Экспортно-ориентированным компаниям (добыча нефти, экспорт нефти, добыча газа, экспорт газа) важно четко представлять обстановку на тех рынках, где им предстоит вести свою деятельность, ведь от правильного понимания того, как там всё устроено, зависят не только продажи продукции, но и возможное сотрудничество в области инвестирования проектов. Российскому бизнесу, который заинтересован в рынках Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Ближнего Востока, нужно быть готовым к тому, что там, как и в Европе, растут требования в сфере декарбонизации производства и уменьшения парниковых выбросов в атмосферу; восточные рынки в настоящее время переживают трансформацию в рамках ESG-повестки.
Некоторые отечественные эксперты считают, что тема, связанная с принципами устойчивого развития, навязывается миру странами Запада. Однако в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока о набирающем силу мировом тренде, похоже, так не думают. Разве что Иран, который до сих пор так и не ратифицировал Парижское соглашение по климату, находится в стороне от этих тенденций. В 2021 году иранские власти сообщили, что ратифицирует документ, если санкции, наложенные на страну, будут ослаблены. При этом известно, что Иран занимает шестое место в мире по количеству выбросов парниковых газов.
По мнению старшего вице-президента по ESG Сбербанка Татьяны Завьяловой, «по всему миру с каждым годом растет внимание к ESG-вопросам, причем, вопреки стереотипам, это происходит не только на Западе, но и на Востоке. Более того, в ряде стран Азии, Африки и Ближнего Востока ESG-регулирование развивается быстрее, чем в Северной Америке и Европе».
Эти слова косвенно подтверждает опрос, проведенный глобальной консалтинговой фирмой Protiviti и Глобальным центром здравоохранения и урбанизации Келлог-колледжа Оксфордского университета (Великобритания) среди лидеров мирового бизнеса по отношению к принципам устойчивого развития. Исследование показало, что 98% мировых лидеров бизнеса называют ESG главным фактором успеха в бизнесе, при этом только 25% представителей Северной Америки считают, что приоритет стратегии ESG станет «чрезвычайно важным» направлением к 2032 году, по сравнению с 71% их коллег в Азиатско-Тихоокеанском регионе и 58% в Европе.
Конечно, ситуация существенно разнится как на уровне макрорегионов, так и на уровне конкретных стран, представляющих эти макрорегионы. Например, в Юго-Восточной Азии ESG-практики развиты и при этом постоянно совершенствуются, становясь ориентиром для всего мира. На Ближнем Востоке механизмы, связанные с продвижением принципов устойчивого развития и борьбой с выбросами СО2, также активно применяются, хотя в силу региональной ментальности информации об этом гораздо меньше.
Противостоять климатическим последствиям
Компаниям, которые планируют выходить на рынки Юго-Восточной Азии, нужно учитывать высокие требования к «зеленой» составляющей бизнеса. Эксперты считают, что темпы роста экономик ЮВА в ближайшей перспективе будут способствовать развитию ESG-повестки, и внесут большой вклад в решение задач по декарбонизации планеты.
В каждой из стран этого региона в период с 1990 года по 2021 год наряду с экономическим развитием наблюдался рост выбросов диоксида углерода практически во всех секторах экономики. Самая большая «прибавка» в этот период произошла в транспортной отрасли Китая (915%) и в энергетике Индонезии (841%). При этом в Гонконге за тот же период регистрируется снижение выбросов СО2 в среднем на 5% во всех секторах.
Страны ЮВА установили сроки достижения углеродной нейтральности и ратифицировали Парижское соглашение — причем сделали это быстро, от момента подписи договора до его ратификации прошло лишь несколько месяцев. Тем не менее государства макрорегиона уже сейчас сталкиваются с серьезными негативными последствиями от глобального потепления.
К примеру, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш, высказываясь о ситуации в Социалистической Республике Вьетнам (СРВ), отметил: «Мы уже наблюдаем ужасные климатические последствия при потеплении всего на 1,2 °С. Вьетнам с береговой линией в 3 тыс. км и с многими городами и районами, расположенными вдоль побережья, находится на переднем крае борьбы с климатической катастрофой». Согласно данным международной организации по вопросам изменения климата — Intergovernmental Panel on Climate Change (IPCC), СРВ находится среди самых уязвимых стран мира относительно темпов воздействия климатического потепления. За последние 50 лет из-за потепления уровень моря в прибрежной зоне поднялся на 20 сантиметров. Это привело к проявлению серьезных стихийных бедствий, таких как тайфуны, а также увеличению числа наводнений и засух. По мнению вьетнамских ученых, последствия изменения климата во Вьетнаме считаются серьезными с увеличивающейся динамикой, что представляет значительную угрозу для устойчивого развития государства.
Подобные явления заставляет власти государств Юго-Восточной Азии достаточно активно принимать решения в плане регулирования «зеленого» законодательства, внедрять на своих территориях принципы устойчивого развития.
