В обращении к читателям президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов, выразил надежду, что данный прогноз «будет способствовать интенсификации общественной дискуссии по наиболее важным проблемам, связанным с энергетикой, экологией и благосостоянием населения». Предлагаем основные положения из этого отчета.
Вызовы для мировой экономики
В «Перспективах развития мировой энергетики до 2050 года» отмечается, что «огромным вызовом для всего человечества» является глобальное изменение климата, которое происходит по причине нагрева атмосферы планеты, что, в свою очередь, связано с многолетним увеличением выбросов углекислого газа из-за роста потребления энергии. «Сохранение тенденции к росту антропогенных выбросов парниковых газов будет сопровождаться подъемом уровня Мирового океана, интенсификацией ураганной активности и таянием вечной мерзлоты, то есть колоссальными убытками для общества в целом», — говорится в отчете аналитиков «ЛУКОЙЛа».
В последние годы, обращают внимание в нефтяной компании, происходит заметный рост генерации из возобновляемых источников, тем не менее на долю ископаемых топлив (нефть газ, каменный уголь) приходится более 80% потребления первичной энергии в мире. «Недавняя ситуация с резким ростом цен (цены на топливо) на газ в Европе ярко свидетельствует о том, насколько высокой остается зависимость промышленно развитых стран от ископаемых топлив», — утверждается в прогнозе.
Большим вызовом для мировой экономики стала пандемия COVID 19. Из-за карантинных ограничений критически снизился спрос во многих отраслях, изменилась модель потребительского поведения, многие специалисты перешли на удаленный режим работы, пострадали глобальные цепочки поставок товаров. Однако с созданием вакцин и активной вакцинацией экономики большинства стран стали восстанавливаться, что требует дополнительных объемов энергоносителей.
С учетом вышеуказанных вызовов в ходе подготовки отчета «ЛУКОЙЛом» были разработаны три сценария развития мировой энергетики. Сценарий «Эволюция» предполагает поступательное изменение энергетических рынков в рамках действующей международной климатической политики и национальных программ с учетом существующих технологических возможностей отдельных стран. В сценарии «Равновесие» соблюдается баланс между достижением климатических целей и развитием экономики. В основе сценария «Трансформация» лежит предположение о радикальной перестройке мировой энергетики и промышленности для достижения углеродной нейтральности ведущими экономиками к 2050 году. Такой сценарный подход дает возможность более отчетливо очертить масштаб неопределенности, связанный с наиболее важными тенденциям развития мировой энергетики.
Отдельный раздел отчета посвящен российской энергетике. В нем приведены сценарии потребления основных энергоносителей и соответствующие им траектории сокращения выбросов парниковых газов, а также проанализирован потенциал сокращения эмиссий в России за счет различных источников.
Заявленные цели
Крупнейшие экономики мира уже определились с целями по сокращению выбросов парниковых газов, о чем и было заявлено на 26-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP 26), проходившей в Глазго в ноябре 2021 года.
В Китае эмиссии парниковых газов в 2020 году без поглощения в землепользовании и лесном хозяйстве составили 14 млрд т СO2-эквивалента. Достижение климатической нейтральности намечено на 2060 год. Промежуточная цель — 65% сокращение выбросов СO2 к 2030 году от уровня 2005 года. Прохождение пика эмиссий до 2030 года.
В США выбросы в 2020 году составили 6 млрд т СO2-эквивалента. Достижение климатической нейтральности намечено на 2050 год. Промежуточная цель — 50–52% сокращение выбросов парниковых газов к 2030 году от уровня 2005 года (включая поглощения в землепользовании и лесном хозяйстве).
Эмиссии парниковых газов в 2020 году в странах Евросоюза зафиксированы в пределах 3,2 млрд т СO2-эквивалента. Достижение климатической нейтральности — к 2050 году. Промежуточная цель — 55–60% сокращение выбросов парниковых газов от уровня 1990 года к 2030 году.
В Индии в 2020 году показатель выбросов без поглощения в землепользовании и лесном хозяйстве составили 2,9 млрд т СO2-эквивалента. Достижение климатической нейтральности намечено на 2070 год. Промежуточная цель — 33–35% сокращение углеродоемкости ВВП от уровня 2005 года к 2030 году.
