зоны РФ внерегиональных государств.
Северный широтный ход
Президент РФ поручил приступить в 2022 году к активному строительству Северного широтного хода. «Что касается российской нефти, газа, угля — мы сможем увеличить их потребление на внутреннем рынке, стимулировать глубокую переработку сырья, а также нарастить поставки энергоресурсов в другие регионы мира, там, где они действительно нужны. Для решения этой задачи используем все имеющиеся возможности, включая развитие транспортных коридоров. В том числе речь идет о железнодорожном Северном широтном ходе. Активная стройка на объектах этой магистрали должна начаться уже в текущем году. Я обращаю внимание правительства, “РЖД”, “Газпрома” и других компаний, задействованных в проекте, — это прямое поручение. Прошу вас так к этому и относиться. Мы давно занимаемся Северным широтным ходом. Запуск этого проекта позволит разгрузить БАМ и Транссиб, и это принципиально важно с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов», — заявил Владимир Путин. Ранее правительство предложило отложить на год строительство Северного широтного хода из-за невозможности реализовать концессионные соглашения.
Почему компании не спешат осваивать арктический шельф?
В России работает проект «Приразломное» по добыче углеводородов на арктическом шельфе. Его реализует «Газпром нефть». На Приразломном месторождении установлена специальная платформа, от которой в толщу шельфа расходятся скважины в разные стороны. Сорт нефти, добываемой на проекте, называется ARCO — Arctic Oil. ARCO довольно тяжелая нефть по сравнению с традиционными сортами, отличается высокой плотностью, высоким содержанием серы и низким содержанием парафинов. Она хорошо подходит в качестве сырья для нефтехимии.
Однако, как отмечают отраслевые эксперты, другие нефтегазовые компании не спешат сегодня осваивать арктический шельф. На это есть две причины. Одна из них заключается в том, что относительно традиционных месторождений себестоимость добычи нефти в Арктике высокая. Эксперты называют разные цены на нефть, при которых ее добыча на арктическом шельфе будет рентабельной. В среднем — от $70 до $100 за баррель. В любом случае эти суммы значительно выше минимальных допустимых цен для рентабельности традиционных месторождений, которые, как показывает практика, остаются прибыльными даже при ценах $30–40 за баррель.
Ещё одна причина, по мнению экспертов, – суровые условия добычи арктической нефти. Низкая температура, холодное море и льды усложняют условия бурения и добычи. Нужны специальные технологии разведки, установки платформ, энергообеспечения. Еще должны работать особые требования к безопасности и экологии, так как в случае аварии и разлива нефти это может привести к катастрофе: ликвидировать последствия в таких условиях будет намного сложнее.
В суровых условиях
В суровых климатических условиях сложившиеся классические технологии добычи углеводородов не применимы. Это связано с рядом особенностей региона, где практически отсутствуют транспортные коммуникации, большую часть года, около 9–10 месяцев длится зима, температура нередко достигает –50 °C. По полгода над горизонтом не восходит солнце, и приходится жить в условиях полярной ночи. Толщина ледового покрова в морях Северного Ледовитого океана достигает двух и более метров. Этот лед нестабилен, ему свойственны подвижность и образование торосов.
Самые сложные вопросы при добыче заключаются в том, как должны функционировать нефтедобывающие платформы, которые будут работать в условиях вечно дрейфующих льдов. С каким запасом прочности их строить? Как защититься от подвижных льдов и от прямых ударов волн, которые достигают высоты 10 метров?
Порывы ветра в акватории морей достигают свыше 50 м в секунду. Ледяной покров на арктическом шельфе держится до 9 месяцев в году. Все эти факторы сдерживают возможности применения в регионе традиционных морских платформ, которые работают в условиях открытой воды.
Аукционы в Арктической зоне
Минприроды подготовило к лицензированию на геологическое изучение восемь участков по газу и нефти в Обской губе и в Енисейском заливе для формирования дополнительного грузового потока по Северному морскому пути (СМП) после 2030 года, сообщил глава ведомства Александр Козлов на совещании по вопросам развития Арктической зоны РФ.
Министр отметил, что в настоящее время в регионе сосредоточено 76% от всех запасов природного газа страны. Причём почти весь этот объём лицензирован и вовлечён в разведку и разработку на разных стадиях. Также практически все арктические запасы нефти тоже находятся в распределённом фонде. Оставшийся нераспределённый фонд газа и нефти находится преимущественно в особо охраняемых природных территориях.
