Уже в 2024 году, согласно указу президента РФ Владимира Путина, объем загрузки арктической магистрали должен вырасти до 80 млн тонн. Как отмечают в «Росатоме», который наделен полномочиями оператора СМП, без успешной работы нефтегазовых компаний, осуществляющих разработку крупных проектов в арктической зоне, не обойтись. При этом важно, чтобы вопросы, связанные с добычей полезных ископаемых и их транспортировкой, оперативно согласовывались и были четко синхронизированы.
По пути русских поморов
Некоторые историки полагают, что лавры первенства по прохождению трассы Северного морского пути следует отдать русским поморам. Существует поверие, будто эти бесстрашные мореходы, жившие на побережье Белого и Баренцева морей, еще в XII–XIII веках на своих ладьях ходили в район Берингова пролива и Аляски «бить морского зверя». Однако засвидетельствовать этот факт документально никто в те времена не удосужился. Зато путешествия англичан Xью Уиллоби и Ричарда Ченслора, предпринявших в середине XVI века несколько безуспешных попыток пройти путем поморов, были тщательно расписаны и даже изданы, что дает право называть их пионерами СМП. Несмотря на страстное желание европейцев найти проход в Китай, за которым уже тогда закрепилось название Северо-Восточный проход, им удалось продвинуться не дальше архипелага Новая Земля. В начале XVII века Борис Годунов повелел построить первый русский город за Полярным кругом. Так на месте небольшой поморской фактории на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа был создан достаточно перспективный по тем временам торговый порт Мангазея. Началась оживленная торговля с английскими и голландскими купцами. Однако после Смуты иностранцам под страхом смертной казни было запрещено путешествовать по северным морям. По всей видимости, царь Михаил Федорович, принявший такое решение, опасался колонизации русских земель.
Но это не значит, что о трассе забыли. О важности освоения этого маршрута для России говорили многие ученые и исследователи. В частности, неоднократно о нем писал Михаил Ломоносов, одно из сочинений на эту тему называлось «Письмо о северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном».
В 1878–1879 годах впервые по Северо-Восточному проходу прошла (с зимовкой в пути) экспедиция шведского исследователя Эрика Норденшельда, которую инвестировали купец из Швеции Оскар Диксон и русский промышленник Александр Сибиряков.
Большое внимание уделял теоретическим обоснованиям в пользу СМП Дмитрий Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера 36 работ, он также вместе с адмиралом Степаном Макаровым занимался разработкой и строительством ледокола «Ермак».
В Российской империи понимали необходимость развития арктической морской магистрали. Однако к реализации планов царским властям приступить так и не удалось. Впервые юридический статус был закреплен за СМП в апреле 1919 года правительством Александра Колчака, который в начале 1900‑х годов активно занимался исследованием российского Севера. Комитет Северного морского пути — под таким названием Верховный главнокомандующий Русской армией создал структуру, цель которой заключалась в организации торговли подконтрольной ему части России с европейскими странами.
«Советская Ост-Индийская компания»
После победы над Колчаком правительство большевиков не стало ликвидировать нужную и полезную для Советской власти структуру. Комитет Северного морского пути ввели в состав Сибревкома, сохранив при этом штат в полном составе. Задачи, правда, пришлось изменить и дополнить. В обязанности комитета было вменено изучение Северного морского пути в целях превращения его в артерию постоянной экономической связи России с Европой, а также для осуществления товарообмена с заграницей, транспортировки грузов Европейской России через устье рек Оби, Енисея, Лены и Колымы. Началась серьезная подготовка к экспедиции: в 1920‑е годы проводились необходимые исследования, разведка льдов, изучались климатические условия и гидрогеологическая обстановка.
В 1932 году советский ледокольный пароход «Александр Сибиряков» под командованием капитана Владимира Воронина и начальника экспедиции академика Отто Шмидта впервые за одну навигацию совершил плавание без заходов в порты по Северному морскому пути, пройдя от Архангельска до Берингова пролива. На волне успеха Отто Шмидту предложили сформировать Главное управление СевМорПути (ГУСМП), которое напрямую было подчинено Совету народных комиссаров СССР. В районах Арктики ГУСМП курировало все отрасли народного хозяйства — транспорт, торговлю, заготовку пушнины, строительство промышленных предприятий, а также объектов культуры, школ, больниц. Иосиф Сталин неоднократно сравнивал Главное управление СМП с Ост-Индской компанией. По его мнению, советская структура должна опираться на сотрудничество с коренными народами и их культурное развитие. При этом он в шутку добавлял: «Пушек Шмидту не давать!». Освоение Северного морского пути шло с энтузиазмом, участвовавших в экспедициях полярников считали героями, ими восхищались.