В России эмиссии парниковых газов в 2020 году достигли 2 млрд т СO2-эквивалента. Климатической нейтральности планируется достичь к 2060 году. Промежуточная цель — 70% от уровня 1990 года к 2030 году с учетом максимально возможной поглощающей способности лесов и иных экосистем.
В «Перспективах развития мировой энергетики до 2050 года» отмечено, что для устойчивого развития миру необходимо больше энергии, но меньше выбросов. При этом страны с высоким уровнем благосостояния населения потребляют в среднем больше энергии на человека, чем бедные государства.
Процесс декарбонизации экономики осложняет высокий уровень энергетического неравенства. По мнению ведущих аналитиков мира, на долю населения развитых стран приходится более трети мирового потребления первичной энергии, а около 1 миллиарда людей в развивающихся странах не имеет доступа к электроэнергии.
По оценкам МЭА, в 2020 году из-за пандемии 90 млн человек лишились возможности платить за электроэнергию. Разрыв в потреблении энергии на человека между развитыми и развивающимися странами остается высоким, несмотря на некоторое сокращение в последнее десятилетие. Нужно заметить, что повышение потребления энергии развивающимися странами исторически сопровождалось ростом эмиссий парниковых газов.
Климатические риски, инфляция, доступность энергии
Как известно, на Конференции сторон рамочной конвенции 12 декабря 2015 года было принято Парижское соглашение по климату, согласно которому устанавливается долгосрочная температурную цель — удержание прироста глобальной средней температуры ниже 2 °С. А значит, потребуются колоссальные усилия для сокращения выбросов в атмосферу парниковых газов. В «ЛУКОЙЛе» рассмотрели три варианта, по которым может пойти развитие мировой энергетики.
Согласно сценарию «Эволюция», в перспективе до 2050 года предполагается, что удержание прироста глобальной средней температуры на планете составит 2,6 °С. В этом случае будет соблюдаться приоритет экономического развития и снижения энергетического неравенства, а ограничение выбросов парниковых газов будет происходить в рамках объявленных национальных целей по сокращению эмиссий и существующих технологических возможностей. При этом скорость изменений на энергетических рынках прогнозируется как умеренная; климатические риски — высокие; инфляция — низкая; доступность энергии — высокая.
Сценарий «Равновесие» рассматривает ситуацию, когда удастся добиться удержания прироста глобальной средней температуры менее 2 °С, то есть человечеству получится достичь целей Парижского соглашения по климату. В этом случает баланс между достижением климатических целей и развитием экономики будет сохраняться. Но для достижений целей устойчивого развития потребуется консолидировать усилия на международном уровне. При этом климатические риски оцениваются, как умеренные; инфляция — умеренная; доступность энергии — умеренная.
Вариант, названный «Трансформацией», сфокусирован на достижении климатических целей. По этому сценарию рассматривалось удержание прироста глобальной средней температуры менее 1,5 °С. По мнению аналитиков нефтяной компании, «Трансформация» потребует беспрецедентного уровня международного сотрудничества и колоссальное финансирование климатических проектов, что может привести к радикальной трансформации мировой энергетики и промышленности. Результатом при таком варианте развития событий станет углеродная нейтральность ведущих экономик к 2050 году. Однако не исключено, что параллельно с декарбонизацией промышленности будет расти инфляция, а доступность энергии снизится. Существенный плюс «Трансформации» — низкие климатические риски.
Нужно заметить, что во всех рассматриваемых сценариях ожидается рост потребления первичной энергии. Структура потребления первичной энергии будет меняться в сторону увеличения доли современных возобновляемых источников в энергетическом балансе. Доля ископаемых топлив в первичном потреблении энергии будет снижаться, оставаясь при этом значительной. Изменение топливной структуры потребления первичной энергии будет способствовать сокращению энергетических выбросов парниковых газов. Скорость сокращения эмиссий будет различаться в зависимости от сценария.
