Минприроды предложило значительно увеличить финансирование геологоразведочных работ (ГРР) со стороны государства, чтобы выставлять на аукционы не ресурсы, а запасы недр. Об этом 10 июля 2021 года сообщил глава ведомства Александр Козлов. По его словам, нужно увеличивать объемы геологоразведки в связи с тем, что именно этот этап является сложным и связан с огромными рисками, поэтому их на себя должно брать государство.
По мнению министра природных ресурсов и экологии, на аукционе нужно продавать не ресурсы, доходы от которых составляют миллионы рублей, а запасы, которые могут принести миллиарды рублей. В новой программе «Воспроизводство и использование природных ресурсов» Минприроды предложило совместно с Минэкономразвития и Минфином проработать и серьезно увеличить финансирование на геологоразведку на ранних этапах поиска.
Министр подчеркнул, что в настоящее время фонд перспективных площадей для изучения не соответствует существующему спросу. Так, например, по данным Минприроды, в 2020 году по твердым полезным ископаемым было выдано 2187 лицензий, по углеводородам — 172 и 516 на подземные воды. Таким образом, на геологоразведку недропользователи вместе с государством тратят 380 млрд рублей. На нераспределенный фонд государство тратит 11 млрд рублей.
По данным Роснедр, в последние годы уровень платежей за право пользования недрами составляет 40–50 млрд рублей. При этом отмечается, что в отдельные годы эта сумма доходила до 120 миллиардов.
Тенденция — «один к тридцати»
В последнее время структура затрат на ГРР постоянно меняется в сторону увеличения частного капитала. Доля государства остается стабильной, более того, наблюдается тенденция к снижению, что не оправданно, полагают в Роснедрах.
В 2020 году бюджетное финансирование геологоразведки твердых полезных ископаемых, по данным Федерального агентства по недропользованию, составило 4,9 млрд рублей. На 2021 год планируется выделить 4,7 млрд рублей. Для углеводородного сырья в 2020 году было отпущено 13,4 млрд руб., а в 2021 году — 11,86 млрд рублей.
В Роснедрах отмечают, что нужно увеличить объем государственных вложений, особенно на ранней стадии работ. Сейчас лицензий выдается в три-четыре раза больше, чем до введения заявительного принципа (лицензию получает первая компания, подавшая документы).
Привлечение денег в проект — это половина дела, подчёркивают в Роснедрах. Во всём мире происходит так называемый кризис открываемости месторождений. Текущая статистика открытия месторождений класса медиум и выше — один к ста. То есть открываются они только по одному проекту из ста. В России, как отмечают в агентстве, — по одному проекту из тридцати. При этом подчёркивается, что важно сохранить тенденцию — «один к тридцати».
Малые и средние компании пытаются найти месторождения и приступить к добыче углеводородов. Чтобы повысить открываемость таких месторождений, в Роснедрах считают необходимым обеспечить реализацию комплекса государственных работ, который позволил бы снизить риски компаний. Геологическая служба Роснедр, по мнению её руководителей, располагает большим штатом квалифицированных специалистов, которые в ряде случаев имеют более высокую квалификацию, чем те, кто работает в этих компаниях.
С именами советских маршалов
Как отмечают в Роснедрах, в нефтегазоносных провинциях продолжается работа со старыми месторождениями. Уточняются запасы, повышается коэффициент извлечения нефти, газа, что является мировой тенденцией в условиях кризиса и низких цен на сырье. Это связано с тем, что значительные средства уже вложены в их инфраструктуру.
В 2020 году, по данным Роснедр, в России было открыто 33 месторождения углеводородного сырья. В агентстве из года в год увеличиваются средства, которые направляются на поиски новых месторождений. Это происходит главным образом на севере России — в Арктической зоне, на востоке Якутии, в дальневосточных и арктических морях. Здесь в последнее время произошли значительные открытия.
В 2020 году в Карском море обнаружено новое арктическое месторождение. В честь 75-летия Победы, а также в память о великих полководцах ему присвоено имя Маршала Жукова. Газовое месторождение было открыто по результатам поисково-оценочного бурения на структуре «Викуловская» на лицензионном участке «Восточно-Приновоземельский-1». Глубина скважины составила 1621 метр. По действующей классификации запасов участок относится к категории уникальных. Его запасы оценены в 800 млрд кубометров.
В конце прошлого года на государственный баланс поставлено ещё одно уникальное месторождение в Карском море. Ему присвоено имя Маршала Рокоссовского.
Его запасы газа оцениваются в 514 млрд куб. м, а конденсата — 53 млн тонн. Оно было открыто в результате разведочного бурения на Восточно-Приновоземельском-2 лицензионном участке.
