По ходу мероприятия, которое проводилось в удаленном режиме по видеосвязи, глава государства дал ряд поручений правительству.
В России, как подчеркнул глава государства, пять угольных регионов (уголь бассейн), где проживают 11 млн граждан. В последние годы в экспертном сообществе развернулась оживленная дискуссия относительно перспектив угля (уголь месторождение), как конкурентного топлива. Прогнозы на этот счет имеются самые разные. «Не секрет, что некоторые из них предполагают существенное сжатие рынка, в том числе из-за технологических изменений в мировом ТЭКе, активного использования альтернативных видов топлива», — заметил Владимир Путин. При этом он обратил внимание на тот факт, что нынешней зимой в США во время холодов «замерз Техас», а «отогревать ветряные мельницы пришлось такими способами, которые далеки от охраны окружающей среды». Изменит ли случившееся ЧП отношение к традиционным видам топлива, пока не ясно. В любом случае российской экономике, ориентированной на экспорт энергоносителей (экспорт сырой нефти), по мнению президента, «нужно тщательно прорабатывать все возможные сценарии, чтобы гарантировать уверенное развитие наших угледобывающих регионов даже при снижении мирового спроса на уголь, при ухудшении глобальной конъюнктуры». Поэтому уже сейчас следует задуматься о том, как задействовать экспортные доходы угольной отрасли для укрепления и диверсификации экономик угледобывающих регионов.
Ориентированы на экспорт
Отечественная угледобывающая сфера регламентируется рядом стратегических документов, основные из них — программа развития отрасли до 2035 года и решения комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса (прошла летом 2018 года в Кемерово).
На совещании отмечалось, что с 2017 года добыча угля в России стабильно превышает 400 млн т в год. По данным «ЦДУ ТЭК», в 2020 году в стране было добыто 401,6 млн т, что на 4,6 млн т меньше, чем в 2019 году. Более половины добытого угля поставляется на экспорт. За последние восемь лет объём поставок за рубеж вырос на треть. Основной сбыт угля приходится на Азиатско-Тихоокеанский регион.
Как рассказал глава «РЖД» Олег Белозёров, в 2020 году «Российские железные дороги» перевезли 350 млн т угля (меньше на 5%, чем в 2019 году). Основные потери были отмечены на северо-западных рынках — 22%.
В направлении Восточного полигона поставки составили 144 млн т угольной продукции, в том числе 100,9 млн т на экспорт. По словам министра транспорта Виталия Савельева, эти показатели соответствуют параметрам проводной способности, предусмотренным Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на 2020 год.
При этом перевозки из Кузбасса достигли 215 млн т, что составило 61% от всех объемов угля, перевозимого по железной дороге. Всего горняки Кузбасса в 2020 году добыли 221 млн т угля. Заметным оказался рост экспортных поставок в направлении черноморских портов. Первоначально было запланировано вывезти 9,4 млн т угля, по факту оказалось на 40% больше — 13,3 млн тонн. По информации заместителя губернатора Кузбасса Андрея Панова, в нынешнем году угледобыча может вырасти на 6% — до 235 млн тонн.
В 2021 году «СУЭК-Кузбасс» и ООО «Сибирская» должны ввести в эксплуатацию две шахты («7 Ноября — Новая» и «Сибирская»), компания «Стройсервис» планирует запустить углеобогатительную фабрику в Киселевске годовой мощностью 4 млн тонн. Инвестиции в эти проекты составляют 40 млрд рублей.
Цели, задачи, поручения
Как подчеркнул на совещании Владимир Путин, для дальнейшего устойчивого развития угольной отрасли нужно постоянно анализировать рыночную ситуацию, выстраивать планы как на ближайшие три-четыре года, так и на более длительное время, исходя из стратегических вызовов и долгосрочных перспектив мирового угольного рынка.
Одно из важнейших направлений — ориентация угольных поставок на страны АТР, где, по мнению отраслевых экспертов, наблюдается дополнительная потребность, в закрытии которой могли бы поучаствовать российские компании. Для этого важно не упустить момент. Здесь многое упирается в логистические возможности. Как считает глава государства, решение задач по увеличению провозной способности в восточном направлении и наращиванию экспортного потенциала угольной промышленности даст «новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в этой отрасли и транспортном комплексе России».
При разработке угольных месторождений — как шахтным, так и открытым способом — необходимо также заботиться о проведении мероприятий по улучшению экологической ситуации.
По итогам совещания Владимир Путин в качестве поручений правительству РФ обозначил несколько первостепенных направлений и призвал к «максимально чёткой и ритмичной» работе. По мнению президента, необходимо зафиксировать этапы строительства и параметры расширения БАМа и Транссиба. «Это нужно сделать с указанием пропускной и провозной способности не вообще всего, а отдельных участков, а также предельного веса грузового поезда до и после реализации проекта», — подчеркнул Путин. И попросил сделать график «в поквартальной разбивке до 2024 года включительно», а также закрепить его правительственным правовым актом.
