Тут также важно понимать, что многие грузы будут поставляться с использованием Северного морского пути (СМП) как на экспорт, так и для внутреннего потребителя, что даст колоссальный толчок для развития инфраструктуры, повысит инвестиционную привлекательность региона.
Рассмотрим некоторые положения Стратегии с точки зрения развития российского топливно-энергетического комплекса.
Как отмечено в документе, Арктическая зона обеспечивает добычу более 80% горючего природного газа и 17% нефти (включая газовый конденсат) в России. По подсчетам ученых, континентальный шельф РФ в Арктике содержит более 85,1 трлн куб. м горючего природного газа, 17,3 млрд т нефти (включая газовый конденсат) и является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы страны. Уже сейчас Арктическая зона России формирует пятую часть доходов федерального бюджета.
Показатели растут
Предтечей нынешнему документу была Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, которая утверждалась в 2013 году. В ходе ее реализации продолжительность жизни при рождении в регионе увеличилась с 70,65 года в 2014 году до 72,39 года в 2018 году; миграционный отток населения в период с 2014 года по 2018 год сократился на 53%; уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) снизился с 5,6% в 2017 году до 4,6% в 2019 году.
При этом доля валового регионального продукта, произведенного в Арктической зоне, в суммарном валовом региональном продукте субъектов РФ увеличилась с 5% в 2014 году до 6,2% в 2018 году; доля средств бюджетов бюджетной системы РФ в общем объеме инвестиций в основной капитал увеличилась с 5,5% в 2014 году до 7,6% в 2019 году. Вырос объем перевозок грузов в акватории СМП с 4 млн т в 2014 году до 31,5 млн т в 2019 году.
С учетом специфики
Российская Арктика занимает достаточно обширную территорию. Только сухопутная ее часть, на которой проживает более 2,5 млн человек, располагается в 9 регионах, из которых 4 субъекта РФ — Чукотский АО, Ямало-Ненецкий АО, Ненецкий АО, Мурманская область; а также 45 муниципальных образований пяти субъектов РФ — Республики Карелия, Республики Коми, Архангельской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). Общая площадь территории составляет 5 млн кв. километров.
Как отмечал новый министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов (ранее возглавлял министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики), территории регионов очень разные, все они требуют особого внимания. В документе постарались учесть особенности каждого приполярного региона.
Мурманская область. Среди основных направлений реализации Стратегии в Мурманской области можно выделить:
- комплексное развитие морского порта — Мурманск единственного незамерзающего российского порта в Арктике. Развитие Мурманского транспортного узла как мультимодального транспортного хаба, строительство на территории этого порта новых терминалов и перевалочных комплексов;
- создание и развитие предприятий сервисного комплекса, осуществляющих ремонт, снабжение и бункеровку судов, развитие береговых баз в целях оказания на конкурентной основе услуг компаниям, осуществляющим судоходство в акватории Северного морского пути и реализующим проекты в Арктической зоне;
- создание и развитие центра строительства крупнотоннажных морских сооружений, предназначенных для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа, создание и развитие предприятий, осуществляющих ремонт и обслуживание морской техники и оборудования, используемых для освоения морских месторождений углеводородного
сырья; - геологическое изучение минерально-сырьевой базы Кольского полуострова, формирование новых и развитие действующих минерально-сырьевых центров, специализирующихся на добыче и обогащении полезных ископаемых;
- развитие энергетической инфраструктуры, в том числе замена оборудования, предназначенного для мазутной теплогенерации, оборудованием, использующим иные виды энергетических ресурсов.
Ненецкий автономный округ. Здесь планируется:
- развитие проекта строительства глубоководного морского порта Индига и железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига;
- развитие транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию морского порта Нарьян-Мар, аэропорта Нарьян-Мар и аэропорта пос. Амдерма, проведение дноуглубительных работ на реке Печоре, строительство автомобильной дороги Нарьян-Мар — Усинск;
- развитие Варандейского, Колгуевского, Харьяго-Усинского и Хасырейского нефтяных минерально-сырьевых центров;
- формирование газоконденсатных минерально-сырьевых центров на базе месторождений Ненецкого автономного округа, включая разработку Коровинского и Кумжинского газоконденсатных месторождений, Ванейвисского и Лаявожского нефтегазоконденсатных месторождений;
- геологическое изучение и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в целях диверсификации экономики НАО.
