По разным оценкам, в апреле — мае 2020 года спрос на жидкие углеводороды потерял порядка 20% относительно уровня 2019 года, отмечается в стратегическом отчёте компании «Газпром нефть» — «Глобальный рынок нефти и нефтепродуктов». Маржа НПЗ в ближайшие пять лет будет меньше, чем в среднем за последние пять лет, особенно в Европе, считают эксперты IHS Markit.
Авиаперевозчики пострадали сильнее других
В минувшем году эпидемией коронавируса нанесен значительный урон мировой нефтеперерабатывающей промышленности. Продукты, получаемые из нефти, — топливо для реактивных двигателей, бензин, дизельное топливо и нефтехимические продукты для производства пластмасс — не поступали на рынок из-за простоя многих предприятий, закрытых на карантин, и уменьшения потребления моторного топлива на транспорте.
По мере ослабления ограничений потребление нефтепродуктов росло. При этом в среднем в 2020 году снижение спроса на жидкие углеводороды, по данным «Газпром нефти», составило 8–9%. Более половины падения пришлось на авиаперевозки, которые пострадали сильнее других отраслей — потребителей нефтепродуктов.
Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) назвала 2020 год худшим в истории мировой пассажирской авиации. По итогам года спрос на международные пассажирские авиаперевозки в мире упал на три четверти, на внутренние — примерно вдвое. Соответственно этой пропорции упал и спрос на авиационное топливо. Грузовые авиаперевозки потеряли около 10%.
В начале 2021 года основные ограничения на международные перевозки сохранялись, а перспективы их восстановления пока не ясны, потому что осложняются целым рядом факторов, обусловленных пандемией. По оценкам IATA, восстановление объемов пассажирских авиаперевозок до уровня 2019 года ожидается не ранее 2023–2024 годов. К этому времени прогнозируется возобновление спроса на авиационное топливо.
Внутренний рынок нефтепродуктов в России оказался более устойчив, чем европейский, отмечается в стратегическом отчёте «Газпром нефти». Спрос на автомобильные бензины и дизельное топливо в 2020 году снизился на 5–6%. Снижение спроса на авиационное топливо было более серьезным в первую очередь из-за ограничения международного пассажирского авиасообщения. Пассажирооборот на международных воздушных линиях упал на 74%, а внутренний пассажирооборот — на 22%. В декабре 2020 года размеры снижения составили соответственно 86% и 13% к декабрю 2019 года. Таким образом, дальнейшее восстановление рынка авиационного топлива будет, прежде всего, зависеть от открытия международного пассажирского сообщения.
Ценовая конъюнктура
Неоднородная динамика спроса по видам нефтепродуктов и регионам мира стала вызовом для мировой нефтепереработки. Ценовые дифференциалы основных нефтепродуктов к нефти упали до многолетних минимумов на фоне сокращения спроса на топливо и быстрого накопления избыточных запасов. Относительно благоприятно сложилась конъюнктура рынка нафты как сырья для нефтехимии: спрос на нефтехимическую продукцию пострадал в меньшей степени и даже получил поддержку на фоне пандемии со стороны рынка медицинских изделий и упаковки. Мазут пользовался спросом как сырье для дальнейшей переработки, и как судовое топливо. Вступление в силу нового регулирования Международной морской организации (IMO) в отношении содержания серы в топливе для морских судов не оказало значимой поддержки рынку судовых газойлей: отрасль предпочла использование низкосернистого мазута, от пандемии пострадал общий спрос на судовое топливо.
В условиях дефицита спроса на нефтепродукты продолжился ввод в строй крупных мощностей переработки в Китае и на Ближнем Востоке. Хотя низкая загрузка и рентабельность нефтепереработки ускоряет сокращение мощностей на зрелых рынках. Так, в течение 2020 года было заявлено о закрытии или перепрофилировании нескольких крупных НПЗ в Европе и США. На фоне снизившегося спроса и ввода новых НПЗ сохраняется избыток перерабатывающих мощностей. Это, по мнению экспертов «Газпром нефти», может оказать давление на цены нефтепродуктов и экономику переработки в течение 2021 года.