В прошлом, 2021 году, по данным Минприроды, государство и бизнес вложили в арктическую геологоразведку 163 млрд руб. по углеводородному сырью, и почти 12 млрд руб. по твёрдым полезным ископаемым.
В гармонии с природой
Ученые института «Урал-НИИ-экология» до конца 2022 года определят оптимальный способ утилизации твёрдых коммунальных отходов в Арктике. Пилотным регионом, где прорабатываются варианты, выбран Ненецкий автономный округ. Ежегодно в Арктической зоне образуется около 1 млн т таких отходов, при этом климатические условия, малонаселённость и трудная логистика ставят задачу по вариативности в обращении с отходами.
В Арктике усиливаются требования к хозяйствующим субъектам. Так, с прошлого года ужесточена ответственность за нефтеразливы. В этой связи все организации, которые занимаются добычей, переработкой, транспортировкой, хранением и продажей нефти и нефтепродуктов, обязаны разработать детальные планы по предупреждению и ликвидации разливов. В Минприроды также обсуждаются экологические требования к судам, проходящим по арктическим морям.
Идет процесс подготовки к установке оборудования для измерения выбросов сажи и метана. Выбросы выделяются при разработке месторождений углеводородов, а также от работы двигателей кораблей. Антропогенные выбросы влияют на парниковый эффект планеты.
Контроль выбросов парниковых газов
Специалисты министерства природных ресурсов и экологии приступили к работам по созданию мониторинга. На опытных полигонах на мысе Баранова и архипелаге Шпицберген отрабатывают технологию получения информации со скважин. К 2025 году, по данным ведомства, появится 140 таких станций-скважин для мониторинга мерзлоты во всей Арктике.
В Минприроды разработан законопроект для контроля предоставления отчётов компаний по выбросам парниковых газов. Он находится на межведомственном согласовании. Как отмечают в министерстве, сегодня процесс происходит чуть ли не на добровольной основе. В этой связи предлагается сделать отчёты обязательными.
Россия налаживает систему добровольных судовых метеонаблюдений вдоль Северного морского пути, сообщил глава Минприроды Александр Козлов. Он отметил, что общая гидрометеорологическая наблюдательная сеть в Арктике — 240 пунктов Росгидромета.
Это не новая, а хорошо забытая практика. В советское время — до начала 90-х годов — метеостанциями были оборудованы сотни арктических судов, сейчас всего 53. Порядок установки разработан и направлен всем судовладельцам. Наблюдения должны проводиться 4 раза в сутки по таким параметрам, как: давление, температура, влажность, скорость и направление ветра.
Важные проекты
С господдержкой в Арктике сегодня реализуется более 460 проектов, объём инвестиций по соглашениям превышает 1,3 трлн руб., сообщил вице-премьер РФ Юрий Трутнев в ходе совещания по развитию Арктики. Он отметил, что сегодня имеется ряд сложностей с их реализацией. Зачастую в них увеличена стоимость привлекаемого заимствования. Трутнев предложил субсидировать процентные ставки по этим проектам, отметив, что необходимый объем финансирования в 2022 году составляет 5,9 млрд рублей.
В числе важных инициатив, реализующихся в настоящее время в Арктике, Трутнев назвал создание центра крупнотоннажных морских сооружений в рамках «Арктик СПГ-2» в Мурманске, освоение Сырадасайского месторождения угля на Таймыре.
Сырадасайское угольное месторождение расположено в 105–120 км юго-восточнее поселка Диксон на Таймыре, его ресурсы оцениваются в 5,7 млрд тонн. Месторождение обладает одними из крупнейших запасов ценных коксующихся углей, которые используются в металлургической промышленности.
Лицензия на разработку участка принадлежит компании «Северная звезда». Освоение месторождения включено в комплексный инвестиционный проект «Енисейская Сибирь» и должно стать одной из ключевых точек социально-экономического развития севера Красноярского края.
Центр крупнотоннажных морских сооружений
«Арктик СПГ-2» — очередной проект «НОВАТЭКа», связанный с производством сжиженного природного газа. Он предусматривает строительство трех технологических линий мощностью 6,6 млн т в год каждая. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год. Проект основан на инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ).
Для обеспечения изготовления ОГТ, сборки и установки модулей верхних строений недалеко от Мурманска вблизи п. Белокаменка строится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Он включает два сухих дока для ОГТ и мощности для изготовления модулей верхних строений. Таким образом создается современная техническая база СПГ-технологий в России.
