В текущей ситуации российским компаниям, по всей видимости, придется вносить коррективы в свои бизнес-модели (нефтегазовые проекты) в плане энергоперехода и устойчивого развития, поскольку кредитование для них, в том числе «зелёных» проектов, со стороны западных финансовых организаций становится маловероятным. В этой связи посмотреть и оценить, как осуществляется финансирование энергоперехода и программ декарбонизации в отдельных регионах мира и США, будет важно и полезно.
В Евросоюзе
Евросоюз называют локомотивом глобального перехода. В марте 2020 года была представлена долгосрочная стратегия декарбонизации ЕС, нацеленная на достижение нулевого уровня нетто-выбросов парниковых газов к 2050 году. «Дорожная карта» по реализации этой цели содержится в Европейском «зеленом» соглашении, которое наряду с другими мерами предусматривает введение трансграничного углеродного регулирования, предполагающего сбор на импортируемую продукцию, зависящий от величины углеродного следа.
Запущенная в 2005 году крупнейшая в мире система торговли квотами EU ETS охватывает все страны ЕС, а также Исландию, Лихтенштейн и Норвегию. Под регулированием EU ETS находится около 40% выбросов парниковых газов на территории ЕС (более 11 тыс. предприятий энергетики, промышленности и авиации). С 2021 года по 2030 год реализуется четвертая фаза развития EU ETS, нацеленная на снижение выбросов парниковых газов от покрываемых предприятий на 43% к 2030 году относительно 2005 года. Основной объем средств от продажи эмиссионных квот EU ETS поступает в Инновационный фонд, начавший свою деятельность в 2020 году. Целями Инновационного фонда, объем которого составит около €€10 млрд в период 2020–2030 годов, является ускорение энергоперехода и экономического роста в ЕС. Из его средств финансируется до 60% стоимости инновационных проектов, направленных на решение ключевых проблем энергоперехода.
В середине июля 2021 года Еврокомиссия издала постановление о введении трансграничного углеродного регулирования (ТУР), которое достаточно давно обсуждается экспертами, поскольку оно несет угрозу для экспортеров энергоемкой продукции. В соответствии с заявленными параметрами, система будет действовать в тестовом режиме до конца 2025 года, без взимания сборов. Но с 2026 года она заработает в полную силу.
В Европе, где обеспокоены продолжающейся спецоперацией на Украине, а также инфляционными процессами после пандемии Covid-19, отмечают, что мировые расходы на энергию в ближайший год резко возрастут. При этом, уже сейчас понятно, что финансирование в «зеленой» энергетике растет быстрее, чем в сфере ископаемого топлива.
Отказ из-за санкционной политики от поставок традиционного ископаемого топлива из России вынуждает страны ЕС искать других поставщиков, причем на невыгодных условиях, а также расконсервировать угольные шахты, от которых до недавнего времени приходилось активно отказываться. Но это всего лишь временные меры. Евросоюз не собирается менять курс, направленный на декарбонизацию экономики. По-прежнему в Брюсселе утверждают, что «зеленая» энергетика — солнечная и ветровая энергии в сочетании с водородом и проектами по улавливанию и хранению углерода (CCS) — будет иметь ключевое значение не только для осуществления энергоперехода, но и для повышения энергетической безопасности.
Вкратце
Механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР) стимулирует торговых партнеров Европейского союза сокращать углеродоемкость или углеродный след в экспортируемой продукции. Ожидается, что доходы от ТУР будут направлены в бюджет ЕС, а точнее — на финансирование программ восстановления экономики ЕС после пандемии, цифровой и «зеленой» трансформации под общим названием NextGenerationEU. ТУР предполагает обязательную закупку импортерами сертификатов на выбросы парниковых газов в соответствии с углеродоемкостью их продукции.
В марте 2022 года Европейская комиссия (ЕК) представила план по обеспечению независимости Европы от российского газа, а REPowerEU (организация, подотчетная ЕК) разработала план, согласно которому в странах Евросоюза к 2030 году доля ВИЭ в первичной энергии должна составлять 45%. Отмечается, что достижение всех целей, описанных в проекте REPowerEU, потребует дополнительных инвестиций в размере €210 миллиардов. Из этой общей суммы на проекты по «зеленому» переходу потратят €100 миллиардов.
На мировых рынках облигаций Европейский союз считается лидером по выпуску ESG-облигаций. В 2021 году облигации ESG в странах с развивающейся экономикой росли на 227%. Финансовые прогнозы говорят, что к 2025 году рост активов этой инвестиционной стратегии достигнет более одной трети. Преимущества инвестиционных стратегий ESG сводятся к двум ключевым компонентам: стабильной доходности и положительному влиянию.