Производство нефтепродуктов в 2020 году снизилось на 9%
Мировым лидером по производству нефтепродуктов, по итогам 2020 года, по данным информационно-консалтинговой компании Enerdata (занимается исследованиями энергетических отраслей промышленности в международном масштабе), являются США — 769 Mt (млн т).
В рейтинге мирового производства нефтепродуктов с небольшим отставанием от США следует Китай — 648 Mt. В целом, КНР переживает бум нефтеперерабатывающей промышленности. Россия занимает третье место — 266 Mt, за ней следует Индия — 232 Mt, замыкает пятёрку стран лидеров в области нефтепереработки Южная Корея — 146 Mt. Хороший потенциал имеют Япония, Саудовская Аравия, Бразилия, Германия, Канада, Иран, Италия.
В 2020 году общемировое производство нефтепродуктов, по данным Enerdata, снизилось на 9%. Производство нефтепродуктов в США сократилось на 14% из-за серьезного снижения потребления. Производство нефтепродуктов в Европе, где в этой области и раньше прослеживалась тенденция к уменьшению, сократилось на 13%. Особенно сильным спад оказался во Франции (–28%) и в Италии (–16%).
На Ближнем Востоке зафиксировано значительное падение (–12%), отражающее снижение добычи сырой нефти, включая сокращение производства в Саудовской Аравии (–12%) и Иране (–14%). В Индии в 2020 году нефтепереработка сократилась на 11%. В Латинской Америке производство нефтепродуктов уменьшилось на 4,5%, сильный спад зафиксирован в Венесуэле (–12%).
При этом в Мексике производство стабилизировалось (–0,9%), а в Китае увеличилось на 1,3% из-за существенного роста нефтеперерабатывающих мощностей. В Бразилии увеличилось на 2,8%.
Снижение роста мирового спроса на нефтепродукты в 2020 году составило 9%
Пандемия, карантинные меры и ограничения в транспортной сфере, по данным Enerdata, сильно повлияли на потреблении нефтепродуктов в мире (–9%), в особенности в развитых странах (–11% в государствах ОЭСР). Потребление нефтепродуктов в США, а это самый крупный потребитель в мире, сократилось на 12% из-за уменьшения спроса, вызванного пандемией, в особенности ограничениями в транспортном секторе. Кроме того, оно снизилось в Японии на 8,3% и в странах Евросоюза на 11%, в том числе в Италии и Испании на 19%, во Франции — на 14%.
Потребление нефтепродуктов также уменьшилось в Азии на 2,7%, в Индии — на 10%, в Индонезии — на 4,4%, в странах СНГ — на 3,2%, в Латинской Америке — на 11%, в том числе в Мексике и Колумбии — на 17%, в Африке — на 11%, а также на Ближнем Востоке — на 7,2%.
Китай может потеснить США
Исторически в США развивалась система частных нефтеперерабатывающих заводов и соответствующей инфраструктуры, что позволяет перерабатывать разные типы нефти и получать дорогостоящие нефтепродукты. Сланцевая добыча привела к тому, что на внутренний рынок вышли значительные объемы легкой малосернистой нефти, это полностью изменило рынок нефтепереработки в страны, так как в зависимости от типа нефти меняется технология ее переработки.
США были лидером по переработке нефти с начала нефтяной эры в середине XIX века и сегодня сохраняют эти позиции. Однако Китай увеличивает мощности по переработке нефти, уже в 2021–2022 годах КНР может сменить США в качестве лидера. Об этом сообщает агентство Bloomberg со ссылкой на Международное энергетическое агентство (МЭА).
Смена лидера на рынке по переработке нефти может произойти в том числе из-за того, что в Китае в настоящее время строятся четыре новых нефтеперерабатывающих завода, в то время как в США такие предприятия закрываются. Например, завод Convent в Луизиане, принадлежащий Shell, третьей по величине нефтяной компании в мире. Как отмечает Bloomberg, в 1967 году, когда был открыт Convent, перерабатывающие мощности США в 35 раз превышали китайские.
