И это несмотря на то что газ значительно дешевле бензина, который так востребован покупателями. На сегодня в России мало автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС), или — газовых заправок. Причина в том, что в нынешних условиях строить АГНКС невыгодно, они на порядок дороже бензиновых. Стоимость крупной газовой заправочной станции на региональных трассах начинается от 160 млн рублей. Небольшая газовая заправка на компримированном газе обходится в 3–5 раз дешевле. Срок окупаемости капитальных затрат на строительство станции сегодня составляет 12 лет.
Таким образом, на отечественном рынке газомоторного топлива сложился недостаток газозаправочных станций для автомобилей, бункеровочных баз в портах, экипировочных пунктов железных дорог.
При нынешних темпах строительства АГНКС не будет хватать даже в больших городах, отмечают отраслевые эксперты. За последние два года на самой загруженной трассе в России М10 (Москва — Санкт-Петербург) открылась всего одна частная АГНКС, а на недавно достроенной М11 их нет вовсе.
Слабая инфраструктура и ограниченное число потребителей
Недостаток газовых заправок объясняется тем, что у нас эксплуатируется незначительное количество транспорта, который использует газ в качестве топлива. Основная причина связана с тем, что закупка импортного общественного транспорта на газе обходится дорого. Например, стоимость автобуса начинается от 15 млн рублей. А именно эта категория автотранспорта и является основным потребителем газа.
Главный потребитель компримированного (КПГ), то есть сжатого природного газа, — общественный транспорт. Поэтому наибольшее количество газовых заправок размещено именно в крупных городах, а не на трассах. Это связано с тем, что запас хода большинства газомоторных тягачей на сжатом газе составляет 500 км, у дизельных пробег «от заправки до заправки» — 1 тыс. километров.
Проблемы этого рынка в России также связаны с недостаточным количеством производства отечественных автомобилей на газе, а также техники для нужд сельского хозяйства.
Получился «замкнутый круг» — автомобили на газе не становятся популярнее, так как слабо развита инфраструктура, а энергетические компании не развивают сеть заправок в связи с тем, что потенциальный объем потребителей небольшой. Чтобы из этого круга выйти, бизнесу и потребителям нужна поддержка государства в виде бюджетного финансирования всех направлений газомоторной отрасли — от строительства заправок до переоборудования и выпуска новых машин на газе.
В этой связи, по мнению отраслевых экспертов, для рынка нужна поддержка государства в размере субсидирования не менее 30% от понесенных затрат на строительство одной АГНКС. Пока же объемы продаж газа не окупают эксплуатацию заправок даже с учетом того, что дизель и авто бензин существенно дороже.
Государственная программа
В марте 2020 года в составе гос-программы «Развитие энергетики» правительство РФ утвердило подпрограмму «Развитие рынка газомоторного топлива на период до 2024 года». Конечная цель документа заключается в том, чтобы в стране произошёл рост потребления природного газа в качестве моторного топлива. Для этого необходимо стимулировать развитие заправочной инфраструктуры, а также увеличивать парк техники на природном газе.
В рамках реализации подпрограммы, с 2020 года по 2024 год, на развитие рынка газомоторного топлива из федерального бюджета будет выделено 19,29 млрд рублей. Из них на 2020 год запланировано 4,98 млрд руб., на 2021 год — 4,98 млрд руб., на 2022 год — 4,98 млрд руб., на 2023 год — 1,8 млрд руб. и на 2024 год — 2,55 млрд рублей.
Документ предусматривает первоочередное развитие рынка газомоторного топлива в 27 субъектах* РФ. Эти регионы располагаются вдоль основных федеральных трасс европейской части страны, где уже имеется газозаправочная «метановая» инфраструктура, которую называют газомоторными коридорами.
«Лёд тронулся»
Минпромторг России планирует в 2020 году направить 3,3 млрд руб. автопроизводителям, чтобы просубсидировать продажи 6 тыс. ед. техники на природном газе.
Ожидается, что по итогам 2024 года объем потребления природного газа в качестве моторного топлива увеличится до 2,7 млрд куб. м, количество стационарных газозаправочных объектов — до 1 273 ед., а парк техники на природном газе пополнится новыми транспортными средствами не менее 40 тыс. единицами.
Сегодня на территории России, по данным «Газпрома», действует 484 газозаправочные станции, причем большинство из них находится в европейской части страны. Из этого числа 329 принадлежат госмонополии. Общая производительность газозаправочной сети компании составляет 2,3 млрд куб. м природного газа в год, но загружена она лишь на треть. В настоящее время в управлении «Газпром газомоторное топливо» находятся 252 газозаправочных объекта и 17 площадок с передвижными автогазозаправщиками в 63 регионах России. Комплексы сжижения природного газа построены в Калининграде, Петергофе, Москве. В 2020 году компания ведет строительство 36 объектов.
