На баланс Государственной комиссии по запасам РФ поставлены более 75 млрд куб. м природного газа и 1,4 млн т газового конденсата. В «Таас-Юрях Нефтегазодобыче» (ведет освоение Нижнеджербинского участка; входит в структуру «Роснефти») решили назвать перспективный актив компании в честь легендарного снайпера, сражавшегося на фронтах Великой Отечественной войны, уроженца Олекминского улуса Ивана Николаевича Кульбертинова.
Перспективный участок
Нужно отметить, что в «ТЮНГД» в качестве одного из основных приоритетов считают развитие газового бизнеса (добыча газа). Потому большое внимание уделяется обеспечению эффективной разработки и реализации ресурсов газа (нефтегазовые проекты), что в итоге повышает стоимость компании.
Поначалу лицензией на Нижнеджербинский ЛУ, площадь которого составляет 2148,1 кв. км, владела компания «Евротэк». Но в 2012 году она отказалась от пользования участком, и лицензия была погашена.
24 июня 2014 года в Якутске был проведен аукцион. Стартовый платеж за участие в аукционе на Нижнеджербинский ЛУ составил 11,9 млн рублей. В торгах приняли участие «Газодобывающая компания «Ленск-Газ», «Сургутнефтегаз» и «Сюльдюкарнефтегаз». Но победителем аукциона стала «Роснефть», которая получила лицензию на разработку и освоение участка сроком на 25 лет. Ресурсы газа по категории D2 тогда оценивались в 20,7 млрд куб. м, данных о запасах нефти не было.
Известно также, что на площади ЛУ, который находится в центральной части Приленского плато, ранее проводились геологическая, аэромагнитная и гравиметрическая съемки различного масштаба (геологоразведка). В 2008–2009 годах было выполнено 145,4 км сейсмических профилей МОГТ. По предварительным оценкам геологов, глубина залегания предполагаемых продуктивных горизонтов могла составлять 500–1800 метров. Перспективы нефтегазоносности участка связаны с отложениями рифея и венда.
Рельеф местности здесь — холмисто-грядовая поверхность с преобладающим северо-восточным простиранием главных водораздельных гряд. Климат района резко континентальный с продолжительной суровой зимой и коротким летом. Устойчивый снежный покров устанавливается в октябре — ноябре и сохраняется до середины апреля. Участок расположен в зоне северной тайги, характеризуется густой залесенностью.
Речная сеть приурочена к бассейну реки Лена (основная транспортная артерия Якутии — река Лена протекает южнее участка в 20 км), характеризуется глубокими врезами и крутыми обрывистыми берегами. Транспортное сообщение с Нижнеджербинским ЛУ осуществляется автотранспортом по расчищенным сейсмическим профилям и авиатранспортом (вертолетами). Причем безопасное движение автотранспорта возможно с конца ноября — начала декабря и до середины апреля.
По южному краю ЛУ проходит магистральный нефтепровод «ВСТО» (транспортировка нефти). В этом же коридоре «Роснефть» планирует построить магистральный газопровод (транспортировка газа) от месторождений Восточной Сибири до юго-восточных рубежей России, что даст возможность компании экспортировать природный газ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Легенда Якутии
По факту открытия газоконденсатного месторождения на Нижнеджербинском участке ему было присвоено имя Ивана Кульбертинова. И это неслучайно. Легенда Якутии, один из самых результативных снайперов Второй мировой войны (официально им было уничтожено 487 солдат противника) родился неподалеку от этих мест (в селе Тяня), работал охотником-заготовителем в местном колхозе, отсюда призывался на фронт, сюда и вернулся после Великой Отечественной.
Его отец — Николай Романович, как и многие его земляки, занимался разведением оленей и охотой. Но, когда мальчику исполнилось 10 лет, папа внезапно умер. Мама — Анна Васильевна часто болела. Все хозяйство держалось на сыновьях — старшем Николае и младшем Иване. Они взяли на себя заботу о больной матери. Поддерживая друг друга, добывали пропитание охотой, вели преимущественно кочевой образ жизни. Понятно, что в таких условиях о посещении школы маленьким Иваном речи не шло. Постигать приходилось совсем другую науку, совсем не такую, чему учат в школе. Так, старший брат Николай обучал его стрельбе. Этот навык был жизненно необходимым в кочевых условиях, пригодился он и в дальнейшем.
Как впоследствии рассказывал сам Иван Николаевич, его предки были якутами, до Октябрьской революции, во времена царской России, они платили ясак и в ведомостях значились как «Кулбэт». С принятием православия, прозвище трансформировалось в фамилию Кульбертиновы (Кулбэттэр). В переводе с якутского языка означает — тихий, строгий, не смеющийся. Таким немногословным, но предельно откровенным в разговоре, был Иван.
Став совершеннолетним, младший Кульбертинов устроился работать в колхоз, затем — служба в армии, возвращение в родное село, опять работа, причем ударная (за свой труд был удостоен звания стахановца).
