Сланцевая индустрия в США демонстрирует стремительный рост и меняет принципы мировой «нефтянки». Американским компаниям за короткий срок удалось вдвое нарастить добычу, и это не могло не сказаться на мировом нефтяном балансе.
Освоение лёгкой нефти из низкопроницаемых коллекторов в Соединенных Штатах выросло с небольших значений в 2007 году до 2,3 млн барр. в сутки в 2013 году, а в начале 2014 года превысило 3,5 млн барр., составив примерно 4,3% от мировой добычи всех типов нефти, по данным Управления по энергетической информации Минэнерго США (EIA).
К середине 2018 года США вышли на уровень добычи сланцевой нефти в 6,2 млн барр. в сутки. При этом, по оценкам The Wall Street Journal, совокупный убыток 50 компаний, занятых в процессе производства нефти на территории страны, превысил $2 млрд только во втором квартале этого периода.
МЭА прогнозирует резкий рост добычи в США в 2022 году
Добыча нефти в США в 2022 году может поставить новый абсолютный рекорд, согласно данным «Отчета Международного энергетического агентства» (Oil Market Report — December 2021). В нем отмечается, что в ноябре второй месяц подряд производство нефти в США росло самыми быстрыми темпами в мире, и в 2022 году США, Канада и Бразилия нарастят добычу до самых высоких уровней в истории. Это, по прогнозу МЭА, может привести к устойчивому профициту нефти на рынке, который может достигнуть 2 млн барр. в сутки во втором полугодии.
Максимальный уровень добычи нефти в Соединённых Штатах, по данным Минэнерго страны, был достигнут в 2019 году — 12,29 млн барр. в сутки в среднем по году. В ноябре 2021 года США добывали примерно 11,7 млн барр. в сутки, из которых 8,26 млн барр. приходилось на сланцевую нефть.
Прогноз МЭА по росту добычи в США более чем на 1,1 млн барр. в сутки в годовом выражении контрастирует с ожиданиями американского Минэнерго и ОПЕК.
Минэнерго США ждет роста добычи в среднем в 2022 году до 11,8 млн барр. в сутки, причем в четвертом квартале производство может достигнуть 12,1 млн барр. в сутки, что тем не менее ниже максимума 2019 года.
У ОПЕК схожие оценки — 11,78 млн барр. в сутки и 12,3 млн барр. в сутки. Согласно «Ежемесячному отчету о рынке нефти — январь 2022 года» (Monthly Oil Market Report — January 2022), подготовленному экспертами организации стран — экспортёров нефти, на производство повлияет сохраняющаяся инвестиционная дисциплина, ограниченное количество доступных буровых станков, бригад по заканчиванию скважин, а также нехватка рабочей силы.
Сланцевая добыча требует постоянного бурения новых скважин
Доступная статистика о буровой активности в США скорее подтверждает осторожные прогнозы американского Минэнерго. Сланцевая добыча требует постоянного бурения новых скважин и проведения на них операций гидроразрыва пласта (ГРП) для поддержания дебита. После проведения ГРП дебит сохраняется на высоком уровне от нескольких месяцев до года, после чего резко снижается.
Операция достаточно дорогостоящая, однако может быть проведена быстро, в отличие от бурения скважин. Поэтому сланцевые компании обычно бурят скважины сериями, что позволяет избежать простоя буровых и переплат персоналу, а затем проводят гидроразрывы по мере необходимости. Пробуренные скважины без проведенного ГРП, в сущности, являются резервом компаний для быстрого наращивания добычи с минимальными затратами, отмечают эксперты.
По данным Минэнерго США, с января 2020 года число пробуренных незавершенных скважин сократилось практически вдвое. Это самый низкий показатель с января 2014 года. При этом число новых пробуренных скважин, несмотря на постепенный рост, все еще на 40% ниже, чем в начале 2020 года. Как отмечают отраслевые эксперты, сланцевые компании США в основном исчерпали возможность наращивания добычи с минимальными инвестициями, и рост производства потребует значительно более активного бурения в предстоящие месяцы.
Суточная добыча сланцевой нефти в США в феврале может вырасти
В отчете EIA говорится, что добыча сланцевой нефти в США в феврале 2022 года по отношению к январю составит 104 тыс. барр. — до 8,54 млн барр. в сутки.
