По оценкам норвежской консалтинговой компании в области энергетики Rystad Energy, в среднесрочной перспективе инвестиции в нефтедобычу не вернутся к доковидному уровню. Согласно данным компании, в 2021 году объем вложений может вырасти до $390 млрд, а к 2025 году — до $480 млрд; для сравнения — в 2019 году было $530 миллиардов.
В более отдаленной перспективе, по мнению аналитиков Rystad Energy, в сценарии устойчивого развития до 2050 года более половины инвестиций, ожидаемых при сохранении статус-кво, окажутся под угрозой, особенно это касается сланцевых активов и разработки новых месторождений.
Три главных рынка нефтесервиса
Согласно обзору World Drilling & Well Services Market Forecast 2021–2025, который подготовила компания Westwood Global Energy (WGE), общие расходы в мире на бурение и обслуживание скважин (DWS) в течение 2021–2025 годов составят $950 миллиардов. Глобальные расходы будут обусловлены деятельностью в трех странах — США, Китае и России. В совокупности на эти три рынка придется 62% общих прогнозируемых расходов, при этом лидируют США с предполагаемыми расходами в $323 млрд в 2021–2025 годах по сравнению со $150 млрд в Китае и $118 млрд в России.
Несмотря на мировое лидерство США по расходам, объем буровых работ в 2020 году в стране значительно снизился по сравнению с последними годами. Расходы упали примерно на 48% по сравнению с 2019 годом, который, в свою очередь, показал значения на 10% ниже уровня 2018 года. Аналитики WGE объясняют это экономическим кризисом и снижением цен на нефть.
Расходы на бурение и обслуживание скважин в США, согласно обзору, вырастут и достигнут $75 млрд к 2025 году, хотя не ожидается, что они вернутся к уровням 2018–2019 годов, поскольку операторы будут оставаться осторожными с объемами бурения.
Китай и Россия увеличат нефтесервисные расходы
В Китае, как и в России, по мнению экспертов WGE, наоборот, прогнозируется рост расходов по сравнению с предыдущим пятилетним периодом. Ожидается, что инвестиции в сланцевую добычу в КНР для достижения установленных правительством целей будут стимулировать спрос на бурение и обслуживание скважин, расходы при этом увеличатся до $32 млрд к 2025 году, что на 19% выше, чем в 2021 году. Рост расходов в России объясняется желанием российских компаний сохранить свою долю рынков и необходимостью выполнять экспортные обязательства.
Ожидается, что 96% всех затрат на бурение новых скважин будет осуществляться преимущественно за счет этих трех стран. При этом на сушу придется только 76% расходов DWS.
Бразилия и Гайана будут основными драйверами расходов на шельфе
В то время как США, Китай и Россия будут доминировать в расходах на наземные услуги нефтесервиса, Бразилия и Гайана станут ключевыми странами для спроса на морские DWS. Эксперты WGE ожидают, что бразильская Petrobras, которая продолжает расширять глубоководную деятельность по мере отказа от других активов, пробурит более 160 подводных скважин в период с 2021 года по 2025 год с высокими сопутствующими затратами из-за глубины подсолевых скважин.
Согласно прогнозу, в Гайане будет пробурено большое количество дорогостоящих подводных скважин ExxonMobil, поскольку компания продолжает разработку открытых месторождений в глубоководном блоке Stabroek.
На Ближнем Востоке ожидаются высокие расходы на бурение и обслуживание скважин в результате запуска ряда крупных проектов, в частности, один из них — расширение Северного месторождения Qatar Petroleum. Продолжение реализации проектов в Норвегии и Великобритании приведет к увеличению расходов в Западной Европе.
Восстановление рынка нефтесервиса
В годовом исчислении глобальный показатель вложений в сегменте нефтесервисных работ достигнет пика в 2025 году, когда компании направят на бурение и обслуживание скважин $213 миллиардов. Аналитики WGE отмечают улучшение рыночных настроений и появление в текущем году признаков роста на нефтесервисном рынке после очень сложного 2020 года, когда расходы отрасли в этом сегменте обвалились примерно на 34% из-за сокращения спроса и падения нефтяных котировок на фоне пандемии коронавируса.