Всего на трех Восточно-Приновоземельских участках Карского моря обнаружено более 30 перспективных структур. Результаты бурения показывают их высокую нефтегазоносность. По объему ресурсов новая провинция может превзойти Мексиканский залив, бразильский шельф, арктический шельф Аляски и Канады, а также крупнейшие провинции Ближнего Востока, считают в «Роснефти».
РЕКОРДСМЕН-2020
Самое крупное месторождение газа, открытое в 2020 году, расположено в Карском море. По данным Роснедр, его извлекаемые запасы по категории С1 составляют 72,733 млрд куб. м, по категории С2 — 129,724 млрд кубометров. В честь юбилея Победы в Великой Отечественной войне оно получило название 75 лет Победы.
Месторождение расположено в юго-западной части континентального шельфа Карского моря, в 5 км от северо-западного побережья полуострова Ямал, в пределах Скуратовского и Белоостровского лицензионных участков. В непосредственной близости находится разрабатываемое Бованенковское месторождение.
Лицензии на право геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых получены «Газпромом» в 2016 году. В пределах участков выполнено 7095 кв. км сейсморазведочных работ МОГТ 3D (исследование методом общей глубинной точки).
В 2019 году в пределах южной части Скуратовского поднятия пробурена поисково-оценочная скважина № 1 Скуратовская, которая вскрыла отложения танопчинской свиты нижнего мела. Глубина забоя составила 2500 метров. В целом начальные извлекаемые запасы свободного газа на месторождении оценены в 200 млрд кубометров.
Новые газовые месторождения
На Ленинградском месторождении Ямальского центра газодобычи в прошлом году открыта новая газовая залежь. Разведочной скважиной получен промышленный приток газа дебитом 600 тыс. куб. м в сутки. Это четвертое крупное открытие «Газпрома» на шельфе полуострова Ямал в Карском море за последние два года. Текущие извлекаемые запасы газа оцениваются в 1,9 трлн куб. м и относятся к категории уникальных.
В 2019 году на шельфе полуострова Ямал в Карском море открыты месторождения имени В. А. Динкова и Нярмейское.
Перспективное газоконденсатное месторождение обнаружено в пределах Мурбайского лицензионного участка в Ленском районе Республики Саха (Якутия). Эксперты высоко оценивают потенциал этого участка и возможность включения объекта в ресурсную базу магистрального газопровода «Сила Сибири». Согласно данным первого оперативного подсчета, начальные извлекаемые запасы газа на новом месторождении составляют 27 млрд кубометров.
Оператором по разведке месторождения является неф-тегазовая компания «РНГ». Месторождению было решено присвоить имя Ивана Меньшикова — бывшего генерального директора «РНГ», ушедшего из жизни летом 2019 года.
Крупное газовое месторождение в 2020 году открыто на территории Олекминского района республики Саха (Якутия). Месторождение решили назвать в честь выдающегося якутского снайпера Ивана Кульбертинова
Ресурсы участка, по данным Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института, по состоянию на 1 января 2009 года составляют: нефть (извл.) категория D2 — 12,3 млн т, газ категория D2 — 39,7 млрд кубометров.
Западно-Иркинское месторождение
Говоря о нефтяных месторождениях, в Роснедрах отмечают, что уже не осталось легких запасов. В своё время они были на Каспии, но давно закончились. В этой связи значимым событием стало открытие Западно-Иркинского месторождения в Таймырском (Долгано-Ненецком) районе Красноярского края. Его запасы составляют 511 млн тонн.
В 2020 году пробурена поисково-оценочная скважина Западно-Иркинская № 31. Был выполнен расширенный комплекс ГИС, гидродинамические исследования с опробованием пластов с применением оборудования «Сатурн». По результатам выполненных в пределах участка геологоразведочных работ выявлены залежи нефти в нижнемеловых отложениях: в пластах Сд10 (суходудинская свита) и Нх4–3 (нижнехетская свита), что позволило открыть новое Западно-Иркинское месторождение.
В Роснедрах обращают внимание на то, что к такому открытию шли целенаправленно, поставив в 2012 году задачу исследовать эту нефтегазоносную провинцию. Как полагают эксперты, открытия на этом участке еще не закончились.
Новые нефтяные месторождения
На шельфе Охотского моря в 2020 году открыто месторождение углеводородов. Его геологические запасы, по оценкам, превышают 137 млн т нефтяного эквивалента. Новое месторождение назвали Тритон — по имени античного морского бога, сына Нептуна.
