Переход на использование газа снизит затраты на бензин и дизель на 60–65%, считают эксперты Минэнерго России. При существующих ценах на моторное топливо и на установку газобаллонного оборудования единовременные бюджетные инвестиции размером 0,7 млрд руб. в год на переоборудование техники на компримированном (сжатом) природном газе (КПГ)* позволят бизнесу и гражданам в течение трех лет получить на топливе экономию от 4 млрд до 5 млрд рублей. Этот шаг также поможет снизить стоимость транспортных услуг и обеспечить работой по установке газобаллонного оборудования предприятия сервисной сферы.
Оперативный запуск программы по переводу техники после увеличения доли государственных субсидий, согласно оценке экспертов министерства, позволит перевести на газ до 10–12 тыс. автомобилей в 2020 году. В 2019 году было переоборудовано около 15 тыс. автомобилей.
Сахалин пошёл ещё дальше
Власти Сахалина компенсируют жителям региона 100% затрат на перевод легковых автомобилей на газомоторное топливо. Об этом в марте сообщил губернатор области Валерий Лимаренко. Правительство области обеспокоено тем, что значительную часть семейного бюджета люди тратят на покупку бензина в ситуации, когда газомоторное топливо в три раза дешевле. Поэтому автомобиль переводится на газомоторное топливо в регионе бесплатно. Предприятиям будет компенсироваться 70% затрат на перевод транспорта на газомоторное топливо, и в дальнейшем меры поддержки планируется расширять. Для жителей Сахалинской области этот вопрос имеет особое значение, так как регион занимает одну из лидирующих позиций в стране по цене на бензин (авто бензин).
Сейчас, по данным областного правительства, около 1 тыс. автомобилей используют газомоторное топливо, а всего на Сахалине имеется 200 тыс. ед. техники.
К началу 2025 года на Сахалине планируется перевести на газ до 50% техники. Власти рассчитывают к концу 2023 года построить в области 19 газовых автозаправочных станций.
В Минэнерго отмечают, что рынок газомоторного топлива в Сахалинской области можно развивать без взаимосвязи с другими регионами, поскольку автотранспорт редко покидает пределы острова. К тому же у Сахалина есть ресурсная база — здесь добывается газ, а также создана и работает производственная структура для сжиженного природного газа (СПГ)*.
Вкратце
*КПГ
Компримированный природный газ — метан (CH4), сжатый на компрессорной станции до давления 200–250 бар. (196–245 кг/кв.см). Компримирование газа производится на автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях, куда газ поставляется от магистральных трубопроводов.
*СПГ
Сжиженный природный газ — метан (CH4), искусственно сжиженный путём охлаждения до минус 160°C. При этом он переходит в жидкое состояние, и его объем уменьшается в 600 раз. Одна тонна СПГ — 1,38 тыс. куб. м природного газа после регазификации. Это делается для удобства хранения и транспортировки. Заправиться СПГ можно на криоАЗС.
Бюрократический подход
Точно подсчитать сколько автомобилей по России используют газомоторное топливо сегодня невозможно. Ещё два года назад процедура перерегистрации после перевода двигателя на газовое топливо была почти необязательной. Поэтому большая часть транспорта, использующего пропан-бутан, сегодня числится в бензиновых рядах. Хотя на самом деле таких машин, согласно оценкам экспертов, у нас от 1,5 млн до 2 миллионов. Еще примерно 300 тыс. автомобилей работает на метане.
Главный вопрос у владельцев газовых автомобилей и тех, кто только собирается перейти на этот вид топлива, заключается в том, как зарегистрировать автомобиль? Если купить готовый, то он обойдётся на 20% дороже бензинового или дизельного. Переоборудовать легковой или легкий коммерческий автомобиль для использования метана в качестве топлива, по данным Института национальной энергетики, стоит от 80 тыс. до 150 тыс. рублей. Учитывая эти затраты, перевод машины на газ окупал себя при пробеге от 20 тыс. километров. При новой скидке в 90% рентабельность сильно повысится.