По данным Росстата, количество АЗС по субъектам РФ на конец 2018 года составило 29 722.
В Минэнерго России отмечают, что при создании инфраструктуры нужно добиваться того, чтобы газовые заправки на крупных межрегиональных трассах были построены через каждые 250–300 километров. Оптимальным решением вопроса было бы создание условий, при которых в каждом населенном пункте, куда уже подведен газ, была бы построена и соответствующая заправка для потребителей. Эксперты подчёркивают, что при использовании газа сельскохозяйственной техникой не происходит потери мощности двигателя.
Потребление «голубого топлива» на транспорте за пять лет, по данным «Газпрома», выросло в 2,5 раза. В прошлом году в России оно составило 800 млн кубометров. Прежде ожидалось, что в 2020 году можно выйти на 1 млрд куб. м, но теперь, в связи с мерами борьбы по распространению коронавируса, «Газпром газомоторное топливо» не исключает снижения спроса. Такой вариант возможен в условиях сокращения передвижения газомоторного транспорта. По состоянию на март 2020 года удерживался прирост на уровне 25–30% к показателям прошлого года.
Вкратце
*Субъекты приоритетного развития рынка газомоторного топлива, которые определены Минэнерго России: Москва, Санкт-Петербург, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Нижегородская, Новгородская, Орловская, Ростовская, Саратовская, Тверская, Тульская, Ульяновская, Челябинская области, Краснодарский, Ставропольский, Пермский края, республики Адыгея, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Стратегия для регионов
Осенью 2019 года в России началась реализация стратегии опережающего развития сети газомоторных заправочных станций. Ожидается, что она позволит создать необходимые условия для инвестиций в расширение парков машин на газомоторном топливе.
Первыми пилотными зонами, в соответствии с кластерным подходом, стали Ростовская, Нижегородская и Белгородская области. В конце февраля 2020 года в Белгородской области началась эксплуатация 11 новых объектов. Они построены компанией «Газпром газомоторное топливо» в 2019 году в рамках реализации пилотного проекта ускоренного развития рынка газомоторного топлива.
Суммарная проектная производительность сети АГНКС «Газпрома» в Белгородской области увеличилась в 3,5 раза — с 41,5 млн до 143,5 млн куб. м природного газа в год. Пропускная способность каждой новой станции составляет 700 ед. техники в сутки. Таким образом, 15 АГНКС сети «Газпром», включая 11 новых, способны ежедневно обслуживать 10 тыс. ед. автомобилей и техники специального назначения.
Начиная с 2019 года Нижегородская область принимает активное участие в программе субсидирования из федерального бюджета возмещения затрат инвесторам на строительство объектов газозаправочной инфраструктуры.
В рамках соглашения, заключенного в 2019 году между правительством Нижегородской области и Минэнерго России, из федерального бюджета в Нижегородскую область перечислено 80 млн руб., за счет которых осуществлено субсидирование строительства двух объектов заправки компримированным природным газом (КПГ) в Нижнем Новгороде. Сегодня в регионе работают 9 станций заправки природным газом.
В 2020 году существующую инфраструктуру области планируется дополнить еще четырьмя заправочными пунктами, на что потребуется 160 млн рублей.
Планы Ростовской области
Компания «Газпром газомоторное топливо» получила в Ростовской области шесть участков для строительства газонаполнительных станций. Всего в регионе до 2021 года их количество должно увеличиться с 11 до 39 единиц. Увеличение сети станций будет способствовать росту спроса на газомоторное топливо.
На АГНКС природный газ поступит по газопроводу. Станции будут отличаться друг от друга мощностью и количеством газозаправочных постов. Производительность шести станций, для которых выделили участки, составит от 3,2 млн до 6,6 млн куб. м природного газа в год.
Общий объем инвестиций в строительство 28 новых объектов на территории Ростовской области составит 3,7 млрд рублей. В «Газпром газомоторное топливо» считают, что окупаемость вложений в АГНКС зависит от выполнения обязательств со стороны правительства Ростовской области по увеличению парка техники на природном газе до 55 тыс. ед., а также от введения ряда стимулирующих мер по развитию рынка газомоторного топлива, в том числе — налоговых.
По данным областного министерства промышленности и энергетики, сейчас на газомоторном топливе в сельхозпредприятиях региона работает 4,3% автомобилей, или 700 ед., а в сфере ЖКХ — 2,1%, или 30 единиц.
В период с 2020 года по 2022 год планируется построить 26 газозаправочных станций, реализующих компримированный природный газ. На это из федерального и регионального бюджетов планируется направить более 1 млрд рублей.
