На протяжении почти 70 лет советские нефтяники боролись за выполнение и перевыполнение плановых показателей; сняв «сливки» на одном перспективном участке, они вскоре переходили на другой, оставляя в недрах более 65% запасов нефти. Согласно оценке экспертов Ассоциации независимых нефтегазодобывающих организаций «АссоНефть», с 1965 года в российских недрах брошены 15 млрд т потенциально извлекаемых запасов.
Тенденция к снижению среднесуточного дебита
В последние годы дебиты нефтяных скважин (скважина дебит) имели тенденцию к снижению. Согласно данным «ЦДУ ТЭК», в 2020 году в среднем на каждую скважину, находящуюся в эксплуатационном фонде нефтедобывающего предприятия (добыча нефти), приходилось 7,84 т нефтяного сырья в сутки. В 2019 году этот показатель составлял 8,61 т нефти в сутки. Судя по всему, средний дебит эксплуатационных скважин будет снижаться и дальше, к 2030 году, считают эксперты «АссоНефти», он может сократиться до 5,4 т в сутки.
В какой-то мере нерачительному отношению к богатствам, которыми наделила нашу землю природа, способствовало отсутствие необходимых технологий, позволяющих вести разработку более глубоких пластов, успешно бороться с обводненностью скважин. Такие технологии появились сейчас. Но для их применения нужны серьезные инвестиции, а также определенные преференции со стороны государства. Понятно, что в каждом конкретном случае нужно учитывать различные специфические факторы. Но как уверяют специалисты: игра стоит свеч, поскольку увеличение КИН даже на 1% равносильно открытию нового месторождения нефти, а рост его на 5% соответствует дополнительной добыче нефти в 90 млн т в год.
Об эксплуатационном фонде скважин
Согласно методическим указаниям по наблюдению за эксплуатацией нефтяных скважин, утвержденным Госкомстатом России и согласованным с Минэнерго, вводом нефтяных скважин в эксплуатацию следует считать момент, когда принятая на баланс юридического лица, осуществляющего добычу нефти и зачисленная в эксплуатационный фонд, нефтяная скважина освоена, подключена к промысловому нефтесборному коллектору, установлен режим ее работы, и она пущена в промышленную эксплуатацию для добычи нефти. С этого момента скважина находится в действующем фонде и ведется ежесуточный учет показателей ее работы в документах первичного учета.
Эксплуатационный фонд нефтяных скважин подразделяется на скважины, дающие пpодукцию, и неработающий фонд скважин. Отдельной графой в статистике учитывается бездействующий фонд скважин, к которому относят скважины, не дававшие продукцию в последнем месяце отчетного периода. Здесь же учитываются скважины, переведенные из других категорий, эксплуатировавшиеся ранее на нефть и находящиеся на конец отчетного периода в освоении или ожидании освоения после проведения в них ремонтно-изоляционных, опытно-исследовательских и других восстановительных работ.
К нефтяным скважинам, введенным в эксплуатацию из бездействия, относятся те скважины, которые в отчетном периоде восстановлены из бездействия с прошлых лет, то есть только те скважины, которые в прошлые годы эксплуатировались на нефть, но были остановлены до 1 декабря предыдущего года и на 1 января отчетного года находились в бездействующем фонде.
По данным «ЦДУ ТЭК», в марте 2021 года в эксплуатационном фонде нефтедобывающих скважин по нефтяной отрасли России насчитывалось 178 659 скважин. По сравнению с февралем их количество увеличилось на 426 единиц.
На 1 января 2021 года эксплуатационный фонд составлял 178 712 скважин, что на 1737 ед. (–1%) меньше, чем годом ранее (сравнение с 1 января 2020 года).
Неработающий фонд скважин по нефтяной отрасли в декабре 2020 года по сравнению с декабрем 2019 года увеличился на 16 736 ед. (+65,7%) и составил 42 220 скважин, или 23,6% эксплуатационного фонда.
Заброшенные скважины
Кроме эксплуатационного, неработающего и бездействующего фондов существуют еще так называемые заброшенные скважины, о которых в официальной статистике нет данных. А меж тем, по мнению экспертов «АссоНефти», проблема бесхозных скважин имеет место с советских времен.