Затем возникает проблема как его перерегистрировать? По данным отраслевых экспертов, ежемесячно более 30 тыс. автомобилей России переводится на газомоторное топливо, но только 10% из них регистрируются в ГИБДД.
Те, кто решился пройти регистрацию, сначала должны сделать «предварительную техническую экспертизу автомобиля на возможность установки газобаллонного оборудования». Затем нужно получить разрешение, найти лицензированную мастерскую, а после переоборудования «произвести испытания на соответствие безопасности транспортного средства техническому регламенту» в аккредитованной испытательной лаборатории.
С 1 июля 2020 года начал действовать межгосударственный стандарт ГОСТ 33 670–2015 «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия». Документ предусматривает проверку газобаллонного оборудования в испытательных лабораториях, а их сегодня 28 на всю страну, площадь которой составляет более 17 млн кв. км с населением почти 147 млн человек, по оценке Росстата на начало 2020 года.
Например, если житель Нижневартовска захочет зарегистрировать переоборудованный на газомоторное топливо автомобиль, то ближайшая от него лаборатория находится в Екатеринбурге, а это 1,3 тыс. км только в одну сторону. Одного раза туда обратиться недостаточно.
Подводные камни
Десять лет назад компания Volkswagen решила продвигать на российском рынке технику на газомоторном топливе, в том числе и легковую. Автолюбители были рады «каблучку» Caddy. На одной заправке в городе на нём можно проехать 500 километров. Но зато потом нужно было искать автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС). В то время в Москве метаном заправляли только на четырех заправках, которые располагались за МКАДом. На всех были очереди из десятков автобусов. В это время не радовала дешёвая цена за газ — отмечают автоэксперты.
За десять лет в столице с численностью постоянного населения около 17 млн человек, построили ещё 6 газовых АЗС, семь находятся в стадии строительства. Этого недостаточно, чтобы газ по доступности заправки был равноценен бензину и дизельному топливу.
Сегодня на территории России, по данным «Газпрома», действует 484 газозаправочные станции, а бензиновых АЗС, по данным Федеральной антимонопольной службы, — 15 тысяч.
Сделано в России
Рассчитывая на спрос и перспективу, российские автозаводы наращивают выпуск газомоторной техники. На дорогах России ездят газовые автомобили Bravis, «ГАЗ», «KамАЗ», «ПАЗ», «УАЗ», «Волгобас», «Лиаз», «КАВЗ», «НефАЗ», «Урал» и «АвтоВАЗ».
Группа «ГАЗ», серийно выпускающая газовую технику в сегменте легкого коммерческого транспорта, среднетоннажных и грузовых автомобилей, а также пассажирских автобусов всех классов, в конце прошлого года представила десятитонный «Газон Next», который может потреблять как СПГ, так и КПГ.
В России СПГ используется пока в малых объёмах, но в ряде регионов планируется развивать заправочные станции на этом виде топлива. По мнению производителя, такие автомобили выгоднее всего эксплуатировать на максимально больших расстояниях. Например, «Газон Next» на одной заправке может пройти 900 километров.
«КамАЗ» производит в газомоторном исполнении практически весь свой традиционный модельный ряд грузовых автомобилей и автобусов «НефАЗ». Именно «КамАЗ» стал первым отечественным производителем газомоторной автотехники, который сертифицировал в 2016 году две модели автомобилей на сжиженном природном газе. В настоящее время компания ведет разработку и испытания других видов автотехники на СПГ.
Газомоторную технику в РФ также предлагают иностранные производители — Hyundai, Iveco, Isuzu, Scania. В итальянской автомобилестроительной Iveco отмечают, что за последний год рынок автомобилей на метане в России увеличился вдвое, продажи компании в 2019 году выросли в 15 раз.
