Добиться экономической эффективности
Как отмечают отраслевые аналитики, заявленная Дмитрием Медведевым проверка запасов нефти (месторождение нефти) стала первым подобным мероприятием в стране. С 2016 года в РФ стали пользоваться новой классификацией запасов. Соответственно, был принят ряд подзаконных актов, в которых было введено определение экономики разработки месторождений, а также описаны принципы подсчета рентабельных запасов. Это стало основанием для последовавшего решения об инвентаризации месторождений. Органам государственной власти важно иметь достоверную оценку по запасам, поскольку, как прописано в Законе «О недрах», одна из основных задач, стоящих как перед недропользователями, так и правительством, — рациональное использование недр. В нынешних экономических и геополитических условиях нефтедобывающие компании (нефтяная промышленность) не всегда в состоянии добиться экономической эффективности при разработке месторождений, поэтому государство должно помогать им, создавая приемлемый и выгодный для всех режим налоговых преференций.
В связи с этим на Минэнерго и Минприроды, ответственных за выполнение поручения, возлагалась обязанность оценить месторождения с точки зрения геологических условий и извлекаемости ресурсов, а также выработать критерии, применимые ко всем запасам нефти. В последствии, согласно этим критериям, будет решаться вопрос о применении дифференцированных методов налогообложения к тем или иным типам месторождений.
Первый этап. Предварительные результаты
По мнению заместителя министра энергетики Павла Сорокина, проведение инвентаризации, дифференциации и оценки новых стимулов освоения запасов нефти является логическим решением дальнейшего развития отечественного нефтегазового комплекса, поскольку «потенциал, накопленный в советские годы, фактически исчерпан, и если не предпринять мер, то уже в 2021-2022 годы добыча в стране начнет снижаться, последует спад инвестиций и налоговых поступлений».
Чтобы этого не произошло, необходимо, как заметил замминистра, выработать более системный подход к предоставлению преференций для поддержания добычи нефти, а «не придумывать и не раздавать новые льготы под каждый отдельный случай». Кстати, на время проведения инвентаризации месторождений президент РФ Владимир Путин ввел мораторий на предоставление новых льгот нефтяным проектам, который должен был действовать до конца 2019 года, то есть на период выполнения поручения премьер-министра. Однако первоначальный срок выполнения поручения по объективным причинам переносился дважды — на 1 декабря 2019 года, потом — до первого полугодия 2020 года. В то же время, как отмечается в исследовании VYGON Consalting, первые результаты инвентаризации месторождений нефти Роснедра получили в октябре 2019 года. Однако это были только предварительные данные, которые нуждались в подтверждении, анализе и оценке.
На этом этапе инвентаризация проводилась только для месторождений с запасами более 5 млн тонн. Небольшие месторождения решили пока не задействовать, поскольку количество ископаемых углеводородов там незначительное, в то же время объем обработки данных достаточно существенный. Также не вошли в проект рассмотрения месторождения со специальными налоговыми режимами, то есть разрабатываемые по соглашениям о разделе продукции (СРП), имеющие льготу по пошлине, находящиеся в системе налога на дополнительный доход (НДД), а также входящие в состав стратегических, например, Самотлорское месторождение.
К началу декабря 2019 года сотрудники Минприроды и Минэнерго завершили первый этап инвентаризации. Таким образом, из 2700 месторождений (с общими запасами 28,9 млрд т нефти), находящихся на балансе Федерального агентства по недропользованию, экспертизу прошли 417 месторождения с суммарными извлекаемыми запасами нефти в 17,17 млрд тонн. Согласно утвержденной «дорожной карте», отдельно анализ по месторождениям с действующим режимом НДД проводило министерство энергетики. В результате, как отметили в Роснедрах, было проверено 60% от текущих извлекаемых запасов нефти в РФ, из них 80% разрабатывают крупнейшие российские нефтегазовые компании.
Из проверенного объема, согласно данным Государственной комиссии по запасам (ГКЗ), 67% от текущих извлекаемых запасов нефти признаны рентабельными. В то же время было установлено, что данные государственного баланса значительно завышают объем запасов, которые можно добыть при существующих технологиях и макроэкономических условиях. Нужно отметить, что информация Минфина в отношении инвентаризации несколько другая. В ведомстве считают, что доля рентабельных запасов составляет 62%. А значит, как утверждают в министерстве финансов, налоговая система работает и просить какие-то дополнительные льготы по меньшей мере преждевременно.
