Программа нацелена на обеспечение темпов экономического роста и показателей экономического развития Дальнего Востока, превышающих среднее значение по России. Для достижения этих целей необходимо реализовать комплекс мер.
Рассмотрим основные положения Национальной программы развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года, выделив среди них имеющие отношения к развитию в регионе инфраструктурных объектов нефтегазовой промышленности и топливно-энергетического комплекса в целом.
Географическое положение и численность населения
В Дальневосточный федеральный округ (ДФО) входят две республики — Бурятия и Саха (Якутия), четыре края — Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский, три области — Амурская, Магаданская и Сахалинская, а также Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ (Чукотский автономный округ и 13 улусов Республики Саха территориально относятся к Арктической зоне РФ). Административная столица ДФО — Владивосток.
Территория округа занимает 6953 тыс. кв. км, что составляет 41% общей площади РФ. В регионе проживает 8169 тыс. человек, или 5,6% общей численности населения России.
Протяженность государственной границы — 29 320,9 км, в том числе 6320,9 км — сухопутная граница с Китаем, Монголией и Корейской Народно-Демократической Республикой и 23 тыс. км — морская.
На Дальнем Востоке преобладают населенные пункты с низкой численностью населения, что является его характерной особенностью. Так, в 1614 населенных пунктах проживает до 5 тыс. человек; в 108 — от 5 тыс. до 10 тыс. человек; 64 населенных пункта имеют численность населения от 10 тыс. до 20 тыс. человек; 29 — от 20 тыс. до 50 тыс. человек; 7 населенных пунктов с численностью от 50 тыс. до 100 тыс. человек; в 12 городах проживает свыше 100 тыс. человек.
Близость к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР), на долю которого в 2018 году пришлось 60% мирового внутреннего валового продукта и 64,6% мировой торговли товарами и услугами, несомненно является для российских территорий Дальнего Востока экономико-географическим преимуществом.
ВРП и инвестиционная активность
В нацпрограмме отмечается, что валовый региональный продукт (ВРП) ДФО в 2018 году превысил 5,2 трлн рублей. Это составило 6,1% совокупного ВРП субъектов РФ. Наиболее высокие темпы роста валового регионального продукта Дальний Восток демонстрировал в 2010–2011 годы — 5–6% в год. По мнению экспертов, такие показатели были связаны с государственными инвестициями в инфраструктуру при подготовке саммита 2012 года, который прошел в рамках форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество».
В 2012–2018 годах ВРП региона не изменился, оставшись в реальном выражении на уровне 2011 года. В этот период инвестиции в Дальний Восток уменьшились на 26%. Однако уже в 2017 году они вновь стали расти.
Этому предшествовала большая работа по созданию на основе анализа условий ведения бизнеса и лучших практик преференциальных режимов для инвесторов, в 2014–2015 годах в формате федеральных законов был запущен ряд механизмов, среди них — территории опережающего развития (ТОР) на Дальнем Востоке и свободный порт Владивосток.
По мнению экспертов, эффект от внедрения подобных моделей, согласно результатам сравнительного анализа с преференциальными режимами в странах АТР, наступает после 15 лет с момента их создания, из них — 8–10 лет уходит на формирование и настройку нормативной базы.
Ориентированы на экспорт
В целях ускорения экономического роста в ДФО планируется активно развивать экспортно-ориентированные отрасли, которые не только обеспечат работой местных жителей, но и дадут приток инвестиций в регион. К таким секторам относят: добычу полезных ископаемых, в том числе нефти, газа и угля, нефтегазохимию, авиа- и судостроение, сельское хозяйство, лесоперерабатывающую промышленность, рыболовство и аквакультуру, логистику, туризм.
Чтобы привлечь инвестиции в нефтегазохимическую отрасль предполагается ввести механизм преимущественного предоставления в пользование нераспределенных месторождений нефти и газа под инвестиционные обязательства по строительству перерабатывающих мощностей или мощностей по производству сжиженного природного газа (СПГ); снять ограничения на экспорт СПГ с одновременным установлением универсальных требований к экспортерам этой продукции.
