Разработка месторождений нефти и месторождений газа становится все более дорогостоящей. При этом потребность в энергии будет расти в период после 2025–2030 годов. В этой связи уже в ближайшей перспективе ВИЭ рассматриваются экспертами как привлекательный с точки зрения рентабельности сектор.
Экономика проектов по возобновляемой энергетике, при сравнении с проектами по добыче газа, находится на низком уровне, тем не менее процесс снижения себестоимости идет. По данным KPMG, в период с 2010 года по 2017 год себестоимость проектов в сфере морской ветроэнергетики уменьшилась на 14%, а на суше — на 21%. Сокращение себестоимости проектов по солнечной энергетике за тот же период достигло 30%. В ближайшем будущем, с учетом тенденции, компании выйдут на более высокий уровень возврата инвестиций, полагают отраслевые эксперты.
Специалисты международного агентства по возобновляемым источникам энергии IRENA отмечают, что стоимость энергии, полученной из ВИЭ, снижается так быстро, что через несколько лет будет в разы ниже, чем традиционная углеводородная. Согласно исследованиям Wood Mackenzie, проекты в сфере ВИЭ уже могут конкурировать с геологоразведкой и переработкой нефти и газа. Оправдывая прогнозные сценарии аналитиков, возобновляемая энергетика развивается в мире, несмотря на кризисные явления в экономике.
Европейский опыт
Наиболее активное развитие ВИЭ происходит, прежде всего там, где есть ограничения на ископаемые виды топлива. Именно поэтому развитие этого направления началось в европейских странах. Активные темпы роста отрасль стала демонстрировать благодаря государственным мерам поддержки в Европе.
В Великобритании предусмотрены выплаты на приобретение оборудования для ВИЭ, а Швеция предоставляет льготное финансирование для реализации подобных проектов. В Голландии можно получить гранты для тех, кто устанавливает собственную ВИЭ-генерацию. С начала двухтысячных годов, благодаря мерам поддержки в европейских странах, возобновляемая энергетика активно развивается.
В период с 2005 года по 2017 год лидером по количеству инвестиций в развитие ВИЭ среди европейских стран, по данным KPMG, стала Великобритания — $8,8 миллиарда. На втором месте по этому показателю за аналогичный период оказалась Испания ($7,6 млрд), на третьем — Германия ($6,3 млрд).
Максимальный объем инвестиций в отрасль зафиксирован в европейских странах в период с 2010 года по 2012 год. К 2017 году, когда многие проекты были реализованы, доля европейских стран в инвестиционном процессе, по данным KPMG, снизилась до 15%. Прежде всего, это касается Великобритании, Испании и Германии, где к тому времени был достигнут высокий уровень использования ВИЭ. Так, например, в Германии в 2018 году был зафиксирован момент, когда произошло полное покрытие энергопотребления страны исключительно благодаря мощностям возобновляемой энергетики.
Глобальные инвестиции в возобновляемую энергетику в период с 2005 года по 2018 год, по данным Bloomberg NEF, выросли в 3,8 раза, с $87 млрд до $334 миллиардов. Таким образом, среди всей энергетической отрасли именно ВИЭ является наиболее быстрорастущим направлением с точки зрения инвестиций. Основные вложения сделаны, прежде всего, в развитие солнечной и ветровой энергии.
Государственное стимулирование и активный рост рынка альтернативной энергетики способствовали тому, что крупнейшие нефтегазовые компании активно включились в развитие отрасли ВИЭ. Британско-нидерландская Shell в 2018 году, согласно данным самой компании, инвестировала $1 млрд в развитие возобновляемой энергетики. Норвежская Equinor за аналогичный период вложила в эту отрасль $0,6 млрд, французская Total и британская BP, согласно данным этих компаний, — по $0,5 млрд каждая, а итальянская ENI — $0,3 миллиарда. Также крупным инвестором в развитие альтернативной энергетики, прежде всего солнечной, является испанская Repsol.
Ожидается, что к 2030 году в европейских странах до 32% электроэнергии будет производиться с помощью возобновляемых источников.
Долгосрочные стратегии развития с учётом ВИЭ
Американские ExxonMobil и Chevron также проявляют интерес к возобновляемой энергетике, несмотря на то что рост инвестиций в эту отрасль замедлился после того как в стране началась добыча сланцевых углеводородов. Но даже с учётом произошедшей «революции» США занимают второе место в мире по выработке электроэнергии на ветряных электростанциях.