Министерством энергетики и ЖКХ Нижегородской области ведется работа по привлечению инвесторов, которые будут строить объекты газозаправочной инфраструктуры. Планируется введение обязательного уровня локализации оборудования.
Развитие этого направления происходит и в других местах. Например, в Республике Коми, где уровень газификации региона сегодня достиг 45,6%, между «Газпромом» и региональным правительством действует соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива. В республике действуют 5 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций «Газпрома». Прорабатывается возможность строительства второй станции в Сыктывкаре.
Лидеры газомоторного движения
Согласно данным «Газпрома», метан (в качестве моторного топлива) используют больше всего в Краснодарском и Ставропольском краях, в Ростовской, Свердловской и Волгоградской областях, а также в республиках Башкортостан и Татарстан.
Как конкретно обстоят дела у лидеров в этой сфере? В Краснодарском крае, например, количество газозаправочных станций составляет 16 объектов, а для полного обеспечения края газозаправочной инфраструктурой, по мнению экспертов, их нужно иметь, как минимум, 30 единиц.
В 2019 году бюджет программы по переводу транспорта в Татарстане на газомоторное топливо составил 36,2 млн рублей. В течение года на метан перевели свыше 1 тыс. транспортных средств. Из переведенных на газ машин, 604 — являются личным транспортом, а 441 автомобиль принадлежит юридическим лицам.
Программа «Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Татарстан» действует с 2016 года. Она дает возможность получить скидку до 30% на перевод транспорта на газомоторное топливо. Центр реализации программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства Татарстана компенсирует соответствующие суммы за переоборудование техники с бензина на газ. Начиная с 2016 года на метан перевели 3,5 тыс. транспортных средств.
В Башкирии дочерняя компания «Роснефти» планирует до 2028 года построить сеть из 14 газовых заправок в крупных населенных пунктах, а также на федеральных и региональных трассах. Для этого планируется вложить 2,24 млрд руб. в строительство розничных автогазозаправочных станций на территории республики. На строительство одной станции компания отводит максимум полтора года при нормативе до трех лет.
Согласно государственной подпрограмме по развитию рынка газомоторного топлива, в ближайшие годы в республике должно быть введено порядка 68 объектов газозаправочной инфраструктуры.
Ставрополье на первом месте по количеству АГНКС
Ставрополье обладает самой развитой в стране сетью автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. В регионе 21 АГНКС и два передвижных автомобильных газовых заправщика. Основным видом газового моторного топлива является КПГ. Одна из таких заправок в Георгиевске имеет 100% загрузку при среднероссийском показателе 26%.
Станций со сжиженным природным газом (СПГ) в регионе нет. Исправить ситуацию позволит строительство нового завода. Производительность будущего предприятия должна составить 88 тыс. т СПГ в год, что подтолкнет к расширению сети заправок с СПГ.
В 2019 году в регионе открылись три новых АГНКС. Общая сумма инвестиций превысила 370 млн руб., из которых 80 млн руб. предоставило Минэнерго России в виде компенсации части затрат на строительство АГНКС.
К 2022 году на Ставрополье планируется открыть еще 9 АГНКС. Заинтересованность в их строительстве выразили местные бизнесмены. Новые объекты появятся в наиболее перспективных для использования газомоторного топлива районах.
Инвесторы заинтересованы в расширении сети АГНКС в Ставрополье во многом из-за возможности получить компенсацию части затрат. В среднем со строительства одной станции за 160 млн руб. предприниматели могут вернуть до 40 млн руб. за счет федеральных субсидий.
Вкратце
Правительство России включило в список товаров первой необходимости все виды газомоторного топлива для «стабильного топливообеспечения транспортных средств, включая общественный пассажирский транспорт и коммунальную технику». Ранее в этом перечне был только СПГ.
«За» — больше, чем — «против»
Несмотря на все трудности, перспективы у газомоторного топлива в нашей стране весьма неплохие. Во-первых, в России имеются значительные запасы газа. Во-вторых, приняты нормативные акты для увеличения объёмов использование этого топлива в разных отраслях. В-третьих, использование газомоторного топлива поможет сократить выбросы в атмосферу. Метан вполне может стать одним из востребованных видов газомоторного топлива.
Факторов, сдерживающих данный рынок, несколько. В первую очередь — нехватка соответствующей инфраструктуры. АГНКС построены в 70 субъектах страны, но нет ни одного региона, о котором можно сказать, что там имеется развитая сеть. Газовых заправок в стране в 30 раз меньше, чем бензиновых.
Водители мало информированы о выгодах, которые они могут получить при переходе на газовое топливо. Если перевод на газ регионального и муниципального транспорта ведется, то бизнес и частники не испытывают энтузиазма по этому поводу.