Для целей технологического присоединения угольного месторождения Эльга будет построено две воздушных линии электропередачи ВЛ 220 кВ «Призейская — Эльгауголь» с подстанцией ПС 220 кВ «Эльгауголь». Строительство ВЛ 220 кВ протяженностью 251 км выполняется в две цепи на отдельно стоящих опорах. В составе линии предусмотрены два больших перехода — через Зейское водохранилище (2 км) и через реку Демка (1,2 км). ПС «Эльгауголь» обеспечит электроэнергией объекты угольного разреза, а также горно-обогатительный комбинат, технологическое оборудование и поселок горняков на 5 тыс. человек.
На проектную мощность выйдет газопровод «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», что будет способствовать надежному газоснабжению потребителей Хабаровского и Приморского краев. К 2022 году протяженность линейной части магистрального трубопровода увеличится на 352,9 км, к 2023 году планируется запустить 32 МВт компримирующих мощностей, поднять годовую производительность газопровода на 4,01 млрд куб. м предполагается уже в 2021 году.
Магистральный газопровод «Сила Сибири» (транспортировка газа) эксплуатируется с 2 декабря 2019 года. В перспективе планируется реализовать строительство восточного маршрута, согласно инвестиционному проекту «Магистральный газопровод «Сила Сибири». Протяженность линейной части магистрального трубопровода — участок от Чаяндинского НГКМ до границы с КНР — вырастет к 2025 году на 3643,28 км, к 2024 году введут в эксплуатацию 1168 МВт компримирующих мощностей, проектная производительность газопровода достигнет 38 млрд куб. м в год к 2024 году.
На восточном маршруте «Силы Сибири» к 2025 году будет увеличена на 803,4 км протяженность линейной части магистрального трубопровода на участке «Ковыкта-Чаянда». К 2024 году построят 48 МВт компримирующих мощностей, что позволит выйти в этом же году на проектную производительность в объеме 24 млрд куб. м в год.
Национальной программой также учтено строительство магистрального газопровода «Сила Сибири — 2», что позволит обеспечить как реализацию договоренностей с Китаем по экспорту газа, так и совместно с расширением мощностей «Силы Сибири» решит проблему газификации регионов ДФО, а также привлечет новых инвесторов в развитие Дальнего Востока.
В Амурской области формируется центр газопереработки и газохимии, мощность которого не будет уступать ведущим нефтегазохимическим комплексам мира. В активной стадии строительство одного из крупнейших в стране и мире Амурского газоперерабатывающего завода. В ближайшее время начнется строительство газохимического комплекса и завода по производству метанола мощностью 1 млн т в год.
Продолжить геологическое изучение
Для обеспечения инвестиционной привлекательности в сфере добычи полезных ископаемых планируется повысить уровень геологической изученности территории ДФО в целях вовлечения новых игроков в освоение ресурсного потенциала недр; завершить изучение перспективных районов на стратегические виды минерального сырья с помощью государственной геологической съемки территории масштаба 1:200 000; предоставлять права пользования недрами для добычи золота гражданам РФ, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя («вольный принос»); создать правовую основу для разработки венчурных инструментов финансирования геологоразведочных работ; сформировать правовые основы по вовлечению в освоение полезных ископаемых и полезных компонентов, накопленных в отходах недропользования; в рамках подпрограммы «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр» государственной программы РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов» предусмотреть реализацию региональных геолого-геофизических и геолого-съемочных работ, работ специального назначения, проведение государственного мониторинга состояния недр, гидрогеологической и инженерно-геологической съемки, мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы углеводородного сырья; воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых.
Развитие транспортной инфраструктуры
Масштабные мероприятия планируются по развитию сектора транспорта и логистики. Здесь предполагается увеличить пропускную способность железнодорожных магистралей БАМа и Транссиба до 210 млн т, которые считаются инфраструктурным каркасом экономики Дальнего Востока. Они обслуживают не только крупнейшие грузообразующие комплексы на территории ДФО, но и обеспечивают транспортно-экономические связи других регионов страны с дальневосточными морскими портами и пунктами пропуска на границе с Монголией, Китаем и КНДР.
Масштабная программа модернизации БАМа и Транссиба ведется с 2013 года. На первом этапе, реализация которого рассчитана до 2021 года, провозную способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей планируется увеличить до 144 млн тонн. На втором этапе (завершится к 2025 году) их провозная способность возрастет до 182 млн т в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, а также будут реализованы мероприятия по электроснабжению тяговых подстанций.