По данным агентства, суммарная мощность новых китайских предприятий составит 1,2 млн барр. в сутки, что эквивалентно нефтепереработке всей Великобритании. При этом из-за кризиса, вызванного пандемией коронавируса, мировой спрос на топливо снизился, из-за чего добычу и переработку нефти тоже пришлось уменьшить.
Накануне изменений мировой энергетической системы
Кроме того, кризис ускорил и изменения в потреблении нефти. В Китае и других частях Азии растет спрос на пластик и нефть. Там экономика быстро восстанавливается после пандемии, в отличие от Европы и США, где коронавирус не утихает, и кризис более глубокий. Кроме того, страны Запада стремятся постепенно отказываться от ископаемых видов топлива и перейти на альтернативные источники энергии, что тоже омрачает долгосрочный прогноз для нефтепереработки, отмечает Bloomberg.
Экспортеры, по данным агентства, продают больше сырого топлива в Азию и меньше — своим давним клиентам — Северной Америке и Европе. В этой связи китайские заводы сейчас представляют собой растущую силу на международных рынках бензина, дизельного и других видов топлива. Причем их появление является проблемой не только для США, но и для старых заводов в других частях Азии. Больше половины новых мощностей для переработки нефти будет создаваться именно в этом регионе, и 70–80% будут ориентированы на пластик, считают эксперты исследовательской компании Wood Mackenzie.
Заводы, которые постепенно закрываются, в основном относительно маленькие, не слишком сложные, построенные в шестидесятых годах прошлого века. Чтобы выжить, им нужно экспортировать больше продуктов, поскольку внутренний спрос в их регионе падает. Но они не слишком конкурентоспособны, из-за чего им, вероятно, придется закрыться, прогнозируют эксперты Wood Mackenzie.
Рост нефтеперерабатывающей промышленности Китая в сочетании со строительством новых крупных НПЗ в Индии и на Ближнем Востоке отражается на мировой энергетической системе, отмечают отраслевые эксперты.
Индия к 2025 году планирует увеличить мощность своих НПЗ более чем на 50%, до 8 млн барр. в сутки, включая новый мегапроект мощностью 1,2 млн барр. в сутки. В связи с этим, экспортеры нефти поставляют все больше нефти в Азию, сокращая поставки традиционным покупателям в Северной Америке и Европе.
По мере увеличения производственных мощностей китайские НПЗ становятся все более активными участниками мировых рынков моторных видов топлива.
Лучшие из лучших — в Китае
Крупнейшие нефтяные компании Китая являются государственными энергетическими конгломератами в области разведки и добычи нефти и газа, переработки, транспортировки и других функций. В КНР насчитывается 32 нефтяных и газовых компаний.
Нефтеперерабатывающая промышленность в Поднебесной сосредоточена в руках двух государственных компаний — нефтегазовой и химической корпорации China Petrochemical Corporation (Sinopec) и China National Petroleum Corp. (CNPC).
Sinopec является одним из основных игроков на мировом нефтехимическом рынке и вторым по величине производителем нефти в Китае. Это крупнейшая нефтеперерабатывающая компания и третья по величине химическая компания в мире.
Объемы переработки Sinopec углеводородов постоянно растут. Как передаёт агентство «ТАСС», в 2019 году объем переработанной компанией нефти составил 250 млн т, увеличившись на 4,44 млн т в годовом исчислении. Производство нефтепродуктов составило 160 млн т (рост — 3,4%), а объем их экспорта — 26,5 млн т (рост — 18%).
В 2020 году, несмотря на глобальную экономическую рецессию, Sinopec переработала 240 млн т нефти и произвела 140 млн т нефтепродуктов. Корпорация оптимизирует соотношение производства дизельного топлива и бензина, увеличивает поставки бензина и авиационного керосина. По данным «ТАСС», производство «легких» химических продуктов китайской компанией увеличилось на 3,1%, бензина — на 2,6%, а авиакеросина — на 7,8%.
Увеличение мировых мощностей по первичной переработке нефти будет сопровождаться строительством новых конверсионных производств. Новые НПЗ на Ближнем Востоке и в Китае, как отмечают отраслевые эксперты, будут иметь высокие индексы сложности Нельсона, что предполагает наличие процессов по глубокой переработке нефти.