В последующие годы новая повестка уверенно набирала популярность в развитых странах. Идеи, изложенные в самой аббревиатуре ЕSG (E — environment, ответственное отношение к окружающей среде; S — social, высокая социальная ответственность; G — governance, высокое качество корпоративного управления), постепенно стали внедрять и российские компании. Но события на Украине и прогнозируемый экспертами энергетический и экономический кризис указывают на то, что планы по применению рекомендуемых стандартов будут изменены. Правда, пока не совсем ясно насколько.
Цели и принципы
Предтечей ЕSG-повестки стал этический инвестиционный фондовый индекс FTSE4Good, разработанный в 2001 году группой фондовой биржи Financial Times — FTSE Group. Критерии оценки для включения в индексы FTSE4Good вырабатывались в процессе проведения многочисленных консультаций и одобрялись комитетом независимых экспертов. Уже тогда аналитики при аттестации компаний начали учитывать результаты их деятельности в области охраны окружающей среды, социальной ответственности и управления.
Через два года после выступления Кофи Аннана (в 2006 году) ООН анонсирует шесть принципов ответственного инвестирования, обязующих инвесторов:
- включать вопросы ESG в процессы инвестиционного анализа и принятия решений;
- быть активными владельцами и включать вопросы ESG в политику и практику владения;
- добиваться соответствующего раскрытия информации по вопросам ESG организациями, которые инвестируются;
- содействовать принятию и внедрению принципов в инвестиционной отрасли;
- работать вместе, чтобы повысить эффективность в реализации принципов;
- сообщать о деятельности ООН и прогрессе в реализации принципов.
В 2008 году Всемирный банк выпустил первые «зелёные» облигации. В 2015-м в рамках Парижского соглашения по климату страны — члены ООН приняли 17 целей устойчивого развития до 2030 года (ликвидация нищеты, ликвидация голода, обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию, обеспечение качественного образования, обеспечение гендерного равенства, обеспечение рационального водопользования и санитарии, обеспечение доступа к недорогостоящим и чистым источникам энергии, содействие экономическому росту и достойной работе для всех, создание надежной инфраструктуры, обеспечение индустриализации и внедрению инноваций, уменьшение неравенства внутри стран и между ними, обеспечение жизнестойкости и устойчивости городов и населённых пунктов, обеспечение рациональных моделей потребления и производства, борьба с изменением климата и его последствиями, сохранение морских экосистем, сохранение и восстановление экосистем суши, содействие и обеспечение доступа к правосудию и эффективным учреждениям, укрепление глобального партнёрства в интересах устойчивого развития).
Эти цели, по мнению разработчиков, — своеобразный призыв к действию для всех стран. Он направлен на улучшение благосостояния людей и защиту нашей планеты.
Спрос на ESG
В первые годы работы по новым принципам в США количество компаний с ESG-рейтингом не превышало 20, уже к 2020 году таких фирм стало почти 800.
Об интересе компаний, желающих поддерживать сферу социальной ответственности, говорит тот факт, что более 70% потребителей, согласно исследованию Edelman (консалтинговая фирма из США), готовы отказаться от бренда, если прибыль окажется выше заботы о людях.
Соблюдение принципов устойчивого развития и повышенный спрос на ESG заставляют компании заботиться
о ESG-рейтинге. Низкий рейтинг стал невыгоден, поскольку инвесторы и банки могут отказаться поддерживать проекты.
Опрос в 2020 году британской аудиторско-консалтинговой компании EY среди институциональных инвесторов (страховых и инвестиционных компаний, пенсионных и благотворительных фондов) показал, что 98% строго отслеживают
ESG-рейтинг компании. Таким образом, стала четко просматриваться связь между ответственным инвестированием и доходностью ценных бумаг. Кроме того, рейтинг, который учитывает вовлеченность компаний в сферу устойчивого развития, дает основание инвесторам отказывать в финансировании соискателям, чья деятельность предполагает экологические риски и большие потери средств.
Правда, как следует из отчета Центра стратегических разработок (ЦСР) за I квартал этого года, крупнейшие мировые компании, согласно «Монитору корпоративной ответственности за климат», проводимому NewClimate Institute и Carbon Market Watch, пока не проходят «тест на добросовестность». Первые результаты оценок прозрачности и добросовестности корпоративных обязательств в отношении климата для 25 мировых транснациональных компаний (совокупной выручкой $3,18 трлн в 2020 году и выбросом парниковых газов за 2019 год в размере 2,7 млрд т СО2-экв., или 5% от глобальных выбросов), опубликованные в феврале 2022 года, показали, что корпорации (из тех, что заявили о сокращении) на самом деле обязуются сократить свои выбросы в среднем только на 40%, а не на 100%, как это предлагалось в их заявлениях о «чистом нуле» и «нейтральном уровне выбросов углерода».