Эксперты WGE считают, что ценовая среда на сырьевые товары остается очень чувствительной к внешним воздействиям. Они полагают, что уровень активности в этой сфере будет расти медленно, по мере восстановления рынка после одного из самых глубоких потрясений в истории.
Прогноз увеличения расходов в 2021 году до $156 млрд демонстрирует небольшой рост по сравнению с провальным уровнем 2020 года. На протяжении всего прогнозного периода расходы останутся ниже уровней 2018-го и 2019 годов, полагают эксперты.
Прогноз объема буровых работ от Rystad Energy
Аналитики норвежской Rystad Energy ожидают, что в 2021 году во всем мире будет пробурено около 54 тыс. скважин, что на 12% больше, чем в 2020 году. В 2022 году объем бурения вырастет еще на 19% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до примерно 64,5 тыс. скважин, хотя активность по-прежнему будет ниже 2019 года, когда было пробурено 73 тыс. скважин.
Ожидается, что объем буровых работ на суше в 2021 году увеличится на 12% — с 46 тыс. скважин, пробуренных в 2020 году, до примерно 51,7 тысячи. В 2022 году он ещё увеличится на 19% и достигнет примерно 61,7 тыс. скважин. В 2019 году количество береговых скважин составило почти 71 тысячу.
Объем шельфовых буровых работ, согласно прогнозу экспертов Rystad Energy, увеличится по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на 10% как в 2021 году, так и в 2022 году. Это приведет к увеличению количества пробуренных морских скважин в 2021 году почти до 2,5 тыс. по сравнению с менее чем 2,3 тыс. в 2020 году, соответствующее число на 2022 год превысит 2,7 тысячи. Это означает, что восстановление морского бурения произойдет уже в 2021 году, а 2022 год станет годом дальнейшего роста.
Основные движущие силы роста в будущем
В отличие от предыдущих лет, когда сланцевый сектор Северной Америки лидировал в росте добычи, аналитики Rystad Energy ожидают, что наземный и морской шельф на Ближнем Востоке и глубоководный рынок в Южной Америке станут основными движущими силами роста в будущем. Чтобы восстановить уровень производства, операторам придется запускать новые буровые проекты в тандеме с программами технического обслуживания и улучшения существующих скважин. Это откроет значительные возможности для поставщиков услуг по обслуживанию скважин в ближайшие годы.
Наземный сегмент, по мнению аналитиков Rystad Energy, остается более чувствительным к негативным факторам, особенно в сланцевом секторе Северной Америки, где сохраняющаяся дисциплина в отношении капитала среди операторов подталкивает их к сдвигу увеличения активности на 2022 год и далее. Операторы, занимающиеся сланцевыми месторождениями, определили относительно стабильные бюджеты на бурение скважин на 2021 год. Ожидается, что расходы на обслуживание скважин в регионе вырастут с $50 млрд в 2020 году до $54 млрд в 2021 году, при этом сегмент стимуляции добычи будет расти быстрее, чем другие сегменты обслуживания скважин.
Рост глубоководного бурения придется на Северную и Южную Америку
Американские сланцевики с начала 2020 года привлекли уже более $20 млрд средств с финансового рынка и добавили 23 тыс. рабочих мест из потерянных на пике спада 102 тысячи.
Что касается морского бурения, то, по мнению экспертов Rystad Energy, ожидается, что глубоководные рынки в Европе и Африке останутся в 2021 году относительно стагнирующими по сравнению с другими ведущими регионами. Большая часть глубоководного роста придется на Северную и Южную Америку, где наиболее заметными игроками являются Бразилия, Гайана и Мексика.
В ближайшие годы Западная Африка и Ближний Восток могут обеспечить сильный рынок, восстановив в общей сложности около 10 тыс. морских скважин на нефтяных месторождениях со средним возрастом скважин 16 и 21 год соответственно. Для сравнения, в большинстве других регионов средний возраст скважин составляет от 10 до 15 лет.
Нефтесервисные гиганты осваивают новые направления
В сложившейся ситуации ведущие мировые нефтесервисные компании, как отмечают эксперы Ernst & Young, продолжают пересматривать свои бизнес-модели, чтобы обеспечить или расширить участие в энергопереходе. Помимо уже привычных смежных направлений, таких как солнечная и ветряная генерация, они осваивают новые планы по производству оборудования в области геотермальной и водородной энергетики, а также технологии улавливания и хранения углерода.
