Деятельность в Магрибе иногда сопряжена с высокими рисками, отмечают эксперты. Тем не менее российские инвесторы, надеясь на политическую стабильность и развитие рыночной экономики в этих странах, все охотнее включаются в работу с государствами северной Африки, где взаимодействие в сырьевом секторе идет одновременно с сотрудничеством в военном направлении.
РФ и Алжирская Народная Демократическая Республика (АНДР) давно наладили взаимовыгодный контакт в нефтегазовой сфере. За последние три года значительно увеличились поставки российских нефтепродуктов в североафриканскую страну — с 221 тыс. т в 2017 году они выросли до 844,1 тыс. т в 2019 году. Основной объём экспорта приходится на дизельное топливо — 829,1 тыс. т в 2019 году.
Основа экономики Алжира
Основу экономики Алжира составляет нефтегазовый комплекс — добыча нефти и газа, переработка нефти, производство СПГ. ТЭК формирует свыше 95% экспортных поступлений страны. Нефтехимическая промышленность была сформирована на собственной ресурсной базе АНДР.
Запасы нефти в Алжире, по данным ВР, в 2019 году составили 1,54 млрд т, это означает, что страна занимает 16 место в мире по запасам нефти и третье — в Африке. Основная их часть сосредоточена в восточных и юго-восточных районах. Около 0,53 млрд т нефтяных запасов сконцентрировано в пределах месторождения Hassi Messaoud. К числу крупнейших месторождений по запасам нефти относятся — Hassi R’Mel (0,5 млрд т), Ourhoud (0,26 млрд т), Hassi Berkine, Bir Hebaa, Gassi El Agreb/Zotti, Menzel Ledjmet.
По состоянию на 2019 год доказанные запасы газа в Алжире, по данным ВР, составляют 4,34 трлн кубометров. Среди африканских государств по этому показателю страна занимает второе место после Нигерии и одиннадцатое в мире.
Свыше 50% запасов природного газа в АНДР — 2,4 трлн куб. м — сосредоточено в пределах месторождения Hassi R’Mel. В число крупнейших месторождений на юге и юго-востоке страны входят: In Salah, In Amenas, Tin Fouye, Tabankort, Timimoun, Rhourde Nouss, Alrar.
«Газпром» концентрируется на разработке Рурд-Сая
В ходе тендера на разведку и разработку углеводородов участка Al-Assele, в который входят три блока общей площадью 3,25 тыс. кв. км в бассейне Berkine, в 2008 году победителем стал «Газпром». Контракт с алжирским национальным агентством нефти и газа ALNAFT российская госкомпания заключила в следующем 2009 году. Оператором проекта стал Gazprom EP International с долей участия 49%. Партнером российской компании является государственная алжирская Sonatrach, которой принадлежит 51% акций.
К бурению поисковой скважины Rhourde Sayah-2 «Газпром» приступил в 2010 году. Одновременно компания начала проведение 3D сейсморазведки в пределах лицензионного участка. В том же году скважина дала дебит в размере 60 тыс. куб. м газа в сутки и 49,38 т в нефти сутки. С 2011 года по 2012 год были пробурены ещё две скважины.
В 2013 году в ходе испытаний поисковой скважины Северный Землэ-эр-Рекеб-1 (ZERN-1) на одноименной структуре участка Al-Assele в Алжире была открыта новая газонефтяная залежь. Поисковая скважина RSHN-1 на месторождения Северный Рурд-Сая (Rhourde Sayah Nord) в 2014 году подтвердила наличие еще одной залежи углеводородов. После этого началось строительство очередной оценочной скважины ZERN-2 на востоке Алжира, а также подготовка плана разработки месторождений Землэ Эр-Рекеб и Южный Землэ Эр-Реккеб (ZER и ZERS). В этой связи в 2016 году «Газпром» пробурил еще одну оценочную скважину RSH-3 в рамках этапа геологоразведочных работ и завершил сейсмосъемку 3D на месторождении Северный Рурд-Сая в объеме 350 кв. километров.
К концу 2017 года три фазы геологоразведочных работ были выполнены. После уточнения технико-экономических показателей и оптимизации планов разработки месторождений в 2019 году «Газпром» отказался от разработки месторождений Землэ Эр-Рекеб и Северный Землэ Эр-Реккеб. Компания решила сконцентрироваться на месторождениях Рурд-Сая и Северный Рурд-Сая.
«Стройтрансгаз» — победитель тендеров
Одной из крупнейших российских строительных компаний, занимающихся проектированием, реконструкцией и строительством объектов энергетики, нефтегазовой, нефтегазохимической отраслей, является «Стройтрансгаз». В 2000 году он выиграл в Алжире тендер на строительство северного участка нефтепровода «Хауд-Эль-Хамра — Арзев» протяженностью 403 километра. Работы по этому проекту были завершены в 2003 году.
