Мероприятия в рамках развития водородной энергетики в РФ до 2024 года включают в себя разработку мер по государственной поддержки, в том числе подготовку предложений по внесению изменений в госпрограммы в части стимулирования использования водородных технологий в различных секторах экономики.
Также речь идет о приоритетных проектах в области производства энергетического водорода, в том числе и по созданию опытно-промышленных установок. В плане мероприятий отражено создание кластеров и полигонов для испытания и комплексного внедрения технологий водородной энергетики и разработка порядка отбора пилотных проектов. Предусматривается поддержка экспорта энергетического водорода.
Решения на государственном уровне
Документ предусматривает разработку нормативной базы, государственную поддержку научных исследований и проектов создания производственных мощностей, а также укрепление позиций отечественных компаний в этом перспективном сегменте мирового рынка.
Правительство планирует поддержать пилотные проекты по созданию газовых турбин и железнодорожного транспорта на метано-водородном топливе, установок по производству водорода без выбросов углекислого газа.
В Минэнерго отметили, что документ разрабатывался с коллегами из Минэкономразвития, Минпромторга, Минобрнауки, Минтранса, а также с рядом заинтересованных организаций и таких компаний как «Газпром», «НОВАТЭК», «Росатом».
Внедрение водородных технологий в экономику нашей страны частично отражено в утверждённой в июне этого года «Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года». В документе Н2 обозначен как топливо с высоким экспортным потенциалом. К 2024 году российский экспорт должен составить 0,2 млн т, а к 2035 вырасти до 2 млн тонн. Согласно планам Минэнерго, Россия должна занять до 16% мирового рынка водорода.
В ситуации, когда уровень развития экономики зависит от экспорта энергоресурсов, ставка на водород является перспективным решением. Технология может стать дополнительным драйвером развития в общем балансе экспорта. Чтобы реализовать обозначенные планы, российским корпорациям, по мнению отраслевых экспертов, нужно развивать водородную энергетику, для чего придётся пересматривать свои бизнес-модели. И времени на это остаётся не так уж много. Дело в том, что «энергетический переход», на который нацелена Германия, в ближайшем будущем приведет к снижению спроса на нефтепродукты и природный газ, а это, в свою очередь, напрямую повлияет на деятельность нефтегазовых компаний.
Первостепенные задачи российского бизнеса
Развитие водородной энергетики начинается с внутреннего рынка. В первую очередь, нужно определить собственные потребности в водороде, чтобы в перспективе обеспечить надежность поставок на внешние рынки. По мнению экспертов, отечественным нефтегазовым компаниям необходимо подготовиться к производству водорода из возобновляемых источников в непосредственной близи от рынков сбыта — в первую очередь, от стран ЕС.
Гигантские потребности Евросоюза в электроэнергии, которые многократно вырастут на фоне производства водорода и перевода общественного транспорта на электричество, невозможно будет покрыть только за счет энергии ветра и солнца.
Одновременно российский бизнес должен развивать собственные международные инвестиционные проекты водородной инфраструктуры — строить пиролизные установки и сети водородных заправочных станций, разрабатывать концепции сбыта Н2, полученного в процессе переработки, и принципы конкурентного ценообразования, полагают эксперты CREON Group. В этом ему помогут европейские фонды и институциональные инвесторы, которые охотно вкладывали средства в водород и проекты «зеленой экономики», отвечающие принципам ESG — экологическим, социальным и управленческим факторам устойчивого развития и ведения бизнеса.
В «Газпроме» сообщили, что видят для себя и российского природного газа перспективную нишу в европейской стратегии развития систем применения возобновляемого водорода.
Н2 не противоречит существующей бизнес-стратегии концерна, а наоборот дополняет ее, полагают эксперты CREON Group. Компания обладает обширной сетью трубопроводов, которые могут осуществлять не только транспортировку газа, но и водорода.
Проект водородного трамвая
Водородный транспорт считается безопасным для окружающей среды, так как при работе не выделяет загрязняющих веществ. Ярким примером внедрения инноваций стал проект водородного трамвая, запущенный в Санкт-Петербурге в ноябре 2019 года. Идея создать в России трамвай на водородном топливе появилась в 2016 году. Однако первым подобный транспорт запустил Китай в 2017 году.
Прототип первого в России водородного трамвая вышел на испытания в Санкт-Петербурге и проехал по Московскому проспекту без пассажиров. Машину разработали на базе трамвая ЛМ-68М, выпускавшегося в 1970–1980 годах. Если ходовые испытания пройдут успешно, будет создан образец уже для серийного производства. На прототипе трамвая установлена новая система генерации, водород хранится в баллонах, такой транспорт не нуждается в контактной сети. Пока что в нем 8 сидячих мест, и он движется со скоростью 10 км в час.
Внешне ничто не выдает наличие в вагоне водородной энергоустановки, кроме огромных символов на борту. Внутри треть салона занята оборудованием. Правда, энергоустановки могут быть уменьшены в 10 раз, до размеров домашнего шкафа, считают специалисты «Горэлектротранса».
Важнейшая часть энергоустановки — это батарея топливных элементов — комплекс устройств, вырабатывающих электричество. Внутри нее происходит химическая реакция. В результате генерируется электрический ток, а в качестве «выхлопа» — вода и тепло.
Трамвай — совместный проект ГУП «Горэлектротранс» и филиала «Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии» ФГУП «Крыловский государственный научный центр».
«Пассажиравтотранс» заключил соглашение о сотрудничестве с ведущим производителем автобусов Португалии Caetanobus, который поставляет автобусы на водороде в Лондон. Португальский партнер готов дать автобус на тест.
Примеры внедрения подобных инноваций будут иметь положительный имиджевый эффект не только для экономики РФ, но и для долгосрочного сотрудничества с ЕC.