Однако ряд отраслевых экспертов не согласны с такой точкой зрения. По их мнению, проведение инвентаризации осложнялось тем, что не все компании предоставили актуальные данные по проектам, подлежащим экспертизе. Это привело к тому, что по 327 месторождениям данные оказались устаревшими, их оценка производилась по проектным документам, утвержденным еще в 2016–2018 годах. В связи с этим качество оценки рентабельности запасов на первом этапе было не достаточным, эффективность существующей налоговой политики по таким «вводным» оценить не представлялось возможным.
В то же время, как отмечают в VYGON Consalting, объем рентабельных запасов во многом определяется макроэкономическими условиями. Так, в ГКЗ экспертизу проводят, придерживаясь международных методик, когда цена на нефть и обменный курс берутся как средние за год, предшествующий оценке. Расчеты производились, исходя из $69 за баррель нефти марки «Юралс» и 63 руб. за доллар. Минфин же для бюджетного планирования и анализа эффективности действующих и новых льгот в нефтедобыче учитывал сценарий министерства экономического развития, согласно которому закладывался уровень $40 за баррель в реальном выражении при укреплении рубля. В результате, из-за фактически одновременного снижения цены на нефть и обменного курса в оценке ведомства объем рентабельных запасов значительно сократился по сравнению с оценкой ГКЗ. При таком подходе их доля падает до 40%. Здесь нужно отметить, что в своих корпоративных расчетах нефтедобывающие компании пользовались ценами на нефть — $55–60 за баррель.
В VYGON Consalting отмечают, что сценарий Минэкономразвития, занижая рентабельные запасы, является достаточно рискованным для нефтедобывающей отрасли. Если учитывать предложенные ведомством параметры, то в 2024 году должны произойти одновременный рост доли льготируемой добычи, сокращение производства нефти и снижение цены. Соответственно уменьшатся и поступления в бюджет от нефтяных компаний. В таком случае можно ожидать от федеральных органов исполнительной власти принятия решения об увеличении налоговой нагрузки на отрасль, что чревато дополнительными сокращениями производства и налоговых поступлений.
В Минэнерго, как и в правительстве РФ, заинтересованы в сохранении роли нефтегазового комплекса в пополнении бюджета и ВВП страны. А значит, темпы инвестирования в отрасль должны поддерживаться.
От объекта к скважине
При проведении оценки месторождений использовалась методика, учитывающая два уровня конкретизации — по эксплуатационным объектам (часть месторождения, разрабатываемая единой сеткой скважин; как правило, это одна или несколько залежей) и по каждой скважине, входящей в эксплуатационный фонд месторождения. В идеале нужно проводить проверки по каждой скважине, утверждают в министерстве энергетики. Подход этот трудновыполнимый, но он не приводит к искажению величины запасов, которое происходит при расчетах по объектам. При пообъектной оценке вместе с текущей добычей и новым бурением, являющимися рентабельными, учитываются неэффективные операции и геолого-технологические мероприятия (ГТМ). Возможна и обратная ситуация, считают в VYGON Consalting, то есть, когда убытки от бурения приводят к преждевременному окончанию рентабельного срока разработки, хотя при отсутствии бурения действующий фонд скважин работает с прибылью. В этом случае величина запасов оказывается занижена.
Согласно отчету Роснедр, оценка по скважинам, позволяющая разграничить экономику бурения в рамках каждого эксплуатационного объекта и выделить нерентабельные скважины, была проведена только на 96 месторождениях (4,4 млрд т запасов, или 26,2% от текущих извлекаемых запасов в рамках инвентаризации).
Между тем если, как отмечает ряд отраслевых экспертов, проводить расчеты, основываясь на данных по скважинам для каждого из действующих месторождений, это даст наиболее точную оценку от эффекта фискального режима как на профиль добычи нефти и будущую инвестиционную активность компании, так и на доходы государства.
