О современном состоянии
Угольная промышленность РФ, обладая значительными разведанными и прогнозными запасами угля, имеет все возможности для эффективного их извлечения и использования в целях стабильного обеспечения внутренних потребностей в угольной продукции и развития экспортных поставок.
После проведенных структурных преобразований отрасль одной из первых в отечественном ТЭКе была полностью адаптирована к рынку. Производство и реализация продукции осуществляются частными предприятиями в условиях рыночного ценообразования, финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет собственных и привлеченных средств.
Последние 10 лет стали для российского углепрома (Россия уголь) этапом стабильного развития, который совпал с восстановительным ростом экономики страны. За этот период объем добычи угля вырос более чем в 1,3 раза и в настоящее время превышает уровень 440 млн т в год, в 2,5 раза (в текущих ценах) вырос объем инвестиций в основной капитал предприятий, введено 297 млн т новых мощностей по добыче угля.
С целью обеспечения благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири:
- в 2013 году принят Федеральный закон от 30 сентября 2013 года № 267‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ», который предусматривает обнуление налога на прибыль, перечисляемого в федеральный бюджет сроком на 10 налоговых периодов, а также возможность устанавливать пониженную ставку налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, обнуление ставки НДПИ до начала применения нулевой ставки по налогу на прибыль и в течение первых 24 периодов после.
С 2016 года представление в пользование участков недр осуществляется в соответствии с программой лицензирования угольных месторождений (уголь месторождение) на период до 2020 года, утвержденной приказом Минприроды России от 6 декабря 2016 года № 639, которая учитывает потребности рынка в угольных ресурсах и особенности угледобывающих регионов.
За период 1994–2018 годов было закрыто 188 шахт и 15 разрезов, ликвидировано более 5000 км горных выработок, снесено 5247 зданий и сооружений в объеме 15,2 млн куб. м, рекультивировано 6786,8 тыс. га нарушенных земель, потушены и ликвидированы пожары на 65 породных отвалах и 7 пожаров в подземных выработках, построено 54 водоотливных комплекса и 12 очистных сооружений шахтных вод, отремонтирован 61 объект, пострадавший от ведения горных работ, выполнены 84 мероприятия по обеспечению защиты от затопления смежных действующих шахт, питьевых источников от загрязнения и подтопления объектов земной поверхности шахтными водами. Переселено из ветхого аварийного жилья 42 673 семьи, реконструировано и построено почти 800 объектов социальной инфраструктуры. Осуществляется мониторинг экологических последствий ликвидации угольных (сланцевых) шахт (уголь шахта) и разрезов в 11 регионах России, включая мероприятия по оперативной ликвидации провалов земной поверхности.
В настоящее время угольная промышленность представлена 58 шахтами и 133 разрезами, половина из них введена в эксплуатацию после 2000 года. Новые предприятия оснащены высокопроизводительной техникой и используют самые современные технологии угледобычи. По прогрессивной технологии «шахта-лава» работают 42 шахты.
За 10 лет среднесуточная добыча из одного очистного забоя на шахтах выросла в 2,2 раза (с 2211 т в сутки до 4883,7 т в сутки), годовая производительность одноковшовых экскаваторов на разрезах увеличилась в 1,3 раза (с 1438 тыс. куб. м до 1843,3 тыс. куб. м). В отрасли растет производительность труда работников в основном производстве, которая с 2008 года увеличилась в 1,5 раза, а среднемесячная производительность рабочего по добыче угля выросла за этот период почти в 2 раза.
Российские угледобывающие компании увеличивают экспорт угольной продукции, как в восточном, так и в атлантическом направлении. С целью развития Восточного полигона сети железных дорог в соответствии с протоколом заседания комиссии по ТЭКу были приняты решения по ускорению реализации проектов Долгосрочной программы развития «РЖД» по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, а также портовой инфраструктуры, с учетом синхронизации сроков их ввода со сроками ввода угледобывающих мощностей. В частности, предусматривается:
- своевременное выполнение мероприятий I этапа программы развития Восточного полигона для обеспечения поставки угля на экспорт в объеме 125 млн т в год к 2020 году;
- реализация II этапа программы развития Восточного полигона за счет собственных средств «РЖД» с целью увеличения объемов поставок угля в восточном направлении до 195 млн т в год к 2025 году, в том числе не менее 100 млн т в направлении портов Приморского края, и не менее 85 млн т в направлении Ванино-Сов-гаванского транспортного узла в Хабаровском крае;
- применение долгосрочных и предсказуемых параметров установления железнодорожных тарифов на период после 2025 года.