Кроме того, в рамках инвестиционной программы «Российских железных дорог» начались предпроектные разработки железнодорожной линии «Селихин — Ныш» с мостовым переходом через пролив Невельского для обеспечения устойчивой транспортной доступности острова Сахалин.
Предполагается реализация мероприятий по увеличению мощностей морских портов Дальневосточного бассейна, в том числе строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса в бухте Мучке Хабаровского края, реализация мероприятий по развитию транспортного узла «Восточный — Находка».
Для дальневосточных портов введут зонирование и механизм передачи неэффективно используемых объектов портовой инфраструктуры новым инвесторам; обсуждается применение механизма субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным на реализацию проектов по локализации производства контейнеров и строительству сухих портов на территории Дальнего Востока.
На долю 29 дальневосточных портов приходится 25% грузооборота всех морских портов страны. Через Дальний Восток пролегает самый короткий морской путь из Азии в Европу — Северный морской путь (СМП), имеющий перспективные планы по увеличению провозной способности к 2024 году до 80 млн т грузов. СПМ рассматривается в качестве конкурентного транспортного коридора глобального значения. По мнению экспертов, нишей здесь должен стать транзит контейнерных грузов между портами Северо-Восточной Азии и Северной Европы. В целях обеспечения круглогодичного использования Северного морского пути для транзита грузов из Азии в Европу будет создана группировка атомных ледоколов «Лидер», а также установлена конкурентная стоимость ледокольного сопровождения судов. Кроме того, планируется обеспечить введение конкурентных тарифов для ледокольного сопровождения судов по Северному морскому пути; а также расширить использование моторного топлива, качество которого доведено до уровня европейских и лучших мировых стандартов.
В рамках госпрограммы «Развитие судостроения и техники освоения шельфовых месторождений» российским организациям будут выделены субсидии на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов, также планируется предоставление субсидий отечественным организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов. Так, в городе Большой Камень реализуется крупнейший проект — судостроительный комплекс «Звезда» с мощностью по строительству нефтяных танкеров дедвейтом до 250 тыс. т, крупнотоннажных судов ледового класса и элементов морских платформ. Всего в регионе работают 23 организации судостроительной промышленности.
В рамках государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» будет обеспечены модернизация и развитие российских мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей; создание с участием федеральных институтов развития региональной авиакомпании, обеспечивающей внутри- и межрегиональные перевозки на Дальнем Востоке на базе воздушных судов российского производства.
Особое значение в ДФО уделяют развитию авиационного сообщения. Обеспечение транспортной доступности для удаленных и труднодоступных регионов напрямую зависит от состояния и качества авиационной инфраструктуры. В рамках Национальной программы развития Дальнего Востока планируется реконструкция 40 аэропортов.
Отдельные районы Приморского и Хабаровского краев, Амурской области и Еврейской автономной области граничат с китайской провинцией Хэйлунцзян, в которой проживает 40 млн человек. В связи с этим особое значение приобретает вопрос развития трансграничных проектов и приграничных территорий.
Электрообеспечение станет надежней
Согласно Национальной программе, до 2024 года предусматривается разработка и утверждение документов перспективного развития электроэнергетики. Цель готовящихся документов — создать условия для гарантированного обеспечения доступной электроэнергией жителей Дальнего Востока.
В настоящее время принято решение о том, что механизм выравнивания тарифов (цен) на электрическую энергию до среднероссийского уровня в ДФО будет продлен до 2028 года. Планируется внедрение механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности. В целях замещения и вывода из эксплуатации неэффективных объектов генерации электрической и тепловой энергии в рамках нового механизма конкурсного отбора инвестиционных проектов на базе долгосрочного рынка мощности предусматривается обеспечить строительство и модернизацию генерирующих мощностей на Дальнем Востоке.
Будут построены и модернизированы Хабаровская ТЭЦ-4, Артемовская ТЭЦ-2, Владивостокская ТЭЦ-2 и вторая очередь Якутской ГРЭС-2. Планируется обеспечить переключение нагрузок котельных и иных неэффективных источников тепловой энергии на данные объекты тепловой генерации в радиусе их эффективного теплоснабжения. В Чукотском автономном округе для обеспечения устойчивого энергоснабжения потребителей и реализации перспективных инвестиционных проектов Баимской горнорудной площади планируется построить энергоцентр в Билибино и две одноцепных воздушных линии электропередачи (ВЛ) 110 кВ Певек — Билибино, а также ТЭЦ в Певеке, которая должна заместить Чаунскую ТЭЦ.