В годы Великой Отечественной войны по Северному морскому пути проводилась переброска боевых кораблей Тихоокеанского флота в Баренцево море. Суда ГУСМП выполняли большой объём военных и народно-хозяйственных перевозок, находясь под обстрелами и бомбардировкой фашистской авиации, подводных и надводных кораблей. По Северному морскому пути прошли сотни судов, из них 170 — в конвоях.
Под знаменем социализма
После Великой Отечественной вой-ны Северный морской путь активно развивался. В ноябре 1953 года Совет министров СССР принял постановление о строительстве первого в мире атомного ледокола «Ленин». В 1959 году он был запущен в эксплуатацию. С 1974 года в состав флота стали вводить семейство ледоколов «Арктика». Основное преимущество таких судов — во время прохождения во льдах они не требуют регулярной дозаправки топливом.
Начиная с 1970 года освоение СМП была тесно связана с развитием Норильского горно-металлургического комбината. Потребовалось организовать круглогодичную навигацию по маршруту Мурманск — Дудинка. В 1978 году с этой задачей успешно справились — атомный ледокол «Сибирь» и ледокол «Капитан Сорокин» провели в Дудинку электроходы «Павел Пономарёв» и «Наварин». Это событие предопределило открытие в Арктике круглогодичной навигации. Нужно заметить, что сегодня компания «Норильский никель» осуществляет регулярные морские перевозки по СМП, имея в своем распоряжении собственный флот, состоящий из судов высшего ледового класса.
В советские годы исследование Арктики и Северного морского пути велось целенаправленно и по нескольким направления с использованием не только ледоколов, но и других гражданских, научных и военных кораблей, подводного флота, авиации, дрейфующих полярных станций. Как результат, в 1987 году на СМП был установлен рекорд по перевозке грузов, который составил 6,7 млн тонн.
После распада Советского Союза показатели грузоперевозки по СМП значительно уменьшились. Так, в 1998 году они составили всего 1,4 млн тонн. Только в период 2005–2007 годов ситуация начала постепенно меняться в лучшую сторону.
Новое время — новые возможности
В 2012 году Госдума приняла закон о Северном морском пути. Было введено четкое определение акватории СМП, утверждены и разграничены полномочия в этой зоне. Начавшийся законодательный и нормотворческий процесс по этой теме способствовал созданию в 2013 году единого органа управления СМП — «Администрация Северного морского пути». На регулярной основе стали проводить исследования океанографы. Большая работа была проделана гидрографической службой Тихоокеанского флота в ходе экспедиции в 2013 года у берегов Чукотки и в Охотском море. Согласно подготовленному российскими специалистами отчета, ООН признала частью РФ спорный участок, который также вошел в акваторию СМП.
По мнению аналитиков, СМП — это, своего рода хребет единой транспортной системы, в которую включены речные пути Сибири. Благодаря функционированию этой морской артерии удаленные друг от друга объекты возможно объединить в единую инфраструктуру.
Вкратце
Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Протяженность СМП от Карских Ворот до бухты Провидения — 5,6 тыс. км, расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока — 14 тыс. км (для сравнения, через Суэцкий канал — 23 тыс. км).
Северный морской путь уже сейчас способствует развитию районов, богатых полезными ископаемыми. Кроме «Норникеля», это, прежде всего, касается обслуживания единственного действующего в Арктике шельфового месторождения Приразломное, отгрузочного нефтяного терминала «Ворота Арктики», куда поставляется нефть с Новопортовского месторождения, а также проектов «НОВАТЭКа» — действующего «Ямал-СПГ», строящегося «Арктик СПГ-2» и проектируемых «Арктик СПГ-1» и «Арктик СПГ-3». Как показывает статистика, сжиженный природный газ к настоящему времени стал основным грузом на СМП.
По данным «Администрации Северного морского пути», по итогам 2019 года из 30,834 млн т перевезенных грузов на СПГ пришлось 18,34 млн т, нефти и нефтепродуктов — 8,163 млн т, газового конденсата — 1,275 млн тонн.
