Россия имеет достижения в развитии сегмента малотоннажного СПГ. За два года до начала пандемии коронавируса в отрасли были запущены новые производства. Положено начало эксплуатации малотоннажного СПГ на Московском газоперерабатывающем заводе, формируется парк автотранспорта на этом виде топлива. Запущен в эксплуатацию малотоннажный комплекс по производству сжиженного природного газа в Калининграде, а также — АЗС в Копейске с возможностью заправки СПГ.
Еще один проект регионального масштаба — мини-завод в селе Дальнем, входящем в состав Южно-Сахалинска, реализован в ноябре 2019 года. Завод позволил обеспечить сжиженным природным газом удаленные населенные пункты, перевести автотранспорт на экологически чистое топливо.
В течение 2020 года также реализовано несколько СПГ-проектов. В августе «НОВАТЭК» запустил в Магнитогорске первый малотоннажный завод по производству сжиженного природного газа мощностью 40 тыс. т в год. Продукция предприятия будет использоваться в основном в качестве газомоторного топлива. Планируются поставки СПГ на заправочные комплексы «НОВАТЭКа» для пассажирского, грузового транспорта, карьерной техники в Челябинской области и в соседних регионах.
Михеевский ГОК переводит технику — 12 карьерных самосвалов — на СПГ, рассчитывая при этом на работу малотоннажной установки производительностью 4 тыс. т в год. Поставщиком выступает научно-производственная компания «НТЛ» из города Верхняя Салда. Аналогичная установка эксплуатируется на Московском газоперерабатывающем заводе.
Помимо этого, в 2020 году также появились ещё несколько региональных малотоннажных СПГ-проектов:
- СПГ в Буденновске (более 50 тыс. т в год);
- Дальний Восток (Уссурийск — 98 тыс. т в год, Большой Камень — 72 тыс. т в год, Надеждинский район — 13,5 тыс. т в год);
- Белгородская область, ТОСЭР «Губкин» (52 тыс. т в год);
- очередной малотоннажный СПГ-проект в Якутии мощностью 80 тыс. т в год с участием «Атомэнергомаша»;
- производство СПГ мощностью до 4 тыс. т в год на площадке гелиевого хаба во Владивостоке.
Плюсы малотоннажного производства
Мало- и среднетоннажные проекты по производству СПГ не только упрочили позиции России на мировом рынке, но и повышают доступность газа для регионов. К такому выводу пришли специалисты «Сколково» в исследовании «Российский мало- и среднетоннажный СПГ».
По мнению экспертов, малотоннажное СПГ производство обеспечивает большую гибкость и скорость за счет доступа к нескольким источникам сырья и отсутствия необходимости включать в один проект добычу и переработку. Малотоннажное предприятие может быть реализовано в срок 1–2 года. Это значительно меньше времени, чем требуется для реализации крупного проекта.
Поставка малотоннажного СПГ может быть организована всеми видами транспорта, почти без ограничений по расстоянию и по месту потребления. Развитие перевозок топлива по железной дороге позволяет расширить географию продаж малотоннажного СПГ в России и вывести его на ранее недоступные рынки сбыта, считают эксперты «Сколково».
Небольшой объем газа, требуемый для сжижения, позволяет разместить производство практически в любом месте. Для строительства такого промышленного объекта не требуется обязательного доступа к глубоководным морским портам.
В отличие от крупнотоннажного предприятия, сегмент малотоннажного СПГ не имеет технологической зависимости, такой как, например, приобретение технологий и оборудования у большого количества поставщиков. Это позволяет оптимизировать капитальные затраты и минимизировать санкционные риски.
Доступность технологии, достаточно высокое качество для производства в малых объемах, низкие в абсолютных значениях стартовые инвестиции привлекают в индустрию игроков не только из нефтегазовой отрасли.
Малотоннажный СПГ используется в качестве моторного топлива в горнодобывающем производстве, в проектах автономной газификации, распределенной тепловой и электрогенерации.
Малотоннажный СПГ нацелен, прежде всего, на рынки, расположенные вблизи места производства. Инвесторы могут использовать модели ценообразования с привязкой к локальным энергоносителям, таким образом, стимулируя покупателей экономить за счет перехода на этот вид топлива.
