Требования по локализации производства основного и вспомогательного оборудования, используемого при строительстве объектов на основе ВИЭ, привели к созданию отечественного высокотехнологичного машиностроительного кластера по производству компонентов оборудования для солнечной и ветровой энергетики.
При этом поставщики оборудования должны экспортировать оборудования для нужд ВИЭ на уровне не менее 10% от капитальных вложений с поэтапным доведением этого показателя до 15% к 2035 году в рамках осуществления национального проекта «Международная кооперация и экспорт», отмечают в ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ).
Оборудование для солнечной энергетики
В России, по данным АРВЭ, работает более 1200 МВт солнечных электростанций. К 2024 году это число превысит 2000 МВт. Производственный потенциал созданных заводов в российском секторе фотоэлектрического оборудования превышает 700 МВт/год.
Основными производителями генерирующего оборудования для солнечных электростанций в России, по данным АРВЭ, являются компании «Хевел», «Солар Кремниевые технологии» и «ХЕЛИОС-Ресурс». Из числа научно-производственных компаний — «Телеком-СТВ» в Зеленограде, «Рязанский завод металлокерамических приборов», «Сатурн» в Краснодаре и научно-производственное предприятие «Квант» в Москве.
В 2015 году группой компаний «Хевел» в Новочебоксарске был запущен завод полного цикла по производству высокоэффективных фотоэлектрических преобразователей и модулей нового поколения. Эта продукция, как отмечают в Минэнерго, является высококонкурентоспособной. «Хевел» активно поставляет ее в Германию, Польшу, Австрию, Индию, Японию и другие страны. Компания входит в ТОП-3 мировых лидеров по КПД фотоэлектрического преобразователя.
Российские предприятия, производящие продукцию для солнечной энергетики, как подчёркивают в АРВЭ, в свое время создавались для нужд космической отрасли и военно-промышленного комплекса. Сейчас здесь производится небольшое количество фотоэлектрического оборудования для специальных применений. Предприятия также реализуют продукцию для частных потребителей и небольших проектов солнечных электростанций для автономной генерации, для которых не требуется подтверждения локализации.
Продукция для ветроэнергетики
Через три года после начала развития солнечной энергетики в нашей стране приступили к строительству ветропарков. С 2020 года эти темпы, как отмечают в АРВЭ, демонстрируют серьезный рост. Таким образом, к настоящему времени сформировалось несколько крупных консорциумов, которые запустили на территории России производства элементов ветроэнергетического оборудования.
С помощью специальных инвестиционных контрактов участниками отечественного рынка совместно с ведущими мировыми производителями (Vestas, Lagerwey и Siemens Gamesa) были организованы производства компонентов ветроэнергетических установок — лопастей, генераторов, гондол и башен мегаваттного класса.
Несмотря на то что в ближайшие два года эти предприятия ориентируются, прежде всего, на внутренний рынок, российские компании готовы обсуждать условия потенциального сотрудничества с иностранными партнерами, в том числе по строительству ветряных электростанций и поставке компонентов для ветряков, отмечают в Минэнерго. Конечно, это не те масштабы, как у нефтяной промышленности, например, но это только начало пути.
В первой «тройке»
В ветроэнергетической отрасли доминируют три участника. Один из них — «Фонд развития ветроэнергетики», созданный компаниями «Фортум» и группой «РОСНАНО». В его портфеле сегодня имеются инвестиционные проекты ветропарков суммарной мощностью 1823 МВт. В качестве основного технологического партнера и поставщика ветроустановок был определён мировой лидер в области производства ветротурбин — датская компания Vestas.
Ещё двумя компаниями, доминирующими в отечественной ветроэнергетической отрасли, являются «НоваВинд», которая входит в «Росатом», и «Энел Россия». Каждая из них реализует собственный подход к локализации оборудования.
Гондолы — СДЕЛАНО В РОССИИ
При участии компании «Вестас Рус», которая является российским подразделением Vestas Wind Systems A/S, в Нижегородской области на производственной площадке Liebherr «Либхерр — Нижний Новгород» летом 2018 года была запущена линия по производству гондол для ветроэлектрических установок (ВЭУ). Годовая мощность сборочной линии составляет 80 изделий в год (300–400 МВт/год). Реализация этого проекта стала для России начальным этапом в осуществлении программы локализации производства оборудования для ветроэнергетики. Инвестиции в проект составили порядка 350 млн рублей.
Осенью 2019 года на заводе Liebherr была собрана первая гондола Vestas V126 новой модификации — для турбины мощностью 4,2 МВт. Модернизация модели V126 является продолжением развития линейки ВЭУ Vestas платформы 4 МВт для российского рынка. Более высокая единичная мощность турбины позволит достичь повышенного коэффициента использования установленной мощности и, таким образом, будет способствовать улучшению инвестиционных показателей проектов ВЭС, отмечают отраслевые эксперты.
Vestas V-126 — это редукторная ВЭУ с высотой башни 87 м и диаметром ветроколеса 126 метров. Турбина предназначена для средних ветров и условий как сильной, так и слабой турбулентности (класс ветра IEC IIA/IIB), в зависимости от модификации. Модельный ряд включает ВЭУ мощностью 3,6–3,8–4,2 МВт. Турбины Vestas платформы 4 МВт — одни из распространенных в мире, их установлено около 23 ГВт.
Соответствующее качество продукции
Сегодня компании работают над расширением кооперационных связей с российской промышленностью, включая всё больше отечественных производителей материалов и комплектующих в свои цепочки поставок, отмечают отраслевые эксперты. Отечественные поставщики материалов и комплектующих при этом проходят сложные процедуры квалификации, в ходе которых подтверждают соответствующее качество продукции. Прохождение квалификации по высоким требованиям вендоров — поставщиков оборудования под собственным брендом, открывает российским компаниям возможности выхода на глобальные рынки поставок для высокотехнологичной растущей отрасли ветроэнергетики. Со временем это направление в России может быть востребовано так же как сегодня нефтегазовые проекты.