«ЛУКОЙЛ», «Газпром» и «Роснефть» выстраивают деловые отношения в сфере ТЭК со многими африканскими государствами. В Минэнерго России отмечают, что в нефтедобывающем секторе Нигерии у российских компаний есть большой потенциал. Речь идет о реализации сжиженного газа, нефти и нефтепродуктов. Помимо этого, Нигерия заинтересована в проведении геологоразведочных работ на своей территории.
Россия давно поставляет нефтепродукты в Западную Африку. В 2019 году объем экспорта в Нигерию составил 108,3 тыс. тонн. Опыт, возможности и современные технологии российских нефтегазовых компаний могут использоваться для дальнейшего развития топливно-энергетического комплекса и других государств африканского континента, подчёркивают в Минэнерго России.
Богатства Нигерии — нефть газ
Экономика Нигерии базируется на нефтедобывающей промышленности. В 2019 году, по данным Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC), добыча нефти здесь возросла относительно уровня предыдущего года на 5,7%, до 100,3 млн тонн. Запасы нефти по состоянию на 2019 год, по данным BP, составляют 5,1 млрд тонн. По этому показателю страна занимает второе место в Африке, уступая Ливии, и одиннадцатое — в мире.
Большая часть доказанных запасов сконцентрирована в континентальной и шельфовой зонах дельты реки Нигер, но при этом раздроблена на 250 относительно небольших месторождений.
Наиболее перспективным нефтеносным районом Нигерии является континентальный шельф Гвинейского залива. Активные геологоразведочные работы на нефть также проводятся на северо-востоке страны. Около 65% нигерийской нефти относится к легким и малосернистым сортам.
По доказанным запасам газа страна занимает первое место на африканском континенте и десятое в мире. В Нигерии сосредоточено более трети всех газовых ресурсов Африки. По состоянию на 2019 год, по данным BP, запасы в стране составляют 5,35 трлн кубометров. Кроме того, по данным нигерийской статистики, неразведанные ресурсы газа составляют еще 17 трлн кубометров.
Приоритет «ЛУКОЙЛа»
Наиболее активным из числа российских нефтяных компаний в Нигерии является «ЛУКОЙЛ». Инвестор одновременно ведёт другие проекты в нескольких странах Африки. По словам руководства ВИНК, именно западная часть континента (Нигерия, Гана, Камерун) является одним из наиболее интересных рынков.
На шельфе Нигерии «ЛУКОЙЛ» в 2015 году вошел в Блок OML-140 на условиях раздела продукции. Блок площадью 1,2 тыс. кв. км расположен в Гвинейском заливе, в 135 км от побережья. Глубина моря варьируется от 1,2 тыс. до 2 тыс. метров. Здесь открыто месторождение Nsiko и выделен ряд перспективных структур.
Российская компания получила 18% в проекте, оператором которого является американская Chevron — 22%, а также участвует нигерийские NNPC — 30% и ONG — 30%. Блок OML-140 содержит в себе небольшую часть территории месторождения Bonga Southwest and Aparo (BSWAp), остальные части располагаются на соседних блоках OML-118 и OML-132. Их участники подписали соглашение о совместной разработке месторождения.
Разработчики Блока OML-140 получили долю 8,33% в месторождении, разделив её между собой пропорционально долям. Эффективный пакет «ЛУКОЙЛа» в месторождении BSWAp составил 1,5%. Оператором месторождения является британско-нидерландская компания Shell.
В 2015 году на Блоке OML-140 открыто нефтяное месторождение Ofigbo. В 2016 году поисковые скважины Nsiko North-2Х глубиной 5,6 тыс. м вскрыли две нефтяные залежи.
Осенью 2019 года «ЛУКОЙЛ» и NNPC подписали меморандум о взаимопонимании, согласно которому стороны намерены рассмотреть возможное сотрудничество в области разведки, добычи и переработки углеводородов на территории Нигерии.