Тритон находится на Баутинской структуре Аяшского лицензионного участка. Решение о бурении было принято на основании глубокого геологического изучения региона, интерпретации данных сейсморазведки 3D, а также ранее успешного опыта бурения. В 2017 году здесь было открыто месторождение Нептун, одно из крупнейших на сахалинском шельфе. Его запасы составили 415 млн т нефти по категориям С1+С2.
В том же 2020 году на границе Красноярского края и Ямало-Ненецкого автономного округа открыто Новоогненное месторождение. Его извлекаемые запасы составляют более 20 млн т нефти и около 1 млрд куб. м газа.
Два новых месторождения углеводородов — Ягодное и Рощинское также обнаружены в начале 2020 года. Они расположены на территории Новосергиевского района и Сорочинского городского округа. По предварительным данным, их суммарные геологические запасы составляют более 2 млн тонн.
Восточная и Западная Сибирь
В Восточной Сибири, в юго-западной её части, где проходит газопровод «Сила Сибири», начали проводить геологоразведочные работы. Даже здесь территория недостаточно изучена, отмечают эксперты. По мнению геологов, не до конца понятен генезис образования месторождений, условия залегания и другие аспекты геологии этого региона.
Большим событием стала реализация проектов нефте- и газопроводов, трассы которых прошли в Восточной Сибири. Это означает, что в регионе появилась инфраструктура, а значит, начнётся подробное исследование этих территорий, что даст обширный материал для изучения и анализа. Здесь ожидаются большие открытия, особенно в северной части Восточной Сибири.
Западно-Сибирская провинция не до конца исследована. Как говорят эксперты, сколько ее ни изучай, все равно останутся «белые пятна», разобраться с которыми можно будет, когда появится новый инструментарий.
Богатства Арктики — вопросов больше, чем ответов
В Минприроды считают, что необходимо повышать темпы геологоразведки, чтобы сканировать новые территории. В частности, речь идёт о развитии северных участков, освоении Мирового океана и континентального шельфа в труднодоступных местах Арктики. Либерализация доступа к арктическому шельфу может ускорить процесс его освоения. Но как это можно сделать, когда в области технологий придонной добычи пока ничего не поменялось.
В Арктике на морском дне имеются глубокие следы, оставленные дрейфующими айсбергами, которые весят сотни тысяч тонн. Если такой айсберг пройдется по обвязке нефтегазовой скважины, катастрофа неминуема.
Сейчас, как отмечают отраслевые эксперты, с одной стороны, можно было бы приступить к добыче на арктическом шельфе, но, с другой стороны, не ясно как при этом обеспечить безопасность и сколько средств для этого потребуется.
Вести промышленное освоение месторождений, расположенных в западном секторе Арктики, проще, чем в восточном, в силу ледовой обстановки, отмечают в Роснедрах. В восточный сектор невозможно зайти по технологическим причинам. Пока нет технологий, которые гарантированно обеспечивали бы безопасность промышленной эксплуатации нефтегазовых месторождений в этой зоне. Определяющим фактором для скорости вовлечения в промышленную разработку месторождений в арктических морях являются технологии. При этом здесь сосредоточены большие запасы как нефти, так и газа. Согласно оценкам «ВНИИ Океанология», геологические запасы акваторий восточного сектора Арктики составляют 43,7 млрд т условного топлива, а извлекаемые — 8,8 млрд тонн.
Геология — это творческая специальность
Эффективность работы российских геологов определяется успешностью добывающей отрасли и стабильностью ее работы. В Роснедрах отмечают, что даже пандемия не сильно повлияла на эту стабильность. И в таких условиях геологоразведка стабильно даёт стране нефть, газ и уголь.
По мнению бывшего руководитель федерального агентства по недропользованию Евгения Киселева, геология, как профессия, имеет огромное и бесконечное будущее. Он считает, что геология — это не ремесло, а творческая специальность. В ряде случаев, в том числе при открытии месторождений, приходится опираться не только на знания, но и на собственное предчувствие, полагает геолог.
При текущем уровне развития технологий извлекаемых запасов, согласно оценке Киселева, нефти хватит на 58 лет. Рентабельных из них, в соответствии с данными инвентаризации запасов, — на 19 лет. Но это условные, индикативные показатели. С развитием технологий этот рубеж будет постоянно отодвигаться.
С запасами газа в Роснедрах не видят проблем. Сейчас повышается коэффициент извлечения газа, работы ведутся на больших глубинах, на стратиграфическом уровне, где сложнее работать. Истощаются ресурсы в традиционных регионах газодобычи, и поэтому появляются новые ориентиры — север Арктики, Восточная Сибирь, Ямал — где создается новая транспортная и добывающая инфраструктура. Запасы газа, по мнению Евгения Киселева, обеспечат Россию при любых сценариях развития экономики более чем на 60 лет.