Идея принадлежит главе инвестиционной компании «А-Проперти» Альберту Авдоляну, команда которого в последние три года смогла собрать под оперативное управление ряд перспективных угольных проектов (уголь бассейн) — Эльгинское и Сугондинско-Огоджинское угольные месторождения (уголь месторождение, добыча угля), а также активы «Сибантрацита» (антрацит).
Как рассчитывают в компании «Эльга Уголь» (входит в структуру «А-Проперти»), строительство железнодорожного участка протяженностью около 500 км из Якутии в Хабаровский край с созданием в районе села Чумикан на берегу Охотского моря крупного порта для перевалки угля обойдется в 97,1 млрд рублей.
В августе 2021 года, как утверждает ряд СМИ, компания представила паспорт проекта в Минтранс России. Первоначально строительство планировали начать в 2023 году и закончить в 2027 году, ввод дороги в эксплуатацию был намечен на 2028 год. Насколько эти планы реальны в наше изменчивое время, особенно с учетом последних санкций, в том числе в банковской сфере, сказать трудно.
Замороженный тоннель
Человек, как известно, предполагает, а Бог располагает. В связи с этим можно вспомнить еще об одном частном грандиозном проекте в транспортной сфере, связанном с увеличением пропускной способности БАМа. Несколько лет назад с идеей построить в рамках развития Восточного полигона второй Северомуйский тоннель, который помог бы более эффективно справляться с растущими объемами поставок угля по Байкало-Амурской магистрали, выступил предприниматель Дмитрий Босов, основными активами которого на тот момент были угольные компании «Сибантрацит» и «ВостокУголь». Журнал «ТЭК России» в августе 2019 года в статье «Как расширить «бутылочное горлышко»?» рассказывал об этой инициативе. К сожалению, сейчас проект приостановлен в связи с самоубийством бизнесмена в мае 2020 года. Более того, после судебных разбирательств, связанных с наследством Босова, компания «Сибантрацит» перешла в руки структур, подконтрольных «А-Проперти». Компания Альберта Авдоляна приобрела этот актив у наследников Дмитрия Босова. Родители и сыновья покойного предпринимателя, которые полгода судились с его вдовой Катериной, в феврале 2021 года подписали с «А-Проперти» соглашение «об основных условиях» сделки. Сумма сделки не афишировалась, однако аналитики АКРА в 2020 году оценивали компанию в 80 млрд рублей.
Согласно данным «ЦДУ ТЭК», по итогам 2021 года добыча угля «Сибантрацитом» составила 22019,3 тыс. т, что на 4682,5 тыс. т больше, чем в 2020 году (127% к январю — декабрю 2020 года). По итогам 2019 года, как передает «РБК», компания добыла 23,7 млн т, из которых антрацит UHG — 14,1 млн т, уголь марки Т (PCI) — 9,6 млн тонн. Выручка в 2019 году составила 125,5 млрд рублей.
Как бы то ни было, в настоящее время проект по строительству Северомуйского тоннеля-2 структурами «А-Проперти» не рассматривается. На повестке дня не менее амбициозные планы, связанные с поставками угля по железной дороге. Но касаются они не добывающих предприятий «Сибантрацита», а Эльгинского месторождения.
Жемчужина Южной Якутии
Эльгинское месторождение каменного угля расположено в Южной Якутии и считается настоящей жемчужиной. Местность, в которой находится месторождение, холмистая и покрыта лесами. Расстояние до Якутска, столицы Республики Саха (Якутия), — 1300 км, до города Нерюнгри — 415 километров.
Разрез расположен к западу от озера Большое Токко. Границы Эльгинского месторождения установлены с учетом естественных границ по элементам гидросети, геоморфологии и геолого-структурных особенностей площади. В переводе с якутского «элгэн» означает «водоворот», «омут».
Климат здесь — резко континентальный, характеризуется длительной (до 7 месяцев) зимой и коротким летом. Среднегодовая температура воздуха –11 °С, с колебаниями от –61 °С в декабре — январе до +36 °С в июле. Количество выпадающих осадков колеблется в пределах от 200 до 560 мм в год, из которых около 80% выпадает в летний период. Устойчивый снежный покров устанавливается в сентябре — октябре. Высота его 0,6–0,8 м, на занесенных участках до 1,0–1,2 метра. Восточная ветка БАМа проходит в 320 км, к югу за Становым хребтом.
Эльгинское месторождение является частью Токинского угольного бассейна с более 40 млрд т разведанных запасов угля. Запасы, по оценке JORC, — 2,2 млрд тонн. Основной объем углей (86%) находится в четырех нижних пластах залегания: Y5 (толщина 12–20 м), Y4 (9–12 м), H16 (6–12 м), H15 (3–6 м). Здесь производят твердый коксующийся уголь (марки Ж, ГЖ, ГЖО) премиального качества с очень низким содержанием серы и фосфора (рядовой коксующийся уголь с зольностью 16%, концентрат коксующихся углей с зольностью 10%). По производительности и качеству углей Эльгу можно сравнить с австралийскими месторождениями Гуниелла, Гордстон и Грегори. Как рассказал в интервью генеральный директор компании «Эльга Уголь» Александр Исаев, «уголь марки Ж, добываемый на Эльге, обладает низким содержанием серы и фосфора, что гарантирует высокое качество изготавливаемой стали, а также соблюдение современных стандартов экологии. Эти характеристики дают экспортное преимущество эльгинскому углю, который рассматривается потребителями как альтернатива американскому и австралийскому, а также сырью из других стран».
