В России, по данным Ростехнадзора, насчитывается порядка 75 тыс. км нефте- и нефтепродуктопроводов, значительная их часть эксплуатируется более 30 лет.
«Транснефть», владеющая свыше 67 тыс. км магистральных нефтепроводов, основной причиной нефтеразливов на своих объектах называет незаконные врезки. Именно от них исходит опасность возникновения аварийных ситуаций, которые наряду со значительным материальным ущербом, являются источником загрязнения почвы, рек и водоемов, отмечают в компании.
В ответе за промышленную безопасность
Нефтепроводы относятся к категории опасных производственных объектов. Ростехнадзор ведет статистику количества аварий, то есть случаев с разрушением технических устройств на объекте, а также с неконтролируемыми взрывами или выбросами опасных веществ. Отказы на трубопроводах или их повреждение классифицируются как инциденты и в статистику профильного ведомства не включаются.
По итогам 2020 года Ростехнадзор зафиксировал пять аварий на нефтегазовых объектах, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов. В целом за последние годы наблюдался тренд на уменьшение таких происшествий, отмечают в ведомстве. Во-первых, регистрируемые аварии носят единичный характер, в связи с чем статистику по ним нельзя назвать стабильной. Во-вторых, как показал 2020 год, все может резко поменяться из-за двух-трех таких инцидентов.
В Ростехнадзоре выделяют три основные группы случаев разливов нефти и нефтепродуктов:
- утечки из резервуаров хранения нефти и нефтепродуктов;
- утечки из магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, а также промысловых трубопроводов при добыче нефти;
- утечки, возникающие в процессе нефтепроявлений на скважинах объектов добычи нефти.
Основной причиной утечек из резервуаров и трубопроводов, по мнению специалистов Росприроднадзора, является повышенный износ сооружений и технических устройств, приводящий к коррозионным повреждениям. Помимо этого, отсутствие своевременной и качественной диагностики и экспертизы. Проявления нефти на скважинах возникают чаще из-за того, что не была обеспечена техническая безопасность во время выполнения ремонтных работ.
Все нарушения, как отмечают в ведомстве, следствие несоблюдения требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности. Ещё одной причиной является неудовлетворительная организация работ — недостаточный производственный контроль со стороны работников эксплуатирующих организаций за соблюдением требований промышленной безопасности при эксплуатации, несвоевременный ремонт или замена изношенного оборудования.
Норильский резонанс
В 2020 году самый большой разлив произошёл в результате аварии на территории теплоэлектроцентрали Норильско-Таймырской энергетической компании, входящей в состав «Норникеля». На проезжую часть дороги, ведущей к ТЭЦ-3, в конце мая разлилось около 21 тыс. т нефтепродуктов. Как объяснили в компании, дизель вылился из-за просадки грунта и трещин в резервуаре. В результате аварии нефтепродукты попали на почву и в расположенные рядом с ТЭЦ водоемы — две реки и озеро, обеспечивающие водой местных жителей.
Согласно данным Росприроднадзора, предельно допустимая концентрация вредных веществ на водных объектах в Норильске в то время была превышена в десятки тысяч раз. В грунт попало около 6 тыс. т нефтепродуктов, в воду — 15 тыс. тонн. Прокуратура Красноярского края сообщила 4 июня, что общая площадь загрязнения нефтепродуктами составила 180 тыс. кв. метров.
В результате за ущерб, нанесённый окружающей среде, Росприроднадзор предъявил «Норникелю» к возмещению сумму в 147,8 млрд рублей. Компания не согласилась с этим решением, оценив ущерб в семь раз ниже — 21,4 млрд рублей.
В «Норникеле» считают, что Росприроднадзор допустил отступление от действующих методик расчета размера вреда. Так, природоохранная служба завершила подсчет попавших в воду нефтепродуктов слишком рано, в результате чего был существенно завышен объем топлива, попавшего в воду — 19,1 тыс. т вместо 14,3 тыс. т, указывает компания. Также неверно определен ущерб, нанесенный почве, в несколько раз завышена площадь загрязненного участка. Кроме того, справедливый коэффициент длительности негативного воздействия (Кдл) от разлива под Норильском составляет 1,1, а не максимальное значение 5. Публичная часть возникшего спора привела к открытой полемике Росприроднадзора с «Норникелем», официальная — переросла в арбитражный процесс.
