Самый большой остров нашей планеты — Гренландия, площадью свыше 2 млн кв. км, хранит в своих недрах немалые богатства. Они до сих пор мало изучены, поскольку большая часть острова (80% территории) находится подо льдом. Гренландия входит в состав Дании, но за счёт автономии с 2009 года имеет право самостоятельно распоряжаться своими территориями, в том числе добычей полезных ископаемых. Королевство получило статус арктической державы благодаря северному острову.
«Северный Кувейт»
Разработка нефтегазовых ресурсов континентального шельфа Гренландии началась в период 1976–1977 годов. Тогда американские и европейские компании пробурили на гренландском шельфе 5 разведочных скважин, но в связи с тем, что они оказались «сухими», интерес к продолжению разведочных работ был утрачен.
Позже USGS оценила запасы нефти у берегов Гренландии. По мнению геологической службы, они составляют около 52 млрд баррелей. Из них 17 млрд барр. находится между западным побережьем Гренландии и восточным побережьем острова Баффинова Земля (Канада), а 31,4 млрд барр. залегают на северо-востоке Гренландии. Газовые запасы составляют 4149,74 млрд кубометров. При этом более 80% ресурсов расположены на шельфе. Помимо этого, на территории Гренландии залегает множество полезных ископаемых — чуть ли не весь ассортимент металлов.
Имея информацию USGS о мощном углеводородном потенциале, американские нефтегазовые компании вновь стали инициировать проведение геологоразведочных работ на острове. Следующая попытка найти коммерческие запасы нефти была сделана в 2010–2011 годах. Когда при пробном бурении в шельфовой зоне обнаружили углеводороды, Гренландию назвали «Северным Кувейтом».
После того как информация о промышленном наличии углеводородов подтвердилась, США поспешили обновить трехсторонний договор с Гренландией и Данией. Но из 8 разведочных скважин не все показали наличие нефти, её оказалось недостаточно для начала коммерческой эксплуатации.
Всё складывается против
Бурение на шельфе Гренландии в значительной степени осложнено погодными условиями. Из-за суровых зим работы здесь можно вести только 4 месяца в году. Дополнительные требования к безопасности вместе с краткостью сезона бурения делают добычу нефти и газа очень дорогой. Кроме того, есть проблемы, связанные с отсутствием инфраструктуры и портов, из-за чего производство углеводородов становится дороже, чем в других местах.
Остров является самым малонаселенным в мире, он географически изолирован от транспортных артерий. Это означает, что всю инфраструктуру придется создавать заново, при этом имея ограниченные людские ресурсы.
Добывать полезные ископаемые в Гренландии дорого. Для добычи нефти и природного газа, согласно существующим требованиям Национальной геологической службы Дании и Гренландии, необходимо использовать сразу две буровые установки, чтобы предотвратить катастрофу вроде той, что случилась в Мексиканском заливе в 2010 году. В случае если одна буровая установка выйдет из строя, не придется ждать пока прибудет новая.
Вообще, добыча на острове ведётся малоинтенсивно, и дело не столько в дороговизне, сколько в позиции властей, которые стопорят разработку залежей, выражая, таким образом, заботу об экологии.
Чтобы извлечь экономическую выгоду, компаниям нужно продавать нефть по цене как минимум $50 за барр., тогда как для рентабельности, например ливийских предприятий, достаточной является цена в $5 за баррель. Поскольку снижение цен на нефть сделало разработки убыточными, американские и европейские компании, включая американскую Chevron и норвежскую Equinor, были вынуждены покинуть регион, где обосновались еще в семидесятых годах прошлого века.
«Запах» денег будоражит
В 2012 году новый консорциум нефтяных компаний пробурил 11 разведочно-поисковых скважин на мелководье в заливе Баффина, однако и в этот раз коммерческих запасов нефти найти не удалось.
Несмотря на все эти трудности, «запах» денег, которые можно получить, извлекая углеводороды на территории Гренландии и на её шельфе, не дает покоя инвесторам США. Президент Дональд Трамп назвал остров современным Клондайком, именно поэтому он не может нормально существовать без присмотра крупной державы. В этой связи для всех будет лучше, если США купят Гренландию, считает Трамп. В 2018 году американский президент заявил, что намерен предложить Дании продать остров, о чём сообщил The Wall Street Journal.