Как бы то ни было, при выдаче кредитов банки также ориентируются на ESG-рейтинг. В качестве примера можно привести Сбербанк, одобривший кредитование инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 года с условием, что процентная ставка по кредиту будет привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании. Этот факт говорит о том, что Россия не остается в стороне от доминирующей в мире повестки. Правительство РФ и ВЭБ.РФ разработали «зелёную» таксономию, то есть набор критериев, по которым проект может быть признан экологичным. К ним отнесли: сокращение выбросов углекислого газа; повышение вторичного оборота материалов; защиту и восстановление биоразнообразия и природных объектов.
Борьба с климатическими изменениями
В рамках реализации стратегии ESG большое значение отводится борьбе с климатическими изменениями. Хотя и на этом направлении, ряду развитых стран приходится сбавлять обороты. Так, в начале марта 2022 года конгресс США одобрил выделение только $1 млрд в 2022 году по линии международного климатического финансирования, хотя ранее президент США Джо Байден заявлял о $11,4 миллиарде. В то же время Канада 17 февраля заявила о выделении на решение климатических проблем $315 млн: $300 млн будет направлено некоммерческим организациям стран Африки (в том числе $20 млн — на защиту прав женщин и адаптацию) и $15 млн — коренным народам и организациям Канады для усиления работы по борьбе с климатическими изменениями. 24 марта Япония сделала новый вклад в Программу развития ООН «Климатическое обещание». Его направят на помощь развивающимся странам для реализации их определяемых на национальном уровне вкладов (ОНУВ).
В начале января министр экономики и защиты климата Германии Роберт Хабек охарактеризовал новый климатический пакет, сформированный правительством и направленный на ускорение «зеленого» перехода, признав при этом, что среднесрочные цели по сокращению выбросов парниковых газов (в 2022–2023 годы) могут быть не достигнуты. Согласно заявлениям властей ФРГ, достижение страной углеродной нейтральности к 2045 году потребует доведения доли альтернативных ВИЭ в генерации электроэнергии страны до 80% к 2030 году (42% в 2021 году). Поэтому, как отмечают эксперты, многие меры нового пакета нацелены на дальнейшее стимулирование ВИЭ. Первая часть нового пакета будет представлена к концу апреля, а вторая — летом — так, чтобы все необходимые нормативные акты были приняты к концу 2022 года. В текущем году Германия также планирует пересмотреть национальную водородную стратегию.
Серьезные амбиции по расширению ВИЭ-генерации демонстрирует Великобритания. Согласно обновленным в феврале сценариям развития электроэнергетики, начиная с 2030 года вклад ВИЭ в генерацию будет превышать 70–80%, и Великобритания станет нетто-экспортером электроэнергии. В отличие от Германии, развитие электроэнергетики Великобритании включает и рост атомной генерации.
Как следует из мартовского отчета Международного партнерства по углеродным инициативам (ICAP), которое объединяет страны и регионы, внедряющие углеродное ценообразование, основным событием 2021 года стал запуск Китаем национальной системы торговли квотами.
Разработка этой системы заняла почти десять лет. За это время была подготовлена база нормативных актов и законов, углеродной отчетности компаний, проведены запуски региональных пилотных программ. Текущий охват национальной системы составляет почти 4,5 млрд т CO2-экв., что соответствует 40% от общего объема производимых выбросов в Китае.
«Зелёный» задел России
В РФ принципы ESG не так распространены, как в развитых странах, тем не менее они также находят применение в отечественном бизнесе. Снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии активно обсуждается как на уровне государства, так и в деловых кругах. В рамках нацпроекта «Экология» поставлена задача к 2030 году отправлять на сортировку 100% отходов и вдвое сократить объем захоронения мусора.
Аналитики отмечают, что последние три года ESG-процессы в нашей стране активно продвигались: были провозглашены цели, созданы правила, регламенты, стандарты. Российское бизнес-сообщество с пониманием откликнулось на появление новых трендов. В декабре 2018 года на Московской бирже был размещен первый выпуск «зеленых» облигаций, а к 2022 году в сектор устойчивого развития зафиксировано 22 выпуска «зеленых», социальных и адаптационных облигаций. Всего за три года состоялось 33 таких выпуска в формате устойчивого развития российских эмитентов на 418 млрд рублей. Суммарный объем российских эмитентов, отмечают банковские аналитики, к концу декабря 2021 года достиг 192,6 млрд рублей. В РФ появились рейтинговые агентства, которым вменено в обязанность проводить верификацию «зеленых» облигаций и осуществлять внешнюю оценку проектов. Это дало возможность отечественным компаниям формировать собственную ESG-повестку. Более того, началось производство продукции в соответствии с ESG-стандартами. На рынке появились первые российские специализированные консалтинговые агентства. Был создан ESG-альянс, ВЭБ.РФ принял таксономию для ESG проектов, а Банк России создал нормативные акты для компаний, основанные на международных ESG-стандартах отчетности. Вступил в силу федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов», обязывающий российские предприятия с выбросами свыше 150 тыс. т эквивалента CO2 в год предоставлять углеродную отчетность.