По мнению специалистов МЧС, за последние десятилетия — это крупнейшая в мире утечка дизтоплива, которая вызвала столь большой резонанс. После поручения президента РФ Владимира Путина принять в законодательство изменения, которые позволили бы не допустить чрезвычайные происшествия, аналогичные норильскому, депутаты Госдумы вернулись к законопроекту о предупреждении неф-теразливов, первое чтение которого прошло в 2018 году.
Нефтеразлив на Дальнем Востоке
Через полтора месяца после происшествия в Норильске, в июле, произошел разлив на Дальнем Востоке. Из трубопровода «Оха — Комсомольск-на-Амуре» (1974 года постройки) нефтесодержащая жидкость вылилась на площади 0,4 гектара. По данным Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, более 120 т нефти вытекло после разгерметизации нефтепровода в Хабаровском крае. В Ростехнадзоре сообщили, что причиной июльской аварии стала коррозия металла. Экологи опасались, что нефтепродукты попадут в реку Амур.
Трубопровод принадлежит «РН-Сахалинморнефтегазу». По информации «Роснефти», объект был оперативно перекрыт, разлив локализован, а на месте организован постоянный экологический мониторинг. В компании сообщили, что в связи с изношенностью магистрального трубопровода «Оха — Комсомольск-на-Амуре» рассматривается возможность строительства альтернативного трубопровода для реализации продукции «РН-Сахалинморнефтегаза».
В ноябре при подготовке неэксплуатируемой трубы к демонтажу случился порыв подземного участка и разлив нефти на площади 0,1 гектара. Незначительное количество нефтепродуктов попало в ручей Безымянный. В компании сообщили, что благодаря установке боновых заграждений не произошло попадания нефтесодержащей жидкости в озеро Голое и реку Амур.
Категория инцидента, а не аварии
В октябре и в декабре 2020 года разливы произошли в Ненецком автономном округе на Харьягинском месторождении «ЛУКОЙЛа». В октябре, по официальной информации, разгерметизировался недействующий трубопровод, в результате на поверхность реки Колвы вылилась нефтесодержащая жидкость. Площадь разлива составила 25 кв. м, общий объем разлитой нефти и нефтепродуктов — не менее 0,9 кубометра. Компания ликвидировала разлив за 10 дней.
Угрозы населенным пунктам, хозяйственным и производственным объектам, а также сооружениям водоснабжения не было нанесено, сообщили в «ЛУКОЙЛе», отметив, что объем разлива соответствует категории инцидента, а не аварии.
По данным прокуратуры Ненецкого автономного округа, из-за разгерметизации нефтесборного коллектора на объекте компании «ЛУКОЙЛ-Коми» 25 декабря разлилось до 110 куб. м нефтеводосодержащей жидкости. Участок был перекрыт, жидкость не попала в близлежащие водоемы. Причиной ЧП мог стать перепад температур, сообщает окружной департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса. Тогда температура воздуха в районе месторождения опускалась до –40 °С.
В конце июня минувшего года в Ямало-Ненецком автономном округе на Восточно-Пякутинском месторождении на площади 15 кв. м произошло распыление незначительного объема нефтесодержащей жидкости (0,1 куб. м), которая, как отчитались в компании «Газпром нефть», была оперативно удалена. Причина утечки — заводской брак на трубопроводе.
У береговой линии рек Котутояха и Пякопур межведомственная комиссия обнаружила несколько небольших пятен радужной пленки протяженностью до 3 метров. Лабораторный анализ проб воды не зафиксировал превышения предельно допустимой концентрации содержания нефтепродуктов, отметили в компании.
В соответствии с регламентом на находящейся рядом реке были установлены боновые заграждения, так как в этот период шел дождь. По государственной классификации данный инцидент относится к незначительным, подчеркнули в «Газпром нефти».