По факту, добыча сланцевой нефти в январе оказалась выше значений, ожидаемых EIA в предыдущем прогнозе, и составила 8,436 млн барр. в сутки против оценки в 8,342 млн барр. в сутки. Рост добычи ожидается в 5 из 7 нефтеносных районов, где сосредоточено производство трудноизвлекаемой нефти.
Разработка сланцевых месторождений
По данным Геологической службы США, крупнейшим бассейном нефтяных сланцев на территории страны является Green River, расположенный на стыке штатов Вайоминг, Колорадо и Юта. В нем сосредоточено около 200 млрд т геологических запасов нефтяных сланцев. Запасы структуры Piceance на западе штата Колорадо достигают 200 млрд т, Uinta в Юте — 150 млрд тонн. Они не разрабатываются, их технически извлекаемые запасы не оценены.
Доказанные запасы нефти низкопроницаемых коллекторов в США, в том числе сланцевой нефти, как отмечается в обзоре «Нефтяная и нефтеперерабатывающая промышленность США», подготовленном аналитиками «ЦДУ ТЭК», составляют, по данным Геологической службы США, по состоянию на 2018 год 2,74 млрд тонн. Более 90% доказанных запасов сосредоточено в пределах трёх бассейнов: Permian (1134 млн т, Нью-Мексико и Техас), Bakken (743 млн т; Северная Дакота, Монтана и Южная Дакота) и Eagle Ford (657 млн т; Техас).
На структуру Woodford (штат Оклахома) пришлось 56 млн т, на структуру Marcellus (штаты Пенсильвания, Западная Вирджиния) — 38 млн т, на Niobrara (штаты Колорадо, Канзас, Небраска, Вайоминг) — 32 млн тонн.
Рекорды Permian
Средний дебет новых скважин на американском сланцевом бассейне Permian в этом году достигнет рекордного уровня. Эксперты Rystad Energy (компания, которая специализируется на энергетических исследованиях и бизнес-аналитике) прогнозируют, что в 2022 году производительность одной скважины на бассейне Permian впервые за всю историю превысит порог в 1 тыс. барр. нефтяного эквивалента в сутки. Это произойдет благодаря увеличению длины боковых стволов.
Ожидается, что общая длина завершенных боковых стволов на бассейне достигнет рекордного уровня в 50 млн футов. Таким образом она превзойдет показатель 2021 года в 45,8 млн футов и доковидный показатель в 47,5 млн футов.
Сверхдлинные скважины
Операторы начали использовать сверхдлинные скважины длиной до трех миль на Permian в 2014 году. Их популярность быстро росла и в результате рыночная доля резко возросла в последние годы, увеличившись с 4% от всех завершенных скважин в 2017 году до 18% в 2021 году. Однако, учитывая общую проходку боковых стволов в 2021 году, на эти скважины пришлось 23% завершенных скважин.
Средняя длина горизонтальных стволов на Permian увеличилась до 9,3 тыс. футов в 2021 году по сравнению с 9 тыс. в 2020 году, что свидетельствует о растущей тенденции среди операторов отдавать предпочтение более длинным скважинам с прицелом на повышение производительности, полагают эксперты.
Ещё несколько лет назад такие длинные скважины считались неполноценными из-за их высокой стоимости и трудностей проходки на большой глубине. Но современное оборудование и усовершенствование методик позволили скважинам с большей длиной горизонтальных стволов распространяться по всему бассейну, отмечают в Rystad Energy.
Длина перфорации горизонтального участка скважины всегда рассматривалась как решающий фактор для продуктивности скважины и затрат на нее, объясняют отраслевые эксперты. Когда начался сланцевый бум, длина горизонтальных стволов была небольшой, в основном менее 5,5 тыс. футов. По мере развития технологий длина стволов увеличивалась, что способствовало повышению продуктивности новых скважин. Дебет скважины измеряется в течение первых 180 дней после того, как на ней началась добыча нефти.
Длина поперечного сечения отдельных скважин также росла по мере того, как операторы повышали эффективность и наращивали добычу. Сверхдлинные скважины длиной от 2,5 до 3 миль широко тестировались почти на всех сланцевых бассейнах США в период с 2016 года по 2018 год. Специалисты Rystad Energy полагают маловероятным, что такая длина станет нормой в отрасли.