В международной торговле углем доля России за 10 лет выросла с 9% до 14%. Угольные компании РФ осваивают рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), прежде всего Японии, Южной Кореи, Китая, Тайваня, Индии, Малайзии и Вьетнама. На внутреннем рынке в условиях перераспределения топливного баланса в пользу более дешевого и экологичного газового топлива потребление угольной продукции практически не увеличивается.
С 2008 года в 1,5 раза увеличились объемы обогащения угля, в том числе энергетического — в 2 раза. За этот период введено в эксплуатацию 17 новых обогатительных фабрик и установок, 10 из них — для переработки энергетического угля. Большинство новых обогатительных фабрик — это предприятия нового поколения. В результате доля балластной составляющей в отгружаемой угольной продукции снизилась с 31,2% до 28%.
С 1 июня 2018 года введен в действие информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям (НДТ) «Добыча и обогащение угля», использование которого позволяет достигать наилучшего сочетания технологических возможностей и критериев охраны окружающей среды. Начата разработка профессиональных стандартов. В 2016–2017 годах разработаны и утверждены два профессиональных стандарта — горнорабочий и проходчик.
Ежегодные инвестиции в основной капитал угольных компаний выросли за 2008–2018 годы с 60 млрд до 144 млрд рублей. Суммарный объем налоговых и прочих выплат субъектов угольной отрасли в бюджеты всех уровней за этот период составил около 550 млрд рублей.
Цитата
К 2018 году практически все параметры действующей Долгосрочной программы развития угольной промышленности России на период до 2030 года были перевыполнены. В результате Владимир Путин по итогам президентской комиссии по ТЭК поставил перед Минэнерго задачу актуализировать документ с учетом прогноза потребления угля. В январе 2020 года проект программы до 2035 года внесен в правительство.
Сергей Мочальников, директор департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России. Конференция «Argus Рынок угля России — 2020»
О вызовах и проблемах
Глобальными вызовами, которые оказывают существенное влияние на развитие угольной промышленности России, являются:
- нестабильность конъюнктуры угольных рынков в мире, что создает риски возникновения финансовой неустойчивости и угрозы банкротства части угольных компаний, роста числа убыточных предприятий и необходимости их ликвидации;
- усиление конкуренции на мировых угольных рынках среди стран экспортеров;
- возможное снижение потребления угля в мире по экологическим и климатическим соображениям в связи с переходом отдельных стран на низкоуглеродные стратегии развития, наблюдаемый рост доли возобновляемых источников энергии и природного газа в энергобалансах развитых и развивающихся стран;
- развитие других инновационных и альтернативных нефти, газу и углю источников энергии, прежде всего водородной энергетики.
Начиная с 2016 года экспортные поставки российского угля превышают объемы его поставки на внутренний рынок, по итогам 2018 года на внешний рынок направлено 54% угольной продукции. Потребление на внутреннем рынке в долгосрочном периоде практически не растет (179,4 млн т в 2010 году и 181 млн т в 2018 году). Сдерживание роста цен на газ на внутреннем рынке не позволяет угольной продукции конкурировать с газом в сфере электроэнергетики и в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ). В результате снижаются поставки угля на ТЭС России и на нужды ЖКХ. Экспортно-ориентированное развитие отрасли сопровождается ростом операционных затрат на производство, транспортировку и перевалку угольной продукции.
Продолжается рост импортозависимости от закупок и использования зарубежного оборудования, доля которого в среднем по отрасли достигла в 2018 году — 79%, в том числе на шахтах — 57,2% и на разрезах — 86%. При этом процессы обновления зарубежного оборудования и поставок запасных частей в условиях укрепления курса рубля к доллару ведут к увеличению операционных затрат.
Значимой проблемой для отрасли является нерентабельность инвестиций в автоматизацию ряда технологических и поддерживающих процессов, связанная с высокой стоимостью необходимого импортного оборудования. Наблюдается отставание по масштабному внедрению автоматизации и роботизации проведения горных выработок и комплексно-механизированных забоев, 3D-технологий в процессах проектирования, моделирования месторождений, планирования развития геологоразведочных и горных работ.
Рост производительности труда в угольной промышленности России происходит за счет экстенсивных факторов. Внедрение наилучших технологий добычи, более продуктивной техники, автоматизации и цифровизации производства не обеспечивается соответствующим ростом нагрузки и концентрации производства (рост добычи угля в 2018 году по сравнению с 2010 годом в 1,4 раза, а основных производственных фондов — в 2,2 раза).
Увеличивается доля подземной добычи угля, осуществляемой в неблагоприятных горно-геологических условиях. В России 19 шахт (31,7%) работают на глубине более 500 м, две шахты, «Воркутинская» и «Комсомольская» в Печорском бассейне добывают уголь на глубине более километра. В 2018 году средняя глубина разработки на российских шахтах достигла 482,5 м против 431 м в 2010 году. Практически 91% разрабатываемых угольных пластов являются опасными хотя бы по одному из факторов, а 74% шахт опасны по двум и более факторам одновременно. Стабильно высокой (87,3%) остается доля пластов, опасных по взрывчатости пыли.