В конце прошлого года производитель грузовых автомобилей Ford Trucks сообщил о намерении вывести в 2020 году на российский рынок газомоторную технику. В компании сообщили, что ведутся работы над двигателями, работающими на сжатом природном газе, который возможно будет применяться на всех грузовых автомобилях компании, представленных в стране. Чуть ранее об аналогичных планах относительно российского рынка объявили в компании «Даймлер КамАЗ Рус».
В скором будущем в России ожидается появление немецких газомоторных грузовых автомобилей Mercedes-Benz для городской спецтехники. Эта среднетоннажная модель не предназначена для дальних перевозок. Компания занимается доработкой автомобиля для его адаптации под мусоровозы и коммунальную технику.
Немецкий автоконцерн один из немногих производителей грузовой техники, в чьей модельной линейке до недавнего времени полностью отсутствовали предложения по газомоторной технике для российских клиентов.
Ударим автопробегом по бездорожью!
Чтобы показать экономические преимущества эксплуатации автотехники на газе, осенью прошлого года «Газпром» провёл международный автопробег «Голубой коридор — газ в моторы». В нём соревновались 20 легковых и грузовых автомобилей российского и зарубежного производства. Участники акции преодолели 2,7 тыс. км от компрессорной станции «Русская» в Краснодарском крае до Санкт-Петербурга, проверив в полевых условиях насколько приспособлена техника на метане к использованию на отечественных дорогах. Например, малотоннажный ELF Isuzu показал средний расход топлива 18,42 куб. м на 100 км, что на 4 куб. м меньше, чем расчетные цифры. Японская компания Isuzu, которая известна благодаря своим дизельным двигателям, модифицировала легкий грузовик ELF. Теперь он выпускается на заводе в Ульяновске с двигателем, работающим на метане.
Использование природного газа в качестве моторного топлива позволило сэкономить участникам автопробега на заправке транспорта 336 тыс. рублей. Во время этого соревнования сокращение топливных затрат, в сравнении с бензином, произошло в три раза заявили организаторы автопробега.
Главное достоинство газомоторного топлива для потребителей — цена. Один кубометр метана на заправках стоит 15–16 рублей. Эквивалентный ему литр бензина АИ-95 обходится в 48 руб., а дизельного топлива — 45–47 рублей. Получается та же трехкратная выгода, что и при автопробеге. Помимо этого, отраслевые аналитики подчёркивают, что современный двигатель, выпущенный на заводе именно для работы на газомоторном топливе, имеет ресурс в 1,5 раза выше, чем бензиновый. Таким образом, экономия только на топливе за год интенсивной эксплуатации автомобиля, при пробеге более 100 тыс. км, составляет от 300 тыс. руб. для легкового транспорта и до 1,2 млн для магистрального тягача. По мнению экспертов, транспорт на природном газе наибольший интерес вызывает у компаний, где пробег автомобилей составляет 200 тыс. км в год.
Ещё одно достоинство газомоторного топлива заключается в том, что газ из баллона, в отличие от бензина и дизельного топлива в баке, нельзя украсть. Это один из стимулов перехода на газомоторную технику, потому что тут невозможно слить топливо или продать его на сторону. Газ можно только стравить, в этом случае он улетит в воздух.
Такси на газе дешевле
Компания «Яндекс.Такси» использует природный газ. Это позволяет таксопаркам сократить расходы на топливо и одновременно улучшить экологическую ситуацию в российских городах. Сервис онлайн-заказа такси заключил соглашение о долгосрочном сотрудничестве с компанией «Газпром газомоторное топливо», благодаря которому увеличится количество машин, работающих на природном газе.
Сегодня на метане работают 4,3 тыс. машин сервиса «Яндекс.Такси». Еще 26 тыс. автомобилей ездят на пропан-бутане. Например, только в Казани на газовое топливо за последний год перешли 1450 автомобилей такси. В скором времени это число увеличится. Партнерам «Яндекс.Такси», желающим перейти на природный газ, будут предложены особые условия на покупку и установку газобаллонного оборудования. Сервис также разработает систему распределения машин по сертифицированным центрам для переоборудования. Водители смогут пройти обучение по использованию оборудования. Яндекс предусмотрел установку передвижных заправочных станций.