Ресурсы Гренландии — минералы, нефть газ, по словам президента, так и ждут, чтобы их начали разрабатывать. По мнению главы государства, несмотря на все эти богатства, остров для Дании является большой статьей расходов.
До XX века расширение территории за счет покупки новых земель было привычной практикой для США. Именно у Дании в 1917 году американцы купили часть Виргинских островов за $25 миллионов. Ещё в 1946 году президент Трумен собирался купить Гренландию за $100 млн, а действующий глава государства — Дональд Трамп готов платить за остров $600 млн в год. Это размер выплат в год за передачу острова в бессрочное владение.
По информации The Washington Post, сумма была высчитана исходя из ежегодных трат Копенгагена на содержание Гренландии. Длительность предполагаемой аренды не уточнялась.
В Гренландии и Дании на это предложение отреагировали довольно бурно. В итоге Трамп обиделся и отменил запланированный визит в скандинавскую страну и ещё предъявил претензии королевству, отметив, что союзник слишком мало платит за свое членство в НАТО.
На этом история не закончилась. В апреле 2020 года, как сообщило агентство Associated Press, США решили помочь Гренландии деньгами и выделить ей $12,1 млн, чтобы способствовать экономическому росту острова. Как говорится — не мытьём, так катаньем. Это вызвало очередное раздражение датских властей, посчитавших американские планы «провокационным вмешательством» в дела страны. В Вашингтоне пояснили, что их интересы в Гренландии направлены на сдерживание развития России и «хищнического экономического поведения» Китая, которые всё активнее осваивают Арктику.
Китай «положил глаз» на Гренландию
Китай тоже давно пытается проникнуть на остров любыми способами и надолго закрепиться. Для «Поднебесной» этот шаг важен, прежде всего, со стратегической точки зрения в свете реализации арктической программы КНР (подробнее об этом в статье «На пути к «великой полярной державе»).
В конце 2018 года китайские нефтегазовые компании China National Petroleum Corporation (CNPC) и China National Offshore Oil Corporation (CNOOC) заявили о заинтересованности в участии в аукционе на нефтегазовые блоки на территории Гренландии. Аукцион планируется провести в 2021 году.
Власти Гренландии предполагают разрешить бурение на западном шельфе в заливе Диско. Хотя, по предварительным данным разведки, восточное побережье более перспективно. Однако на западе климатические условия мягче. Там легче проводить разведку и последующее бурение.
Интересоваться недрами острова нефтегазовые компании стали в свете главной катастрофы века — глобального потепления, из-за которого ледники, покрывающие громадные территории, начали стремительно таять. Это, с одной стороны, даст возможность облегчить бурение, но с другой — несет и определенные риски: серьезно возрастает угроза от дрейфующих айсбергов.
С точки зрения экологии, это плохо, а с экономической — прекрасно. Появляется доступ к землям, прежде скрывавшимся под неприступным ледяным покровом.
В соседнем королевстве
Интерес к освоению недр Крайнего Севера растет в Норвегии. Почти половина площади этого государства является арктической территорией. В 2017 году королевство обновило свою «арктическую стратегию». В ее приоритетах — обустройство территорий, развитие бизнеса и научных исследований.
Структура отрасли Норвегии изменилась в 2007 году после того, как три крупные нефтяные компании — государственная Statoil, полугосударственный концерн Norsk Hydro и частная Saga Petroleum объединились под эгидой Statoil, с 2018 года переименованного в Equinor (государству принадлежит 67% акций). Это норвежский нефтегазовый лидер в освоении арктического шельфа, на его долю приходится треть всей добычи углеводородов в стране.
В результате подписанного в 2010 году договора с Россией о разграничении Баренцева моря, Норвегии отошёл участок шельфа, который, по оценкам Норвежского нефтяного директората, содержит 2 млрд барр. нефти, или 270 млн т нефтяного эквивалента. В стране продолжается выдача лицензии на разработку нефтяных месторождений на шельфе Баренцева моря.
Правительство привлекает на арктический шельф новые компании, Норвежский нефтяной директорат допустил к работе десятки инвесторов из Норвегии, Европы, США, Японии. Среди них дочерние предприятия «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа», получившие доли в ряде лицензий. Освоение заполярного шельфа расширяет ресурсную базу нефтегазовой промышленности королевства и укрепляет его позиции в Арктике.
