Формирование системы регулирования промышленных данных — первоочередная задача для ТЭК. Минэнерго России выделяет два ключевых вызова:
- Отсутствие правового регулирования рынка промышленных данных и возникающие в связи с этим проблемы передачи, обмена, реализации, обработки указанных данных у субъектов деятельности в сфере промышленности и органов государственной власти (в том числе на решение указанной проблемы направлено поручение заместителя председателя правительства РФ от 26.11.2020 № ДЧ-П10–15 481 о разработке проекта федерального закона «О промышленных данных»);
- Необходимость обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке российских организаций ТЭК, в том числе за счет снижения производственных издержек и оптимизации бизнес-процессов на основе внедрения технологий искусственного интеллекта, для обучения которого необходимы данные.
До конца 2021 года |
Разработана концепция развития рынка промышленных данных, проект ФЗ «О промышленных данных», подзаконные акты (стандарты, правила оборота данных, банк данных) |
В рамках пилота разработаны отечественные инструменты гибридного моделирования, обеспечивающие сквозное управление на основе цифровых двойников |
К 2024 году |
Рост добычи до 15% за счет оптимизации планирования разработки, подбора оптимальных параметров бурения и обработки скважин |
Сокращение затрат на добычу до 20% за счет оптимизации режимов работы погружного оборудования и предиктивного обслуживания |
Для 100% отраслевых компаний сокращение OPEX производственных операций до 20% |
К 2030 году |
Для 100% отраслевых компаний сокращение CAPEX до 10% при обустройстве месторождений |
Рост производительности труда в нефтегазовой отрасли на 20% |
Сокращение затрат на логистику по северным морским путям на 15% за счет прогноза ледовой обстановки |
Создана и внедрена линейка отечественного отраслевого ПО (не менее чем 50% покрытия) для 100% предприятий нефтегазовой отрасли |
Сокращение затрат времени на осмысление и обработку информации на 43% |
Рост производительности труда в отраслях ТЭК на 132% |
Минэнерго совместно с Минцифры и представителями промышленной отрасли, включая «Роснефть», «Россети», «Росатом», уже разрабатывают закон о промышленных данных. По состоянию на начало июня создана концепция и подготовлен первый черновой вариант документа.
В Минэнерго структуру федерального закона видят следующим образом: правила обмена данными (понятие промышленных данных, классификация данных, права на данные, общие принципы оборота данных, требования по локализации данных, регулирование), актуализация требований технического регламента (переход на 100% цифровой обмен и повышение доверия контрольно-надзорных органов), система регулирования промышленных данных (ответственные федеральные органы исполнительной власти и отраслевые центры компетенций), регулирование облачных технологий (стандарты безопасности и качества услуг), стандарты промышленных данных (гармонизированные с мировыми стандартами).
Еще одним приоритетом цифровизации является роботизация нефтегазовой отрасли.
Среди ключевых вызовов:
- Необходимость снижения производственных травм на «опасных» производственных объектах;
- Увеличение количества труднодоступных месторождений, не позволяющих в должной мере обеспечить сохранность здоровья рабочего персонала;
- Повышение производительности труда.
До конца 2021 года |
Правительством РФ утверждена Концепция роботизации нефтегазовой отрасли |
Создан и функционирует Центр компетенции для реализации инициатив Концепции |
К 2024 году |
Реализация инициатив внедрения робототехнических решений в отрасли с общим подтвержденным экономическим эффектом >10 млрд руб. |
К 2030 году |
80% робототехнических решений для нефтегазовой отрасли разработаны и произведены в РФ |
Снижение числа аварий в нефтегазовом секторе на 11% |
К приоритетам цифровизации можно также отнести открытие цифровой платформы.
Среди ключевых вызовов:
- Отсутствие единых стандартов обмена данными в отраслях ТЭК;
- Необходимость обеспечения конкурентоспособности на мировом рынке российских организаций ТЭК, в том числе за счет снижения производственных издержек и оптимизации бизнес-процессов на основе внедрения технологий искусственного интеллекта, для обучения которого необходимы данные.
До конца 2021 года |
Разработан манифест открытой цифровой платформы ТЭК |
К 2024 году |
Эталонная реализация открытой платформы ТЭК (доступная участникам ТЭК) |
Проведены предварительные испытания системы и опытная эксплуатация, сформированы предложения по изменению нормативно-правовой системы |
Создана открытая платформа для разработки цифровых сервисов |
К 2030 году |
Обеспечена доступность обмена (законодательно и технически) промышленными данными в цифровой форме между участниками отрасли и с государством (ЮЗЭДО) |
Не менее двух ключевых организаций ТЭК перевели не менее 50% процессов взаимодействия с экосистемой (государство, клиенты, подрядчики) в цифровой формат |
Создана линейка отечественного отраслевого ПО, покрывающая процессы взаимодействия участников |
Не менее 70% ключевых организаций ТЭК перешли на цифровой формат работы (ЮЗЭДО) с экосистемой, предоставили открытые API для интеграции цифровых решений, внедрили рассчитываемые онлайн метрики ESG |
Консолидированный объем экономии затрат субъектов за счет отраслевых усилий по созданию открытой цифровой платформы составит не менее 766 223,95 тыс. руб. на горизонте реализации инициативы |
К приоритетам можно отнести цифровую промышленную безопасность в ТЭК.
Среди ключевых вызовов:
- Необходимость снижения смертности и производственного травматизма, в том числе в угольной промышленности;
- Сокращение времени реагирования на устранение последствий внештатных ситуаций → снижение негативного влияния на экологию;
- Отсутствие доступа к качественному медицинскому обслуживанию у более чем 60 тыс. сотрудников организаций ТЭК.
До конца 2021 года |
Телемедицина для удаленных работников |
К 2024 году |
Приняты нормативно правовые акты, обеспечивающие функционирование платформенного решения сбора и анализа данных технического состояния инфраструктуры и персонала ТЭК |
Создан полигон для испытания цифровых технологий безопасности |
К 2030 году |
Снижение производственного травматизма на 70% |
Снижение потерь от аварийности на производстве на 50% |
Сокращение очных проверок государственными и органами на 30% за счет цифрового мониторинга и контроля |
Снижение численности пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, человек (2023 год относительно 2021 года) — на 6%, из них со смертельным исходом на 11% |
Сокращение числа человеко-дней нетрудоспособности у пострадавших с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом (2023 год относительно 2021 года) — на 4% |
Сокращение численности пострадавших, частично утративших трудоспособность и переведенных с основной работы на другую на 1 рабочий день и более в соответствии с медицинским заключением, человек (2023 год относительно 2021 года) — на 15% |
Снижение численности лиц с установленным в отчетном году профессиональным заболеванием, человек (2023 год относительно 2021 года) — на 2% |