Прогноз для мирового нефтегазового сектора «стабильный» отражает ожидания экспертов агентства относительно конъюнктуры рынка в последующие 12–18 месяцев. По мнению аналитиков Moody’s, восстановление сектора ожидается до июня 2021 года, но средние цены и спрос останутся ниже докризисного уровня. После восстановления от минимумов второго квартала средние цены на нефть в 2021 году останутся на уровне от $40 до $45 за баррель, что ниже показателей, отмечавшихся до пандемии.
Несмотря на то что сектор переработки выиграет от роста спроса на нефтепродукты, после замедления во втором квартале, спрос, согласно прогнозу экспертов агентства, будет слабее, чем в 2019 году. При этом в ближайшие 12 месяцев отрасль вряд ли вернется к генерированию положительного свободного денежного потока.
Сохранение цены на нефть $40–45 за баррель приведет к тому, что капитальные затраты компаний в 2021 году продолжат сокращаться после значительного уменьшения в 2020 году. Оживление мировой экономики выглядит неубедительно из-за страхов по поводу сохранения признаков эпидемии и второй волны заболеваний.
Последствия пандемии
Рейтинговое агентство выпустило исследование, посвященное воздействию пандемии COVID-19 на мировой рынок нефти и газа. В нём отмечается, что пандемия продлит период повышенной волатильности цен, при этом упавшие из-за коронавируса показатели сами по себе не приведут к восстановлению спроса на мировом рынке, а все будет зависеть от восстановления экономики.
Moody’s ожидает, что в условиях растущих рисков для спроса на нефть и усиления давления со стороны регуляторов многие компании будут вынуждены сокращать инвестиции в новые нефтегазовые проекты, увеличивая расходы на переход к технологиям, подразумевающим более низкие парниковые выбросы, в том числе на альтернативную энергетику.
В исследовании отмечается, что масштабные потрясения, которые испытали рынки от пандемии, и кризис глобальной экономики в первой половине 2020 года окажут длительное воздействие на мировую нефтегазовую индустрию, нарушив долгосрочную структуру энергопотребления в развитых странах, а также повысит волатильность цен на нефть и газ на фоне постепенной перебалансировки рынка. Отмечается, что рост индустрии замедлится из-за большей неопределенности в отношении будущего спроса и меняющегося нормативно-правового регулирования.
Дисциплина на два года
Ожидается длительное восстановление спроса на нефть и газ в условиях перестройки мировой экономической активности, особенно на главных рынках потребления — в Китае, Юго-Восточной Азии и США. Эксперты агентства считают, что сфера предложения будет стимулировать перебалансировку нефтяного рынка, что потребует от стран производителей ОПЕК+ сохранять дисциплинированность в производстве, по меньшей мере в течение двух лет, чтобы спрос восстанавливался быстрее, чем предложение.
Мировые производители из стран ОПЕК+ и стран, не входящих в ОПЕК, в мае 2020 года отреагировали на резкое снижение спроса и цен изъятием с рынка около 10 млн барр. в сутки — это около 10% общего мирового производства в 2019 году. По мере того как спрос на нефть начнет восстанавливаться, мировой индустрии придется решать вопрос с хранящимися рекордными запасами сырой нефти и нефтепродуктов, что замедлит перебалансировку рынка, считают эксперты агентства.
Поиск новых возможностей
Волатильность цен на нефть и газ будет высокой в ближайшее время, однако в среднесрочном периоде можно ожидать определенного восстановления и стабилизации на уровне $45–65 за баррель — в 2021 году, в районе $40 для марки WTI и $45 за Brent. При этом эксперты ожидают, что некоторые производители из стран, не входящих в ОПЕК, скорее всего, возобновят производство сланцевой нефти при приближении стоимости к отметке $50, что лишь усилит нестабильность восстановления цен, если спрос будет расти медленно.
Moody’s отмечает, что более низкие цены сами по себе не стимулируют рост спроса на нефтепродукты из-за продолжающейся перенасыщенности рынка нефтью, и все будет зависеть от темпов восстановления глобальной экономики. Пандемия делает более неопределенным будущий спрос на нефть, усиливая давление на нефтегазовые компании, многие из которых будут вынуждены менять ассортимент своей продукции. В этой связи производителям придется искать новые возможности для активизации своей деятельности с меньшей интенсивностью углеводородных выбросов, благодаря диверсификации продукции.
До пандемии ряд крупных интегрированных компаний в последние два года активизировали свои усилия по сокращению парниковых выбросов, увеличив бюджеты на переход к технологиям и производству с меньшими выбросами. Такие затраты включают в себя инвестиции в возобновляемую энергию, биотопливо, поглотители углерода, технологии для экономики замкнутого цикла с высоким уровнем переработки отходов.
При этом эксперты Moody’s отмечают, что большинство компаний не будут повышать такие инвестиции в 2020 году. Чтобы компенсировать снижение цен и поступление денежных средств, им придется снизить капиталовложения на 30%. Однако по мере того, как в 2021 году большинство интегрированных компаний, скорее всего, возобновят свои инвестиции в традиционные нефтегазовые операции, им придется делать это под более пристальным вниманием властей и регуляторов.