О целевом развитии
В отрасли продолжатся структурные преобразования. Будет происходить поэтапный вывод из эксплуатации неэффективных производственных мощностей по добыче и переработке угля с низкой производительностью труда, модернизация стабильных и перспективных предприятий отрасли путем использования эффективных технологий и высокопроизводительного оборудования для добычи, переработки и комплексного использования угля, оптимизация численности занятых в угледобыче, в том числе путем внедрения аутсорсинга. Все это позволит к 2035 году в 3–4 раза повысить производительность труда занятых на добыче угля в основном производстве, тем самым достичь по этому показателю уровень развитых угледобывающих стран мира.
Продолжится создание новых центров угледобычи в восточных регионах страны — в республиках Тыва, Хакасия, Саха (Якутия), в Забайкальском и Хабаровском краях, в Амурской и Сахалинской областях, в Чукотском автономном округе, начнется добыча на новых месторождениях антрацитов на полуострове Таймыр в Арктической зоне. Получат дальнейшее развитие предприятия действующих угольных бассейнов — Печорского, Кузнецкого, Канско-Ачинского, Горловского, Минусинского.
Как в новых районах угледобычи, так и в действующих бассейнах, будут развиваться угольно-технологические, углехимические и энергоугольные кластеры, позволяющие комплексно использовать возможности угольных месторождений.
Внедрение единых систем управления промышленной безопасностью позволит существенно снизить уровень производственного травматизма и профзаболеваний. Использование наиболее современных экологически чистых технологий и НДТ при модернизации старых и строительстве новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий позволит минимизировать вредные выбросы в окружающую среду.
За счет средств федерального бюджета будут выполнены обязательства государства по обеспечению мер социальной защиты высвобожденных работников ликвидированных предприятий и охране территорий от экологических и иных последствий добычи угля. Предстоит ускорить завершение решения вопросов переселения граждан из аварийного и подработанного в результате ведения горных работ жилья, реконструкции и замены объектов социальной и технической инфраструктуры.
О сценариях развития
Исходя из ключевых факторов, оказывающих влияние на объемы добычи (с учетом спроса и цен на мировых рынках угля, объемов внутреннего потребления угля в российской электроэнергетике), сформированы два сценария развития угольной промышленности на период до 2035 года — консервативный и оптимистический, которые базируются на следующих условиях:
- консервативный сценарий учитывает снижение потреб-ления угля в коммунально-бытовом секторе и стагнацию объемов его потребления в российской электроэнергетике (87 млн т в 2035 году), минимальный уровень прогнозируемых цен на международном рынке энергетического угля, а также возрастающие затраты на производство угля и его транспортировку на экспорт.
По этому варианту добыча в 2035 году предусмотрена на уровне 485 млн т угля, в том числе 135 млн т коксующихся и 350 млн т энергетических углей. Поставки угольной продукции на внутренний рынок составят 170 млн т (40% от общего объема поставок) и на экспорт — 257 млн т (60%). Объемы производства угля по консервативному сценарию определены на основе расчетов рентабельности продаж различных видов углей (антрацитов, бурых, коксующихся, прочих энергетических) на внешних рынках с учетом прогнозируемых транспортных возможностей Восточного полигона согласно Долгосрочной программе развития «РЖД» до 2025 года и далее по оценке «РЖД». При расчетах рентабельности продаж угля использовался прогнозный уровень цен российского угля на мировых рынках.
Оптимистический сценарий рассчитан, исходя из максимальных объемов потребления угля в российской электроэнергетике, определенных Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (120 млн т в 2035 году), и более благоприятной конъюнктуры мировых цен на энергетический уголь.
Этот вариант предполагает добычу угля в 2035 году в объеме 668 млн т, в том числе 150 млн т коксующихся и 518 млн т энергетических углей. Поставки угольной продукции на внутренний рынок при этом составят 196 млн т (33,3% от общего объема поставок) и на экспорт — 392 млн т (66,7%).
В рассматриваемых сценариях тарифы на перевозку и перевалку угля приняты в соответствии с основными параметрами долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ на период до 2036 года.
Оценка потенциальной ниши России на угольных рынках основных стран-импортеров произведена исходя из возможностей наращивания поставок российского угля в абсолютное большинство стран, за исключением стран европейского континента. Наибольший прирост поставок возможен в Китай, Индию, Японию, Южную Корею и Вьетнам. Также потенциальным угольным рынком для сбыта коксующихся углей из РФ может выступать Индонезия, которая на протяжении последних лет наращивает закупки.
