Снижение добычи нефти с 2005 года
Уровень добычи нефти в Алжире до введения ограничений в рамках сделки ОПЕК+ в мае 2020 года составлял около 1,3 млн барр. в сутки. В январе 2022 года он снизился до 977 тыс. барр. в сутки, что, по сообщениям Bloomberg и S&P, ссылающихся на данные ОПЕК, с трудом (не хватило лишь 2 тыс. барр. в сутки) приблизило Алжир к максимально допустимому объему добычи, запланированному картелем для этой страны на январь 2021 года. В феврале 2022 года он вырос до 982 тыс. барр. в сутки.
Снижение добычи нефти в этой стране происходит более 10 лет. Со значения 1,7 млн барр. в сутки в 2005 году нефтедобыча снизилась до 1,3 млн барр. в сутки в 2019 году, по данным алжирской государственной нефтегазовой компании Sonatrach. По этой причине в начале 2020 года в североафриканской стране даже провели реформы, снизив налоговую нагрузку для компании Sonatrach и ее международных партнеров — BP, TotalEnergies и ExxonMobil, с 85% до 60–65%.
Однако такой меры, учитывая показатели 2020–2021 годов, оказалось недостаточно, чтобы решить проблему с недоинвестированием в отрасль, поиском и запуском новых месторождений, отмечают отраслевые эксперты.
Одна из самых закрытых экономик Африки
С 2017 года Алжир снизил экспорт нефти до минимальных отметок и, как сообщило агентство Bloomberg, дальнейшие перспективы нефтяного сектора в стране оказались туманными. В 2020 году экспорт нефти и газа из Алжира упал на 30% и данная тенденция теперь лишь набирает обороты. Причинами такой ситуации эксперты называют просчеты в управлении нефтегазовой промышленностью страны и недостаточные инвестиции в сектор.
Министр экономического планирования Шариф Бельмихуба заявил о значительном снижении экспорта нефти и газа и предупредил о возможных последствиях. По его словам, такое резкое сокращение экспорта нефти и газа может привести к тому, что в течение ближайших 10 лет Алжир может и вовсе прекратить продажу углеводородов за рубеж.
Исправить ситуацию Алжир рассчитывает за счет привлечения иностранных инвестиций в энергетический сектор. При этом Алжир остается одной из самых закрытых экономик Африки, и местные политики не хотят позволять международным компаниям усиливать контроль над ресурсами страны.
Алжир ведет переговоры с потенциальными инвесторами, включая российских, в том числе с «ЛУКОЙЛом», но власти страны опасаются утраты контроля над критически важным сектором экономики.
Остановка добычи нефти в Ливии
Основными покупателями ливийской нефти были Италия, Испания и Китай. Добыча нефти в Ливии в июне 2022 года была практически полностью остановлена из-за политического кризиса в стране, который привёл к закрытию морских портов и нефтяных месторождений. Об этом сообщило агентство Bloomberg.
В мае добыча нефти упала до 600 тыс. барр. в сутки. Из-за закрытия крупных нефтяных терминалов уже в июне добыча не превышала символических 100 тыс. барр. в сутки. Эксперты Bloomberg подчеркивают, что эта ситуация может еще больше ограничить мировой рынок, на котором цены на нефть в этом году выросли более чем на 50%.
Остановка добычи «черного золота» вызвано продолжающейся политической нестабильностью в Ливии и новыми вспышками насилия между противоборствующими фракциями.
Боевые действия в неугасающем конфликте
Несмотря на гражданскую войну, которая длится с 2011 года, Ливия входила в пятерку крупнейших нефтедобытчиков Африки. Однако неугасающий конфликт постоянно мешает стране серьезно нарастить объем производства даже с учетом того, что с 2016 года она освобождена от квот ОПЕК.
Как только в 2019 году был достигнут прогресс в переговорах между враждующими сторонами — правительством национального согласия и Ливийской национальной армией — страна смогла довольно быстро увеличить объемы извлечения углеводородов.
В 2019 году она нарастила добычу до 1,2 млн барр. в сутки, по данным национальной нефтяной корпорации Ливии National Oil Corp. (NOC), что почти в два раза больше, чем в 2016 году. Впрочем, это все равно значительно меньше, чем до начала гражданской войны, когда этот показатель составлял 1,7 млн барр. в сутки.