Проекты в других африканских странах
В связи с ограниченными возможностями расширять ресурсную базу в России, где почти не осталось нераспределенных крупных месторождений, а работа на арктическом шельфе частным компаниям запрещена, «ЛУКОЙЛ» занимается разработкой африканского шельфа не только в Нигерии, но и в других странах африканского континента. Компания ведёт работу на шельфе Ганы на глубоководном проекте на Блоке Deepwater Tano Cape Three Points, где обнаружено пять нефтяных и два газовых месторождения. В 2018 году инвестор получил там первые притоки нефти. Добычу планируется начать в 2021 году.
Российская нефтяная компания владеет 38% в шельфовом Блоке Deepwater Tano Cape Three Points. Другими участниками проекта являются — оператор Aker Energy — 50%, Ghana National Petroleum Corporation — 10% и Fuel Trade — 2%. Запасы углеводородов оцениваются в 75 млн т нефтяного эквивалента.
Диверсифицируя активы в Западной Африке, «ЛУКОЙЛ» в 2014 году заключил соглашение о приобретении доли в проекте по разработке участка Etinde в Гвинейском заливе на шельфе Камеруна. Российская компания является участником камерунского глубоководного проекта на лицензионном Блоке Etinde с долей в 37,5%, столько же принадлежит африканской New Age Cameroon Offshore Petroleum SA, еще 25% — британской Bowleven.
У компании был и неудачный опыт работы в странах Западной Африки. В начале 2016 года ВИНК ушла с шельфа Кот-д`Ивуара, не найдя коммерческих запасов на пяти блоках Гвинейского залива и списав $800 млн из‑за сухих скважин. До этого российская компания также вышла из шельфового проекта в Сьерра-Леоне. С учетом этого опыта «ЛУКОЙЛ» изменил стратегию, предпочитая входить в проекты на более высокой стадии разработки.
В Северной Африке на шельфе Египта «ЛУКОЙЛ» с 1995 года владеет 24% в блоке Meleiha, остальная доля у итальянской Eni, с остаточными запасами нефти более 30 млн барр. нефтяного эквивалента. В 2012 году компания открыла там месторождение нефти на структуре Эмри-Дип. С тех пор по итогам доразведки на блоке обнаружено еще три месторождения.
В Центральной Африке в проекте на шельфе республики Конго «ЛУКОЙЛ» покупает у английской компании New Age 25% акций участка Marine XII. Сумма сделки — $800 миллионов. У оператора проекта Eni — 65%, еще 10% — у государственной Societe Nationale des Petroles du Congo. Сейчас идут процедурные вопросы, согласование с правительством. Рассматривается возможность вступить в кооперацию с оператором проекта и построить СПГ-завод на территории Конго, который мог бы использовать газ Marine XII.
В пределах участка открыто пять месторождений, доказанные и вероятные запасы которых оцениваются в 1,3 млрд барр. нефтяного эквивалента. В 2015 году в эксплуатацию введены промыслы Nene и Litchendjili, текущая суточная добыча на которых составляет 28 тыс. барр. легкой малосернистой нефти газового конденсата, а также 1,7 млн куб. м товарного газа.
Перспективные направления для «Газпрома»
Нужно отметить, что отечественные нефтегазовые компании рассматривают работу в Нигерии как стратегическое и перспективное направление деятельности.
Сотрудничество «Газпрома» с Абуджой берет начало с 2007 года, когда российская компания вела переговоры о возможности получения доступа к разработке месторождений газа страны. В 2008 году руководство «Газпрома» и NNPC подписали меморандум о взаимопонимании, а в следующем — было создано совместное предприятие NiGaz Energy Company Limited для реализации совместных нефтегазовых проектов.
С 2010 года по 2015 год «Газпром Маркетинг и Трейдинг» закупил 35 партий нигерийского СПГ совокупным объемом 2,1 млн тонн. Осенью 2017 года состоялась встреча министров энергетики РФ и Нигерии — Александра Новака и Эммануэля Качиквы. Они обсудили вопросы реализации совместных проектов в сферах трейдинга СПГ и подземного хранения газа.