Огромное число нефтяных скважин, пробуренных в годы пятилеток, сегодня находятся в плачевном состоянии, представляя угрозу как для окружающей среды, так и здоровью российских граждан. В 1990-е годы, в ходе приватизации, об этих скважинах каким-то загадочным образом «забыли», их не поставили на баланс новых недропользователей. По некоторым оценкам, в России насчитывается не менее 13 тыс. нефтяных и газовых скважин, которые вроде бы и числятся в государственных ведомостях, но в хозяйственный оборот уже вряд ли когда-то будут вовлечены. Вызывает беспокойство тот факт, что эти скважины не переданы в собственность, а значит, за них никто не отвечает.
В 2015 году Росимущество заявило о 1,8 млн брошенных казенных скважин, которые бурились для различных целей. Как оказалось, на правительственном уровне этой проблемой озабочены достаточно давно, но дальше разговоров дело так и не продвинулось. В СМИ уже сообщали, что самое большое количество бесхозных скважин — около 800 ед. — в Ямало-Ненецком автономном округе. В 2016 году в Оренбургской области было выявлено более 70 заброшенных нефтяных скважин. В 2018 году на территории Республики Коми насчитывалось 4,5 тыс. таких же скважин, из них почти 2 тыс. в нераспределенном фонде недр. 85 бесхозных скважин на территории Ухты находятся прямо под жилыми постройками, 170 ед. расположены в особо охраняемых природных территориях, а также по берегам рек. В Тюменской ассоциации нефтегазосервисных компаний отмечают низкий уровень работы по консервации скважин. Только в Тюменской области насчитывается 10 тыс. ед. плохо законсервированных нефтегазовых выработок.
Что можно сделать?
Предложений на этот счет достаточно. Но все разбивается о несовершенство нормативно-правовой базы и налогового законодательства. В результате нефтяные компании вынуждены вести выборочную отработку запасов только в тех пластах, которые считаются наиболее продуктивными на осваиваемом месторождении. В проектных документах отмечено, что недропользователь обязан выработать определенную долю запасов. Но в сложившихся условиях нефтедобывающие предприятия считают экономически нецелесообразным эксплуатировать скважины с дебитами менее 3 т в сутки. Всё это влечет за собой рост объемов невыработанных запасов, а также сокращение коэффициента нефтеотдачи.
Есть мнение, что бесхозные скважины надо передать в безвозмездное пользование нефтяным компаниям. Но тут все опять упирается в финансирование, поскольку никакое частное предприятие не возьмет на себя такую нагрузку без соответствующей поддержки из государственного бюджета.
Хотя наверняка среди них нашлись бы желающие работать даже с низкорентабельными скважинами. Для этого, по мнению специалистов, необходимо принять ряд мер, среди которых:
- обнуление НДПИ на скважины с обводненностью выше 97%;
- введение дифференцированного налога;
- законодательное разрешение выйти на нефтяной рынок малым и средним предприятиям бизнеса;
- поддержка желающих разрабатывать ТРИЗы.
Нужно заметить, что в Соединенных Штатах средний дебит 583 тыс. действующих скважин не превышает 1,5 т нефти в сутки, а 75% эксплуатационного фонда работает с дебитом менее 1 т в сутки. Там подход совершенно другой: благодаря гибкой налоговой политике в стране на протяжении 60 лет поддерживается достаточно высокий уровень добычи нефти: 350–400 млн т в год.
Проблему заброшенных скважин в США решают малые нефтедобывающие компании, которые работают со старыми выработками, стараясь выжать из них максимум нефтяного сырья. При этом они имеют государственную поддержку. Результат на лицо: малый бизнес обеспечивает почти треть всей добычи нефти в стране.
В России такой подход не самый популярный, поскольку малых предприятий-нефтедобытчиков, имеющих достаточное техническое оснащение, немного. А значит, чтобы решать проблему, сначала нужно сформировать пул действительно независимых от ВИНК и высокотехнологичных малых предприятий. А это, как говорят, время и деньги. Но все же стоит надеется, что, как в фильме «Джентльмены удачи», нам не придется констатировать: «КИНа не будет».