Чукотский автономный округ. Среди основных мероприятий, запланированных в Чукотском АО, можно выделить:
- развитие морского порта Певек и его терминалов;
- создание транспортно-логистического узла в глубоководном круглогодичном морском порту Провидения;
- модернизация Чаун-Билибинского энергоузла;
- развитие Беринговского каменноугольного минерально-сырьевого центра, строительство круглогодичного терминала в глубоководной лагуне Аринай.
Ямало-Ненецкий автономный округ. Направления развития ЯНАО во многом связаны с работой ТЭКа. Поэтому здесь большое внимание будет уделяться:
- развитию морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе;
- строительству и развитию железнодорожных магистралей Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и Обская — Бованенково — Сабетта;
- расширению производства сжиженного природного газа на полуостровах Ямал и Гыдан;
- освоению газовых месторождений Обской губы с развитием трубопроводной системы транспортировки газа;
- развитию Новопортовского нефтегазоконденсатного и Бованенковского газоконденсатного минерально-сырьевых центров, освоению Тамбейской группы месторождений и подготовке к освоению шельфовых месторождений;
- развитию нефте- и газохимических производств в районе пос. Сабетта, пос. Ямбург, г. Новый Уренгой и формированию многопрофильного промышленно-технологического комплекса газопереработки и нефтехимии;
- поддержанию в исправном состоянии и развитию газопроводных и нефтепроводных сетей, развитию подключенных к трубопроводам газовых и нефтяных минерально-сырьевых центров Надым-Пурской и Пур-Тазовской нефтегазоносных областей, в том числе с применением новых технологий добычи и разработки нижележащих пластов, а также трудноизвлекаемых запасов нефти;
- развитию технологий вовлечения в промышленный оборот низконапорного природного газа, в том числе технологий компримирования газа;
- расширению зоны централизованного электроснабжения путем подключения населенных пунктов к единой энергосистеме;
- развитию нефтегазового сервиса путем создания промышленных зон в опорных населенных пунктах;
- организации производства строительных материалов в целях удовлетворения потребностей топливно-энергетического комплекса и жилищного строительства.
Республика Карелия. Одними из основных направлений реализации арктической Стратегии являются:
- модернизация Беломорско-Балтийского канала;
- создание каскадов малых гидроэлектростанций при условии подтверждения перспективного спроса на электроэнергию и их экономической эффективности.
Республика Коми. На территории республики Стратегией предусмотрено обеспечить:
- развитие угольных минерально-сырьевых центров на базе Печорского угольного бассейна, создание на их основе комплексов глубокой переработки угольного сырья, углехимии;
- формирование и развитие нефтегазовых минерально-сырьевых центров на базе Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, в том числе создание мощностей по переработке нефти и газа;
- геологическое изучение отдельных территорий и развитие минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых;
- развитие железнодорожной инфраструктуры для обеспечения связи со строящимися и планируемыми к строительству железнодорожными магистралями, включая строительство железнодорожной магистрали Сосногорск — Индига, реконструкцию участка Коноша — Котлас — Чум — Лабытнанги, обоснование целесообразности реконструкции участка Микунь — Вендинга и строительства участка Вендинга — Карпогоры;
- развитие транспортной инфраструктуры, включая строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Сыктывкар — Ухта — Печора — Усинск — Нарьян-Мар, а также проведение дноуглубительных работ на реке Печора.