Потребуется масштабная перестройка
Согласно отчету «ЛУКОЙЛа», для сокращения выбросов парниковых газов потребуются глубокие технологические изменения не только в энергетике, но и в других отраслях промышленности, сельском хозяйстве и землепользовании. Важная роль во всех трех сценариях отведена технологиям улавливания, утилизации и хранения СO2 (CCUS и BECCS), а также использованию естественных поглотителей углекислого газа — лесам и болотам. К 2050 году объем поглощения эмиссий может составить от 3 млрд до 13 млрд т СO2-экв. в год.
Постепенная электрификация транспортного сектора и промышленности приведет к росту доли электроэнергии в конечном потреблении энергии. В сценарии «Эволюция» доля электроэнергии в конечном потреблении может увеличиться с 20% до 31%, а в сценарии «Трансформация» — до 44%. Высокие темпы электрификации дорожного автопарка приведут к сокращению потребления конечной энергии транспортным сектором в сценариях «Равновесие» и «Трансформация». Потребление конечной энергии зданиями и промышленностью будет расти во всех сценариях.
Основной прирост генерирующих мощностей будут обеспечивать солнечные и ветровые электростанции. Угольная генерация будет постепенно выводиться из эксплуатации. Электрификация транспортного сектора потребует более быстрого, чем в предыдущие десятилетия, роста генерирующих мощностей.
В сценарии «Эволюция» на долю ВИЭ (включая гидроэнергетику) будет приходиться около 60% генерации электроэнергии к 2050 году. Для поддержания высокой доли ВИЭ в энергетическом балансе и обеспечения стабильности работы энергетических систем потребуются значительные инвестиции в инфраструктуру хранения и распределения электроэнергии.
Масштабные изменения потребуют значительного финансирования. Чтобы достичь климатической нейтральности, необходим многократный рост инвестиций в низкоуглеродную энергетику. В сценарии «Эволюция» среднегодовые инвестиции в низкоуглеродную энергетику должны увеличиться в два раза по сравнению с текущим уровнем, тогда как сценарий «Трансформация» предполагает десятикратный рост инвестиций.
По сценарию «Эволюция» глобальная цена СO2 составит $50 за тонну. При «Равновесии» она вырастет в два раза, при сценарии «Трансформация» глобальная цена СO2 будет порядка $200 за тонну.
Декарбонизация энергетического сектора потребует дополнительных инвестиций в электрификацию промышленности и транспорта, производство и потребление новых видов топлив (водорода и биотоплив), повышение энергоэффективности, улавливание, утилизацию и хранение СO2 и развитие лесного хозяйства.
Автомобили vs электромобили
В прогнозе «ЛУКОЙЛа» прописано, что динамика спроса на нефть в долгосрочной перспективе будет зависеть от структурных изменений в автопарке.
«Перспективы развития мировой энергетики до 2050 года» указывают на тот факт, что продажи электромобилей вырастут благодаря политике по декарбонизации транспортного сектора в Европе, США и Китае. При этом динамика продаж будет значительно разниться по регионам. Электрификация грузового транспорта будет происходить медленнее электрификации легкового в силу технико-экономических ограничений.
По состоянию на 2020 год парк автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) насчитывал 1,5 млрд единиц. Замещение такого количества автомобилей электромобилями займет длительное время. В сценарии «Эволюция» доля электромобилей в общем автопарке увеличится с текущего 1% до 35% к 2050 году.
Аналитики напоминают, что углеродный след от автомобиля с ДВС при определенных условиях может быть сопоставим с углеродным следом от электромобиля, а выбросы СO2 при производстве автомобилей с ДВС ниже, чем при производстве электромобилей. Основной объем выбросов автомобиль с ДВС вырабатывает при сжигании топлива.
Углеродный след от электромобилей сильно зависит от источника электроэнергии: выбросы от электромобиля при использовании электроэнергии, полученной из угля, сопоставимы с выбросами легкового гибрида с ДВС. Один из возможных способов значительно снизить эмиссии от автомобилей с ДВС, считают авторы прогноза, использовать топливо с погашенным углеродным следом (то есть углеродными сертификатами, подтверждающими погашение углеродного следа от производства и потребления топлива).