Дальний Восток в перспективе 2035 года
Для увеличения вклада Дальнего Востока в экономическое развитие РФ и стабильного роста населения необходимо обеспечивать темпы экономического роста ДФО, которые должны превышать среднее значение по России, вплоть до 2035 года. Этому будет способствовать последовательное и полноформатное применение особого подхода, в рамках которого регион станет площадкой для апробации новых решений и технологий для ускорения экономического развития страны.
В перспективе до 2035 года Дальний Восток будет развиваться как территория большей экономической свободы для жизни и ведения бизнеса. Для реализации личного экономического потенциала россиянам значительно упростят доступ не только к земельным участкам, но и к полезным ископаемым, лесным, водным и водно-биологическим ресурсам в масштабах, обеспечивающих их неистощительное использование. Согласно Нацпрограмме, система налоговых и других преференций для ведения бизнеса будет поддерживаться на конкурентоспособном уровне и должна стать лучшей в АТР.
В этот период в ДФО планируется развивать и в приоритетном порядке получать необходимую государственную поддержку на условиях соблюдения требований природоохранного и природоресурсного законодательства отраслевые промышленные кластеры (газохимический, горнорудный, лесопромышленный, рыбопромышленный, агропромышленный, пищевая промышленность, судо-, авиастроительный, космический, портово-логистический и туристский).
Предполагается создать условия для формирования вокруг строящегося Амурского газоперерабатывающего завода и планируемого к созданию Амурского газохимического комплекса пояса малых и средних предприятий, производящих продукцию переработки этилена и полипропилена. Естественные конкурентные преимущества на Дальнем Востоке получит горная промышленность.
Крупные нефтегазовые промышленные кластеры будут развиваться в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области, в том числе за счет активного освоения континентального шельфа РФ в Охотском море. Угольные промышленные кластеры будут созданы в Амурской области, Забайкальском крае, Республике Саха (Якутия), Сахалинской области, Хабаровском крае и Чукотском автономном округе. Один из крупнейших в мире центров урановой промышленности будет развиваться в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
Всего в экономике Дальнего Востока в перспективе до 2035 года будет создано 450 тыс. новых рабочих мест.
Финансирование и сроки
Финансирование реализации программы развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035 года будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов РФ, входящих в состав ДФО, и внебюджетных источников.
Минфин России совместно с федеральными органами исполнительной власти, участвующими в реализации Нацпрограммы, ежегодно при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период предусматривает необходимый объем финансирования на реализацию мероприятий.
Планируется, что программа будет реализована в 3 этапа:
- 1-й этап — 2020–2024 годы;
- 2-й этап — 2025–2030 годы;
- 3-й этап — 2031–2035 годы.
Правительство должно утвердить план мероприятий по реализации каждого этапа Программы. В целях обеспечения мониторинга исполнения и синхронизации действий ответственных исполнителей будет создан единый информационно-аналитический центр развития Дальнего Востока.
Национальная программа социально-экономического развития Дальнего Востока — это комплексная стратегия. Представляя ее на заседании в правительстве, премьер-министр РФ Михаил Мишустин заявил, что документ включает задачи, поставленные в ряде уже действующих национальных проектов и в государственных программах. Он также нацелил профильные министерства и ведомства на масштабную работу на многих направлениях. «Чтобы люди оставались жить и работать на Дальнем Востоке, им нужно создать для этого все условия — комфортное современное жильё, работу с достойной зарплатой. И, что важнее всего, открыть хорошие перспективы на будущее», — отметил глава российского правительства.
Как рассказал заместитель председателя правительства — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, в ходе подготовки программы от жителей поступило 16 518 предложений. «Всего в её создании приняло участие 230 тыс. человек. Были пересмотрены и откорректированы в сторону внимания к Дальнему Востоку национальные проекты. Определено, какие мероприятия проведёт каждое министерство. Создан масштабный документ. Его цель — сделать так, чтобы жизнь на Дальнем Востоке стала лучше», — подчеркнул вице-премьер.