Конкурентными преимуществами Центра, по мнению специалистов «НОВАТЭКа», является снижение удельных капитальных затрат за счет использования ОГТ. В ряду преимуществ «Арктик СПГ-2» выделяются традиционные запасы, расположенные на суше, низкий уровень затрат на разработку и добычу, а также доступ к рынкам АТР и Атлантического бассейна.
Круглогодичная навигация по СМП
По Северному морскому пути, по данным «НОВАТЭКа», в прошлом году было транспортировано 32 млн т, из которых около 22 млн т — грузы самой компании. «Росатомфлот» получил первые два уникальных танкера ЛК 60, всего их будет пять.
«НОВАТЭК», по словам главы компании Леонида Михельсона, через год введет в эксплуатацию терминалы по перевалке сжиженного природного газа в Мурманске и на Камчатке.
Он отметил, что себестоимость добычи на месторождениях «НОВАТЭКа» составляет $0,5–0,6 за MMBtu. В США внутренняя стоимость производства газа — на Henry Hub — до пандемии была $3, сейчас поднялась до $7- 8/MMBtu. Кроме того, в Соединённых Штатах рыночная стоимость сжижения составляет $2,5/MMBtu, по проектам «НОВАТЭКа» она достигает $1,6–1,8 MMBtu. Таким образом, компания является конкурентоспособной.
Сейчас «НОВАТЭК» проигрывает по логистике, поскольку используются дорогие ледовые танкеры, но через год с введением двух перевалочных мест — на Камчатке и в районе Мурманска, стоимость перевозок сократится. «Наш СПГ будет конкурентоспособен на любом рынке», — заверил Михельсон.
Перегрузочные комплексы СПГ на Камчатке и в Мурманской области призваны обеспечить эффективную транспортировку СПГ с «Арктик СПГ-2» и других проектов «НОВАТЭКа» путем организации перегрузки с СПГ-танкеров ледового класса Arc-7 на конвенциональные суда. Каждый из терминалов включает плавучее хранилище СПГ объемом 360 тыс. куб. м с двумя точками перевалки «борт-в-борт».
План развития
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству до 1 августа 2022 года разработать и утвердить план развития Северного морского пути на период до 2035 года.
В поручении отмечается, что в плане развития СМП необходимо предусмотреть прогнозируемый объем грузопотока по годам с указанием инвестиционных проектов, количество и номенклатуру судов ледокольного флота с учетом его обновления, а также сроки и объем поставок грузовых судов ледового класса, судов аварийно-спасательного флота и комплектующего оборудования. План должен содержать объем и источники финансирования мероприятий.
Освоение Северного морского пути, по мнению вице-премьера Юрия Трутнева, является системным условием развития Арктики. Основной объем перевозки до 2024 года, по его словам, должны обеспечить 4 компании — «НОВАТЭК», «Газпром нефть», «Роснефть» и «Северная звезда». При выполнении этими компаниям планов объем перевозки по Севморпути до 2030 года превысит 200 млн тонн.
Комментируя тему транспорта на СМП, Трутнев отметил, что на российских верфях строятся 4 атомных ледокола, в том числе уникальный ледокол «Лидер». До 2030 года планируется построить еще шесть ледоколов. Четыре из них — за внебюджетные средства.
С 2025 года компания «Росатом» запустит регулярную транзитную линию, что позволит увеличить объем международного транзита к 2030 году до 30 млн тонн. В части развития портовой инфраструктуры ведется строительство четырёх терминалов в акватории Северного морского пути с общим объемом инвестиций более 300 млрд руб. до 2030 года.
Одной из важнейших задач освоения Арктики, по мнению вице-премьера, является модернизация инфраструктуры, расширение сети аварийно-спасательных центров, флота, авиации МЧС. Отдельной задачей является развитие космической группировки в целях создания устойчивой системы связи, метеорологии и радиолокации.
Число проектов, реализующихся с государственной поддержкой, на которые РФ должна выйти в Арктике к 2030 году, по словам Юрия Трутнева, составит не менее 1,3 тыс. единиц. Объем фактически осуществленных частных инвестиций — не менее 730 млрд руб., а объем планируемых инвестиций по соглашениям — почти 5 трлн рублей.
Добро пожаловать в Арктику
Россия позитивно оценивает роль компаний КНР в энергетических проектах в Арктике, в том числе в «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2», и приветствовала бы участие китайского бизнеса в других региональных инициативах, заявил посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов.