Нужно также учитывать, что налоги составляют около 50% от розничной цены традиционных моторных топлив в Европе. Это снижает конкурентоспособность ископаемых топлив в транспорте. В определенных рыночных условиях, как, например, во второй половине 2021 года, электроэнергия может обходиться потребителям дороже, чем традиционные топлива, особенно при использовании быстрой зарядки электромобиля. В среднесрочной перспективе стоимость владения электромобилем будет снижаться за счет увеличения масштабов производства электромобилей. В более длительной перспективе стоимость владения электромобилем увеличится из-за роста цен на металлы и электроэнергию, а также из-за необходимости утилизации батарей. Повышение налогов на электроэнергию также может стать одной из причин повышения стоимости владения электромобилем.
Топливная структура транспортного сектора будет меняться за счет увеличения доли низкоуглеродных топлив. В сегменте дорожного транспорта наиболее заметным будет увеличение потребления электроэнергии и водорода. Ожидается рост потребления современных биотоплив (SAF) в секторе авиаперевозок. Ужесточение экологических требований в международных морских перевозках будет стимулировать судовладельцев переходить на использование природного газа, водорода и его производных.
О спросе на жидкие углеводороды
Тем не менее, согласно отчету, потребление жидких углеводородов будет оставаться стабильным минимум до 2030 года. В ближайшие несколько лет ожидается восстановление спроса на жидкие углеводороды после шока 2020 года.
В сценарии «Эволюция» рост потребления жидких углеводородов будет продолжаться до 2035 года, а структурные изменения в транспортном секторе начнут влиять на спрос на жидкие углеводороды после 2030 года. Транспортный сектор сохранит преобладание в структуре спроса на жидкие углеводороды. Рост потребления нефтепродуктов со стороны авиации и морских перевозок будет частично компенсировать сокращение потребления моторных топлив в дорожном транспорте, а рост потребления углеводородного сырья в секторе нефтехимии будет поддерживать спрос на нефть в среднесрочной перспективе.
Основной прирост потребления жидких углеводородов в ближайшее десятилетие придется на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом будет наблюдаться снижение потребления в Европе и США. Ключевыми же точками роста спроса на нефть в долгосрочной перспективе будут Индия и страны Африки.
Топливная структура спроса на жидкие углеводороды будет постепенно меняться. Потребление бензина уменьшится во всех рассматриваемых сценариях.
Нефтеперерабатывающая отрасль будет подстраиваться под изменение спроса на нефтепродукты. В странах с растущим потреблением нефтепродуктов, таких как Китай и Индия, ввод новых перерабатывающих мощностей продолжится. Наибольший объем сокращения перерабатывающих мощностей ожидается в европейских странах, где темпы роста потребления нефтепродуктов будут низкими или отрицательными.
Потребность в инвестициях в нефтедобычу будет сохраняться даже в самом пессимистичном сценарии спроса.
Известно, что значительное количество месторождений нефти находится на поздних стадиях разработки и имеет падающий профиль добычи. Естественное падение добычи на таких месторождениях создает потребность во вводе новых проектов для обеспечения спроса. В отсутствие инвестиций предложение жидких углеводородов будет ежегодно сокращаться темпом 4–5%.
Усиление климатического регулирования будет стимулировать потребителей приобретать нефть с низким углеродным следом. Однако на такую продукцию влияет множество факторов, наиболее значимыми среди которых являются плотность нефти, обводненность месторождения, уровень факельного сжигания и утечек метана. Наиболее низкую углеродную интенсивность имеет нефть, добываемая в Саудовской Аравии, Норвегии и России.
В условиях замедления темпов роста спроса на жидкие углеводороды себестоимость добычи будет являться определяющим фактором для санкционирования новых проектов. Значительная часть запасов с высокой себестоимостью добычи, включая арктический шельф, битуминозные пески и тяжелые нефти, может остаться неосвоенной.
Достижение углеродной нейтральности в рассматриваемых сценариях, по мнению аналитиков «ЛУКОЙЛа», предполагает использование нефтепродуктов с погашенным углеродным следом. Российские экспортеры углеводородов способны значительно снизить эмиссии у зарубежных потребителей своей продукции за счет продажи эмиссионных сертификатов. Цены на продукцию нефтегазового сектора с погашенным углеродным следом будут сильно зависеть от затрат, необходимых на реализацию климатических проектов. Развитие международного рынка эмиссий позволит снижать выбросы СO2 с наименьшими затратами за счет выбора наиболее эффективных климатических проектов.