Федеральный закон «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят 13 июля 2020 года №207-ФЗ. Он регулирует вопросы, касающиеся предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и направлен на предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций, подобных разливу дизельного топлива в Норильске.
Новый закон, в частности, обязывает компании, которые занимаются геологическим изучением, добычей нефти, переработкой нефти, транспортировкой нефти и ее хранением, до 1 января 2024 года утвердить планы предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Эти планы, а также вносимые в них изменения должны быть согласованы с Росприроднадзором.
Кроме того, закон обязывает компании иметь финансовый резерв для исполнения планов предупреждения и ликвидации нефтеразливов, а также средства на полное возмещение вреда окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан в результате разливов нефти и нефтепродуктов.
Закон также устанавливает обязанности эксплуатирующей организации и порядок действий федеральных органов исполнительной власти при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов. Предусматривается, что правительством должны быть установлены требования к составу и оснащению аварийно-спасательных служб, участвующих в мероприятиях по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Федеральный закон вносит корреспондирующие изменения в федеральные законы «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», а также устанавливает переходные положения.
Законопроект был внесен правительством и принят в первом чтении еще в марте 2018 года и с тех пор проходил согласование ко второму чтению, но после аварии в Норильске было решено вернуться к его рассмотрению.
Порядок доступа к экологической информации
Федеральный закон, который определяет порядок доступа к экологической информации «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принят Госдумой 16 февраля 2021 года. Затем одобрен Советом Федерации 3 марта и подписан президентом РФ Владимиром Путиным 9 марта 2021 года.
Теперь органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать в открытом доступе — на своих сайтах или через государственные информационные системы — данные о состоянии окружающей среды. В частности, речь идет об атмосфере, данных о почвах и водных объектах, радиационной обстановке, обращении с отходами и мерах по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Порядок публикации экологической информации будет определять правительство России. В законе уточняется, что доступ к данным об экологии может быть ограничен только в случае, если, согласно российскому законодательству, сведения отнесены к государственной тайне.
Против парниковых газов
В ноябре 2020 года президент России Владимир Путин поручил правительству к 2030 году обеспечить сокращение выбросов парниковых газов до 70% от уровня 1990 года. Обязательство прописано в Парижском соглашении по климату.
В конце февраля текущего года правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который предлагает ввести два реестра для хозяйствующих субъектов — реестр выброса ПГ и реестр углеродных единиц (УГ).
Законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов, ежегодно представлять отчеты об эмиссии ПГ. Критерии деятельности определит правительство, но уточняется, что действие законопроекта распространяется только на регулируемые организации с выбросами парниковых газов более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа в год до 2024 года и 50 тыс. т эквивалента углекислого газа в год после 2024 года.
Правительство определит порядок ведения реестра эмиссии ПГ. Целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов в законопроекте не прописан, уточняется, что его также определит кабинет министров в соответствии с указами президента РФ и документами стратегического планирования.
В Кодекс об административных правонарушениях РФ планируется прописать ответственность за непредоставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также за недостоверную информацию.
Второй реестр позволит организациям накапливать углеродные единицы при реализации климатических проектов. УГ можно будет передавать и зачитывать. В кабинете министров отмечают, что принятие закона потребует изменений Налогового кодекса, чтобы регулировать налогообложение.
В пояснительной записке говорится о том, что появление механизма позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции и предоставляемых услуг.