Понятно, что в поставленные сроки осуществить такую проверку вряд ли возможно, так как для правильной разбивки профиля добычи на скважины нужны актуальные гидродинамические модели месторождений, которыми, как показывает практика, компании-недропользователи не пользуются. В основном в своей работе над планированием нового бурения и проведения ГТМ они применяют модели не целиком для месторождения, а для отдельных его секторов. Составление и поддержание гидродинамических моделей для месторождений потребуют и более продвинутого уровня оснащения компаний цифровыми технологиями. А ведь даже по эксплуатационным объектам собрать необходимую для проверки информацию было не просто. Причина, как заметил управляющий директор VYGON Consalting Григорий Выгон, существенные отклонения факта и бизнес-планов от согласованных ранее проектных уровней, а также нехватка корректной базы нормативов затрат.
Выводы и итоги
Итоги первого этапа инвентаризации нефтяных месторождений показали в каком направлении нужно двигаться регуляторам, чтобы улучшить систему государственной экспертизы. В федеральных ведомствах заявляют о необходимости изменения методик оценки рентабельных запасов и прогнозирования перспектив добычи нефти.
В Минэнерго считают, что метод, основанный на поскважинном анализе, мог бы стать инструментом, активно используемым на общегосударственном уровне. Кроме того, подобную инвентаризацию запасов необходимо проводить как можно чаще, с определенной периодичностью, поскольку в последнее время пересмотр проектных документов происходит раз в 3‒5 лет.
Проведенная проверка дала правительству важную информацию о состоянии ресурсной нефтяной базы РФ. Это позволит прогнозировать ее разработку и освоение, а также отразится на качестве стратегического планирования в части доходов бюджета и инвестиционной активности.
Сейчас на базе данных, собранных в ходе первого этапа инвентаризации месторождений, Минэнерго и Минфин разрабатывают единую методику формирования интегрального критерия эффективности предоставления мер государственной поддержки. Как отметил заместитель министра энергетики Павел Сорокин, по итогам проверки готовится ряд нормативных правовых актов, необходимых для совершенствования предоставления данных в федеральные службы и ведомства, а также формируется план работ для создания инструментов и условий по постепенному переходу на цифровую экспертизу запасов. А главное, результаты проверки убеждают в том, что пересмотр принципов действующей налоговой системы в отношении нефтегазового сектора нельзя откладывать в долгий ящик, поскольку без определенных стимулов добыча нефти в России начнет сокращаться.
По мнению экспертов Минэнерго, работу по инвентаризации месторождений нефти следует продолжить. При этом периметр проверок стоит расширить, а также следует достаточно скрупулезно просчитать влияние на экономику месторождений макроэкономических изменений, вызванных, прежде всего, пандемией COVID-19 и сделкой ОПЕК+. Предполагаемый срок завершения полной инвентаризации — до конца 2021 года.
Компании | Количество месторождений, подлежащих инвентаризации | Количество месторождений, представленных в ГКЗ | Количество согласованных месторождений |
Технологические запасы нефти, млн т |
Рентабельные запасы нефти, млн т |
Доля рентабельных запасов, % |
---|---|---|---|---|---|---|
ПАО «НК «Ронефть» | 199 | 99 | 99 | 5 736 | 3 984 | 69 |
ПАО «Газпром нефть» | 36 | 34 | 32 | 1 599 | 1 008 | 63 |
ПАО «ЛУКОЙЛ» | 96 | 96 | 96 | 2 443 | 1 480 | 61 |
ПАО «Сургутнефтегаз» | 43 | 43 | 43 | 1 325 | 548 | 41 |
ПАО «РуссНефть» | 18 | 18 | 18 | 510 | 414 | 81 |
ПАО «Газпром» | 28 | 5 | 5 | 1 004 | 704 | 70 |
ПАО «Славнефть» | 19 | 19 | 19 | 683 | 445 | 65 |
ПАО «НОВАТЭК» | 11 | 9 | 0 | 517 | 238 | 46 |
ПАО «Татнефть» | 33 | 33 | 33 | 654 | 564 | 86 |
Независимые компании | 126 | 61 | 61 | 2 703 | 1 841 | 68 |
Итого: | 609 | 417 | 406 | 17 175 | 11 226 | 67 |
По данным Минэнерго России, ФГБУ «ГКЗ»