1933 | 1943 | 1953 | 1963 | 1971 | 1981 | 1987 | 1991 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
130 | 289 | 506 | 1 264 | 3 032 | 5 005 | 6 700 | 4 804 |
По данным ФГУП «Атомфлот»
2006 | 2011 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 956 | 3 111 | 3 930 | 3 982 | 5 392 | 7 265 | 10 691 | 18 000 | 30 834 |
По данным ФГБУ «Администрация Северного морского пути»
СМП постепенно становится своеобразным транспортным коридором, который связывает Азиатско-Тихоокеанский регион и Европу кратчайшим морским путем. Как отмечают аналитики, в перспективе возможности СевМорПути станут привлекательными для стремительно развивающихся стран, прежде всего, Китая, который наращивает торговую экспансию в европейском направлении. В пользу СМП говорит не только гораздо меньшее расстояние из Китая в Европу, но и безопасность проходки — в наших морях отсутствуют пираты, которые доставляют множество хлопот грузоперевозчикам в Южно-Китайском море и у берегов Сомали. На перспективы маршрута влияет также постепенное таяние льдов из‑за глобального потепления.
Однако, как считают в правительстве и администрации президента, транзит по СМП — это не главная цель. Как отметил заместитель генерального директора компании «Росатом» — директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша: «Никакой транзит по СМП не даст нам того роста ВВП, который дает разработка собственных месторождений в Арктике и современная и эффективная система их транспортировки. Поэтому наша задача — обеспечить реализацию наших мегапроектов в нашей Арктике».
В 2018 году на законодательном уровне было закреплено, что оператором СМП станет госкорпорация «Росатом», которая займется развитием портовой инфраструктуры, созданием навигационных условий, обеспечением круглогодичной проводки судов.
«Администрация Северного морского пути», подведомственная Росморречфлоту, в настоящее время осуществляет выдачу разрешений на плавание судов в акватории СМП, а также ведет мониторинг гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки и предоставляет информационные услуги по вопросам требований к обеспечению безопасности плавания судов.
Амбициозные планы, проблемы, решения
В 2020 году министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовило проект стратегии развития Арктики до 2035 года, который в настоящее время проходит стадию обсуждения. В документе прописаны достаточно амбициозные планы относительно загрузки Северного морского пути: к 2024 году объем перевозок должен вырасти до 80 млн т, к 2030 году он составит 120 млн т, а в 2035 году — 160 млн тонн.
По мнению некоторых экспертов, достичь реализации этих планов будет крайне непросто, поскольку примыкающая к СМП прибрежная часть на востоке страны находится в депрессивном состоянии. Регионам до сих пор аукается развал СССР, повлекший за собой падение производства и отток населения. К перечню проблемных вопросов, которые предстоит решить, можно отнести: необходимость дополнительных капиталовложений в суда для их приспособления к условиям севера (необходимы суда ледового класса), расходы на ледокольное обслуживание, неконкурентное состояние портовой инфраструктуры, климатические риски.
Не нужно забывать, что затраты на ледоколы отнюдь не копейки стоят: постройка только одного атомного ледокола составляет порядка 35–40 млрд рублей. А ведь еще нужны ремонтные доки, глубоководные порты, подвозные железнодорожные пути к ним.
Вкратце
Выгоды использования СМП для транзитных перевозок:
- экономия на топливе;
- уменьшение продолжительности рейса уменьшает расходы на оплату труда персонала и уменьшает стоимость фрахта судна;
- отсутствует платёж за проход судна (в отличие от Суэцкого канала);
- отсутствуют очереди (как в Суэцком канале);
- отсутствует риск нападения пиратов.
Как бы то ни было, но все эти проблемы учтены в плане развития инфраструктуры Северного морского пути до 2035 года, который представляет собой подробно расписанную дорожную карту.
Согласно решению правительства, до 2024 года на СМП планируется потратить 587,5 млрд руб., из них 265,9 млрд руб. будут выделены из бюджета, остальные деньги предполагается привлечь из внебюджетных источников. Финансирование в первую очередь будет направлено на реализацию мероприятий по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на трассах СМП, а также на строительство:
- объектов глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности;
- базы и причала для стоянки аварийно-спасательных судов в Мурманске;
- гидрографических, лоцмейстерских, аварийно-спасательных судов ледового класса;
- четырех ледоколов на СПГ для оказания услуг ледокольного флота;
- СПГ-терминала и газового конденсата «Утренний» в морском порту Сабетта.