В ноябре 2020 года «Ситуационно-аналитический центр Минэнерго России» сообщил о порыве с возгоранием нефтепровода на Еты-Пуровском месторождении. В «Газпром нефти» уточнили, что возгорание произошло не на магистральном нефтепроводе, а на внутрипромысловом нефтесборном трубопроводе. В компании отметили, что пожар возник в результате разгерметизации трубопровода. При этом ущерб экологической среде нанесен не был, а также не оказалось пострадавших.
Новый случай
Уже в 2021 году, 6 марта, произошел пожар на подводном продуктопроводе «Нижневартовский ГПЗ — Южно-Балыкский ГПЗ» (эксплуатируется компанией «СибурТюменьГаз») в акватории реки Обь в районе Нижневартовска. Это случилось из-за пропуска широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ, пропан-бутан).
Чрезвычайные службы оценили площадь горения в 1 тыс. кв. метров. Трубопровод эксплуатируется 20 лет, что считается средним возрастом. Власти Югры сообщили, что возгорание на месте порыва подводного продуктопровода в ХМАО ликвидировано на следующий день — 7 марта. Выгорание продукта на поверхности реки Обь в районе газопродуктопровода завершилось 21 марта. В компании заверили, что рисков для населения и окружающей среды в результате порыва на продуктопроводе в ХМАО нет.
Руководство «СибурТюменьГаза» рассматривает разные варианты восстановления резервной нитки подводного продуктопровода в зависимости от места повреждения, характер которого пока неизвестен. Если повреждение находится в береговой зоне, то это будет доступно для ремонта, если в зоне подводного перехода, то с большой долей вероятности компания откажется от ремонта локального места повреждения и заменит всю нитку подводного перехода.
Коррозия металла
Консолидированная статистика нефтеразливов формируется на основе данных «ЦДУ ТЭК». По информации управления, с 2010 года по 2018 год наблюдалась положительная динамика, а количество разгерметизаций промысловых нефтепроводов из года в год падало.
Однако в 2019 году ситуация резко поменялась, а число нефтеразливов возросло почти на 30%, до 10,5 тыс. случаев. Как объяснили в «ЦДУ ТЭК», причина увеличения количества порывов в этот период обусловлена коррозией металла. При этом рост коррозии, в свою очередь, связан с увеличением объёма добываемой продукции и ростом её обводнённости. В следующем 2020 году количество нефтеразливов опять снизилось почти на 18%, до 8,6 тыс. случаев.
По статистике, часть аварийных ситуаций происходит из-за разгерметизации промысловых нефтепроводов, в 90% случаев причиной является коррозия металла. Ржавеет инженерное оборудование, которое эксплуатируется и после того, как завершились нормативные сроки службы. Речь идёт о нефтепроводах и резервуарах, построенных ещё в советские времена.
Экологи предлагают запретить эксплуатацию нефтепроводов и резервуаров сверх срока службы, определенного производителем, а также ограничить количество экспертиз промышленной безопасности, продлевающих сроки эксплуатации опасных производственных объектов. Сейчас это можно делать неограниченное число раз.
Директор по экологической ответственности WWF Алексей Книжников считает, что предельный срок службы нефтепроводов — 25–30 лет. Эксперт полагает, что нужны четкие стандарты и правила продления сроков службы и полная прозрачность таких решений между бизнесом и контрольно-надзорными органами.
Как отмечают аналитики, делать это компании не спешат, потому что требуются финансовые вложения. Специалисты Ростехнадзора полагают, что в первую очередь нужно искать технические возможности для решения проблемы нефтеразливов, а не устанавливать ограничения.
Программы повышения надежности трубопроводов
В отчетах об устойчивом развитии нефтяные компании признают проблему коррозии трубопроводов. На протяжении нескольких лет они ведут различные программы по предупреждению разливов, которые включают в себя замену труб, увеличение объемов внутритрубной диагностики, испытания новых технологий по защите труб от коррозий, позволяющих продлевать срок их службы.