В 1941 году, в начале войны на фронт призвали Николая, старшего брата, о гибели которого вскоре известила похоронка. Смерть брата поразила Ивана. Он отправился на призывной пункт, где твердо и уверенно заявил: «Зверя в глаз бью, хочу фашистов бить!». Но в ряды Красной Армии Кульбертинов попал не сразу — лишь в июне 1942 года. После подготовки в Челябинске, которая длилась полгода, его направили на Северо-Западный фронт в качестве снайпера в 23-ю отдельную лыжную бригаду 7-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка 2-й гвардейской воздушно-десантной Проскуровской дивизии.
Главной трудностью для Кульбертинова в учебке был русский язык, который он знал в то время не очень хорошо. Это являлось серьезным препятствием к изучению армейских уставов, инструкций и материальной части боевой техники. Парню пришлось в ускоренном темпе учиться, чтобы понимать русскую речь, прилагая при этом огромные усилия, напрягая память и нервы. Будучи от природы человеком целеустремленным и трудолюбивым, он в короткие сроки сумел освоить и эту науку.
И уже в феврале 1943 года в бою под Старой Руссой охотник-промысловик открыл свой снайперский счет. Метким выстрелом он сразил корректировщика вражеской артиллерийской батареи, лишив ее, таким образом, возможности вести прицельный огонь по нашим позициям.
С 1943 года по 1945 год Кульбертинов, по официальным данным, уничтожил 487 фашистов. Однако, на самом деле, в его личном списке к окончанию боевых действий было более 500 гитлеровцев. Причем многие из них — офицеры вермахта, в том числе, один оберштурмбанфюрер, награжденный двумя железными крестами. К сожалению, часть достижений молодого якута осталась незамеченной, их по тем или иным причинам не учли фронтовые статистики.
«Achtung — Kulbert!»
Снайперское мастерство Иван Кульбертинов довел до совершенства. Он мог часами, иногда даже сутками просиживать в укрытии, стараясь ничем не выдавать себя. Помогало то, что он с детства привык бродить по тайге, выслеживать зверя. В трудные минуты боец представлял себе просторы родной олекминской тайги. Становилось легче. Вот отрывок из воспоминаний Ивана Николаевича: «Лежу вторые сутки в засаде, каждая жилка, каждый нерв напряжены — слежу за сараем, где расположились немцы… Вижу — подъехала повозка с боеприпасами. Ну, думаю, устрою вам фрицы ‘‘северное сияние’’! Немцы стали разгружать боеприпасы. Я подождал, пока они все ящики сняли с повозки, зарядил снайперку бронебойно-зажигательным патроном и послал ‘‘сладкий гостинец’’. Всё полетело вверх тормашками, поднялся огромный столб огня, дыма, пыли. Более десятка фашистов погибли от этого взрыва».
Говорят, после этого случая Иван-якут получил от немцев прозвище der sibirischen mitternacht («Сибирская полночь»). Фашисты нередко использовали его в предупреждениях, которые были развешаны в сёлах и некоторых городах Прикарпатья, где вела боевые действия военная часть Кульбертинова.
Гитлеровцы знали и боялись меткого снайпера, среди них ходили слухи, что он в одиночку мог расправиться с целым полком. В Чернигове у убитого немецкого офицера с опознавательными знаками «Ваффен СС» нашли неотправленное письмо, в котором отмечалось: «Большие потери несём от русского снайпера. Он преследует нас на каждом шагу, не даёт поднять нам головы. Сидим без воды и пищи, нет возможности выйти из блиндажа». В Мукачеве, в одном из кварталов города была обнаружена доска с надписью «Achtung — Kulbert! (Осторожно, Кульберт!)». В одном прикарпатском селе немцы вывесили предупреждение: «Achtung — Der sibirischen mitternacht! (Осторожно — сибирская полночь!)».
Бусхаа-могучий
В жизни Кульбертинов был небольшого роста — 1,54 метра, вес — 53 килограмма. Тем не менее в боевых условиях он всегда стремился быть одним из лучших в плане физической подготовки и по морально-волевым качествам. На родине за ним закрепилось прозвище Бусхаа (по-эвенкийски, «могучий»). Иван мог одним ударом кулака свалить с ног оленя, легко перебивал на две части толстенную жердь. В ранней молодости в поселковых драках был по-настоящему буен. Однажды на олекминском берегу Иван раскидал парней, которые обидели его земляков. На фронте также никому не давал спуску. Его неоднократно провоцировали на драку. Кульбертинов не уклонялся, бил противника резко, без лишних слов и переругиваний валил крепких здоровяков, которые были выше, казались сильными и мощными. Рассказывали, что в учебке, где устраивались состязания по прыжкам и борьбе, бойцу Кульбертинову не было равных. Низкорослый и кривоногий, он и бегал быстрее всех.
Казалось, в Бусхаа живет дух войны. В мирное время Ивана Николаевича неоднократно спрашивали: «Каково это — убивать людей? Мучит ли совесть?». На что он отвечал: «На войне я чувствовал себя, как на охоте. Для себя я внушил, что фашист — это настоящий зверь, которого нужно незамедлительно обезвредить». Его девиз — «Каждый фашист, которого я заметил, должен стать трупом!».