Опорной базой для развития СМП называют глубоководный район морского порта Архангельск, строительство которого предусматривается Транспортной стратегией РФ на период до 2035 года. Сейчас на протяжении всего Северного морского пути работает только два глубоководных порта — Сабетта и Мурманск. Кроме того, в проекте «Морские порты» прописано строительство и реконструкция объектов инфраструктуры за счет внебюджетных источников в порту Диксон (угольный терминал «Чайка»), Пайяхском и Северо-Пайяхском месторождениях (нефтяной терминал «Таналау») и комплексное развитие Мурманского транспортного узла, в том числе строительство угольного терминала «Лавна». Бюджетное финансирование по этой программе предусматривает освоение 236,3 млрд рублей.
В настоящее время дирекция Северного морского пути для ледокольной проводки задействует четыре атомных ледокола («Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач»), а также единственный в мире атомный лихтеровоз «Севморпуть».
«Вайгач» и «Таймыр» осуществляют проводку судов, работающих в районе Новопортовского месторождения. «Ямал» и «50 лет Победы» часто используют для нужд порта Сабетта.
В Санкт-Петербурге на Балтийском заводе (Санкт-Петербург) ведется строительство трех ледоколов ЛК-60Я. Первый ледокол «Арктика» должен быть официально сдан в эксплуатацию в мае 2020 года, на ходовые испытания его выведут в декабре. Ледокол «Сибирь» построят до 2021 года, «Урал» до 2022 года. Есть планы по строительству ещё двух судов этого же проекта. Стоимость «Арктики» составляет 44 млрд рублей. Такие суда оснащены реакторами РИТМ-200 мощностью 175 МВт. Согласно характеристикам, ледокол проекта ЛК-60Я преодолевает лёд толщиной до 3 метров. Также готовится строительство сверхмощных ледоколов нового поколения «Лидер» с реакторной установкой РИТМ-400 мощностью 315 МВт. Такое судно способно проходить четырехметровый лёд. Строительство новых ледоколов связано с развитием проектов «НОВАТЭКа» по производству сжиженного природного газа на полуострове Ямал — «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2». Известно, что современные газовозы, которые ходят на Ямал, имеют ширину 50 м, а ледоколы проекта ЛК-60 — 34 м шириной. То есть та же «Арктика» не сможет сделать качественный канал, чтобы по нему спокойно прошёл газовоз класса Yamal max. «Лидер», ширина которого 47,5 м, будет способен провести такое судно. При этом новый ледокол даже на сложных ледовых участках сможет держать скорость 10–12 узлов, для сравнения — средняя коммерческая скорость грузовых кораблей в чистой воде составляет 14 узлов.
23 апреля 2020 года в Мурманске и Владивостоке состоялось дистанционное подписание контракта на строительство атомного ледокола «Лидер» между «Атомфлотом» и СКК «Звезда». Согласно условиям контракта, проект будет реализован дальневосточным судостроительным комплексом. Ввод судна в эксплуатацию запланирован в 2027 году.
«Роснефть» обеспечит загрузку СМП
Активное участие в проекте Северный морской путь планирует принять «Роснефть», которая предполагает запустить арктический кластер — «Восток Ойл». По словам главы компании Игоря Сечина, это «в полном объеме будет работать на обеспечение важной задачи — достижения до 2024 года 80 млн т грузопотока по СМП». В мега-проект «Восток Ойл» войдут 15 месторождений Ванкорской группы (наиболее крупные из них — Ванкор, Сузун, Тагул, Лодочное месторождение); активы Восточно-Таймырского кластера, на котором совместное предприятие «Роснефти» и британской BP планирует построить 13 тыс. скважин; а также Пайяхская группа месторождений «Нефтегазхолдинга» (по информации Минприроды, Пайяха в 2019 году дала крупнейший в РФ прирост запасов — 1,05 млрд т по категориям C1+C2).
Госкомпания планирует создать на Таймыре все инфраструктурные объекты, среди которых: 2 тыс. км магистральных трубопроводов, 7 тыс. км межпромысловых трубопроводов, парки для подготовки и хранения нефти. Будут построены 10 вертодромов и 3 аэродрома, для организации работы в порту и вывоза сырья по СМП задействуют 50 судов ледового класса.
Основным инфраструктурным объектом станет «Бухта Север», которую предполагается ввести в эксплуатацию в 2024 году. Параллельно с возведением порта будет вестись строительство танкеров, на начальном этапе вывоз нефти по СМП будут осуществлять 10 танкеров.
О серьезности намерений говорит тот факт, что в мае 2020 года «Роснефть» приступила к бурению поисково-оценочной скважины на Западно-Иркинском месторождении в рамках проекта «Восток Ойл». То есть большая стройка на Таймыре уже началась, а значит, перспектива полноценной загрузки Северного морского пути становится реальностью.