Ещё один тендер «Стройтрансгаз» выиграл в 2005 году, но теперь уже по прокладке алжирского газопровода «Сугер — Хаджерет-Эннус» протяженностью 273 км, который в 2008 году ввели в эксплуатацию.
В 2009 году российская строительная компания завершила реконструкцию газопровода «Хасси-Рмель — Скикда», контракт на работы по нему был заключён в 2006 году. Помимо замены восьми участков общей протяженностью 145 км, здесь велось строительство пятикилометрового нового участка газопровода.
Кроме этого, с 2006 года по 2013 год «Стройтрансгаз» занимался реконструкцией алжирского газопровода GK-1 («Улед Джеллаль-Скикда»). В объем работ также входил ремонт нескольких участков трубопровода и строительство нового.
В 2017 году «Стройтрансгаз» стал участником проекта разведки и добычи углеводородов на участке 245‑Юг, выкупив 60% долю у «Роснефти» в СП с Sonatrach. Участок расположен в восточной части Алжира в нефтегазоносном бассейне Illizi, его площадь составляет 6,5 тыс. кв. километров.
Одновременно с работой в Алжире российская компания реализовывала проект ещё в одном государстве на Востоке африканского континента. С 2004 года по 2005 год «Стройтрансгаз» в консорциуме со своей дочерней инжиниринговой компанией — STG-International GmbH занимался строительством в Судане участка нефтепровода Melut Basin Oil Development Project протяженностью 366 километров. Заказчиком выступила одна из ведущих нефтяных компаний Судана — Petrodar Operating Co.
Нефтепровод протяженностью 1,4 тыс. км соединил месторождение Melut Basin в районе города Полуджи с портом Судан с выходом на Красное море. Пропускная способность магистрали составит 200 тыс. барр. нефти в сутки.
Безопасность трубопроводов
Алжирская государственная нефтегазовая компания Sonatrach, которая по экономическим показателям является крупнейшей на африканском континенте, в 2016 году проявила интерес к работе «Транснефти». В следующем году компании подписали меморандум о сотрудничестве в области контроля и безопасной эксплуатации трубопроводной инфраструктуры.
В 2018 году «НИИ Транснефть» и «Транснефть — Диаскан» заключили с Sonatrach договоры на проведение работ по диагностике нефтепроводов. В документах речь идёт об оказании услуг по комплексной диагностике системы молниезащиты и заземления парка хранения углеводородов наливного терминала, а также проведение внутритрубной диагностики нескольких участков трубопроводов алжирской компании.
В конце декабря 2019 года было подписано соглашение о пролонгации меморандума о сотрудничестве между «Транснефтью» и Sonatrach, который предусматривает взаимодействие в области неразрушающего контроля и повышении безопасной эксплуатации трубопроводной инфраструктуры. На основе этого документа реализуются совместные проекты, отметили в российской компании.
В это же время «Транснефть» подписала ещё один меморандум о сотрудничестве с национальным агентством углеводородов и минерального сырья Королевства Марокко (ONHYM). Таким образом, российская транспортная компания наращивает присутствие в Африке и укрепляет позиции своих сервисных дочерних обществ в регионе. В рамках этой работы заключены соглашения с крупнейшими нефтегазовыми компаниями стран Магриба.
1‑е место в Африке по запасам нефти
Ливия занимает десятое место в мире по объемам запасов нефти и первое — на африканском континенте. По данным ВР на 2019 год, доказанные запасы в стране составляют 6,3 млрд т нефти. Около 80% ресурсов залегает в бассейне Sirte. Крупнейшими месторождениями являются Sarir, Waha, Bouri, Bu-Attifel, Amal, El-Sharara. При этом на большей территории разведку еще не проводили.
За период гражданской войны, начавшейся в 2011 году, основной проблемой для нефтяного комплекса североафриканской страны стала борьба разных племен и группировок за власть и контроль над нефтедобычей и нефтяными доходами. Главным риском работы в регионе является нестабильность политических режимов, внутренние конфликты и низкий уровень безопасности.
До начала боевых действий в стране производили 1,6 млн барр. нефти в сутки. Порядка 84% экспорта направлялось в страны Европы, крупнейшими покупателями были Италия, Германия и Франция. Ливийская нефть отличается высоким качеством, она легкая с низким содержанием серы.
Доказанные запасы природного газа в Ливии, по данным ВР на 2019 год, составляют 1,4 трлн кубометров. Основные запасы газа приурочены к бассейну Sirte, а также к шельфовым областям на северо-западе страны. Крупнейшими месторождениями газа являются шельфовое Bahr Essalam и континентальные Attahadi, Defa-Waha, Hatiba, Zelten, Sahl, Assumud, Wafa.