Классификация | Малотоннажный | Среднетоннажный | Крупнотоннажный |
---|---|---|---|
Источник сырья | Газораспределительные сети, месторождение, биогаз | Газораспределительные сети, месторождение | Интеграция с проектами добычи, национальная газовая сеть |
Объем производства | < 80 тыс. т | < 2 млн т | >2 млн т |
Логистика | До 600 км, в отдельных случаях до 2000 км | До 2000 км | Без ограничений |
Технология транспортировки | Автоцистерны, танк-контейнеры | Цистерны, газовозы до 60 тыс. куб. м |
Крупные газовозы до 260 тыс. куб. м классов Q-Max, Q-Flex, Yamalmax |
Потребители | Мелкий опт, розница | Операторы нишевых рынков, агрегаторы | Национальные газовые и энергетические компании, агрегаторы |
Каналы сбыта | КриоАЗС, автономное тепло и энергоснабжение | Национальные и региональные приемные терминалы, операторы малотоннажного СПГ | Национальные приемные терминалы; операторы малотоннажного СПГ |
Масштаб операция | Локальный | Региональный | Глобальный |
Пример | СПГ заводы «Криогаз», СПГ Канюсята («Газэнергосеть»), СПГ Екатеринбург («Межрегионгаз»), СПГ Нижний Бестях (Ассоциация строителей АЯМ) |
«Криогаз Высоцк», КС «Портовая», «Ямал СПГ» Т4, «Обский СПГ», Т1-Т3 |
«Сахалин-2», «Ямал СПГ» Т1-Т3, «Балтийский СПГ» |
По данным Московской школы управления «Сколково»
Развитие региональных проектов
В условиях ограниченной инфраструктуры и рынков сбыта для региональных проектов имеет смысл строить преимущественно малотоннажные заводы, считают эксперты «Сколково». Помимо этого, также необходимо развивать сервисы по транспортировке и распределению малотоннажного СПГ автомобильным и железнодорожным транспортом, включая создание региональных флотов ISO контейнеров, автомобильных цистерн, криоАЗС, а для прибрежных проектов — бункеровщиков и малотоннажных газовозов.
Инвестиции в российские региональные проекты производства СПГ требуют значительных изменений инфраструктуры транспортировки и хранения сжиженного газа, новых технологических решений по производству, распределению, а также значительных изменений в области нормативного регулирования отрасли СПГ в России.
Кемеровская область
Говоря о регионах, можно отметить интегрированный проект по производству сжиженного природного газа и созданию инфраструктуры для его потребления в качестве моторного топлива, реализуемый в Кузбассе с 2017 года. Проект ведёт новокузнецкая компания «Сибирь — Энерго» (образована группой предприятий из угледобывающей отрасти региона), чтобы снизить топливную составляющую в стоимости транспортировки горной массы.
Производственная мощность первой очереди завода по сжижению природного газа составляет 1,5 т в час, или 18 млн куб. м в год. Общая мощность — 6 т в час, или 72 млн куб. м в год. На неё выданы технические условия для подключения к газовым сетям, а также одобрены лимиты поставок сетевого природного газа.
Весь производимый СПГ используется в качестве моторного топлива на транспортных средствах группы компаний угледобывающей сферы.
Правительство Кузбасса подготовило предложения по разработке региональной программы комплексного развития рынка сжиженного природного газа на основе предприятий горнорудной промышленности области. Кроме того, речь идёт о сопутствующем развитии заправочной инфраструктуры для общественного
сектора.
Якутия
В Якутии заявлены проекты общей установленной мощностью 2 млн тонн. Первая установка по производству СПГ в регионе была запущена в эксплуатацию в декабре 2016 года. Ограниченные возможности монетизации газа и его высокая доступность в текущий момент времени привели к появлению целого перечня производств СПГ различной мощности.
Целевым рынком сбыта в ближайшее время для якутских проектов являются внешние рынки. Это Монголия и провинция Внутренняя Монголия в Китае. Внутренняя Монголия — рынок недоступный для российского газа, поставляемого через прибрежные терминалы СПГ.
Активное развитие инфраструктуры рынка СПГ в Китае позволяет вывести якутский СПГ через компанию «СиТЭК», заключившую экспортный контракт с «Газпром экспортом», на внутренний китайский и монгольский рынки.
В октябре 2019 года состоялась первая тестовая отправка СПГ на экспорт в Монголию, показавшая высокое качество газа и техническую возможность его экспорта по железной дороге.
Дальний Восток
На Дальнем Востоке для организации мало- и среднетоннажных проектов имеются все возможности.