Один из подвигов Иван Кульбертинов совершил 8 октября 1943 года. В этот день продвижение наших войск было остановлено огнем трех немецких пулеметов. Тогда вперед выдвинулся снайпер-разведчик, меткими выстрелами он уничтожил пулеметные расчеты фашистов. Дальнейшее продвижение подразделениям Красной Армии было обеспечено без потерь. В ходе тяжелых боев под деревней Медвин, когда гитлеровцы прорывались к переправам, гвардеец Кульбертинов, поменяв свою снайперскую винтовку на карабин Мосина, первым поднялся в атаку с криком «За Родину!».
11 января 1944 года газета 4-го Украинского фронта «Сталинское знамя» писала о нем: «Лучший снайпер нашего фронта, гвардии старший сержант Кульбертинов отправил в могилу своего 232-го фрица». Однополчане с восхищением вспоминали, как на Моравско-Остравском направлении Кульбертинов победил в трех снайперских дуэлях. Его соперниками были опасные фашистские асы — штурмбанфюрер и двое оберштурмбанфюреров из егерского спецподразделения «Ваффен СС». Прямыми попаданиями в головы он сразил их одного за другим.
Наставник
Иван Кульбертинов был щедрым человеком. Он всегда стремился поделиться своими секретами с товарищами, обучал их охотничьему мастерству. Будучи на передовой, он сумел подготовить 35 высококлассных снайперов. Среди его учеников — Андрей Побережный, известный стрелок, на счету которого 50 фашистов. С ним легендарный Бусхаа чаще всего устраивал «охоту» на врага. Для этого применялась «приманка» — один из них приподнимал над окопом каску, а второй поражал противника, начинавшего стрелять по ней.
Своим ученикам Кульбертинов советовал никому не подражать, а искать собственные приёмы борьбы — не бояться ходить в тыл к неприятелю, самостоятельно находить новые позиции и способы маскировки.
Его правило — «не рубить топором там, где достаточно иголки» — мудрость-наставление, которое актуально не только для разведчиков в ходе боевых действий, но и в мирное время в любой сфере человеческой деятельности, в том числе в геологоразведке и при добыче полезных ископаемых.
За славой и почестями не гонялся
Войну Иван Николаевич окончил в Чехословакии. За ратные подвиги и заслуги сержант гвардии Кульбертинов награждён именной оптической винтовкой, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени, Красной Звезды, Красного Знамени. А также медалями «За боевые заслуги», «За отвагу», «За победу над Германией». Два раза на него готовилось представление к званию Героя Советского Союза. К сожалению, по неизвестным причинам он так и не удостоился его. Как говорят земляки, Иван Николаевич, будучи скромным человеком, никогда не гонялся за славой и почестями, он считал ниже своего достоинства продвигать свои интересы, что-то доказывать. Хотя, по данным военных историков, Кульбертинов занимает 6-е место среди 87 Героев Советского Союза — снайперов.
Мирное время
В сентябре 1947 года, после восстановления Праги, Иван Кульбертинов вернулся в родное село, в Олекминский район. Устроился работать на звероферму охотником-промысловиком. Известно, что только за одну зиму 1947–1948 годов он добыл и сдал государству 900 шкур белок. За время работы в совхозе его промысел составил 32 лося, восемь медведей, 2500 белок, 86 соболей. Уже будучи на пенсии, в 1979 году Иван Николаевич помог совхозу «Токкинский» избавиться от стаи волков, наносившей огромный вред оленьим стадам. В тот год знаменитый снайпер добыл шкуры 11 серых разбойников.
Жизнь свою Иван Кульбертинов прожил скромно. Редкие подарки, которые за заслуги ему вручали руководители района и республики, он раздаривал родне. Сердце большого человека, легендарного Бусхаа перестало биться 13 февраля 1993 года. Позже в Олекминске был установлен памятник снайперу Ивану Николаевичу Кульбертинову, в Якутске появилась улица его имени. А в октябре 2020 года в столице Республики Саха на территории парка Победы был открыт еще один памятник народному герою. Инициатива его строительства возникла в 2017 году, в год 100-летнего юбилея Кульбертинова. Тогда в комитете по вопросам коренных малочисленных народов Севера была объявлена акция «Памятнику народному герою быть». В ходе этой акции, которая охватила все районы Якутии, люди собрали более 1,5 млн рублей. Бюджетом региона было выделено 8 млн 200 тыс. рублей. В создании памятника принял участие сын героя Иван Иванович Кульбертинов, а также представители Ассоциации малочисленных народов Севера и Олекминского района.
«Сегодня мы открываем памятник народному герою, — сказал на церемонии открытия председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Петр Гоголев. — Память о той войне и подвиге нашего народа, в том числе Ивана Кульбертинова, будет всегда жива, пока Якутия, народ Якутии об этом помнят».