В качестве ознакомления предлагаем рассмотреть действующие нормы в области регулирования выбросов парниковых газов и адаптации к изменениям климата в четырех странах ЮВА — Китае, Республике Корея, Индонезии, Индии.
Китай
В КНР планируют достичь углеродной нейтральности к 2060 году. «Национальная стратегия адаптации к изменению климата до 2035 года» была принята правительством Китая в июне 2022 года. «Стратегия 2035 года» призвана укреплять климатоустойчивость природных экосистем, уменьшать потери от экстремальных погодных и климатических явлений. Кроме того, в октябре 2021 года в Китае опубликовали план, который включает ограничение мощностей по переработке нефти на уровне 20 млн барр. в сутки к 2025 году и достижение пикового потребления нефти для наземного транспорта к 2030 году. Как отмечают эксперты, центральное экономическое планирование на ближайшую пятилетку подчеркивает нерешительность Китая в отношении того, как быстро осуществить переход на низкоуглеродные технологии. Правительственным чиновникам провинций и нижестоящего уровня посылаются разноречивые сигналы относительно того, что должно быть главным приоритетом: декарбонизация, экономика или энергетическая безопасность.
Национальная система торговли выбросами (China ETS) была запущена в 2021 году. Ожидается, что с ее помощью количество эмиссий удастся сократить вполовину. Сейчас ETS распространяется только на энергетический сектор (40% выбросов парниковых газов). Планируется расширение системы торговли выбросами на химию и нефтехимию, производство стали, цветных металлов, строительных материалов, целлюлозно-бумажную промышленность и авиационный сектор.
Китай стал вторым по величине рынком «зеленых» кредитов в АТР и вторым после США по выпуску «зеленых» облигаций. В 2021 году в КНР образовался крупнейший рынок климатических инвестиций после Европы, обогнав США, — активы климатических фондов выросли до рекордного уровня в $46,7 миллиарда. На конец 2021 года совокупный выпуск «зеленых» облигаций достиг $200 млрд — они составляют 95% всех ESG-облигаций в Китае.
Обязательной ESG-отчетности в Поднебесной пока нет. Но в конце 2021 года министерство экологии и окружающей среды ввело требование по раскрытию экологической информации со стороны предприятий, превышающих установленный лимит потребления энергии на единицу продукции, использующих токсичное сырье или осуществляющих выбросы вредных веществ в процессе производства.
Республика Корея
Власти Республики Корея рассчитывают достичь углеродной нейтральности к 2050 году. В 2020 году здесь принят «Зелёный новый курс», согласно которому в 2021 году Республика Корея планировала прекратить финансирование угольных электростанций за рубежом и установить налог на выбросы углерода (правда, конкретный срок введения налога так и не был обозначен).
Система торговли квотами на эмиссии СО2 действует в стране еще с 2015 года. Поначалу все выделяемые властями квоты были бесплатными для компаний, но на сегодняшний день 10% квот продаются на аукционе. За пять лет объем торговли углеродными квотами вырос в 7,7 раза до 44 млн т в 2020 году — по сравнению с 5,7 млн т в 2015 году.
Рынок «зеленых» облигаций Республики Корея в 2021 году стал вторым по объему в Азии (после Китая). Однако страна больше ориентирована на социальные облигации. В 2021 году в стране были выпущены ESG-облигации на сумму в $66 млрд — 71% из них социальные. Объем ESG-финансирования по итогам 2020 года составил $140 миллиардов.
Обязательной ESG-отчетности в республике пока нет, ее планируют внедрять поэтапно: за 2025–2026 финансовый год документы будут готовить крупные листинговые компании с капитализацией выше $1,5 млрд, а к 2030 году — все предприятия, зарегистрированные на бирже. С 2019-го зарегистрированные на бирже организации с общим объемом активов от $1,5 млрд должны раскрывать свои отчеты о корпоративном управлении, а с 2026-го это требование коснется и других компаний.
Индонезия
Достижение углеродной нейтральности в Индонезии произойдет к 2060 году. В 2021 году правительство страны утвердило «Долгосрочную стратегию по низкоуглеродному развитию и климатической устойчивости до 2050 года». По подсчетам, на ее реализацию в период с 2021 года по 2030 год ежегодно потребуются инвестиции в размере $150,2 миллиарда. Власти планируют перевести основное производство электроэнергии с угля на газ и ВИЭ до 2050 года. Также к середине века страна намерена сделать ВИЭ основным источником и получать с их помощью более 43% энергии.
Принятие механизма углеродного налогообложения планировалось в апреле 2022 года, однако инициативу перенесли на конец года.
Индонезия первой среди исламских стран выпустила суверенные «зеленые» облигации на $1,25 млрд в 2018 году, затем в 2019-м — первые в исламском мире «зеленые» розничные облигации на $104,4 млн, в прошлом году — первые в Азии облигации устойчивого развития на $584 миллионов. В общей сложности к весне 2022 года Индонезия выпустила 17 видов ESG-облигаций на $7,7 миллиарда.