В 2018 году, по данным BP Statistical Review of World Energy 2019, в США выработано 277,7 «ветряных» млрд кВт·часов. Страна также занимает второе место в мире по выработке электроэнергии на солнечных электростанциях. В 2018 году, по данным BP, в Штатах выработано 97,1 млрд «солнечных» кВт·часов.
В последние годы Китай активно инвестирует в строительство ВИЭ. Эта работа ведётся в рамках программы по снижению выбросов CO2 при использовании угля. По выработке электроэнергии на ветряных и солнечных электростанциях Поднебесная занимает первое место в мире. В 2018 году, по данным BP, в стране произведено 366 млрд кВт·час. на СЭС и 177,5 млрд кВт·час. на ВЭС. Китайская нефтяная и химическая корпорация Sinopec выразила готовность и дальше продолжать развитие этой отрасли.
Япония также является одним из мировых лидеров роста возобновляемой энергетики. Активный рост инвестиций в стране пришелся на период после аварии АЭС «Фукусима», которая произошла в 2011 году. Основным направлением развития энергетики в Стране восходящего солнца стало строительство ветропарков в шельфовых водах.
Почти все крупнейшие добывающие страны Ближнего Востока включили в свои долгосрочные стратегии планы по ВИЭ. Нефтегазовые компании готовы инвестировать проекты по развитию альтернативной энергетики. Национальная компания Омана PDO заявила, что через 10 лет 20% ее выручки будет формироваться за счёт энергии ветра, солнца и волн.
В развивающихся странах возобновляемые источники энергии устанавливаются в регионах с низким уровнем электрификации, например на африканском и южноамериканском континентах. Европейские нефтегазовые компании принимают участие в развитии альтернативной энергетики в этих странах. Например, бразильская Petrobras планирует развивать ветряную энергетику в прибрежной зоне вместе с Equinor, а строительство ветряных и солнечных электростанций компания будет вести с Total.
Инвестиции, измеряемые триллионами долларов
Большинство нефтегазовых компаний стараются заниматься развитием разных видов возобновляемой энергетики, но при этом своё внимание сосредотачивают на одном или двух направлениях деятельности. В этой связи компании Shell и BP фокусируются на ветроэнергетике и биотопливе. Equinor является одним из лидеров по морским ветроэлектроустановкам, Repsol, Total и ENI специализируются на солнечной энергетики. Такая стратегия позволяет развивать технологические инновации.
Среди нефтегазовых компаний не сформировалось единой модели развития альтернативной энергетики. Каждая формирует стратегию, отражающую её долгосрочное видение. Инвестиции в ВИЭ стали частью долгосрочной стратегии большинства крупных нефтегазовых компаний. По данным KPMG, Shell в период с 2021 года по 2025 год планирует направить на развитие до $4 млрд, что составляет 8% от общих инвестиций компании. Total собирается на это выделить в период с 2019 года по 2023 год до $2 млрд, что составляет 15% от общих инвестиций компании. Национальная компания Saudi Aramco до 2030 года инвестирует до $50 млрд, что составляет 1,7% от её общих вложений. Согласно прогнозу Wood Mackenzie, к 2030 году доля финансирования крупнейшими нефтяными компаниями ВИЭ может составить 20%.
В долгосрочных стратегиях развития нефтегазовых компаний инвестиции в альтернативную энергетику занимают особое место, однако, по мнению отраслевых аналитиков, в ближайшие два десятилетия в имеющихся проектах не стоит ожидать кардинальных изменений.
В возобновляемую энергетику инвестируют также и крупнейшие мировые корпорации из IT сферы, такие как Apple и Google, а также занимающиеся электронной коммерцией, как Amazon. Так, например, у Apple есть свои солнечные электростанции, а все помещения этой компании получают энергию от возобновляемых источников.
Как отмечают в KPMG, согласно прогнозам отраслевых аналитиков, к 2050 году до 77% всех инвестиций в электроэнергетику, или 15 тыс. ГВт новых мощностей, будут направлены на реализацию проектов в сфере возобновляемой энергетики. Приоритет будет отдан солнечной и ветровой. Глобальные инвестиции в солнечную энергетику, по данным KPMG, за 30 лет составят $5 трлн, в ветряную — $4 трлн, в производство накопителей — $1 триллион.