Он отметил возрастающую важность для России развития арктической морской навигации, особенно ее восточного направления. «В ближайшее время такое развитие будет идти по возрастающей траектории, это связано в первую очередь с динамическим развитием азиатско-тихоокеанского рынка, который становится реальным драйвером роста мировой экономики. Применительно к сотрудничеству с нашей страной это означает заметное увеличение спроса на продукцию минерально-сырьевого комплекса, которая имеет ключевое значение в контексте глобального энергоперехода», — добавил российский дипломат.
Дальнейшее развитие северных морских маршрутов, в первую очередь Серморпути, по словам представителя МИДа, играет большую роль в контексте обеспечения бесперебойного функционирования мировой экономики и ее цепочек поставок.
Корчунов добавил, что в условиях паузы, сложившейся в настоящее время в работе Арктического совета (АС), Россия продолжает работу по обеспечению развития региона, в том числе через конструктивное взаимодействие со странами-наблюдателями АС, в частности — с Китаем.
«Перспективы углубления российско-китайского взаимодействия, в том числе и в Арктике, продиктованы в том числе общим высоким уровнем двустороннего торгово-экономического сотрудничества. КНР является самым крупным торговым партнером как по объему экспорта, так и импорта, естественно, это мы учитываем в планировании и осуществлении международного сотрудничества в северных широтах», — сказал он.
Посол по особым поручениям подчеркнул, что наиболее перспективными сферами сотрудничества Москвы и Пекина могли бы стать энергетика, в том числе безуглеродная, а также проекты по развитию Северного морского пути и сопутствующей прибрежной инфраструктуры.
Новый резидент
«Портово-индустриальный парк «Онега» — новый резидент Арктической зоны РФ. Он инвестирует 906 млн руб. в первый этап реализации проекта по созданию специализированного портового комплекса на территории города Онеги в Архангельской области для обеспечения грузоперевозок по Севморпути.
Инфраструктура проекта будет состоять из универсального перегрузочного комплекса с железнодорожными путями, имеющими прямой выход к акватории Белого моря. Проектируемые объекты предназначены для комплексного снабжения строительства объектов нефтегазовой отрасли, создаваемых в соответствии со стратегией развития Арктической зоны, и обеспечения круглогодичного экспорта и импорта региональных товаров.
Согласно плану-графику инвестпроекта, до 2025 года планируется завершить проектно-изыскательские работы и получить положительное заключение государственной экспертизы, ввод в эксплуатацию намечен на 2028 год. Планируемый годовой грузооборот — 1–1,4 млн т с возможностью увеличения до 4 млн тонн.
Статус резидента Арктической зоны РФ в Архангельской области получили уже 115 компаний. Инвесторы вложат в экономику региона почти 67 млрд руб., более 4,7 тыс. человек получат работу на новых предприятиях.
Дополнительная поддержка
Власти России могут увеличить поддержку компаний топливно-энергетического комплекса, работающих в Арктике, считает заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Александр Мажаров. Он отметил, что преференции для проектов в Арктике, которые были предоставлены год назад, очень помогли предприятиям.
Пилотными проектами стали Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округи. Эти преференции сильно поддержали регион, подчеркнул заместитель губернатора, потому что кооперация велась на уровне производства. Помимо этого, гораздо быстрее проходили документы, позволяющие эффективно вести научную деятельность.
Наряду с этим, по мнению Александра Мажарова, минимизация импортной составляющей в топливно-энергетическом комплексе происходила недостаточно оперативно.
Директор окружного департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Сергей Хрущев со своей стороны отметил, что нефтегазовые компании, работающие в ЯНАО, на сегодняшний день не сообщали о планах сокращения добычи, продолжается проработка проектов в газохимической отрасли.
Залежь с запасами 1 млн т нефти
В Ямало-Ненецком автономном округе геологи открыли новый перспективный для разработки пласт на Средне-Итурском месторождении. Его начальные извлекаемые запасы оцениваются в 1 млн тонн. Об этом 18 мая сообщили в региональном правительстве. На месторождении планируется пробурить еще шесть скважин.
Средне-Итурское месторождение расположено в 60 км к северо-западу от Ноябрьска. Введено в эксплуатацию в 1993 году. Накопленная добыча составляет 15,8 млн т нефти. Остаточные извлекаемые запасы оцениваются в 11 млн тонн.
В ближайшее время нефтяники проведут дополнительные исследования на других «зрелых» активах: на Карамовском и Холмогорском лицензионных участках, где также есть потенциал к открытию новых залежей под действующим фондом скважин.