Сервис планирует предложить своим партнерам специальный тариф для пользователей сервиса. Заказы по нему будут выполнять только автомобили на экологичном топливе. «Яндекс.Такси» также подписал соглашение с «Национальной газомоторной ассоциацией» о совместном продвижении газомоторного топлива. IT-компания будет участвовать в популяризации экологического продукта.
Создание флота на СПГ
Сжиженный природный газ становится все более популярным видом топлива и в судоходстве, особенно в зонах особого контроля за выбросами серы c судов. Россия имеет планы по созданию флота на СПГ и береговой инфраструктуры.
Недавно судоверфь «Звезда» приступила к реализации проекта по строительству трёх танкеров-продуктовозов класса MR на газомоторном топливе для «Совкомфлота».
Танкеры предназначены для транспортировки нефтепродуктов и газового конденсата и будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных договоров «Совкомфлота» с «НОВАТЭКом».
Дедвейт каждого танкера составит 50 тыс. тонн. Поставка судов запланирована на 2022–2023 годы. Суда ледового класса 1B могут осуществлять круглогодичную навигацию в ледовых условиях Балтийского моря. Силовые установки танкеров-продуктовозов будут работать на газомоторном топливе.
«Совкомфлот» ведет работу по переводу судов на газомоторное топливо. В 2018 году эта компания заключила с Shell долгосрочные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера Aframax дедвейтом 114 тыс. тонн. Это крупнотоннажные суда нового поколения, которые могут использовать сжиженный природный газ в качестве судового топлива.
Первый из них «Проспект Гагарина» носит имя первого российского космонавта Юрия Гагарина. Второй — Samuel Prospect назван в честь основателя компании Shell Transport & Trading Co — сэра Маркуса Самюэля.
Проекты бункеровщиков СПГ разрабатываются Крыловским государственным научным центром для обслуживания судов. Деятельность по созданию судов на СПГ в РФ реализуется при поддержке Минпромторга, который разработал соответствующий проект.
У России имеются планы по строительству ледоколов на СПГ для обслуживания газовых месторождений. Так, «Атомфлот» планирует построить серию из четырех арктических ледоколов. Сегодня в России существует четыре верфи, способные справиться с подобным заказом — «Выборгский судостроительный завод», «Адмиралтейские верфи», «Балтийский завод» и «Звезда».
Поезда на газе
Компания «Российские железные дороги» («РЖД») в 2005 году начала реализацию проекта по разработке и изготовлению локомотивов, работающих на СПГ, в рамках стратегии повышения энергоэффективности перевозочной деятельности.
В 2017 году «Газпром газомоторное топливо» стал заправлять сжиженным природным газом локомотивы «РЖД» на станции Егоршино в Свердловской области. Таким образом, на участке Егоршино — Серов-Сортировочный Свердловской железной дороги эксплуатируются газопоршневой маневровый локомотив, созданный компанией «Трансмашхолдинг», и два магистральных газотурбовоза, разработанных компанией «Синара — Транспортные Машины».
В перспективе газозаправочные пункты должны появиться на неэлектрифицированных участках российских железных дорог. К 2023 году «РЖД» планирует увеличить парк локомотивов, работающих на СПГ, с трёх до 22 единиц.
Для их использования предполагается создание газозаправочной и экипировочной инфраструктуры на железнодорожных станциях Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. В перспективе газотурбовозы будут перевозить грузы по Северному широтному ходу в Ямало-Ненецком автономном округе. Планируемая более 10 лет железная дорога протяженностью 707 км соединит Северную и Свердловскую железные дороги. Это даст возможность вывозить грузы с новых месторождений в северных районах полуострова Ямал.
Использование природного газа в качестве газомоторного топлива на железнодорожном транспорте, с одной стороны, снизит экологическую нагрузку на окружающую среду, с другой, увеличит потребление газа на внутреннем рынке.