Однако с начала 2020 года объемы добычи нефти вновь упали, причем не из-за пандемии, а благодаря возобновившимся боевым действиям между враждующими группировками в стране. В итоге средний показатель добычи за 2020 год в Ливии, по данным NOC, составил 390 тыс. барр. в сутки.
В 2021 году добычу пришлось временно останавливать из-за блокады нефтяных месторождений на западе страны. Также временно были закрыты четыре порта и трубопровод, который прокачивал нефть из месторождения Эш-Шарара в порт Завия.
Несбывшаяся надежда
В январе 2022 года добыча нефти в Ливии начала возвращаться к прежним уровням. Согласно сообщению Bloomberg, со ссылкой на министерство нефти страны, в этот период добыча увеличилась до 900 тыс. барр. в сутки. Это стало возможным после завершения ремонтных работ на одном из ключевых экспортных нефтепроводов.
Трубопровод связывает два нефтяных месторождения с экспортным терминалом Эс-Сидер. Его остановка для проведения ремонтных работ привела к потере 200 тыс. барр. нефти в сутки. Причем ремонт совпал с перебоями в работе, вызванными очередной блокадой производства на других проектах.
В январе 2022 года представители NOC заявили, что возобновлена добыча на месторождениях Эль-Филь, Эль-Вафа, Эль-Хамада и самом крупном — Эш-Шарара, которое находится под управлением дочки NOC, а также Repsol, OMV и TotalEnergies.
Намерения увеличить объёмы добычи исчезли, столкнувшись с очередной активизацией боевых действий и блокированием работы различных объектов нефтяной отрасли в Ливии. Из-за неспособности противоборствующих сил принять национальный бюджет страны все острее становится проблема недофинансирования NOC, а этой нефтяной корпорации нужно модернизировать стареющую, к тому же поврежденную инфраструктуру нефтяной отрасли, отмечают отраслевые эксперты.
Последний в списке основных нефтедобытчиков Африки
Египет также является крупнейшим производителем нефти в Африке. Арабская Республика обладает наиболее устойчивым потенциалом для наращивания добычи на континенте, по крайней мере, при благоприятной конъюнктуре на мировом рынке энергоносителей. Но в ближайшей перспективе объемы добычи будут меньше, чем у Нигерии, Алжира и Анголы, отмечают отраслевые эксперты.
Египет оказывает меньшее влияние на мировой рынок нефти, поскольку объем добычи в этой североафриканской стране на порядок меньше, чем у Нигерии, Анголы и Алжира. В 2020 году, добыв 31,1 млн т нефти, он смог обогнать Ливию, где этот показатель тогда составил 18,3 млн т, по данным ОПЕК. Уже в 2021 году, добыв 29 млн т, Египет вновь опустился на последнее место в рейтинге основной «пятёрки» нефтедобывающих стран Африки.
Динамика добычи в Египте тоже не превосходит показатели первой четверки нефтедобытчиков Африки. Более того, в последние несколько лет она отличается волнообразностью. Если с 2014 года по 2019 год в Египте в среднем добывалось около 600 тыс. барр. в сутки, то с началом пандемии все изменилось. В 2020 году объем добычи, по данным oilcapital.ru, снизился с 630 тыс. барр. в сутки до 560 тыс. барр. в сутки, а в 2021 году он варьировался от 572 тыс. барр. в сутки до 552 тыс. барр. в сутки.
Как привлечь иностранные инвестиции?
Правительство Египта работает над тем, чтобы сделать страну более привлекательной для иностранных инвестиций. Реформы включают сокращение субсидий государственной нефтяной компании Египта Egypt General Petroleum Corporation (EGPC) и уменьшение суммы просроченных платежей международным нефтяным компаниям.
Сектор углеводородов в Египте, принадлежит государству, а непосредственное управление находится в руках EGPC и Egyptian natural Gаs Company (EGAS, газовый холдинг на 70% принадлежит EGPC). Через два этих холдинга в отрасль идут все иностранные инвестиции. Иностранные компании создают для этого совместные предприятия.
В секторе, по данным института Ближнего Востока, работает 50 иностранных компаний и 9 частных египетских. Первое место среди них занимает International Egyptian Oil Company — дочерняя компания итальянской Eni. И Eni, и BP являются основными акционерами морских производственных активов Египта.