В качестве действенного инструмента при финансировании энергоперехода в странах Евросоюза активно используются «зеленые» облигации. По информации Инициативы по климатическим облигациям (CBI), в 2021 году объем эмиссии «зеленых» облигаций превысил отметку в полтриллиона долларов и составил $522,7 млрд, что на 75% больше, чем годом ранее. Половина этой суммы приходится на Европу. CBI полагает, что в 2022 году объем выпуска «зеленых» облигаций может достигнуть отметки в $1 трлн, а в 2025 году $5 триллионов.
Как показывают исследования Rystad Energy, в период до 2030 года значительно вырастут инвестиции в глобальную офшорную ветроэнергетику. Капитальные затраты, по прогнозам, увеличатся более чем вдвое с $46 млрд в 2021 году до $102 млрд в 2030 году. Причем значительный рост мощностей произойдет в Европе, где капитальные затраты в 2030 году достигнут $53 млрд по сравнению с $15 млрд в 2021 году.
Наша справка
Германия, Бельгия, Нидерланды и Дания обязались ввести в эксплуатацию не менее 150 ГВт мощности шельфовой ветровой генерации в Северном море к 2050 году. По состоянию на конец 2021 года совокупная мощность шельфовой ветровой генерации в этих странах составляла 15,4 ГВт (Германия — 7,7 ГВт, Дания — 2,9 ГВт, Нидерланды — 2,5 ГВт, Бельгия — 2,3 ГВ). Ожидается, что строительство объектов будет финансироваться в основном частными инвесторами с небольшими государственными субсидиями.
Инновационный фонд ЕС является одним из крупнейших в мире проектов финансирования низкоуглеродных технологий, он формируется за счет продажи квот системы торговли выбросами ЕС (ETS). В 2022 году Еврокомиссия удвоит финансирование Инновационного фонда до $3,2 миллиарда. В конкурсе проектов впервые будет представлен раздел промышленного применения водорода. Причем предлагается доходы от углеродных контрактов направлять на финансирование водородных программ.
ЕС объявил о планах по пакету финансирования в размере €300 млн для водорода в рамках инициативы Hydrogen Accelerator от REPowerEU, направленной на снижение зависимости региона от российского газа. Отдельные страны ЕС также ускорили оптимизацию национальных энергетических стратегий в плане водорода.
Кабинет министров Германии согласовал широкий пакет законов, который призывает к тому, чтобы доля ВИЭ в энергетическом балансе страны удвоилась и составила 80% к 2030 году. Новый пакет основан на стратегии, которая предусматривает утроение темпов сокращения выбросов в Германии в период до 2030 года. Он предусматривает расширение сектора наземной ветроэнергетики до 10 ГВт в год, чтобы достичь 115 ГВт к 2030 году. Солнечная генерация должна увеличиваться на 22 ГВт в год, чтобы достичь 215 ГВт в 2030 году. Офшорная ветроэнергетика к 2030 году составит 30 ГВт, к 2035 году — 40 ГВт, к 2045 году — 70 ГВт к 2045 году.
По оценкам экспертов, 72% прироста мировых инвестиций в энергопереход в 2020 году были связаны с сегментом электротранспорта. В 2020 году на развитие электротранспорта направлено $139 млрд (+28,3% год/год), из которых 85%, или $118 млрд (+43,9% год/год), составили расходы на пассажирские электромобили. В IEA отмечают, что на фоне снижения мировых продаж пассажирских автомобилей на 15% в 2020 году (по сравнению с 2019 годом) продажи электромобилей в мире увеличились на 46% и превысили 3 млн единиц. Драйвером роста стали страны Европы, где рынок электромобилей в 2020 году вырос на 144% (по сравнению с 2019 годом), до 1,4 млн единиц. Причинами роста стали: увеличение субсидий в Германии и Франции, а также введение с 2020 году в ЕС стандартов на выбросы автомобилями и создания новых фондов поддержки чистой энергетики.