Продолжающийся рост мировой экономики увеличит потребности в углях технологического и металлургического назначения, которые обеспечивают половину прироста объемов потребляемого угля на атлантических рынках и тем самым компенсируют снижение спроса на энергетические угли.
О задачах Программы
Целевые показатели Программы подразумевают решение основных задач отрасли, к ним относятся:
- развитие сырьевой базы и рациональное недропользование;
- развитие производственного потенциала;
- развитие внутреннего рынка угольной продукции и укрепление позиций российских компаний на мировом рынке угля;
- обеспечение технологического развития;
- обеспечение промышленной безопасности и охраны труда;
- обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение социальной стабильности.
Для решения каждой из задач сформировано семь подпрограмм, состоящих из укрупненных мероприятий, в составе нескольких имеются инвестиционные проекты. Мероприятия реализуются путем разграничения ответственности и объединения усилий государства и бизнеса. Государство ответственно за совершенствование нормативно-правовой базы для эффективного функционирования и модернизации производства, обеспечение действенного надзора и создание благоприятного инвестиционного климата. Бизнес ответственен за модернизацию действующего производства, реализацию новых инвестиционных и инновационных проектов, обеспечение промышленной и экологической безопасности и охраны труда, а также выполнение социальных обязательств.
Об этапах реализации Программы
Программа реализуется в три этапа.
Первый этап (2019–2025 годы) предусматривает техническое перевооружение и интенсификацию угольного производства, увеличение объемов обогащения угля, снижение аварийности и травматизма на угледобывающих предприятиях, реализацию обеспечивающих инфраструктурных проектов инвестиционной программы «РЖД» (Долгосрочная программа развития «РЖД» до 2025 года).
На втором этапе (2026–2030 годы) будут завершены мероприятия по реструктуризации отрасли и формированию новых центров угледобычи, снятию основных системных ограничений при транспортировке угольных грузов на внутренний и внешний рынки, развитию системы аутсорсинга, интенсификации научно-технологического и технического развития, в том числе за счет внедрения цифровых технологий в процессах добычи и переработки угля.
Третий этап (2031–2035 годы) предусматривает кардинальное повышение производительности труда при обеспечении роста фондоотдачи и фондовооруженности труда в основном производстве, реализацию пилотных проектов на базе технологий глубокой переработки угля, достижение мировых стандартов в области охраны окружающей среды.
Комплекс мероприятий Программы сгруппирован в семи подпрограммах с разбивкой на этапы реализации с оценкой инвестиционных затрат.
Ожидаемые результаты
Основными ориентирами Программы выступают следующие показатели:
- рост производительности труда в основном производстве в 3–4,3 раза; рост доли вводимых основных производственных фондов в основном производстве с 5,5% до 10,5%;
- снижение численности промышленно-производственного персонала в основном производстве до 48–52 тыс. чел. в 2035 году;
- рост фондоотдачи вводимых основных производственных фондов в основном производстве в 2,7–3,3 раза;
- рост фондовооруженности труда в основном производстве в 2–2,3 раза;
- повышение уровня промышленной и экологической безопасности;
- повышение инвестиционной привлекательности системообразующих угольных компаний;
- рост благосостояния населения углепромышленных территорий.
В результате реализации мероприятий Программы при консервативном варианте развития отрасли за период 2019–2035 годов будут достигнуты следующие основные показатели:
- вклад угольной промышленности в ВВП России составит 12 277,2 млрд руб.;
- налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ — 2012,3 млрд руб.;
- поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование — 784,3 млрд рублей.
При оптимистическом варианте развития отрасли в 2019–2035 годах аналогичные показатели составят:
- вклад угольной промышленности в ВВП России — 18 746,8 млрд руб.;
- налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ — 3124,0 млрд руб.;
- поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование — 1000,8 млрд рублей.
Кроме того, в результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели:
- увеличение калорийного эквивалента угольной продукции для энергетики с 0,71 до 0,75;
- значительное снижение удельного травматизма со смертельным исходом, повышение уровня охраны труда;
- снижение негативного воздействия на окружающую среду от промышленной деятельности объектов угольной промышленности.
Необходимо отметить, что условием эффективности выполнения мероприятий Программы является ее бюджетное финансирование в полном объеме на первом этапе (2019–2025 годы) и безусловное выполнение Долгосрочной программы развития «РЖД» до 2025 года и соответствующей инвестиционной программы. В противном случае не будут выполнены, во‑первых, обязательства государства по завершению мероприятий по реструктуризации в угледобывающих регионах и, во‑вторых, не будут обеспечены необходимые пропускные и провозные способности по доставке и перевалке угольной продукции, в частности в восточном направлении.