Помимо Нигерии «Газпром» обсуждает возможности развития двустороннего сотрудничества в нефтегазовой сфере с Египтом. В частности, речь идёт о перспективах взаимодействия в проектах по геологоразведке. В Алжире российская госкомпания работает с 2008 года и сегодня ведёт разработку месторождений Рурд-Сая и Северный Рурд-Сая.
Бизнес «Роснефти» в странах Африки
В 2018 году «Роснефть» и нигерийская Oranto Petroleum Ltd подписали меморандум о взаимопонимании в отношении возможного сотрудничества по реализации нефтегазовых проектов в Африке. Документ закрепляет намерение сторон изучить возможность сотрудничества на базе существующих активов нигерийской компании, приобретения новых активов, реализации проектов в области переработки, коммерции и логистики, а также монетизации газа.
Ещё одним государством, с которым российская ВИНК связывает перспективы международного бизнеса, является Мозамбик. «Роснефть», как подчёркивает руководство компании, заинтересована в дальнейшем формировании портфеля проектов в стране. В 2019 году «Роснефть» и Instituto Nacional de Petróleo подписали соглашение о сотрудничестве. Также заключен меморандум о расширении сотрудничества в Мозамбике с национальной нефтегазовой компанией — Empresa Nacional de Hidrocarbonetos.
В соответствии с подписанными документами, «Роснефть» получит право на изучение имеющейся геологической информации по ряду наземных и морских блоков Мозамбика для оценки их потенциала, а также возможность войти в дальнейшем в проекты на этих участках.
В 2015 году «РН-Эксплорейшн» — дочернее общество «Роснефти» и американская ExxonMobil E&P Mozambique Offshore Ltd признаны победителями тендера на трех участках A5‑B в бассейне реки Ангоче, Z5‑C и Z5‑D в дельте реки Замбези. В 2018 году правительство Мозамбика договорилось с «Роснефтью» и ExxonMobil о разведке нефти.
Для поставок в Гану сжиженного природного газа в 2018 году «Роснефть» и Ghana National Petroleum Corporation подписали пакет документов, предполагающих доставку в течение 12 лет СПГ в объеме 1,7 млн т в год. Тогда же было заключено соглашение о сотрудничестве в сфере разработки нефтегазовых месторождений и поставок нефти и нефтепродуктов.
«Роснефть» заложила основу для инвестиций в нефтяной сектор в Ливии, подписав в 2017 году с National Oil Corporation of Libya рамочное соглашение о сотрудничестве. Нужно также отметить, что «Роснефть» вместе с Eni работает на шельфе Египта.
Потенциал Африки для российских компаний
Доля африканских стран в мировой добыче углеводородов будет постепенно увеличиваться, полагают отраслевые эксперты. Доля африканских запасов нефти (относительно мировых запасов), по данным BP, на конец 2018 года достигла 8,7%, или 388,7 млн т, природного газа — 6,1%, или 236,6 млрд кубометров. С учетом того, что геологоразведка в Африке набирает темпы, а запасы международных корпораций в других регионах истощаются, эта территория является перспективной. У многих добывающих стран показатели снижаются, а на африканском континенте есть потенциал для увеличения разведанных запасов.
Геологическая изученность Африки достаточно разноплановая. По данным «Росгеологии», в одних странах африканского континента она составляет 60%, а в других — 10%. Поэтому проведение геологразведочных работ для африканских государств очень важно. Около 70% газовых ресурсов Африки расположено на глубоководном шельфе, и лишь 18% — на суше.
Ряд стран «Черного континента» постепенно движется в сторону большей политической стабильности и открытой рыночной экономики, что создает возможности для расширения географии и масштаба проектов, реализуемых с привлечением российских компаний.