Основным документом, контролирующим раскрытие информации в Индонезии, считается принятый в 2017 году закон № 51. Регулирование распространяется на финансовые институты, публичные компании и институциональных инвесторов. В отчетах публичных компаний должна содержаться информация о принятых мерах по соблюдению социальной и экологической ответственности, объяснение стратегии устойчивого развития, точечные ESG-показатели.
Индия
Срок достижения углеродной нейтральности Индией — самый длительный в ЮВА, до 2070 года. В стране принят план по реагированию на изменение климата из 8 направлений («миссий») — включая энергосбережение, развитие солнечной энергетики, обеспечение устойчивого развития городов, рациональное использование водных ресурсов, сохранение экосистемы Гималаев, защиту и восстановление лесов, устойчивое сельское хозяйство и создание динамичной системы знаний для эффективного реагирования на проблемы изменения климата.
В Индии прямого углеродного налога пока нет, но в 2010 году власти ввели дополнительный налог на производителей угля. Другим инструментом стала программа энергосбережения, запущенная в 2008-м, — квоты на электричество для промышленности со штрафами для тех, кто использует больше установленного показателя, и сберегающими сертификатами для тех, кто тратит меньше (их можно продавать на биржах). Также в стране планируется создать единый рынок торговли углеродными сертификатами.
В Индии рынок ESG-финансов сравнительно невелик, но интерес инвесторов растет — приток средств в местные ESG-фонды (сегодня их 10) в 2021 году вырос на 80% — до $510 миллионов. Суммарный объем выпуска «зеленых», социальных и облигаций устойчивого развития увеличился на 585% в 2021 году и составил $7,5 млрд — это лучший показатель в АТР. Совокупный объем выпуска таких бумаг — $19,5 миллиарда.
В 2012 году Совет по ценным бумагам и биржам Индии обязал топ-100 крупнейших по капитализации компаний страны готовить отчеты об ответственном ведении бизнеса (BRR). С 2015 BRR стали готовить топ-500 предприятий, с 2019-го — топ-1000. В 2019 году Индия утвердила Национальные руководящие принципы ответственного ведения бизнеса (NGRBC). Эти рекомендации применимы и к крупным компаниям, и к субъектам малого и среднего предпринимательства. После утверждения NGRBC, с 2022–2023 финансового года топ-1000 крупнейших индийских компаний по рыночной капитализации обязаны предоставлять расширенный отчет об ответственности бизнеса и устойчивом развитии. Подобная отчетность для остальных публичных компаний пока останется добровольной.
Новые обязательства
Из значимых событий в области декарбонизации и «зеленых» инициатив, произошедших в макрорегионе ЮВА в последнее время, необходимо отметить новые обязательства Индии и повестки в Китае.
Так, кабинет министров Индии утвердил обновленный Определяемый на национальном уровне вклад (NDC) в соответствии с Парижским соглашением. В соответствии с обновленным NDC страна обязалась снизить интенсивность выбросов своего ВВП на 45% по сравнению с уровнем 2005 года и достичь около 50% своей совокупной установленной электрической мощности за счет энергоресурсов, не основанных на ископаемом топливе, к 2030 году. Это увеличение по сравнению с предыдущим NDC, целью которого было 40% установленной мощности за счет неископаемых источников и снижение интенсивности выбросов ВВП на 33–35% в том же временном масштабе.
А в КНР Шанхайская фондовая биржа поручила компаниям, торгующим под управлением Совета по научно-техническим инновациям (STAR), сфокусированного на технологиях, раскрывать информацию ESG в годовых отчетах, начиная с этого года. От центральных госпредприятий Китая власти требуют выпускать отчеты по ESG к 2023 году в рамках планов действий по повышению качества.
1 июня 2022 года Китайское общество по реформированию и развитию предприятий — аналитический центр, входящий в состав Комиссии по надзору за государственными активами и управлению ими — опубликовало Руководство по раскрытию ESG-информации.
Следует также обратить внимание на информацию о том, что Комиссия по регулированию банковской и страховой деятельности Китая (CBIRC) представила набор новых руководящих принципов, которые требуют от банковских и страховых организаций разработки стратегий, процессов и потенциала для поддержки перехода к устойчивому будущему. Среди прочего, это включает в себя четкие требования, согласно которым эти организации должны «постепенно и упорядоченно снижать углеродоемкость своих портфелей активов и в конечном итоге достичь углеродной нейтральности портфелей активов». В соответствии с этими руководящими принципами финансовый регулятор Китая впервые устанавливает требования к «зеленому» финансированию и ESG для банков, перестраховочных компаний и компаний по управлению страховыми активами. До появления документа «зеленое» финансирование обычно поощрялось, а не требовалось.