Согласно расчетам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), погрузка угля в январе — августе 2020 года сократилась на 8,1% относительно аналогичного периода прошлого года, нефти и нефтепродуктов — на 9%.
По данным «Российских железных дорог» («РЖД»), за этот период наибольшее снижение пришлось на транспортировку нефти. Так, с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 25,8 млн т нефтяного сырья. За аналогичный период в 2020 году показатель составил 20,1 млн т, сократившись на 21,9%.
Если говорить об основных нефтепродуктах (бензин, дизельное топливо, мазут и керосин), то здесь картина выглядит несколько лучше. Согласно информации «РЖД», с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 84,59 млн тонн. За аналогичный период 2020 года показатель составил 78,27 млн т, сократившись на 7,48%.
По данным «РЖД», с января по август 2019 года по железной дороге было перевезено 262 856,5 тыс. т угля (включая импортные поставки 16 164,8 тыс. т). За аналогичный период 2020 года показатель составил 242 145,9 тыс. т (импорт — 15 483,9 тыс. т), сократившись на 7,9%.
Снижение грузоперевозок связано со значительным сокращением экспорта угля, который, по данным компании «Финам», составлял чуть менее 30% от всех грузов, перевозимых по железной дороге. Причем больше всего перевозки угля сократились в европейском направлении, куда шли основные потоки. Из-за падения угольного экспорта возросло количество избыточных вагонов.
Эксперты не решаются прогнозировать, сколько времени потребуется на восстановление железнодорожных грузоперевозок углеводородов, поскольку существует слишком много факторов неопределенности, связанных с развитием мирового экономического кризиса. Большинство из них сходятся во мнении, что к концу года не удастся полностью восстановить грузоперевозки, которые во многом ориентированы на экспорт.
Экспортный товарооборот по углю, нефти и нефтепродуктам в 2020 году, скорее всего, останется ниже значений последних лет, полагают эксперты. Причины этого заключаются в том, что к концу года экономика стран Европы не успеет полностью восстановиться. По-видимому, грузоперевозки достигнут уровня 2019 года к концу 2021 года или к 2022 году. Объемы перевозок углеводородов, по мнению экспертов, будут постепенно восстанавливаться по мере роста спроса на них на мировых рынках. При этом ситуация с грузоперевозками во многом зависит и от еще одной волны коронавируса.
Минэкономразвития в ожидании сокращения мирового рынка угля
Согласно прогнозу социально-экономического развития РФ на 2021 год и на плановый период 2022–2023 годов, в ближайшей перспективе угольная промышленность столкнется с дополнительными ограничениями на внешнем рынке в силу политики перехода многих стран на использование альтернативных, более экологичных источников энергии, ужесточения экологических требований и введения «углеродного налога». Это обстоятельство приведет к существенному сокращению емкости мирового рынка и повышению конкуренции среди угледобывающих компаний, говорится в документе.
По мнению Минэкономразвития, в этих условиях, на фоне исчерпания возможности снижения железнодорожных тарифов, ключевым фактором повышения конкурентоспособности российского угля станет необходимость сокращения транспортного плеча и снижение себестоимости добычи.
Минэкономразвития также прогнозирует снижение объемов добычи угля в России в 2020 году на 10,5% по сравнению с прошлым годом, до 395 млн тонн. Снижение производства, как следует из документа, связано с низкими мировыми ценами на уголь и продолжением тенденции по сокращению объемов закупок рядом ключевых потребителей на европейском рынке.
В среднесрочном периоде в мире ожидается сохранение курса на сокращение объемов потребления угля и переориентации на использование наиболее калорийных марок углей.
Добыча угля в России, по данным «ЦДУ ТЭК», в январе — августе 2020 года сократилась на 8,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 259,9 млн тонн. Снижение добычи угля привело к сокращению его транспортировки по железной дороге.
Экспресс-оценка
Институт проблем естественных монополий провел экспресс-оценку снижения выручки компании «РЖД» и операторов грузовых вагонов в связи с падением погрузки в июле 2020 года. По расчетам ИПЕМ, за месяц недополученная выручка от грузовых перевозок составила 13,2 млрд руб., а с марта по июль — 86,4 млрд руб., если сравнивать с показателями 2019 года.
По данным «РЖД», в июле погрузка в сети железных дорог составила 103,8 млн т, что на 3,9% ниже показателя аналогичного месяца прошлого года, грузооборот — 209,3 млрд т (–1,8%).
По итогам августа пандемия коронавируса оказала наименее заметное (с марта 2020 года) влияние на выручку грузового железнодорожного транспорта России. По мнению экспертов ИПЕМ, финансовые показатели грузового сегмента железнодорожного транспорта России в августе были продиктованы уже долгосрочными трендами, а не влиянием карантинных мер противодействия пандемии. По оценкам «ИПЕМ», в августе «РЖД» впервые с марта получили рост выручки от перевозки грузовых вагонов. Относительно августа 2019 года он составил 0,9 млрд рублей.
В то же время в сегменте оперирования железнодорожным составом продолжает наблюдаться существенная недополученная выручка относительно 2019 года. По итогам августа ИПЕМ оценивает разрыв в 8,3 млрд рублей. При этом анализ показывает, что только 300 млн руб. из этой суммы было недополучено в результате непосредственного снижения погрузки, в то время как потеря 8 млрд руб. связана с падением ставок. В целом в сегменте оперирования в августе объем недополученной выручки по сравнению с апрелем, месяцем максимального снижения выручки
(–14,1 млрд руб.), сократился на 40%.
Совокупный объем недополученного «РЖД» дохода за март — август 2020 года достиг 93,8 млрд рублей.
По мнению экспертов ИПЕМ, в августе сегмент грузовых железнодорожных перевозок в России начал выходить
из-под влияния ограничительных мер. Падение ставок на подвижной состав было ожидаемо и до пандемии
из-за переизбытка парка грузовых вагонов, а COVID-19 ускорил этот процесс.