От «Мечела» до «А-Проперти»
Эльгинское месторождение было открыто 60 лет назад, в 1961 году. В 2007 году компания «Мечел» получила лицензию на пользование его недрами. К разработке Эльги приступили через четыре года. В 2011 году здесь началась добыча угля. Уже на следующий год компания Игоря Зюзина запустила сквозное движение по железнодорожной ветке на участке Эльга — Улак. Строительство 321-километровой дороги, соединяющей Эльгинское месторождение с БАМом, началось в 2008 году после заключения «Мечелом» контракта с «Транстроем». Согласно проекту, в процессе строительства был уложен 321 км железнодорожного полотна, возведены 76 мостов. Строители отчитались, что пропускная способность пути после завершения всех этапов строительства составила 12,5 млн т в год (хотя в реальности по этой ветки перевозилось порядка 3,5 млн т угля). Только на прокладку железнодорожного полотна было потрачено 40 млрд руб., на тот момент — $1,25 миллиарда. На сегодняшний день это единственный в России инфраструктурный проект такого масштаба, реализованным частным бизнесом. В 2013 году «Мечел» планировал получить кредит ВЭБа в $2,5 млрд (около 80 млрд руб.) на развитие месторождения, включавшем строительство горно-обогатительных фабрик и увеличение добывающих мощностей. Кроме того, расширение железнодорожного участка Эльга — Улак до 15 млн т в год в 2018 году оценивалось в 45,5 млрд рублей. Руководство «Мечела» предполагало выйти на добычу 20–30 млн т угля.
Но амбициозные планы реализовать не удалось, поскольку из-за инвестиций в месторождение увеличилась кредитная нагрузка, с которой горнодобывающая металлургическая компания оказалась не в состоянии справиться. Это послужило основной причиной тому, что «Мечел» в 2020 году был вынужден продать свой актив «А-Проперти» за 142 млрд рублей.
Новые возможности
«А-Проперти», получив в оперативное управление Эльгинское месторождение, стала формировать в Якутии промышленный кластер, в который также входят Якутская топливно-энергетическая компания, контроль над которой структуры Альберта Авдоляна получили в 2019 году, а также Сугодинско-Огоджинское месторождение угля в Амурской области и перевалочные мощности в порту Вера.
В планах у инвестора к 2023 году увеличить добычу угля на Эльгинском месторождении с 5 млн до 45 млн т, расширить провозные способности железнодорожной ветки Эльга — Улак с 3,5 млн т до 30 млн т и построить перевалочные мощности в акватории порта Ванино. Инвестиции в расширение проекта оцениваются в 130 млрд рублей.
Сразу после завершения сделки добыча на Эльгинском месторождении стала расти. Уже по итогам 2020 года компания «Эльга Уголь» (оператор проекта) вышла на рекордные для себя объемы. По данным «ЦДУ ТЭК», в 2020 году было добыто 7002,5 тыс. т угля, а по результатам 2021 года добыча составила 14 695,4 тыс. тонн (209,9% к январю — декабрю 2020 года).
Как отмечают в компании, в 2021 году для работы на угольном разрезе были приобретены 15 новых экскаваторов ЭКГ-18Р. Пять из них уже введены в эксплуатацию. Поставка и сборка остальных завершится в 2022 году.
Вес одного ЭКГ-18Р превышает 700 т, объём ковша — 18 кубометров. Подача ковша в забой осуществляется не канатным, а реечным напором, что обеспечивает большую жесткость конструкции и, соответственно, более высокую производительность при разработке крепких скальных пород. Конструкция ходовой тележки землеройной машины способствует повышению ее устойчивости, а использование в ней опорно-поворотного подшипника позволяет увеличить срок эксплуатации экскаватора до планового ремонта. Также ЭКГ-18Р оборудован бортовым компьютером и системой видеонаблюдения. Компьютер выводит на дисплей параметры машины и контролирует работу машиниста. Благодаря установленным видеокамерам машинист имеет полный обзор всех зон работы. Кроме того, видео сохраняется в памяти компьютера, что позволяет анализировать действия экипажа в конкретном случае.
Как отметил генеральный директор «Эльга Угля» Александр Исаев, «данные экскаваторы электрические, а следовательно, отличаются низким удельным расходом электроэнергии и более высокой производительностью, что оказывает позитивное влияние на экологическую составляющую данного проекта. Сумма сделки составила 9 млрд руб.».