Гражданская война меняет планы
Первой российской компанией, вышедшей на нефтяной рынок Ливии, стала «Татнефть», получившая в 2005 году на тендерной основе права на разработку нефтяного блока в районе Гадамес. В рамках проекта инвестор провел переработку и переинтерпретацию имеющихся сейсмических материалов прошлых лет, геохимические исследования. Компания выполнила сейсмические работы 2D и 3D, были пробурены две разведочные скважины, на которых получены промышленные притоки нефти.
В 2006 году нефтяники из Татарстана выиграли право еще на 3 нефтяных блока в бассейнах Гадамес и Сирт. Совокупная разведочная программа по четырем лицензионным участкам общей площадью составила 18 тыс. кв. км сейсмических исследований и бурение поисково-разведочных скважин.
Соглашение о разделе продукции (СРП) по разведке и разработке блоков № 821, № 691, 2, 3, 4, № 982, 4 с NOC было подписано в 2007 году. В рамках проекта «Татнефть» осуществляла переработку и переинтерпретацию сейсморазведочных материалов прошлых лет. К началу 2011 года в Ливии инвестор пробурил 12 разведочных и одну оценочную скважину.
В ходе геологоразведочных работ проведено испытание скважины, расположенной в пределах бассейна Гадамес. По результатам испытания нефтяникам удалось добиться притока нефти в 415 барр. в сутки.
В 2011 году из Ливии были эвакуированы все работники российской компании. Однако в 2013 году состоялись переговоры руководства NOC и «Татнефти» о восстановлении работы, и в том же году персонал вернулся. На следующий год, в связи с ухудшением ситуации по обеспечению безопасности в Ливии, инвестор вновь приостановил операции и объявил о форс-мажоре. В 2017 году председатель правления NOC призвал российскую компанию возобновить работы в стране.
Ливийский опыт «Газпрома»
Гражданская война в Ливии изменила планы «Газпрома». Холдинг планировал осваивать ливийские месторождения и создал специализированную компанию «Газпром Ливия». В период с 2006 года по 2007 год, выиграв тендеры, российская госкомпания получила лицензии на разработку перспективных лицензионных участков N19: на шельфе Средиземного моря и N64, который расположен в 300 км к югу от Триполи.
В феврале 2011 года работы на участках были приостановлены. В связи с форс-мажорными обстоятельствами, длившимися более двух лет, оба СРП автоматически прекратили своё действие в 2013 году, однако ливийская сторона до настоящего времени не признаёт этого решения.
В 2007 году российский концерн стал владельцем 49% в ливийских нефтяных концессиях С96 и С97, принадлежащих компании Wintershall AG. В состав концессий, расположенных на востоке Ливии, входят 9 месторождений, крупнейшее из которых — As Sarah. Срок действия концессионных соглашений — до 2026 года.
После того как в 2013 году компания объявила о наступлении форс-мажорных обстоятельств, работы неоднократно приостанавливались. В результате произошло резкое снижение по добыче нефти с 4,1 млн т в 2012 году до 2,4 млн т в 2013 году и по газу с 0,6 млрд куб. м в 2012 году до 0,3 млрд куб. м в 2013 году. Добычу удалось поднять только в 2016 году, однако в следующем 2017 году этот показатель из‑за новых приостановок снизился до 1 млн тонн.
В 2011 году «Газпром» и Eni подписали договор уступки доли в СРП по проекту Elephant. В соответствии с документом «Газпрому» перешло 50% доли Eni в консорциуме, участвующем на условиях СРП в разработке ливийского нефтяного месторождения, а именно — 33,33% консорциума иностранных компаний. Стоимость приобретаемого актива составила $163 миллиона.
Российская и итальянская компании подписали соглашение, в соответствии с которым российский концерн, через «Газпром нефть», получил опцион на право приобретения половины доли Eni в консорциуме. Однако из‑за ливийского кризиса сделку в 2012 году приостановили. Добыча на месторождении была прекращена и возобновилась только в конце 2014 года. В следующем 2015 году «Газпром нефть» сообщила, что не ожидает существенных изменений в Ливии, а потому закрывает вопрос о своем возможном участии в проекте Elephant.
Намерения «Роснефти»
В 2017 году National Oil Corporation of Libya и «Роснефть» подписали рамочное соглашение о сотрудничестве, которое закладывает основу для инвестиций российской компании в нефтяном секторе Ливии. Соглашение предусматривает создание совместной рабочей комиссии для оценки возможностей в различных сферах, включая разведку и добычу. В июле 2017 года «Роснефть» начала покупать ливийскую нефть в объеме 1–2 отгрузки в месяц в соответствии с заключенным на один год контрактом.