Для перевалки цистерн-контейнеров с СПГ и последующей поставки на рынки азиатских стран может быть использован контейнерный терминал FESCO.
Малотоннажные проекты имеют хорошие перспективы на рынке. Например, для перевозки гелия с Амурского ГПЗ планируется использование грузовиков на СПГ, что будет стимулировать создание системы криоАЗС и АГНКС для заправки транспорта газом.
Проект компании «Дальгазресурс» является интегрированным малотоннажным. Он включает в себя добычу газа на Бурейском участке недр с запасами по категории С1 — С2 около 2 млрд кубометров. В результате планируется построить четыре установки по сжижению на смесевых хладагентах производительностью от 6 т/ч каждая.
Первый мини-завод по производству СПГ на Дальнем Востоке расположен на Сахалине, в селе Дальнем. Производительность завода рассчитана на 12,7 тыс. т в год. Здесь используется природный газ, добытый в рамках проекта «Сахалин-2». Основные потребители продукции — предприятия жилищно-коммунальной сферы Сахалинской области, которые ранее работали на жидком и твердом топливе.
В отдаленные населенные пункты СПГ будут доставлять с помощью специальных автомобилей. В дальнейшем сжиженный газ начнет поступать на Курильские острова.
Модели развития региональных СПГ-проектов
В мире существует множество классификаций проектов СПГ в зависимости от объема производства. В конце 2018 года рабочей группой по мало- и среднетоннажному СПГ была разработана своя классификация, учитывающая требования российских актов нормативного регулирования, особенности рынков, на которые проекты ориентированы. За время, прошедшее с момента разработки первого исследования по малотоннажному сжиженному газу, произошел ряд изменений в отрасли.
При реализации мало- и среднетоннажных производств в России выделяются три модели стратегий. Первая — создание сетей малотоннажного СПГ. Вторая — использование региональных особенностей мало- и среднетоннажного СПГ. Третья — реализация проектов с участием промышленных партнеров.
Большие перспективы
На рынок малотоннажного СПГ выходят «Ростехнология» и «Атомэнергомаш», которые готовы осуществлять прямые инвестиции в проекты производства и потребления СПГ. Такими проектами занимается «Газпром», который развивает производство малотоннажного СПГ для автономной газификации населенных пунктов и работающего на газомоторном топливе транспорта. А, например, «Криогаз» уже является активным игроком на рынке мало- и среднетоннажного производства и владеет двумя малотоннажными заводами в Кингиссепе и Пскове.
Для успеха СПГ проектов на Дальнем Востоке и на Юге России необходимо тесное сотрудничество с азиатскими и турецкими национальными газовыми компаниями, включая развитие флота криогенных цистерн-контейнеров, малотоннажных газовозов и бункеровщиков, считают специалисты «Сколково».
Перспективным направлением сотрудничества, по мнению экспертов, является интеграция мало- и среднетоннажного СПГ в сложившиеся цепочки крупнотоннажных СПГ-терминалов. Российские проекты могут играть значительную роль в создании региональных газовых хабов на Юге Европы и на Дальнем Востоке.
Проекты производства сжиженного газа способствуют развитию газовой торговли и могут участвовать в создании российских специализированных хабов, претендующих на роль центра торговли не только в России, но и для прилегающих стран.
Технологии малотоннажного СПГ могут позволить эффективно решать вопросы безопасности судоходства через Босфор и, таким образом, обеспечить участие российского газа в развитии бункеровки в Черном и Средиземном морях.
Запасы газа, которые имеют доступ к «Силе Сибири», составляют 60% от общих суммарных запасов газа Якутии и Иркутской области, а оставшиеся 40% запасов имеют ограничения и изолированы. В этой связи средне- и малотоннажный СПГ на сегодняшний день является единственным вариантом монетизации газа для месторождений Восточной Сибири.
Существенно увеличить количество и размер проектов производства СПГ в регионах России возможно за счет развития его использования. Имеется в виду стимулирование трансформации рынков энергоснабжения с переходом от угля и нефтепродуктов на использование СПГ. Также речь идёт о повышении предложения на внутреннем рынке, стимулировании спроса на ГМТ. Помимо этого, создание флота малотоннажных газовозов и флота криогенных цистерн. И, наконец, развитие биржевой и не биржевой торговли газом.
Существенную роль в развитии отрасли, по мнению специалистов «Сколково», могут сыграть государственные инвестиции не только в проекты производства СПГ, но и в инфраструктуру его транспортировки и использования.