Второе поручение касалось чёткой координации выполнения планов по развитию БАМа и Транссиба, а также обязательств сторон, занятых в этой работе. Президент потребовал обеспечить заключение соответствующих соглашений между угольными компаниями и «РЖД», рассчитанных до 2024 года. «Чтобы и у них было точное и ясное представление, сколько они смогут вывезти», — заметил глава государства. Срок исполнения этого поручения — до 1 июля 2021 года. Отдельное внимание в этом вопросе должно быть уделено ведущему угольному району — Кузбассу. Согласно планам, к 2024 году перевозки угля в восточном направлении увеличат на 30% по сравнению с 2020 годом.
Владимир Путин также поручил правительству представить дополнительные предложения по расширению восточного участка БАМа для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Уже в 2021 году, по информации главы Республики Саха (Якутия) Айсена Николаева, добыча в регионе вырастит до 39 млн т (с текущих 20 млн т). К концу 2024 года здесь надеются выйти на показатель 80 млн т, что позволит России занять второе после Австралии место в мире по экспорту коксующихся углей. При этом реализация угольных проектов зависит от провозной способности на участке «Тында — Комсомольск».
Одно из поручений президента направлено на осуществление мероприятий по диверсификации экономики в регионах добычи угля. «Нужно добиться опережающего развития других секторов промышленности, сферы услуг и тем самым обеспечить устойчивость региональных рынков труда, чтобы жизнь людей не была критически завязана лишь на одну только отрасль», — заявил Владимир Путин. Он попросил правительство определить целевые параметры и внимательно контролировать динамику занятости в угледобывающих регионах, особое внимание уделив созданию рабочих мест в неугольных секторах экономики, привлекая при этом частные инвестиции. «Важно, чтобы на развитие неугольных секторов экономики таких регионов, как Кузбасс, например, направлялись доходы от экспорта угля», — отметил глава государства.
В срочном порядке президент потребовал также утвердить программу социально-экономического развития Кемеровской области, которая должна «включать инвестиции в транспортную, коммунальную и прочую инфраструктуру региона, в развитие туризма».
Шахта «Алексиевская»
Буквально через день после президентского совещания правительственная делегация, возглавляемая премьер-министром Михаилом Мишустиным, отправилась в Кемерово. Одним из вопросов, который предстояло решить, выплата долгов по зарплате 800 горнякам шахты «Алексиевской». Они накануне обратились за помощью к президенту РФ, правительству, в Генеральную прокуратуру, Совет Федераций и Госдуму. Предприятие входило в структуру компании «Заречная», которая в 2017 году была признана банкротом. С 2019 года у работников начались задержки по заработной плате. Долг перед шахтерами на сегодняшний день составляет 200 млн рублей.
Глава правительства Михаил Мишустин на встрече с губернатором Кузбасса Сергеем Цивилевым пообещал «не бросить людей». Создана рабочая группа, в которую вошли представители региональных властей, правоохранительных органов, Федеральной налоговой службы. Выплаты задолженности взяты под федеральный контроль, деньги на это будут выделены из госбюджета. При этом премьер-министр заметил, что в ситуации «надо разбираться совместно с правоохранительными органами, с Федеральной налоговой службой». «Субсидиарная ответственность у нас распространяется на имущество должника. Соответствующие поручения будут даны, и, как президент говорит, с таким хамством по отношению к людям должна разбираться Генеральная прокуратура», — заметил Михаил Мишустин.
Вывоз угля требует решений
Глава правительства Михаил Мишустин, находясь в Кемеровской области, провел совещание по транспортному обеспечению вывоза угля из Кузбасса. Как прописано в программе развития угольной промышленности до 2035 года, одной из основных задач для отрасли является развитие железнодорожной инфраструктуры, прежде всего — Восточного полигона. Согласно планам, в течение ближайших четырёх лет общая пропускная способность полигона должна увеличиться до 180 млн т, то есть на 25% относительно 2020 года. При этом на 30% необходимо поднять вывоз угольной продукции из Кемеровской области. Для решения этой задачи уже сейчас ведутся работы по расширению Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Первый этап модернизации этих двух веток предполагает прокладку 670 км путей, он должен быть завершен до конца 2021 года. На втором этапе — 1300 километров. Объём финансирования работ до 2024 года, включая средства на инфраструктуру для транзита контейнеров, составит 780 млрд рублей.
Выступивший на совещании министр транспорта РФ Виталий Савельев доложил о планах работы по выполнению поручений президента РФ, которые относятся к железнодорожному транспорту с учётом текущей ситуации.
В частности, Минтранс и «РЖД» подготовили проект распоряжения правительства об утверждении этапов строительства и параметров расширения БАМа и Транссиба в поквартальной разбивке до 2024 года включительно. Дополнительно сформировано приложение, в котором прописаны параметры пропускной и провозной способности, предельной и средней массы грузового поезда до и после реализации проекта. Документ направлен на согласование с заинтересованными федеральными ведомствами, после чего будет внесен в правительство на утверждение.
