По ходу встречи Владимир Путин отметил, что «Транснефть» занимает особое место в энергетической отрасли страны. Уникальность ее заключается в показателях работы: в настоящее время 83% добываемой в России нефти (добыча нефти) и 30% продуктов нефтепереработки (нефтепродукты) транспортируется с помощью трубопроводной системы компании.
Динамичное развитие
Последние 15 лет, по мнению главы «Транснефти», были периодом динамичного развития. «Коллектив работает чётко, стабильно, надёжно, выполняет все обязательства по транспортировке нефти на территории России и за её пределы, — прозвучало в отчете Николая Токарева. — Компания стала просто другой за эти 15 лет».
Было построено 24,5 тыс. км новых магистралей, из них 10,5 тыс. км — это крупные, стратегически важные проекты: трубопроводные системы «ВСТО-1», «ВСТО-2», «Балтийская трубопроводная система-2»; нефтепроводы «Куюмба — Тайшет», «Заполярье — Пурпе — Самотлор»; расширение до 25 млн т нефтепродуктопровода «Север» на Приморск; тотальная модернизация всех технологических процессов.
На объектах «Транснефти», которые расположены в 64 регионах России, в настоящее время трудятся 123 тыс. специалистов. На балансе компании 67 тыс. км магистральных нефтепроводов и более 1,5 нефтеперекачивающих станций.
«Если раньше нефтяникам нужно было ломать голову, думать, “кланяться” ходить, чтобы со своей нефтью куда-то попасть на экспорт или на предприятие, сегодня, может быть, только «ВСТО» имеет некоторые ограничения», — заметил Токарев, подчеркнув при этом, что важным преимуществом всех проведенных компанией преобразований «стало то, что сегодня нет дефицита перекачивающих мощностей практически ни на одном из направлений».
Премиальным считается экспортное направление в Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион. «Сегодня 50 млн т нефти — вторая очередь “ВСТО”, и 80 млн т — первая; из них 30 млн т трубой уходит на Мохэ (Китай)».
Вкратце
В апреле 2022 года «Транснефть — Верхняя Волга» завершила плановые работы на производственных объектах в Московской, Нижегородской, Рязанской областях и Республике Марий Эл.
Проведен плановый ремонт участка Кольцевого магистрального нефтепродуктопровода вокруг Москвы (КМНПП). По окончании ремонтных работ осуществлено технологическое подключение перехода протяженностью 348 м через ручей Горетовка реконструированных ниток для транспортировки авиационного керосина, автомобильного бензина и дизельного топлива.
Завершено подключение временных камер пуска-приема средств очистки и диагностики на магистральном нефтепродуктопроводе (МНПП) «Рязань — Москва». Камеры используются для проведения диагностики и оценки состояния трубопроводов.
Специалисты «Транснефти» выполнили ремонт запорной арматуры на линейной части КМНПП, магистральных нефтепроводах (МН) «Сургут — Полоцк» и «Горький — Рязань-1», а также на ряде площадочных объектов.
В целях модернизации произведена замена технологического оборудования на МНПП «Новки — Рязань», линейной производственно-диспетчерской станции «Володарская» и нефтеперекачивающей станции (НПС) «Горький».
На НПС «Рязань» отключен железобетонный резервуар, предназначенный для аварийного сброса нефти, с целью дальнейшего демонтажа по программе ликвидации. Взамен демонтированного резервуара будет построен новый резервуар. Также от технологических трубопроводов отключен резервуар на ЛПДС «Рязань» для запланированного технического перевооружения.
Выполненные работы обеспечат безаварийную эксплуатацию и экологическую безопасность трубопроводов и механо-технологического оборудования объектов. На время проведения работ транспорт нефти и нефтепродуктов приостанавливался. В настоящее время транспортировка возобновлена по графику и осуществляется в штатном режиме.
Перевооружение с учетом импортозамещения
По утверждению президента «Транснефти», в компании полностью решены вопросы с импортозамещением в части производства магистральных насосов. «Раньше мы их покупали на Украине, за рубежом. Сегодня вся линейка полностью производится у нас в Челябинске, на наших предприятиях», — сказал Николай Токарев. Полностью обеспечивая все потребности, на отечественных предприятиях производятся электроприводы, электродвигатели для этих насосов. Кроме того, «Транснефть» совместно с «РЖД» планирует производить тяговые двигатели для локомотивов на наших предприятиях.
Раньше нефтетранспортная монополия приобретала противотурбулентные присадки у американских компаний, сегодня их производят на собственном заводе, который был запущен в эксплуатацию в 2019 году на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Татарстане. Производство рассчитано на годовой выпуск до 3 тыс. т противотурбулентных присадок с учетом возможности увеличения мощности до 10 тыс. т в год.
