Планы России по освоению Арктической зоны, в том числе ее углеводородных ресурсов, могут нести ущерб природе региона, отметил заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев в ходе первого заседания межведомственной комиссии по Арктике, которое состоялось 25 марта 2021 года. В частности, на мероприятии обсуждались меры по реализации стратегии развития Арктической зоны до 2035 года и по сохранению экологии Арктики.
Безопасность арктического региона
Говоря о необходимости уделять особое внимание повышению безопасности арктического региона, Дмитрий Медведев подчеркнул, что речь идёт не только об укреплении вооруженных сил, расположенных на территории, но и о бережном отношении к вопросам экологии. Сегодня планы развития Арктической зоны России связаны с освоением нефтегазовых месторождений на побережье и шельфе арктических морей, с созданием новых промышленных объектов и транспортных коридоров.
Чтобы не допустить ущерба природе Арктики, здоровью живущих здесь людей, планируется рассмотрение мер по сохранению экологической стабильности в регионе, его защите от техногенных катастроф. Также речь идёт о снижении рисков, связанных с изменением климата.
ГЭЭ в Арктике
В то же время, в ходе совещаний в Главгосэкспертизе, представители нефтегазовой отрасли обратили внимание на проблему, связанную с проведением государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) в Арктике. По мнению специалистов проектного и научно-исследовательского института «Гипротюменнефтегаз», ГЭЭ отдаляет начало проведения работ по национальным проектам в Арктике как минимум на год. Представители института отмечают, что направили множество обращений президенту, председателю правительства РФ, в Государственную Думу, в которых указывалось на эту проблему, и что реализация всех национальных проектов в Арктической зоне приостанавливается на длительный срок.
По данным Минприроды, проведение государственной экологической экспертизы составляет 60 дней и 30 дней на возможное продление. Но, как отмечают специалисты «Гипротюменнефтегаза», по факту на прохождение процедуры с учетом регламента уходит не меньше года из-за необходимости проведения общественных слушаний в три этапа, и, возможно, больше из-за необходимости повторного прохождения экологической экспертизы после внесения изменений в проект уже Главгосэкспертизой.
Говоря о новых инвестиционных проектах в северных регионах, эксперты компании «ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь» отмечают, что с учетом обязательных процедур общественных слушаний, экологической экспертизы, а также рассмотрения проектной документации Главгосэкспертизой, общие сроки прохождения экологической и Главгосэкспертизы по объектам компании выросли в среднем до одного года.
Избыточные требования
Руководители «Роснефти», «ЛУКОЙЛа» и «Газпром нефти» в январе направили письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в котором обратили внимание на проблему, связанную с экологической экспертизой, касающуюся всех проектов в Арктике.
По сведениям ряда СМИ, нефтяные компании предложили не проводить государственную экологическую экспертизу проектной документации буровых скважин. ВИНК считают это требование избыточным и опасаются, что длительные процедуры могут затормозить ввод месторождений в разработку, что помешает достичь грузооборота Севморпути в 80 млн т в 2024 году.
В 2020 году вместе с законом о господдержке арктических проектов были приняты и изменения в закон об экологической экспертизе (подпункт 7.9 статьи 11), согласно которым с августа 2020 года проектная документация всех объектов капитального строительства в Арктике должна проходить ГЭЭ.
Главы нефтяных компаний просили премьер-министра РФ Михаила Мишустина дать указание Минприроды России максимально оперативно проработать возможность внесения изменений в законодательство. Это связано с тем, что уже имеется определенный накопленный объем документации, которая позволяет отчитываться по реализуемым проектам.
В Минприроды пояснили, что обычно бурение отдельных скважин не проходит ГЭЭ, а экспертиза производится для проекта обустройства месторождения в целом. Новая же поправка к закону об экологической экспертизе обусловлена особенной экологической чувствительностью арктической природы и длительностью восстановления хрупких арктических экосистем, отметили в министерстве. При этом в ведомстве заявили, что поддержали законодательные инициативы о том, чтобы вывести из-под ГЭЭ буровые скважины в Арктике.
Губернаторы арктических регионов просили не проводить экспертизу на социальные объекты, на транспортную инфраструктуру в населенных пунктах и межмуниципальные дороги, если эти объекты не несут существенной экологической опасности и располагаются за пределами особо охраняемых природных территорий. Минприроды подчеркнуло, что перечень объектов в Арктике, по которым не нужно проводить экологическую экспертизу, определит правительство РФ.
В министерстве природных ресурсов и экологии сообщили, что на неарктических территориях проектная документация буровых скважин исключена из объектов ГЭЭ. Ведомство прорабатывает законопроект, предусматривающий аналогичное исключение из объектов ГЭЭ на арктических территориях.
Мнение региональных законодателей
Государственное собрание Якутии направило в Госдуму РФ отзыв на законопроект, который исключает проведение ГЭЭ проектной документации при строительстве объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также буровых скважин в Арктике. Якутия просит сохранить региональный контроль.
Отзыв на законопроект (N1 102 740–7) опубликован в электронной базе данных парламента. Документ был внесен группой депутатов в феврале, он предлагает исключить проведение ГЭЭ объектов социальной и транспортной инфраструктуры, перечень которых установит правительство. Данные объекты при этом не должны быть включены в I и II категории объектов, которые оказывают негативное влияние на окружающую среду.
Одновременно предлагается исключить проведение ГЭЭ для проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, который предоставлен пользователю недр для геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа.
В своем отзыве парламент Якутии отмечает, что объекты социальной и транспортной инфраструктуры, возводимые в Арктике, не подлежат региональной государственной экологической экспертизе, а, значит, при их строительстве и эксплуатации может возникнуть экологическая опасность. Для минимизации рисков предлагается установить норму, согласно которой строительство и реконструкция объектов социальной и транспортной инфраструктуры, не подлежащих федеральной ГЭЭ до его утверждения правительством, должно согласовываться с региональными властями.