Россия на рынке возобновляемой энергетики
В России возобновляемая энергетика развивается не так быстро, как в других странах. В 2018 году в общем объеме генерации страны альтернативная энергетика — солнечная и ветровая — составляла 0,42%, по данным «Системного оператора Единой энергетической системы».
По выработке электроэнергии на ветряных ЭС, по данным BP Statistical Review of World Energy 2019, РФ в 2018 году была на 59 месте в мире с показателем 0,2 млрд кВт·час. По выработке солнечной электроэнергии, согласно тому же источнику, Россия в 2018 году заняла 44 место в мире с показателем 0,6 млрд кВт·час.
Согласно прогнозу Минэнерго России, к 2035 году доля возобновляемой энергетики в энергобалансе страны с нынешних 0,42% вырастет до 4%.
Солнце, ветер и вода — для своих нужд
Крупные российские нефтегазовые компании начинают развивать актуальное направление. Уже созданы подразделения, занимающиеся «зелеными проектами», как например в «ЛУКОЙЛе», где готовят специалистов для отрасли ВИЭ. Компания на протяжении 10 лет инвестирует в развитие энергетики на основе возобновляемых источников, развивая технологии генерации не только в России, но и в других странах. В 2018 году «ЛУКОЙЛ» ввел в строй солнечную электростанцию мощностью 10 МВт на территории Волгорадского нефтеперерабатывающего завода. Солнечные электростанции ВИНК обеспечивают выработку 12 млн кВт·ч электрической энергии. Кроме того, в активе компании ветропарк Land Power мощностью 84 МВт, две солнечные электростанции мощностью 9 МВт в Румынии и 1,25 МВт в Болгарии.
«ЛУКОЙЛ» больше вкладывает в развитие ВИЭ за рубежом, что связано с более высокой стоимостью энергии. Например, в Европе (в Румынии и Болгарии) у ВИНК мощности по возобновляемой энергетике в 9 раз превышают российские и составляют 94,3 МВт.
«Газпром нефть» реализует проекты по строительству солнечных станций на своих нефтеперерабатывающих заводах. Осенью 2019 года на Омском НПЗ «Газпром нефтью» введена в эксплуатацию солнечная электростанция. Она размещена на площади 2,5 га и состоит из 2,5 тыс. солнечных панелей производства российской компании «Хевел». Мощность станции составляет 1 МВт, она полностью обеспечивает электроэнергией комплекс административных зданий на 2,6 тыс. сотрудников. Расчетная годовая выработка станции составляет 1,2 млн кВт·час. Такой объем выработки электроэнергии эквивалентен сжиганию более 1,8 тыс. т угля и позволит избежать более 5 тыс. т выбросов CO2 в атмосферу от выработки угольных ТЭС.
Для снижения капитальных и эксплуатационных затрат на объекты энергетики «Роснефть» планирует использовать возобновляемые источники энергии на удаленных объектах нефтегазодобычи. Экономический потенциал использования ВИЭ оценивается специалистами «ТомскНИПИнефти» и «СамараНИПИнефти» в диапазоне от 150 млн до 500 млн руб. в ближайшие 5 лет.
«Татнефть-Энергосервис» имеет ветрогенераторные установки для электроснабжения производственных объектов и гибридный ветросолнечный комплекс для питания системы уличного освещения парка центральной базы производственного обслуживания. В «Татнефти» проведена работа по установке солнечных модулей для совместной работы с ветрогенераторной установкой. Их общая мощность составляет 7,8 кВт.
Участие отечественных нефтегазовых компаний в проектах по развитию возобновляемой энергетики в основном связано с оптимизацией собственного электропотребления. Речь идёт о том, что ВИЭ используется ими, как правило, для собственных нужд.
По мнению отраслевых экспертов, малая заинтересованность российских нефтегазовых компаний в развитии ВИЭ в нашей стране связана с недостаточной господдержкой рынка, низкой рентабельностью проектов и регуляторными барьерами, включая запрет на совмещение генерации и передачи энергии (кроме как для собственных нужд). Для
отечественных ВИНК основной бизнес более доходный, чем возобновляемая энергетика, но изменения в этой области постепенно начинают происходить, и компании также включаются в этот процесс.