В АТР
Азиатско-Тихоокеанскому региону отведена важная роль в реализации глобальной «дорожной карты» ускоренных действий по достижению целей в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая была принята в сентябре 2021 года по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН. В 2019 году на долю Азиатско-Тихоокеанского региона пришлось 57% глобальных выбросов в результате сжигания топлива, при этом почти две третьих — в результате сжигания угля. В документе прописаны действия, которые необходимо предпринять государствам-членам и другим заинтересованным сторонам в регионе для ускорения прогресса в контексте энергоперехода:
- преодоление разрыва в обеспечении доступа к энергоресурсам;
- быстрый переход к декарбонизированным энергетическим системам;
- мобилизация достаточного и предсказуемого финансирования;
- никто не должен быть забыт на пути к нетто-нулевому будущему;
- использование инноваций, технологий и данных.
С этой целью для АТР в глобальной «дорожной карте», в том числе к 2025 году, определено:
- выделение ежегодно до $35 млрд инвестиций для обеспечения доступа к электроэнергии, а для обеспечения доступа к экологически чистым способам приготовления пищи до $25 млрд;
- увеличение мощностей современных ВИЭ на 100%;
- удвоение ежегодных инвестиции в ВИЭ и энергоэффективность;
- отказ от проектирования после 2021 года новых угольных электростанций;
- перенаправление субсидий, которые должны были идти на развитие производства ископаемого топлива, на возобновляемые источники энергии и энергоэффективность;
- создание в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности 30 млн рабочих мест.
Меры для АТР прописаны, но насколько возможно их выполнение, ведь развивающиеся страны Азиатско-Тихоокеанского региона оказались в сложном положении. Промышленность использует только традиционные виды топлива, а значит есть вероятность, что, реализуя мероприятия по энергетическому переходу, придется пожертвовать сохранением темпов экономического роста, обеспечением занятости и уровня благосостояния граждан.
Тем не менее, по мнению некоторых аналитиков, инвестиции в ВИЭ-проекты выглядят привлекательно, поскольку они способны решить широкий спектр задач: повысить занятость населения, положить начало декарбонизации экономики стран, урегулировать вопросы вредных выбросов, снизить расходы на здравоохранение вследствие снижения загрязнения воздуха, а также решить проблему энергозависимости от других стран или добывающих регионов. Наибольший спрос на энергоносители в АТР приходится на Китай и Индию, которые в сумме в 2019 году потребили 30% всех произведённых энергоресурсов.
Вкратце
По данным Международного валютного фонда, с помощью торговых схем и налогов 46 стран мира в настоящее время устанавливают цены на углерод, общий объем которого покрывает около трети выбросов. По информации экспертов, средняя цена за тонну эквивалента СО2 сейчас составляет $6, к 2030 году она должна вырасти до $75, что даст значительный стимул к сокращению выбросов.
Страны Азиатско-Тихоокеанского региона стараются внедрять ценообразование на выбросы СО2, поскольку оно является одним из самых мощных инструментов, позволяющих направить экономику по пути декарбонизации экономики. Но углеродные рынки Азии не имеют жесткого регулирования, цены на СО2 в странах региона значительно меньше, чем в Европе, а значит, для организаций с большим уровнем загрязнения нет стимула заниматься климатическими проблемами.
В США
К настоящему времени администрация президента США Джона Байдена продвигает законопроект, согласно которому финансирование услуг солнечных и ветровых сетей будет осуществляться в соответствии с законом об инфраструктуре, то есть проекты должны использовать ВИЭ и показывать, как чистая энергия может поддерживать электросеть, приспосабливаясь к потребностям в энергии и сбоям.
Министерство энергетики страны выделяет $26 млн на 10 проектов, чтобы продемонстрировать, что энергосистема США может надежно работать на возобновляемых источниках энергии, таких как ветер и солнце. Ведомство призывает государственные учреждения, частные компании, некоммерческие организации подавать заявки на финансирование.
Тем не менее инвестиции в энергопереход в 2020 году сократились в стране на 11% по сравнению с годом ранее, до $85 млрд, при этом финансирование в ВИЭ уменьшилось на 20%, до $49 миллиардов. В то же время инвестиции в электротранспорт увеличились на 3%, до $18 млрд, в бытовые геотермальные тепловые насосы — на 7%, до $16,5 млрд, в системы хранения энергии в 3 раза, до $1,2 миллиарда.
В Соединенных Штатах в качестве моделей финансирования возобновляемых источников энергии компании и финансовые учреждения успешно используют: привлечение пенсионных фондов, крауд-фандинг (практика финансирования проекта или предприятия путем сбора денег у большого количества людей, в наше время, как правило, через Интернет) и прямой лизинг.
Благодаря применению такого финансирования Международное энергетическое агентство поставило страну на второе место в мире (после Китая) по приросту мощностей ВИЭ.