Родиной инфекции считается город Ухань провинции Хубэй в центральном Китае. Первые случаи заболевания фиксировались у местных жителей, работа которых была связана с рынком животных и морепродуктов Хуанань. Накануне новогоднего праздника, 31 декабря власти КНР поставили в известность Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) об эпидемии неизвестной вирусной болезни, а уже 11 марта ВОЗ объявила о том, что вспышка коронавирусной инфекции COVID-19 приобрела характер пандемии, темпы распространения которой превзошли эпидемию SARS в 2002–2003 годах и свиной грипп 2009–2010 годов.
COVID-19 несет угрозу не только Китаю, но и всему человечеству. По оценкам ученых, число инфицированных может превысить 60% всего населения земного шара. Для многих очевидно, пандемия уже нанесла удар по мировой экономике, отразившись как на нефтяных котировках, так и на работе всех отраслей ТЭК (нефть газ, уголь, электроэнергетика).
По всему миру наблюдается сокращение авиаперевозок, жесткие меры изоляции практически во всех странах приводят к ограничению автомобильных поездок. Все это отражается на спросе на топливо. Китайские сырьевые трейдеры начали отказываться от заключенных ранее контрактов на поставки сжиженного природного газа и промышленных металлов. Уже в феврале, когда вспышка эпидемии в Поднебесной достигла апогея, потребность в нефти по стране упала на 20%, или на 3 млн барр. в сутки. В ведущих государствах — США, Германии, Франции, Италии, Испании, Великобритании и Канаде — где потребляют 31 млн барр. нефти в сутки, ожидают падение в процентах такое же, как и в КНР, то есть на 6 млн барр. в сутки. Глобальный же спрос на нефть, по мнению экспертов консалтинговой компании HIS Markit, в марте-апреле вполне может сократиться на 10 млн барр. в сутки.
18 марта профсоюзы потребовали от руководства крупных автомобильных компаний — Ford, General Motors и Fiat Chrysler — закрыть минимум до 30 марта производственные мощности в США, Канаде и Мексике. Автопроизводители Европы решились на остановку заводов еще раньше. Honda и Toyota также законсервировали производство в Северной Америке. Германская авиакомпания Lufthansa сократит количество рейсов на 70%.
Любопытно, что в такой ситуации руководители Ford и General Motors заявили о готовности обеспечить на своих заводах выпуск аппаратов искусственной вентиляции легких (ИВЛ) — «на добровольной основе, выполняя гражданский и патриотический долг». С подобной просьбой к автопроизводителям обратилось правительство Великобритании. По мнению премьер-министра страны Бориса Джонсона, уже в ближайшее время возникнет острая необходимость в 30 тыс. аппаратах ИВЛ. В борьбу с коронавирусом готовы включиться и в «Газпроме», где уже в кратчайшие сроки планируют организовать производство из природного газа дешевых и эффективных антисептиков.
На этом фоне невероятной выглядит ситуация, связанная со срывом договоренностей по ОПЕК+. Производители в России и Саудовской Аравии рапортуют о готовности резко увеличить добычу нефти, что, по мнению западных экспертов, только усилит негативные последствия от набирающего силу экономического кризиса.
На совещании в Минэнерго представители российских ВИНК заявили, что готовы поднять добычу, которую приходилось сдерживать в течение трех лет. Так, в «Татнефти» на 20 тыс. барр. в сутки планируют увеличить производство нефти уже в марте, «Газпром нефть» в течение месяца добавит к привычным ежесуточным объемам 40–50 тыс. барр., также с апреля на 300 тыс. барр. готова поднять добычу «Роснефть». Тактика, в общем, понятная, — попытаться за счет активного демпинга не потерять рынки сбыта, а при благоприятном стечении обстоятельств постараться их приумножить.
«Мы не смотрим на сегодня или на завтра, мы смотрим вперед на десятилетия, — отметил в интервью агентству Reuters заместитель министра энергетики РФ Павел Сорокин. — Мы смотрим на тренды, это вопрос энергетического перехода, вопрос здоровой экономики. Если цена будет несправедливо высокой в условиях замедления — это дополнительная нагрузка на потребителя, поэтому более низкая цена в условиях коронавируса — это стимул для мировой экономики».