Республика Саха (Якутия). Среди основных направлений реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Республики Саха (Якутия) являются:
- комплексное развитие районов Анабарского и Ленского бассейнов с учетом развития минерально-сырьевых центров, в том числе Таймылырского месторождения каменного угля, Западно-Анабарского нефтяного минерально-сырьевого центра;
- комплексное развитие пос. Тикси, включая развитие инфраструктуры двойного назначения, в том числе реконструкцию морского порта Тикси и его терминалов;
- комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Яна, предусматривающее строительство объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, освоение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых Янского бассейна;
- комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Индигирка, обеспечение их энергетической безопасности и диверсификация экономики путем разработки Краснореченского месторождения углей, организации производства строительных материалов на базе месторождений базальта и строительного камня;
- комплексное развитие территорий, расположенных в бассейне реки Колыма, предусматривающее модернизацию речного порта Зеленый Мыс и развитие Зырянского угольного минерально-сырьевого центра.
Красноярский край. В рамках реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях края предусмотрено:
- развитие Норильского промышленного района, специализирующегося на добыче и обогащении (переработке) цветных металлов и металлов платиновой группы, в том числе внедрение технологий, обеспечивающих снижение выбросов вредных веществ предприятиями, расположенными в этом районе;
- строительство новых добывающих мощностей шахты «Заполярная» и ее модернизация;
- создание и развитие на базе месторождений Западного Таймыра нефтяного минерально-сырьевого центра, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
- создание Западно-Таймырского углепромышленного кластера, ориентированного на вывоз производимой продукции через акваторию Северного морского пути;
- развитие морских портов Диксон (включая строительство новых угольных терминалов и нефтяного терминала) и Дудинка;
- создание в Норильске научно-исследовательского центра технологий строительства и мониторинга состояния зданий и сооружений на северных и арктических территориях.
Архангельская область. Основными направлениями реализации настоящей Стратегии в отдельных муниципальных образованиях Архангельской области являются:
- повышение конкурентоспособности морского порта Архангельск, включая модернизацию действующих морских терминалов, дноуглубление, создание нового глубоководного района, производственно-логистических комплексов и подъездной инфраструктуры, внедрение систем координации и цифрового управления транспортным узлом;
- развитие транспортной инфраструктуры (железнодорожных магистралей, водных путей и автомобильных дорог), обеспечивающей связь морского порта Архангельск с территориями Северо-Запада России, Урала и Сибири, включая обоснование целесообразности строительства железнодорожных участков Карпогоры — Вендинга и Микунь — Соликамск;
- развитие судостроительной и судоремонтной промышленности, в том числе формирование на ее базе дополнительных мощностей в целях обеспечения строительства конструкций и производства оборудования для добычи нефти и газа на континентальном шельфе.
ВИНК в Арктике
Согласно исследованию Центра энергетики Московской школы управления СКОЛКОВО, драйвером наиболее серьезных изменений в Арктической зоне являются, прежде всего, крупные добывающие компании.
Российские вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) нацелены на добычу углеводородов и разведку новых месторождений в Арктике, что имеет большое значение для развития региона, поскольку привлекают масштабные инвестиции. Основные проекты реализуют «Газпром», «Газпром нефть», «Роснефть», «НОВАТЭК» и «ЛУКОЙЛ».
Как отмечают в исследовании эксперты Центра энергетики, «Газпрому» принадлежит 30 лицензий на месторождения, расположенные в шельфовой зоне Арктики. Доля арктических месторождений «Газпром нефти» (Новопортовское, Приразломное и Восточно-Мессояхское) в общей добыче компании достигла 27%.
Значительными активами в Арктической зоне располагает «Роснефть». У компании 28 лицензионных участков на арктическом шельфе с суммарными ресурсами в 34,6 млрд т нефтяного эквивалента: в Западной Арктике (Баренцево, Печорское и Карское моря) — 19 проектов, в Восточной Арктике (море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря) — 9 проектов.
Впечатляют успехи «НОВАТЭКа», являющегося одним из крупнейших независимых производителей природного газа в РФ. В июле 2018 года компания впервые поставила СПГ по СМП через Дальний Восток. Как отмечают в СКОЛКОВО, доставка СПГ восточным маршрутом через Берингов пролив в полтора раза быстрее по сравнению с западным маршрутом. Перевозка по Севморпути также обеспечивает значительную экономию транспортных расходов (порядка $3,2 млн на каждый рейс).