Технологии и инвестиции обеспечивают мощный рывок
Привлечение инвестиций и применение новых технологий позволяет осваивать залежи, прежде считавшиеся нерентабельными, поэтому средний коэффициент извлечения нефти на норвежских месторождениях превышает 50%. Для сравнения, в России этот показатель составляет 20–30%. В Норвегии возрождаются остановленные проекты. В хорошо изученном районе на блоке, оставленном компанией Statoil как бесперспективном, шведская Lundin Petroleum открыла в 2010 году месторождение Johan Sverdrup. Сегодня это месторождение в королевстве является пятым по величине с запасами 425 млн т нефтяного эквивалента.
Каждый новый крупный проект последнего десятилетия за Полярным кругом оказывается технологическим прорывом. Газовое месторождение Snohvit (Белоснежка), запущенное в 2007 году, стало первым в мире арктическим месторождением, освоенным на большом удалении от берега — 150 километров. Завод по производству сжиженного газа на месторождении Snohvit стал первым в Европе и первым за Полярным кругом.
На нефтегазоконденсатном месторождении Åsgard проведено первое в мире испытание оборудования подводного компримирования газа. На месторождении нефти Goliatfeltet, которое является совместным проектом Eni (65%) и Equinor (35%), опробована уникальная круглая плавучая платформа.
На газовом месторождении Aasta Hansteen в 2018 году установлена первая на норвежском шельфе и крупнейшая в мире платформа с натяжными основаниями типа SPAR. Это первый проект такого плана на шельфе Норвегии, где глубина моря составляет 1,3 тыс. метров. В рамках его реализации проложен и первый газопровод с шельфа заполярной Норвегии на европейский рынок Polarled.
На арктическом месторождении Johan Castberg, запуск которого намечен на 2024 год, будет работать первое в Норвегии судно для плавучей добычи, переработки и отгрузки нефти и подводный добычной комплекс.
С ростом новых достижений норвежской нефтегазовой отрасли в освоении месторождений арктических морей усиливается протест экологических организаций. Они опасаются аварийных разливов нефти в Арктике и выступают за сокращение выбросов в атмосферу СО2, при производстве и сжигании углеводородов. В этой связи нефтегазовая отрасль становится все менее популярной в Норвегии, хотя сегодня на нее приходится более трети национального экспорта и пятая часть доходов государства.
Эстония в Арктике
Войти в состав арктических государств в последнее время хотят страны, не связанные с этим регионом. В конце прошлого года о своих национальных интересах в Арктике стала высказываться Эстония. МИД прибалтийской страны официально заявил, что, будучи самой северной неарктической страной, и благодаря своему расположению, Эстония напрямую зависит от геополитических событий в Арктике. Именно поэтому страна должна активнее участвовать в дискуссиях и решении проблем этой территории на международном уровне.
В ведомстве подчёркивают, что обеспечение устойчивого развития региона соответствует интересам Эстонии в нескольких областях. В этой связи эстонское правительство приняло решение подать заявку в Арктический совет с просьбой предоставить ей статус наблюдателя.
В последнее время сложилось несколько уровней притязаний. Во-первых, со стороны арктических держав — России, Дании, Норвегии, Финляндии, Исландии, Швеции, Канады и США. В 1996 году был создан Арктический совет, куда вошли эти страны. Таким образом, была сформирована центральная организация сотрудничества в Арктике в сфере охраны окружающей среды и устойчивого развития региона.
Имея побережье на Северном Ледовитом океане, и находясь в непосредственной близости к Полярному кругу, эти страны обладают преимущественными правами на разработку ресурсов Арктики.
Во-вторых, интерес к освоению региона проявляют неарктические государства. На сегодня в Арктическом совете 13 стран-наблюдателей — Великобритания, Германия, Испания, Италия, Китай, Корея, Нидерланды, Польша, Франция, Япония, Индия, Сингапур и Швейцария — которые не имеют необходимых прав на разработку арктического шельфа, поскольку у них нет прямого выхода к Северному Ледовитому океану. Поэтому они заинтересованы в пересмотре сложившихся правовых норм и сфер влияния на регион.
Несмотря на совместное участие в организации, между государствами имеются противоречия, поскольку правовой режим Арктики в ряде случаев не позволяет однозначно провести разграничительные линии даже между арктическими державами.