Главный игрок сланцевого рынка США
Англо-голландская нефтегазовая компания Royal Dutch Shell в конце 2021 года завершила продажу своего нефтегазового бизнеса (нефтегазовые проекты) в бассейне Permian американскому нефтегазовому гиганту ConocoPhillips за $9,5 миллиарда.
Компания ConocoPhillips ожидает, что добыча на этих месторождениях в 2022 году составит около 200 млн барр. нефтяного эквивалента. О сделке было объявлено в конце сентября 2021 года. Аналитики говорили, что это одна из крупнейших сделок в отрасли за последнее время. В итоге она сделала компанию главным игроком на американском сланцевом рынке.
Предварительная оценка указывает, что объем добычи крупнейшей независимой нефтегазовой компании превысит 1,5 млн барр. нефтяного эквивалента в сутки.
ConocoPhillips основана в 1917 году и базируется в Хьюстоне, штат Техас. Сегмент Lower 48 (континентальные штаты США за исключением Аляски) представляет крупнейший регион по добыче ConocoPhillips. На данный момент его ключевые районы включают Eagle Ford, Bakken и Permian Basin.
Оборотная сторона медали
Добыча сланцевой нефти в южных штатах США обернулась экологической катастрофой. На ликвидацию её последствий могут понадобиться сотни миллиардов долларов, пишет газета Guardian.
Речь идет о Пермском бассейне — нефтеносном регионе, расположенном на территории штатов Техас и Нью-Мексико. Он считается центром нефтяной промышленности США, и в последние годы там разрабатываются сланцевые месторождения нефти.
Добыча сланцевой нефти дороже по сравнению с классическими сортами из-за технологической сложности процесса, в связи с чем бизнес рентабелен только при высоких мировых ценах. В такой ситуации многие добывающие компании банкротятся при долгом сохранении цен на низком уровне и фактически бросают скважины на нефтеносных участках.
Последствия на миллиарды долларов
По закону нефтяники должны законсервировать неиспользуемые скважины и вышки, чтобы они не наносили вреда окружающей среде. Это необходимо, поскольку оставшаяся в скважинах нефть и сопутствующие вещества, в основном метан, могут просачиваться в почву. На деле многие компании в США подходят к консервированию недостаточно ответственно.
Издание приводит пример семьи фермеров Бриггс, купивших несколько лет назад участок земли с домом в Техасе. Ту же территорию выкупила компания 7S Oil and Gas. Американские законы позволяют покупать подземную часть участка, даже если у его надземной части есть владелец. Спустя несколько лет 7S Oil and Gas обанкротилась, оставив на участке несколько десятков скважин.
По оценкам специалистов, скважины были некачественно законсервированы, в результате чего нефть и попутные вещества просочились в почву. Ликвидация последствий может потребовать от $168 млн до $117 миллиардов.
Проблемы экологии
Извлечение сланцевой нефти порождает и несколько важных проблем в экологии, первая из которых — выбросы парниковых газов в больших количествах. Так, в процессе добычи такой нефти происходит сжигание внушительных объемов сопутствующего газа, что способствует выбросу в атмосферу больших объемов вредных веществ.
При добыче сланцевой нефти используется технология фрекинга — ГРП для большей эффективности и нефтеотдачи. Для одного гидроразрыва пласта используется от 5 тыс. до 20 тыс. т смеси воды, песка и химикатов, а таких ГРП производится в год десятки на одной скважине. Фрекинг загрязняет грунтовые воды. При проведении ГРП химические добавки попадают в питьевую воду и могут привести к токсичному отравлению населения близлежащих регионов.
Также в результате гидравлического разрыва пласта происходит «опустошение» пластовых пород, что может привести к экологическим катастрофам, например, к землетрясению. В Великобритании в 2011 году произошло несколько землетрясений в результате добычи углеводородов методом ГРП. Именно из-за экологических проблем фрекинг запрещен в ряде стран.
Противники гидроразрыва пласта
Сланцевые проекты в мире вызывают множество вопросов у экологов. Демократы в палате представителей конгресса США в конце 2021 года представили законопроект, направленный на запрет гидроразрыва пласта. Документ называется «Закон о защите будущих поколений». Законопроект одобрен рядом экологических организаций, включая Food&Water Watch, руководство которой заявило, что такой закон является наиболее комплексным подходом к достижению цели снижения выбросов путем прекращения гидроразрыва. Президент США Джо Байден также пытался запретить использование этой технологии, что завершило бы «сланцевую революцию» в Америке.