Нефтяные открытия Eni в Египте
Eni присутствует в Египте с 1954 года и в настоящее время является основным производителем в стране с показателем добычи углеводородов на уровне 360 тыс. барр. нефтяного эквивалента в сутки. На концессии Meleiha (Мелейя) итальянская компания работает с российским «ЛУКОЙЛом». Оператор проекта — AGIBA (совместное предприятие EGPC и Eni) с долей 76%, «ЛУКОЙЛу» принадлежит 24%. В концессии Юго-Западная Мелейя (South West Meleiha) Eni принадлежит 100%.
Eni сделала новые открытия нефти и газа в Западной пустыне Египта в концессиях Meleiha в объеме 8,5 тыс. барр. нефтяного эквивалента в сутки, об этом сообщила итальянская нефтегазовая компания в апреле.
Результаты были получены благодаря скважине Nada E Deep 1X. Восемь разведочных скважин с 75% результативностью подтвердили потенциал района. Другие многообещающие разведочные работы продолжаются, подчёркивают специалисты компании Eni.
Благодаря этим открытиям Eni через AGIBA продолжает успешно реализовывать свою стратегию ближней зоны в зрелом бассейне Западной пустыни, направленную на максимизацию добычи путем сдерживания затрат на разработку и минимизации времени выхода на рынок.
Кроме того, Eni возобновляет инвестиции в Западной пустыне в связи с недавним приобретением двух разведочных блоков и запланированной в 2022 году сейсморазведкой 3D в концессии Meleiha, направленной на исследование газового потенциала района в соответствии с целями энергетического перехода, уточнили в итальянской компании.
В прошлом 2021 году Eni подписала с Египтом, EGPC и «ЛУКОЙЛом» соглашение о слиянии концессий Meleiha и Meleiha Deep. В октябре того же года итальянская компания сообщала, что сделала новые открытия в концессиях Meleiha и South West Meleiha с предварительной оценкой ресурсов в 50 млн барр. нефтяного эквивалента.
Африканская «пятёрка» в Топ-30 стран по запасам нефти
В бюллетене ОПЕК за 2021 год приводятся статистические данные запасов нефти в пяти странах Африки:
- 8‑е место — Ливия — 48 363 млн барр.
- 10‑е место — Нигерия — 36 910 млн барр.
- 15‑е место — Алжир — 12 200 млн барр.
- 18‑е место — Ангола — 7 231 млн барр.
- 27‑е место — Египет — 3 075 млн барр.
Через десять лет Алжир может лишиться нефтедобывающей промышленности, сообщил министр экономики страны Шариф Бельмихуба. Он отметил, что уже сейчас страну трудно назвать мировым производителем нефти, добыча сырья стремительно снижается.
$8 млрд — в нефтегазовый сектор
Власти Египта с помощью инвестиционных вливаний Саудовской Аравии, ОАЭ и других стран планируют направить $7 млрд прямых иностранных инвестиций в нефтегазовый сектор в 2022–2023 финансовом году (финансовый год в Египте начинается 1 июля и заканчивается 30 июня), сообщил министр нефти Тарек Эль-Молла. А в сентябре — официальный представитель египетского министерства нефти и минеральных ресурсов Хамди Абдель Азиз сделал заявление о том, что за два года власти Египта собираются привлечь $8 млрд инвестиций в нефтегазовый сектор страны. По его словам, сейчас власти занимаются ускорением осуществления программ по разработке скважин и нахождению новых месторождений. Об этом сообщил канал Sada El Balad.
Отказ от импорта нефтепродуктов
Основные залежи нефти располагаются в районе Синайского полуострова и Суэцкого залива. Это месторождения Бадри, Белаим, Рамадан, Рас Судар и другие. Главный продукт экспорта Египта — это нефть.
Стоимость египетского экспорта нефти достигла $13 млрд за первые девять месяцев 2021–2022 финансового года, заявил министр финансов Египта Мохамед Маайт. По его словам, закупки нефтепродуктов за последний финансовый год (2021–2022) составили $3,07 миллиарда.
К 2023 году Египет планирует полностью отказаться от импорта нефтепродуктов, заявил премьер-министр Мустафа Мадбули в ходе выступления в Палате представителей — нижней палате парламента страны.