Неопределенность рынков и политические решения
Вице-премьер РФ Александр Новак в своем выступлении рассказал о факторах, ставших ключевыми при принятии в рамках договоренностей ОПЕК+ решения сократить добычу нефти с ноября 2022 года на 2 млн барр. в сутки. Это решение, по его мнению, вызвано как угрозой рецессии мировых экономик и недоинвестированием нефтегазовых проектов, так и рисками из-за нецелесообразных политических решений, которые усугубляют мировой энергетический кризис.
«Самые главные неопределённости связаны с рукотворными решениями, которые принимают политики в угоду своим амбициям. Это касается санкций относительно нефте- и газодобывающих комплексов. Если взять страны, против которых введены санкции по поставкам нефти (экспорт нефти), — это Иран, Венесуэла, наша страна, — то суммарно они добывают более 20% от общего потребления всего мирового нефтяного рынка в сутки. О какой предсказуемости может идти речь, когда принимаются решения против стран, которые обеспечивали стабильность на энергетическом рынке?» — сказал заместитель председателя российского правительства. Недружественные действия стран Запада в отношении России сказываются на всей системе международной торговли, вызывая рекордный рост мировых цен на нефть и газ. Ценовой скачок уже оказывает значительный негативный эффект на развитие всей глобальной экономики и приводит к галопирующему росту цен на другие виды энергоносителей. Для России, занимающей лидирующие позиции на глобальных рынках углеводородов, санкции представляют вызов, но вместе с тем открывают новые возможности для развития, в том числе реализации новых инфраструктурных проектов для поставок углеводородов в дружественные страны.
ОПЕК+ — действенный механизм стабилизации
В этом плане соглашение ОПЕК+ видится инструментом, который старается обеспечивать стабильное функционирование нефтяного рынка, заявил министр энергетики Республики Казахстан (РК) Болат Акчулаков. Поэтому власти РК поддержали решение о продлении действия соглашения и сокращении добычи нефти.
«Считаем, что соглашение ОПЕК+ — это достаточно действенный механизм именно для недопущения дисбалансов на рынке, чтобы его участники могли правильно планировать и правильно инвестировать», — подчеркнул он. По словам министра из Казахстана, «стабилизация рынка — это главный постулат». «Для стран, производящих нефть, и для членов ОПЕК, и тех, кто входит в соглашение ОПЕК+, все-таки важна предсказуемость рынка и возможность строить планы по развитию отрасли», — отметил Болат Акчулаков.
Относительно поставок энергоресурсов на мировые рынки министр энергетики РК сказал: «Казахстан — это страна, которая добывает и нефть, и газ. Большая часть добываемой нефти экспортируется. В связи с этим, любые потрясения на рынке отражаются на Казахстане с точки зрения вопросов стабильного экспорта».
Министр энергетики Азербайджана Пярвиз Шахбазов рассказал о том, что Республика планирует в 2022 году поставить в Европу 11,1 млрд куб. м в соответствии с подписанными контрактами. При этом он заявил о возможном увеличении вдвое пропускной способности магистрального газопровода «Южный газовый коридор» к 2027 году.
Добыча нефти в стране, по информации министра, по итогам года прогнозируется на уровне 34 млн тонн. Такого же объема производства планируется достичь и в 2023 году.
По мнению Парвяза Шахбазова, ОПЕК+ не может решить все проблемы на нефтяном рынке, в том числе связанные с влиянием геополитических процессов. Он считает, что кроме геополитики необходимо учитывать и другие факторы, которые приводят к разбалансировке рынка. К ним представитель энергетического ведомства Азербайджана относит «систематическое отсутствие достаточных инвестиций в нефтяной сектор». «Всем пора уже заглянуть вперед и начать думать о том, как можно направить инвестиции в нефтяной и газовый сектор, чтобы предотвратить возможные в будущем кризисы», — подчеркнул Шахбазов.
В то же время министр энергетики Азербайджана считает, что с 2017 года механизм ОПЕК+ проявил себя с хорошей стороны, доказал свою состоятельность. По его словам, необходимо продолжить деятельность в рамках этого соглашения, учитывая опыт, накопленный за последние годы.
Актуальная и своевременная инициатива
На пленарном заседании также обсуждались перспективные направления поставок российского природного газа за рубеж. Согласно заявлению президента РФ Владимира Путина, сделанного им в приветственном слове к участникам РЭН-2022, Россия намерена расширять географию экспорта газа. Одна из идей — перемещение утраченных объемов транзита с «Северных потоков» в Черное море.
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер считает актуальной и своевременной постановку этого вопроса. «Действительно, гораздо быстрее с точки зрения даже восстановления ниток, подорванных “Северного потока-1” и “Северного потока-2” можно создать взамен газотранспортных мощностей, утерянных по морю на Севере, мощности на Черном море. Как все хорошо знают, “Турецкий поток” проходит только через две экономические зоны — России и Турции и, соответственно, через территориальные воды России и Турции. И глубина там не как на Балтике, а 2 км 150 метров. Без сомнения, “Турецкий поток” себя уже показал, как надежный маршрут поставок газа в Турцию, нашему надежному партнеру и на европейский рынок… Технически мы готовы построить газотранспортные мощности. То, что касается хаба, без сомнения, можно рассматривать вопрос о торговой площадке на границе Европейского союза и Турции», — сказал глава госкомпании.
С перспективностью данной инициативы согласился и вице-премьер РФ Александр Новак. «В целом я считаю, что это очень перспективно, поскольку здесь нет других стран, можно напрямую работать с Турцией по поставкам энергоресурсов. В том числе и для поставок энергетических ресурсов в Европу», — сказал зампред правительства.
Министр энергетики и природных ресурсов Турции Донмез Фатих назвал идею российского президента вполне выполнимой, она может быть рассмотрена турецкой стороной и реализована после необходимых процедур. «Нам нужно обсудить юридические, торгово-экономические вопросы, проработать технические моменты. Россия и Турция в свое время реализовывали очень крупные технологические проекты, мы очень надежные партнеры. “Турецкий поток” — один из первых таких международных проектов, сейчас продолжается строительство “Аккую” — крупнейшей в мире АЭС. Мы развиваем наши отношения с РФ не только на энергетической основе, но и во всех других секторах возможного сотрудничества. Я думаю, что это предложение должно быть обстоятельно обсуждено и технически проработано. Это абсолютно возможно», — сказал Донмез Фатих.
Кроме того, Алексей Миллер рассказал о реализации Восточной газовой программы, стержневыми проектами которой являются газопровод «Сила Сибири», освоение Чаяндинского и Ковыктинского месторождений. Благодаря успешной работе в этом направлении, «Газпром» стал наращивать экспорт газа в КНР. «Мы в настоящее время ставим рекорды суточных поставок газа в Китай сверх тех контрактных объемов, которые у нас есть», — проинформировал глава «Газпрома». Он также заявил, что компания, согласно задаче, поставленной президентом РФ, приступила к строительству перемычки, которая соединит восточную и западную части страны. Это даст возможность не только увеличить объемы потребления газа промышленными потребителями на востоке страны, но и ускорить темпы газификации в этих регионах.