Для координации выполнения планов по развитию БАМа и Транссиба, а также обязательств сторон, занятых в этой работе, в министерстве транспорта создана рабочая группа совместно с «РЖД».
Виталий Савельев рассказал о выполнении поручения президента по заключению соглашений, рассчитанных до 2024 года, на принципах взаимной ответственности между угольными компаниями и «РЖД». В таких документах должны быть прописаны поквартальные объёмы вывоза угля, пункты загрузки и станции выгрузки продукции. Как пообещал министр транспорта, соглашения будут заключены не позднее 15 июня 2021 года.
Сейчас в рамках действующего законодательства возможно заключение только долгосрочных договоров, при этом ответственность сторон устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом. По словам главы Минтранса, договоренности должны строиться на принципах «вези или плати». В ближайшее время под них будет сформирована нормативная правовая база. Действие новых договоров планируется опробовать на вывозе 10 млн т угольной продукции из Кузбасса в направлении портов Дальнего Востока. Для этого необходимо внести изменения в 10-ю статью 18-го федерального закона «Устав железнодорожного транспорта». «Это требует серьёзной проработки с учётом мнений участников рынка, и думаю, что к осени текущего года мы смогли бы внести законопроект с поправками в Государственную Думу, — заметил Виталий Савельев. — Кроме этого, предлагается поручить Роснедрам не выдавать новые лицензии на разработку угольных месторождений без определения конкретных направлений и объёмов перевозки вывозимой на экспорт продукции и без согласования с Минтрансом и перевозчиком». До 17 мая 2021 года министерство транспорта должно дать четкий прогноз по грузовой базе Восточного полигона, будет проведена оценка, какие грузы «РЖД» не сможет провезти в восточном направлении, и как это отразится на доходах транспортной монополии. Эта работа позволит выработать четкие рекомендации по обеспечению к 2024 году перевозок 68 млн т угля (рост на 30% по сравнению с 2020 годом) из Кузбасса в направлении дальневосточных портов.
Минтранс совместно с «РЖД» в настоящее время формирует отдельный инвестиционный проект для увеличения вывоза угля из Якутии в восточном направлении. Как рассказал Виталий Савельев, разработчики должны определить параметры грузовой базы, стоимость проекта, а также источники финансирования с учётом средств Фонда национального благосостояния.
Восточный полигон набирает ход
На совещании по транспортному обеспечению вывоза угля руководитель компании «Российские железные дороги» Олег Белозёров рассказал о ходе строительства Восточного полигона. На сегодняшний день в эксплуатацию введены 120 объектов. Среди них достаточно значимый — второй Байкальский тоннель. Все объекты задействованы для перевозок, в том числе кузбасского угля.
По словам Олега Белозерова, ключевые показатели комплексного плана по обеспечению провозной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей по итогам 2020 года выполнены. Также выполнены установленные правительством целевые показатели по перевозке.
В отношении угольной продукции Кузбасса обеспечен прирост поставок относительно параметров первоначального бизнес-плана проекта развития Восточного полигона на 35%. Для работы закуплено 318 локомотивов. Сейчас на строительстве задействовано 3,5 тыс. специалистов и 1200 ед. строительной техники. В 2021 году для реализации проекта планируется привлечь 20 тыс. человек. Большая часть потребностей будет закрыта силами подрядных организаций.
Как заметил глава «РЖД», работа ведется «в условиях существенного отклонения от плановых параметров, предусмотренных долгосрочной программой развития компании». Стратегический документ был принят в 2018 году. Теперь его придется приводить в соответствие с программой развития угольной промышленности, утвержденной в 2020 году. «Сейчас приводим нашу программу в соответствие с теми решениями по объёму, которые приняло правительство. С учётом поручения правительства в мае мы подготовим уточненный документ», — заверил генеральный директор «РЖД».
Госкомпания активизировала работу по разработке и утверждению паспорта второго этапа проекта развития БАМа и Транссиба. В кратчайшие сроки будет представлен поквартальный план с конкретными датами для организации регулярного мониторинга. Также в «РЖД» приступили к формированию долгосрочной программы развития Восточного полигона до 2030 года. «Это будут ориентиры практически для всех участников», — подчеркнул Олег Белозёров.
Инструменты развития территорий
Согласно поручению президента РФ, в ходе специально проведенного совещания была утверждена программа социально-экономического развития Кемеровской области.
В документе, работа над которым велась два года, было учтено большое количество предложений. Как заметил премьер-министр Михаил Мишустин, «в течение двух суток правительство согласовало основные подходы, включая лимиты бюджетных обязательств — как федерального, так и регионального бюджетов». Программа рассчитана на четыре года. Её реализация потребует 51 млрд руб., которые пойдут на строительство важнейших социальных и инфраструктурных объектов, в туристическую сферу.
Стратегическая цель документа — создание эффективной экономики, которая помогает развитию человеческого капитала. Для этого, в частности, планируется провести докапитализацию региональных микрофинансовых организаций, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу. Также будет продлён срок работы территорий опережающего развития (ТОР) и сохранены пониженные страховые взносы для их резидентов.