Schlumberger, которая является ведущим мировым поставщиком технологий для комплексной оценки пласта, строительства скважин, управления добычей и переработки углеводородов, заинтересовалась производством экологически чистого лития с целью диверсификации выручки за счет производителей электромобилей и технологических компаний. К концу года компания планирует запустить опытную установку NeoLith Energy по его извлечению, на разработку которой ушло более $15 миллионов. На монтаж и запуск планируется вложить примерно столько же.
Кроме «зеленых» направлений появились обширные возможности, связанные с цифровыми решениями. Например, у Schlumberger этот сегмент оценивается в $20 миллиардов. Ещё одна из крупнейших в мире компаний, оказывающих сервисные услуги в нефте- и газодобывающей отрасли, — Halliburton, которая является главным поставщиком услуг по гидравлическому разрыву содержащих энергоносители пластов, будучи более осторожной в отношении капиталоемких инновационных проектов, рассматривает сегмент цифровых предложений в качестве приоритетного, отмечают эксперты Ernst & Young.
Энергетический сервис
Волна трансформаций пришла в нефтесервисный сектор. Некоторые инвестиционные банки уже называют его в своих отчетах не нефтесерисом, а энергетическим сервисом. Тем не менее нефть и газ продолжат играть важную роль в бизнесе ведущих игроков. Однако в условиях растущей конкуренции им придется быть осмотрительнее в своих расходах. По данным Ernst & Young, в 2020 году Baker Hughes, Schlumberger и Halliburton в совокупности сократили операционные затраты на 25% по отношению к предыдущему году.
Кроме того, в связи с растущим количеством экологических инициатив эти компании, скорее всего, будут вынуждены пересмотреть свои географические предпочтения в традиционном бизнесе. Например, при ожидаемом снижении инвестиций в сланцевые проекты в США, эксперты аудиторско-консалтинговой компании прогнозируют увеличение спроса на разработку нефтеносных песков в Канаде с целью производства асфальтовой смеси, в рамках нового инфраструктурного плана Байдена объемом $2,25 триллиона. Только на строительство дорог и мостов, по данным Ernst & Young, будет выделено $115 миллиардов.
Прибыль Schlumberger за 9 месяцев 2021 года
Чистая прибыль американской Schlumberger за первые девять месяцев 2021 года составила $1,317 миллиарда. В прошлом году убыток компании составил $10,868 миллиарда. В третьем квартале 2021 года Schlumberger получил чистую прибыль в $691 млн против убытка в $54 миллиона годом ранее.
Выручка от работ на территории Северной Америки за квартал увеличилась на 9% в годовом выражении до $1,129 миллиарда. Выручка от контрактов в Европе, странах СНГ и Африке выросла на 6%, до $1,481 миллиарда. На Ближнем Востоке и в Азии выручка в годовом выражении увеличилась на 2%, до $2,034 миллиарда.
Прибыль Halliburton за 9 месяцев 2021 года
Чистая прибыль американской нефтесервисной компании Halliburton, приходящаяся на головную компанию, в январе — сентябре 2021 года составила $633 миллиона. При этом за аналогичный период 2020 года был зафиксирован убыток в размере $2,71 миллиарда. Об этом говорится в отчетности компании.
Убыток Baker Hughes за 9 месяцев 2021 года
Ещё одна американская нефтесервисная компания — Baker Hughes по итогам первых трех кварталов получила чистый убыток в размере $512 млн после убытка в $10,6 млрд годом ранее. Выручка компании при этом снизилась на 1,3%, до $15,02 миллиарда. По итогам третьего квартала чистая прибыль компании составила $8 млн, против убытка годом ранее в размере $170 миллионов.
Председатель совета директоров, президент и гендиректор Baker Hughes — Лоренцо Симонелли доволен тем, как команда продолжала реализовывать стратегию компании в течение третьего квартала. Заглядывая в будущее, до конца 2021 года и до 2022 года, компания видит сохраняющиеся признаки восстановления мировой экономики, которые должны стимулировать дальнейший рост спроса на нефть и природный газ, отметил президент Baker Hughes.