По информации Токарева, 29 позиций, которые планировалось заместить по программе импортозамещения, полностью на сегодня выполнены.
Компания уверенно держит курс на цифровизацию. В ближайшие три года, по утверждению главы «Транснефти», планируется выделить инвестиции на сумму 30 млрд руб. для развития этого направления.
Повышение надёжности работы нефтепроводов и снижение аварийности — основные задачи для коллектива «Транснефти». При этом аварийность в компании, согласно данным монополии, «в настоящее время десятикратно ниже среднемировой», тем не менее, цель стоит — снизить ее до нуля, и возможности для этого есть.
В 2022 году «Транснефть» планирует освоить 175 млрд руб., которые, согласно плану развития, направлены на техническое перевооружение, модернизацию, капитальный ремонт объектов.
Вкратце
«Транснефть — Сибирь» закончила работы по техническому перевооружению и ввела в эксплуатацию систему электрохимической защиты (ЭХЗ) на участке магистрального нефтепровода (МН) «Холмогоры — Клин» в зоне ответственности Сургутского управления магистральных нефтепроводов в ХМАО-Югре.
Работы проводились с июня 2021 года в рамках программы технического перевооружения и реконструкции. Цель — повышение надежности и обеспечение экологической безопасности при эксплуатации нефтепровода, защита трубы от коррозии.
На участке протяженностью 36 км смонтированы импульсные преобразователи катодной защиты инверторного типа модульной конструкции, установлено 27 анодных заземлителей, 66 контрольно-измерительных пунктов, медно-сульфатные электроды сравнения, датчики скорости коррозии. Установленное оборудование и применяемые материалы — отечественного производства. Они соответствуют всем предъявляемым требованиям безопасности и надежности, позволяют поддерживать защитный потенциал трубопровода в автоматическом режиме, производить контроль параметров и необходимые измерения в процессе эксплуатации.
Кроме того, выполнен монтаж оборудования высокочастотной связи для передачи параметров станции катодной защиты в Единую систему диспетчерского учета «Транснефть — Сибирь».
Техперевооружение системы ЭХЗ магистрального нефтепровода «Холмогоры — Клин» проведено с соблюдением природоохранного законодательства РФ и в строгом соответствии с требованиями промышленной безопасности.
Социальная политика — в приоритете
Помимо производственной деятельности «Транснефть» большое внимание уделяет социальной политике. В компании есть собственный негосударственный пенсионный фонд, который поддерживает 31 тыс. пенсионеров. В среднем корпоративная пенсия в монополии составляет 10 тыс. рублей. В компании оказывают помощь семьям с детьми, выделяют средства на санаторно-курортное обслуживание, медицинское страхование специалистов проводится за счёт предприятия, по возможности стараются решать жилищные проблемы работников.
В качестве благотворительной деятельности «Транснефть» последние три года помогла отремонтировать 107 школ. Как правило, эти работы проводились в небольших населённых пунктах. В порядок были приведены 55 лечебных учреждений. «Новое направление, которое сейчас получает динамичное развитие, — это мобильные поликлиники, — подчеркнул Николай Токарев. — Мы помогаем в регионах приобретать поликлиники на базе большегрузного автотранспорта. Это полный набор медицинских услуг, диспансеризация в самых дальних населённых пунктах».
Большую помощь «Транснефть» оказывает музеям. На протяжении нескольких лет компания осуществляет финансирование реставрации Успенского собора в Кремле и Третьяковской галереи. Активную работу в этом направлении проводят в регионах и дочерние предприятия.
Вкратце
«Транснефть — Балтика» осуществила работы по подключению магистральной насосной станции (МНС-1) головной перекачивающей станции «Кириши» (Ленинградская область), обеспечивающей транспортировку топлива для авиационных двигателей в направлении петербургского аэропорта Пулково.
МНС-1 позволяет создавать и поддерживать нужное давление в магистральном нефтепродуктопроводе (МНПП) «Кириши — Красный Бор». После реконструкции, которая сейчас проводится на станции, увеличится пропускная способность МНПП с учётом перспективной потребности роста пассажиропотока при соблюдении величины максимально разрешенного давления при транспортировке нефтепродуктов в зоне жилой и общественной застройки.
Мероприятия проводились с сентября 2021 года по апрель 2022 года. За это время выполнены работы по демонтажу четырех магистральных насосов с принудительной системой смазки, отработавших нормативный срок службы, и смонтированы два новых насоса отечественного производства с консистентной системой смазки. Такое техническое решение позволило оптимизировать количество и технические характеристики оборудования.
Одновременно проведены работы по отключению от технологических трубопроводов двух подпорных насосов для проведения реконструкции технологической обвязки и вспомогательных трубопроводов.