По мнению экспертов, РФ сделала хороший задел для формирования «зеленой» экономики. В сентябре 2021 года правительство одобрило национальную таксономию проектов устойчивого развития. Постановление, подписанное премьер-министром РФ Михаилом Мишустиным, утвердило критерии проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития (таксономия) и требования к системе верификации таких проектов.
Таксономия состоит из двух разделов:
- таксономия «зеленых» проектов, включающая перечень проектов, признаваемых «зелеными» в соответствии с мировой практикой;
- таксономия адаптационных проектов, включающая перечень проектов, направленных на адаптацию экономики к изменению климата, не признаваемых явным образом «зелеными» в соответствии с мировой практикой.
«Зелёный» проект может быть запущен в следующих сферах: обращение с отходами, энергетика, строительство, промышленность, транспорт, водоснабжение, сельское хозяйство, сохранение биоразнообразия и окружающей среды. По каждому направлению разработаны конкретные качественные и количественные критерии. Например, новые системы уличного освещения должны потреблять на 20% меньше электроэнергии, чем их аналоги.
Для адаптационных проектов предусмотрено пять направлений: инфраструктура, энергетика, промышленность, транспорт, сельское хозяйство. В числе критериев — ограничения на выбросы CO2 при добыче газа, нормативы по восстановлению кислотно-щелочного баланса почв, применение технологий улавливания и хранения парниковых газов, использование фторидных технологий при извлечении редкоземельных металлов.
Требования к системе верификации проектов устойчивого развития устанавливают процедуры, необходимые для корректной оценки того или иного проекта, перечень подлежащих проверке документов, требования к компаниям (верификаторам), готовящим заключения.
Документ, считают его разработчики, поможет установить единые критерии для «зелёных» и адаптационных проектов, позволит сформировать экономические стимулы для перехода на передовые экологические стандарты.
Независимое кредитное рейтинговое агентство RAEX-Europe представило обновленный интегральный рэнкинг (проект по сбору, систематизации и анализу ESG-данных, оценивает деятельность компаний по 200 индикаторам). В списке — 160 российских компаний. В таблице зафиксирован топ-10 участников рэнкинга по результатам за март 2022 года.
Место | Название | Отрасль | E Rank | S Rank | G Rank |
---|---|---|---|---|---|
1 | «Энел Россия» | Электроэнергетика | 5 | 1 | 15 |
2 | «Полиметалл» | Золотодобыча | 3 | 3 | 25 |
3 | МКБ Финансы | Финансы | 1 | 22 | 11 |
4 | НЛМК | Черная металлургия | 4 | 14 | 9 |
5 | «Полюс» | Золотодобыча | 2 | 24 | 13 |
6 | «Вымпелком» | Телекоммуникации | 22 | 7 | 12 |
7 | МТС | Телекоммуникации | 42 | 8 | 1 |
8 | «ЛУКОЙЛ» | Нефть и газ | 11 | 28 | 4 |
9 | «Северсталь» | Черная металлургия | 9 | 5 | 32 |
10 | «Роснефть» | Нефть и газ | 12 | 9 | 17 |
Эксперты RAEX-Europe продолжают следить за ситуацией вокруг российских компаний, а также проводить плановую актуализацию оценки участников рэнкинга.
Отвечать на запросы общества
На прошедшем в апреле Национальном нефтегазовом форуме первый заместитель главного редактора «ТАСС» Лана Самарина, выступая на сессии «ESG-трансформация. Перезагрузка: новый взгляд и возможности для бизнеса» заметила, что в нашей стране ESG-повестка пользуется повышенным вниманием, но, как правило, компании недооценивают важность коммуникации с обществом по этой теме.
Коммуникации, по ее мнению, являются важной составляющей ESG-трансформации, и медиа необходимо рассматривать как активного участника ESG-повестки.
«В этой сфере, на мой взгляд, коммуникационная часть очень недооценена. Вы говорите с зарубежными инвесторами, с представителями фондового рынка, с регулятором, сами с собой, но вы не говорите с обществом, — обратилась она к участникам дискуссии. — Как показывают исследования, общественный интерес к ESG довольно высок: это и экология, и корпоративное обучение, и карьерные лифты, и отношение работодателя к своим сотрудникам. Однако, продвигая
ESG-повестку, мы не отвечаем обществу на его запросы. Для общения со СМИ используются устаревшие, на мой взгляд, каналы общения — такие, например, как пресс-релизы. В мире современных коммуникаций и новых форматов это прошлый век».
Лана Самарина считает, что современные СМИ могут и должны стать площадками, на которых бизнес, общество и государство будут обсуждать актуальные направления ESG-трансформации.