По контракту с белорусским заводом БелАЗ на месторождение поставят 93 самосвалов грузоподъемностью от 90 до 220 т, а с немецкой машиностроительной компанией LIEBHERR договорились о покупке 15 экскаваторов, 12 бульдозеров класса 50–70 т и трех грейдеров для обслуживания технологических дорог внутри разреза.
Для увеличения провозной способности участка железной дороги Эльга —Улак с февраля 2021 года начали работу два арендованных тяжелых локомотива ТЭМ28. В мае этого же года их количество увеличилось до шести единиц. А в январе на месторождение прибыли еще три магистральных локомотива серии 3ТЭ25К2М, которые были произведены Брянским машиностроительным заводом (предприятие входит в структуру «Трансмашхолдинга»). Это самый мощный в России тепловоз, разработанный для эксплуатации в тяжелых климатических условиях на участках со сложным профилем пути. Каждый такой локомотив способен водить тяжеловесные грузовые поезда массой до 7,1 тыс. тонн.
Благодаря расширению железнодорожной инфраструктуры и запуску тяжеловесных грузовых маршрутов провозная способность дороги Эльга — Улак за 2020 год выросла в 4,5 раза — до 1500 тыс. т в месяц. После завершения модернизации линии Эльга-Улак в 2022 году ее провозная способность достигнет 30 млн т в год.
В настоящее время на месторождении действует обогатительная фабрика Coralina Engineering мощностью 3,5 млн т в год по входящему углю. Назначение этого промышленного объекта — прием, переработка и отгрузка концентрата зольностью не более 10%. В планах инвестора строительство 15 таких углеобогатительных фабрик.
В 2021 году затраты на реализацию программы обновления парка горнотранспортного оборудования на Эльгинском угольном месторождении составили 36,1 млрд рублей.
На Эльге запланировано строительство двух поселков — вахтового (для временного проживания 1400 сотрудников комплекса) и поселения, в котором будет проживать 20 тыс. человек. Вахтовый поселок, в котором будут находиться социальные центры, столовая, здания медпункта и административно-бытового комплекса и новая котельная, уже практически готов к вводу в эксплуатацию.
Как отмечают в руководстве компании «Эльга Уголь», сейчас в составе команды Эльгинского проекта 42% являются жителями Якутии. Средняя заработная плата — 128 тыс. рублей. Для всех сотрудников действует большой пакет социальных льгот, который включает в себя: компенсацию затрат на приобретение санаторно-курортных или туристических путевок один раз в год в сумме до 50 тыс. руб. или один раз в два года в сумме до 100 тыс. руб., а также оплату проезда до места отдыха и обратно. Сотрудникам гарантируется выплата компенсации платного медицинского обследования, затрат на посещение физкультурно-оздоровительных секций, спортивных залов и бассейнов. Материальная помощь оказывается семьям с детьми. Для работников предусмотрены единоразовые выплаты при рождении ребенка, а также возмещается стоимость оплаты детских садов.
Мега-проект
Летом 2021 года руководство «Эльга Угля» направило в Минтранс России письмо, в котором предлагалось рассмотреть возможность строительства частной железной дороги от Эльгинского месторождения до Охотского моря, а также создания на побережье порта. К письму прилагались расчеты. Проект угольной компании оценивался в 97,1 млрд рублей.
Из этой суммы 37,3 млрд руб. предполагается направить на строительство железнодорожной линии; 28,4 млрд руб. — затраты на закупку подвижного состава; 31,4 млрд руб. планируется потратить на создание порта у поселка Чумикан на берегу Охотского моря. Как утверждают авторы письма, срок строительства оценивается в пять лет, окупаемость проекта — примерно семь лет, указано в приложении.
Эта смета ниже затрат, которые закладывала компания «РЖД» при проектировании. Согласно расчетам, представленных «Эльга Углем», 1 км дороги оценивается в 74,6 млн рублей. По мнению экспертов, это в четыре раза меньше значений, применяемых при проектировании и строительстве Восточного полигона.
«Эльга Уголь» предложила реализовать проект за счет собственных средств при условии ежегодного гарантированного вывоза 30 млн т угля с Эльгинского месторождения по существующим магистралям во время реализации проекта. При этом, как отмечают в компании, 15 млн т уже вывозятся.
Как мы рассказывали в начале этой статьи, в июле 2021 года на совещании правительства по вопросам развития угольной промышленности глава «РЖД» Олег Белозеров доложил президенту РФ Владимиру Путину об этом проекте.
«На сегодняшний момент с Эльги по объемам ежедневно идет 9–10 составов. Коллеги предложили вариант построить вообще отдельную ветку в сторону Тихого океана при условии, если им дадут возможность вывозить уголь. То есть это будет даже не БАМ и не Транссиб, а еще одна новая ветка выше, такая третья параллельная, в сторону Тихого океана. Мы этот вариант сейчас вместе с ними рассматриваем, будем предлагать дополнительно в правительство, чтобы расширить эти мощности», — сказал Олег Белозеров.
«Если это целесообразно — делайте и это. Но надо что-то делать, нельзя просто сидеть», — дал указание глава государства.