«Роснефть» с 2015 года реализует программу повышения надежности трубопроводов. В 2019 году на эти цели она направила более 23 млрд руб., из которых 14,3 млрд руб. пошли на замену труб и еще 9 млрд руб. — на поддержание эксплуатационной надежности. В 2019 году «Роснефть» заменила 1,4 тыс. км действующих трубопроводов. По данным компании, за четыре года действия программы, с 2015 года по 2019 год, количество отказов на трубопроводных трассах снизилось на 32% по сравнению с 2013 годом.
С 2020 года по 2025 год компания планирует добиться уменьшения отказов промысловых трубопроводов на 20% от уровня 2019 года, увеличить объемы внутритрубной диагностики, а также подобрать, испытать и внедрить новые технологии для защиты труб от коррозии и отложений. Также «Роснефть» работает над инструментами оперативного контроля и анализа состояния промысловых трубопроводов. Новая программа предусматривает реконструкцию 10 тыс. км трубопроводов, капитальный и текущий ремонты 7 тыс. км транспортных сетей.
В «ЛУКОЙЛе» на 12% сократилась частота отказов нефтепроводов в 2019 году, если сравнивать с 2018 годом. Это произошло за счет замены выявленных отбракованных участков и увеличения доли труб с более продолжительным сроком эксплуатации.
Доля замены трубопроводов в 2019 году составила 2,4%. Более 60% труб поставлялось на объекты в антикоррозионном исполнении. Компания увеличила объем проведения внутритрубной диагностики на межпромысловых трубопроводах, чтобы получать более достоверные данные и точнее оценивать их остаточный ресурс. Помимо этого, в «ЛУКОЙЛе» увеличили количество обследований объектов трубопроводного транспорта, а также численность персонала по его обслуживанию. Одновременно компания усилила контроль качества поставляемых труб, разработав требования по содержанию в трубах неметаллических включений, проводя входную инспекцию продукции и аудит заводов производителей.
«Газпром нефть» с 2014 года реализует программу по обеспечению надежности трубопроводов и проект «Чистая территория», в рамках которого проводит рекультивацию нарушенных земель. По результатам выполнения программы в 2019 году компания реконструировала 110 км трубопроводов, на 6,3 тыс. км был проведен мониторинг коррозии, еще 3,9 тыс. км труб было продиагностировано, а на 4,2 тыс. км — проведена ингибиторная защита. Для сравнения, в 2018 году компания реконструировала 175 км нефтепроводов, продиагностировала 5 тыс. км труб, 3,7 тыс. км обработала ингибиторами коррозии и капитально отремонтировала 8,6 тыс. км труб.
«Татнефть» эксплуатирует 34,4 тыс. км внутрипромысловых трубопроводов — нефтепроводов, водоводов, газопроводов. Из них 18 тыс. км приходится на нефтесбор. Из общего числа объектов 16,7% эксплуатируются меньше 10 лет, 42,1% находятся в эксплуатации от 10 до 20 лет и 41,2% работают более 20 лет. В прошлом году компания сообщила о масштабной замене и капитальном ремонте трубопроводов. Вместо старых устанавливаются трубы с двойной изоляцией со сроком службы более 20 лет. В компании отмечают, что на модернизацию направляют сотни миллионов рублей.
В 2022 году «Татнефть» планирует завершить работу по получению комплексных экологических разрешений (КЭР), сообщили в отделе экологической безопасности и охраны окружающей среды компании. В текущем году предприятия «Татнефти» должны получить 21 КЭР. Это связано с тем, что истекает срок действия документов, в настоящее время нормирующих природопользование.
В «Транснефти» отмечают, что уделяет большое внимание состоянию магистральных нефтепроводов. В компании разработана программа развития, техперевооружения и реконструкции объектов магистральных трубопроводов. Ежегодно компания направляет средства на реконструкцию и модернизацию системы. В 2019 году «Транснефть» потратила на эти цели 244,5 млрд руб., в 2020 году — 236,8 млрд рублей.