«ЛУКОЙЛ» в Арктике имеет несколько проектов: разрабатывает сухопутную часть Восточно-Таймырского участка и осуществляет функции оператора Варандейского терминала.
Российские ВИНК наращивают присутствие в Арктической зоне, развивая новые перспективные направления, в том числе судостроение и научно-исследовательские проекты. Так, для освоения арктического шельфа и развития СМП «Роснефть» строит суда «Афрамакс», танкеры ледового класса Arc4, СПГ-танкеры ледового класса Arc7 и атомный ледокол. Для этого компания активно ведет работы по формированию и развитию судостроительного комплекса «Звезда». Важный проект в Арктической зоне реализует «Газпром». Речь в данном случае идет о железной дороге Обская-Бованенково, протяженность которой составляет 572 километра.
Механизмы и этапы реализации Стратегии
После принятия Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года правительство в 3-месячный срок должно утвердить единый план мероприятий по реализации Основ государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года и непосредственно самой Стратегии. Кабинет министров также обеспечит реализацию и контроль за реализацией документа.
Органы государственной власти субъектов РФ, территории которых входят в Арктическую зону, внесут соответствующие изменения в стратегии социально-экономического развития и государственные программы развития субъектов РФ.
Реализация Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года осуществляется в три этапа.
На первом этапе (в 2020–2024 годах) будут сформированы механизмы ускоренного экономического и социального развития арктических территорий, в том числе создание нормативно-правовой основы функционирования специального экономического режима Арктической зоны; усовершенствованы системы предоставления социальных гарантий гражданам РФ, проживающим и работающим в Арктической зоне; утверждены программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов. На этом этапе также планируется обеспечить применение новой модели реализации экономических проектов на континентальном шельфе; ускорение развития западной части Северного морского пути, постройку четырех универсальных атомных ледоколов проекта 22 220, 16 аварийно-спасательных и буксирно-спасательных судов различной мощности, трех гидрографических и двух лоцмейстерских судов; начало реализации мер по замещению на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа, возобновляемых источников энергии и местного топлива; проектирование и строительство научно-исследовательских судов и ввод в эксплуатацию дрейфующей ледостойкой самодвижущейся платформы для осуществления комплексных научных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана; создание государственной системы мониторинга и предупреждения негативных последствий деградации многолетней мерзлоты; интенсификацию международного экономического, научного и гуманитарного сотрудничества по вопросам развития Арктической зоны.
На втором этапе (в 2025–2030 годах) предусматривается повысить конкурентоспособность отраслей экономики Арктической зоны с учетом действия специального экономического режима, потребностей инвесторов, условий осуществления экономической деятельности в Арктике; обеспечить круглогодичное судоходство на протяжении всей акватории Северного морского пути, построить дополнительно универсальный атомный ледокол проекта 22 220 и двух ледоколов проекта «Лидер»; начать строительство портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов; начать реализацию программы развития судоходства в бассейнах рек Арктической зоны; создать высокоэллиптическую космическую систему, обеспечивающую получение гидрометеорологических данных высокого временного разрешения по полярному региону Земли; ввести в промышленную эксплуатацию новые образцы техники, созданные с использованием инновационных материалов, в том числе образцов робототехники, судостроительной техники, беспилотных транспортных систем и портативных источников энергии; повысить эффективность функционирования в Арктической зоне единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Третий этап реализации Стратегии (в 2031–2035 годах) включает: поступательное наращивание мощностей предприятий, осуществляющих производство сжиженного природного газа, газохимической продукции, добычу нефти на континентальном шельфе и на сухопутных территориях Арктической зоны, глубокую переработку других полезных ископаемых и природных ресурсов; формирование на базе Северного морского пути конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации, строительство портов-хабов для перевалки международных контейнерных грузов и дополнительно одного ледокола проекта «Лидер»; завершение замещения на изолированных и труднодоступных территориях неэффективной дизельной генерации электроэнергии генерацией на базе сжиженного природного газа, возобновляемых источников энергии и местного топлива; завершение реализации программы развития судоходства в бассейнах рек Арктической зоны; снижение и предотвращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.